БИБИСЕВА

15.05.2008



 Осторожно, люди!

Весной 1960 года я проходил практику в Таллинском порту на спасательном буксире «Пересвет». Сутки дежурства, двое свободных. В свободные дни нередко играл с местными джазменами, в ресторане или на танцах. На барабанах у нас частенько играл молодой веселый парень из интеллигентной семьи. Звали его Эри. Мать Эри, пианистка Анна Клас, была преподавателем у моей сестры в хореографическом училище. Однажды утром, сменившись с дежурства, я зашел к Эри домой. Он только проснулся, вставал с шикарного кожаного дивана и встретил меня в дверях в шелковой пижаме. Тут я кое что начал понимать, потому не удивился, когда на следующей игре Эри сказал, что с джазом ему пора кончать, потому что по настоянию мамы он поступает в консерваторию на дирижерский факультет. Продолжение этой истории я читал сегодня, в Интернете. Эри Клас, выдащийся современный дирижер, народный артист СССР, профессор, работавший в 40 странах более чем со ста симфоническими оркестрами. Думаю, что чувство ритма, отточенное в джазовом подполье, сослужило Эри потом хорошую службу. Я не случайно делаю акцент на ритме, потому что в европейской музыкальной культуре это — относительно слабое место. Бывает, что дирижер начнет в одном темпе, а закончит в другом, ускорит музыку от избытка чувств. Публика на это тоже внимания не обращает, поскольку переживает вместе с оркестром. Но, скажем, в африканской традиции ритм, постоянство темпа — это главное дело. С африканскими рабами эта традиция проникла в Америку, породила джаз, блюз и прочие жанры, и дойдя до Европы, незаметно изменила весь музыкальный климат. Ускорять, или, на музыкантском жаргоне, «загонять» стало делом неприличным. «С ритмом лажа!» — говорил наш главный музыкант на репетициях, а потом, устав повторять это без конца, всерьез подумывал завести говорящую птицу, которая повторяла бы эти слова вместо него: «с р-ритмом лажа!». В рок музыке и популярных жанрах проблему лажи в ритме решили, когда появились электронные барабаны, которые держали железный темп, не загоняя и не замедляя ни на грамм. На записях пластинок барабащики обычно записывают свою партию в наушниках, в которые подаются ритмичные щелчки с электроники. За последние почти сто лет через джаз, рок и поп народ привык к четкому ритму, втянулся в африканскую традицию, поэтому всякая размытость в этой области слушателю заметна. Массовый слушатель стал ритмически более требовательным. Недавний эксперимент с белым человечком, японским роботом Асимо, которого запрограммировали на дирижерство (пока только одного небольшого произведения) — еще одна примета на пути ритмизации. Асимо не только темп держит, но, при повторе, на репетиции, во второй и в третий раз показывает абсолютно то же самое, что нравится музыкантам. У Асимо есть еще много достоинств — на гастроли он может ездить не первым классом, как избалованные маэстро, а в грузовом отсеке, у него нет мании величия (еще не запрограммировали), он не устраивает скандалов по поводу того, что шампанское подали теплым, и так далее – вам картина понятна. Но, с другой стороны, без самолюбия, любви к музыке, полета фантазии, понимания своей гениальности настоящим дирижером Асиме не стать никогда. Пути к Божественному он пока не нащупал, софт надо дорабатывать.
 

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024