БИБИСЕВА

03.09.2015 Вспоминая «БибиСеву»



 Осторожно, люди!

Вчера вспоминали "Рок-посевы", трогательная получилась программа. Напомню, что передача выходила с 1977 по 2004 год, 27 лет.

Сегодня вспоминаем "Севаоборот", первую "живую" разговорную передачу на русском языке. Почти час эфира, с бутылкой красного вина на трех участников и гостя. Была там и вторая бутылка, которую отсылали в аппаратную, где сидели звукооператор и продюсер. И так все 19 лет.

Сегодня мне, думаю, следует вспомнить "БиБиСеву", последний выпуск которой прозвучит завтра, 4 сентября. Часы остановятся на отметке в 12 с половиной лет.

Программа "БиБиСева" появилась в эфире Русской службы в конце февраля 2003 года. Причин для создания было несколько.

Во-первых, уже некоторое время шло планомерное сокращение трансляции передач Русской службы на коротких волнах. Считалось, что это дорого и не соответствует современности. Другими частотами Би-би-си в России была не богата. Приходилось договариваться с ретрансляторами на местах.

Одним из них стал "Серебряный Дождь", но не нынешний московский, а региональный, охватывавший по радио ряд городов - от Кишинева до Курска.

Стиль передач, в рамках местного FM вещания должен был соответствовать новым реалиям. Старый, немного велеречивый стиль заморской корпорации не очень вписывался во все это.

Я тем временем ходил по этажу в Буш-хаусе и произносил страстные речи о том, что в России с 1991 года произошли перемены, что в стране действует 10 тысяч местных станций, которые сформировали новый формат вещания, чего не учитывать мы более не можем и т.д.

Известно было также, что последние года три я двигал ручки на пульте в эфире лондонского Первого Русского Радио.

Так и появилась идея совместить "гения и злодейство" — ведущий рулит передачей (включает-выключает микрофоны, подводит, когда ему надо, музыку под голосом, играет заставки и т.д.), то есть, технически организует поток, создавая упругость.

По содержанию программа планировалась как осмысление новостей за день, без излишней политтехнологии, нормальным человеческим языком. Дальняя цель, как я ее для себя определил, — сделать мировую политику более доступной, приблизить мир к России, а Россию к миру.

Странно, но политики я сам всю жизнь сторонился, как чего-то не вполне достойного. Поэтому, мягко говоря, глубинных познаний в этой области не имел.

Получалось, что я опять с моим народом. От его имени я, как ведущий, задавал простые и порой наивные вопросы человеку знающему. Чаще всего это был наблюдатель и главный редактор Андрей Остальский.

Он, кстати, принял деятельное участие в создании передачи, помог сформулировать формат, организовал поддержку в верхах и вообще помогал отбиваться от недругов, пока проект не встал на ноги.

Для Всемирной службы Би-би-си, организации уважаемой и почтенной, особенно для ее высокого начальства проект был новый и несколько опасный. Неформальные разговоры на серьезные темы в живом эфире могли быть восприняты как непозволительная вольность.

Примерно это и было высказано на расширенном прослушивании осенью 2003 года. Обсуждение поначалу шло мрачно, под сердцем был холодок. Положение спасла, как говорится, международная общественность. Присутствовавшие на обсуждении наши коллеги из разных языковых служб Би-би-си искренне нас поддержали и добавили — нам бы тоже такую передачу!

Опасность миновала.

Другим недругом стал отдел звукооператоров. Не весь отдел, конечно, но отдельные его представители. Здесь надо рассказать немного предыстории.

В 1977 году, когда я начинал, сессия звукозаписи была событием величавым. Ведущий, продюсер, звукотехники — один на микшере, второй на проигрывателях. Сценарий, в четырех экземплярах, тщательно размечался и первые минут двадцать-тридцать все эти технические разметки мы репетировали.

Теперь же, четверть века спустя, сценарий предлагался совсем иной. "Этот нахал" (то есть я) собирался контролировать эфир прямо во время своих разговоров, музыки, телефонных звонков и прочего. А кто будет следить за качеством?

Началась вежливая позиционная война, закончившаяся классическим английским компромиссом... Но свою ложку меда в бочку дегтя я все же добавил. Придумал и записал дома все заставки ("Джаз", "Классическая гитара", "Скотный двор", "Волшебная флейта", "Сулико", "Спасская Башня звонила Биг-Бену", "Самба на одной ноте" и другие).

Так прошли следующие 12 лет.

Как-то, находясь в славном городе Казани, я увидел огромный грузовик с высокими бортами, на них неровными буквами с подтеками краски было начертано "Осторожно, люди!"

Эта надпись дала название постоянной ежедневной рубрике в программе "БиБиСева".

Сейчас, на закате передачи, хорошо бы создать звуковой архив для грядущих поколений.

Тогда виртуальная жизнь была бы нам обеспечена.
 

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015