ПРЕССА

Сева Новгородцев в программе "Генерация"

<< к списку статей

30 августа 2004

сайт Rockmusic.Ru, 30 августа

Сева Новгородцев в программе "Генерация"

Как это ни кощунственно звучит, но радиопередачи "Рок-Посевы" и "Генерация" объединяют по меньшей мере две вещи: во-первых, обе программы закрыты, а во-вторых, в обеих можно было услышать голос Всеволода Борисовича Новгородцева. С той лишь разницей, что в эфире "Рок-Посевов" Всеволод Борисович еженедельно появлялся в течение 26 лет, а в "Генерации" - всего один раз и то на полчаса. Звонили мы в Лондон Севе Новгородцеву по случаю его Дня рождения с целью не только поздравить его с 64-летием, но и немного поговорить о том, в чём Всеволод Борисович эксперт высшего класса, - о роке и о радио. Интервью с ним в отечественной прессе редки, а программу с его участием вряд ли станут повторять. По счастью, этот выпуск был записан на кассету, дешифровка которой приведена ниже.

Здравствуйте, Всеволод Борисович.
Здравствуйте и вы.

Большое Вам спасибо за то, что уделили нам немного внимания.
Спасибо, что не забываете.

Да как можно! По счастью, у нас к Вам очень много вопросов - как у меня, так и у наших слушателей. Но для начала поздравляю Вас с прошедшим Днём Рождения.
Спасибо большое.

Есть вопросы, касающиеся Вашего мнения о ситуации на российской рок-сцене, поэтому сначала стоит спросить, насколько Вы интересуетесь российской рок-сценой?
Я интересуюсь ею и как человек, и как человек, работающий в определённой области. Я ведущий, как и Вы, на местном русском радио, и радио информационно-музыкальное, поэтому музыку мы играем, и если появляется что-то хорошее, я сразу это пытаюсь найти и выпустить в эфир.

И в том числе отечественных музыкантов?
Не в том числе отечественных, а только отечественных. Первое русское радио в Лондоне - иностранщины не играет ни одной ноты.

У нас есть вопрос от господина Резникова: "Кто из молодых российских музыкантов вызывает наибольший оптимизм?"
За всеми молодыми не уследишь. Я людей среднего возраста знаю, а такие подробности от меня ускользают, поскольку доходит до нас некоторое определённое национальное среднее арифметическое. Мы вдалеке и телевизора 24 часа в сутки не смотрим, десяти тысяч радиостанций, которые в России звучат, у нас нет, поэтому до нас доходит только то, что получило определённую массу, а так имён вам назвать я в большом количестве не смогу. Я до сих пор увлекаюсь, скажем, Умкой или Сашей Васильевым.

Тогда вопрос от Артёма: "Всеволод Борисович, на Ваш взгляд, русский рок скорее жив, чем мёртв?"
Вы знаете, я вернулся сейчас после недели проведённой в Швеции, и там становится понятной разница между, скажем, Англией, где всё кипит, бурлит и образуется, и странами, которые пользуются продуктом. Англию можно сравнить с Индией, где выращивают фрукт манго. Потом Индия его привозит в Англию, где это манго поедается. Так вот Швеция по отношению к Англии - как Англия по отношению к Индии в смысле манго. Продукт, произведённый в Англии много лет назад, до сих пор поедается. Мы там смотрели местное телевидение, и в основном все интересуются до сих пор крепким качественным тяжёлым металлом. Скажем, передачи про "Металлику" вызывают большой интерес. И в каком-то смысле Россия не совсем, конечно, Швеция, а, может, страна более продвинутая в музыкальном плане, но мы вынуждены были в течение многих лет чей-то продукт поедать, прежде чем свой научились выращивать.

И ещё один вопрос от Артёма: "Может ли радикальная музыка создаваться в условиях относительного материального благополучия?"
Ну конечно, может. Все революционеры были из богатых семей - вспомните нашу отечественную историю. На самом деле, материальное благополучие не препятствует революционной мысли, потому что, если вы почитаете любую духовную литературу - от тибетской до православной, - то там состояние счастья или несчастья не определяется деньгами. Это понятие бедного человека, что богатому всегда весело, но мы знаем из телесериала "Богатые тоже плачут", что богатство довольства и счастья в жизни ещё не образует. Желание чего-то нового и радикального может зародиться в любой среде, просто у богатого человека это будет диктоваться, может быть, более высокими посылами, потому как от жизни больше ничего не надо, кроме искусства, а бедному ещё и денег надо.

Если отвлечься от Вашей роли рок-ведущего, то какая музыка Вам лично ближе всего?
Я люблю музыку качественную, мелодичную в хорошем смысле, где есть композиторская задумка и где есть сочетание гармонии с мелодией, где есть внутренняя поэзия, как в хороших стихах есть застрочное пространство, так и в хорошей музыке есть своя внутренняя жизнь: гармония с мелодией взаимодействуют, разговаривают, там есть такая глубина. И, конечно, чтобы были проникновенные стихи, чтоб щипало, чтоб душа созвучно этой песне колебалась. Ну и, конечно, это должно принадлежать к твоему поколению по мироощущению. Например, хоть мне рэп и нравится, так, теоретически, но в него врубиться я уже на уровне потребителей рэпа вряд ли смогу.

До программы Вы говорили, что хотели бы услышать песню "Crosby, Stills, Nash & Young" "Teach Your Children".
Это, конечно, моя рок-н-ролльная молодость. Это пластинка "Deja Vu", которая мне попалась, ещё когда я жил в Ленинграде, ещё за границу я не уезжал - это начало 70-х годов, хотя сама пластинка, по-моему, конца 60-х.

Так вот мы эту пластинку нашли и песню "Teach Your Children" сейчас будем слушать.
Спасибо.

Звучит песня "Teach Your Children"

Очередной вопрос от господина Резникова: "Как Вы считаете, возможно ли сейчас придумать в музыке что-то настолько новое, что это положит мир на лопатки, как это случилось с "Beatles"?
Смотря кто будет придумывать. На самом деле, сейчас выясняется, оглядываясь на последнюю историю развития музыки, что всё происходит от общества и людей, которые в нём живут. Условно говоря, "Beatles" были выразителями того, что и так вокруг них в воздухе носилось, просто английское общество подошло к тому моменту. Другими словами, выражаясь простым языком, была масса замечательных, добрых и весёлых, изобретательных людей, которые жили в обстановке, где их не особенно давили, и они сумели выразить всё, что вот там нарождалось, в доступной им форме. "Beatles" были не единственной, как мы знаем, популярной в Ливерпуле командой - там народу такого было довольно много. Но просто им повезло по жизни: наставник им попался, аранжировщик хороший и так далее - жизнь удачно сложилась. Не будем забывать, что "Beatles" впервые пришли получать контракт на фирму Decca, где их с возмущением отвергли, потому что их восприняли просто как команду плохо умытых молодых людей, которые со средним качеством играют на гитарах и поют. Нужно было вынуть из них всю эту суть. А что касается придумать - общество должно иметь некую кассету новых идей, а для этого общество должно... не знаю... С ангелами разговаривать! Должны быть доброта, счастье, любовь, изобретательность, терпимость - главное. Тогда что-то появится. В смысле музыкальной технологии, мне кажется, сейчас временно наступило затишье, потому что в принципе почти всё изобрели. И когда появляется немузыкальная музыка, типа рэпа, она начинает всё завоёвывать. Но последняя волна певиц, типа Норы Джонс, показывает, что обойма далеко не исчерпана, что человечество нуждается в новых молодых исполнителях, которые то же самое расскажут другими словами и из тех же 12 существующих нот натаскают новые песни.

Вы опередили мой вопрос насчёт того, можно ли утверждать, что жанр вымирает.
Как я всегда говорил, на рояле всего 12 нот, и все уже композиторскими пальчиками давно истыканы. Тем не менее, музыка - то, что жизнь сама рождает и предлагает. Жизнь идёт вперёд - будут новые чувства и эмоции. Каждое новое поколение, в принципе, хочет открывать для себя жизнь по-новому. То, что делали отцы и деды, их интересует мало, а прадеды - это вообще уже никто не помнит. Вы сейчас попробуйте взять нотные сборники 1911 года, песенки, которые были тогда дико популярны, - сегодня это слушать совершенно невозможно. Но в те годы под эти песни рыдали и переживали, и все свои эмоции в них выражали. Дело это поколенческое, и мы со своей колокольни уже не имеем права особенно судить молодёжь.

Какова будет дальнейшая судьба "Рок-Посевов"?
Судьба "Рок-Посевов"... (хихикает) Ну, слава богу, хотя бы в повторах они выходят. У меня, вы знаете, проблема не только в том, дают на них бюджет или нет. Проблема ещё и в том, сколько меня в эфире появляется. У меня там уже есть две программы, третью как бы уже неприлично иметь. И с другой стороны, намекают тонко на мой возраст - сколько можно вообще молодёжной культурой заниматься? И, если честно вам признаться в узком кругу, то "Рок-Посевы" все 26 лет, что я их писал, были для меня ужасным еженедельным мучением, потому что быть весёлым и остроумным - это довольно большая работа. И за всей лёгкостью этого стиля стояли значительные авторские потуги. И поэтому сейчас, когда я уже полтора года не пишу, жизнь вдруг стала для меня такой лёгкой. Все эти журналистские экзерсисы, которые я делаю на работе, по сравнению с "Рок-Посевами" - это одна десятая нагрузки, потому что выразить чужую мысль - это совсем не то, что родить свою. Поэтому у меня сейчас жизнь лёгкая, как на каникулах. И я иногда думаю с лёгким ужасом: а вдруг дадут бюджет, что я тогда буду делать?

Продолжая тему радио, в чём секрет долголетия радио как средства массовой информации?
Радио вынимает подкорку из человеческого общения, саму суть человеческого общения выявляет так, как никакая картинка выявить не может, - по малейшему колебанию голоса, по звучанию его, по тому, что человек хотел вложить. И самое главное - радио, лишённое картинки, даёт каждому человеку возможность самому какую-то картинку для себя нарисовать. В частности, например, когда я после 15 лет вещания в отечество вернулся, то, естественно, я выглядел совсем не так, как кто-то себе это представлял. И в этом, собственно, прелесть радио - каждый себе рисует, что хочет. И радио, конечно, позволяет думать, слушать, сопереживать и в то же время мыть посуду. Это его главное достоинство в истории культуры.

Вы уже говорили о том, что у Вас сейчас две программы на радио, но Вы сами довольны тем, что в России Вас знают, прежде всего, как ведущего "Рок-Посевов"?
Да вы знаете, почему знают? Потому что не я всё это придумал. Там энергия-то народная. Я просто попал в тот момент, когда всё это было востребовано, это было нужно, и я старался соответствовать как можно больше. Но в "Рок-Посевах" почти все мелкие изобретения, в том числе и название, придумал не я - это люди придумали. Поэтому у нас был такой диалог в течение всех этих лет. Моя единственная заслуга в том, что я свою аудиторию любил и её лелеял - вот, собственно, и всё. А остальное так получилось. И старался для них, по мере сил.

Что касается литературной части "Рок-Посевов". Вы уже выпустили двухтомник "Рок-Посевы" и компиляцию "Sex, Drugs & Rock'n'Roll". Собираетесь ли Вы продолжить?
Да вроде фан-клуб набрал денег на третий том, не знаю, когда он выйдет, но работа идёт. Потому что, сами знаете, чтобы книжки напечатать, надо кучу денег занять, то сё. Рынок сейчас в России изменчивый, непонятно, что публике надо, время идёт - мы с вами поколенческую проблему уже обсудили. Но, отвечая на вопрос, работа по подготовке третьего тома идёт, и вроде бы мы даже нашли деньги для издания.

И Вы также говорили, что хотели бы услышать в нашей программе песню Билли Джоэла "She's Always A Woman".
Вот про первую песню, про текст, забыл сказать пару слов! Там в первом куплете сначала родители детей учат, а во втором - дети учат родителей. На меня наибольшее влияние оказал сын Алексея Леонидова, Буги, он же Бублик, семилетний. Я от него кучу вещей получил. А недавно у нас была девочка трёхлетняя, наша старшенькая, наше семейное продолжение жизни, так она тоже на взрослых повлияла со страшной силой! Мы до сих пор ходим её слова говорим, её жизненные концепции прорабатываем. Это что касается первой песни. А во второй, Билли Джоэла, выражено отношение мужчины с женщиной, как нигде больше: элегантно, красиво. И он ей всё прощает, хотя, судя по песне, она - сплошное средоточие порока. Что, говорят, у американских женщин иногда встречается.

Большое Вам спасибо за то, что Вы с нами поговорили.
Спасибо вам, звоните - всегда рад.

Полина Гвоздева, специально для РокмЬюзик.Ру

<< к списку статей