ПРЕССА

Пофестивалим!

<< к списку статей

25 июля 2005

П.Гвоздева, газета "Re:акция", июль 2005

Пофестивалим!

Если ты ужрался в хлам – это еще не повод считать, что фестиваль удался. Ты и сам потом с трудом восстановишь в памяти, а что же, собственно, было. Существует много способов сделать опен-эйр таким событием, о котором потом будут вспоминать много лет. В превращении фестиваля в легенду роль сыграть могут не только организаторы, но и зрители. Ты можешь стать тем человеком, который положит начало какой-нибудь замечательной традиции. Чтобы облегчить тебе решение задачи, как войти в историю, «Rе:Акция» рассказывает о самых легендарных фестивалях мира. А помогает нам в этом первый русский диджей, ведущий Русской службы Би-би-си, автор легендарной музыкальной программы «Рок-посевы» Сева Новгородцев.

Самый мокрый
В 2004 году британский фестиваль в Гластонбери оказался под угрозой срыва из-за бушующей стихии. Ливень смыл палатки приехавших на фестиваль зрителей и превратил место проведения мероприятия в одно большое озеро. Однако организаторы считают, что все прошло прекрасно.
Фестивалю в Гластонбери принадлежит еще один рекорд: надпись sold out красовалась на официальном сайте уже через два часа после начала продаж билетов.

Их подтопляет каждый год. Обычно, в Гластонбери в конце июня холодная, дождливая погода, но фестиваль не переносят. Сотни тысяч человек ходят по достаточно небольшой территории, и трава растаптывается в грязь буквально в первые же сутки, если идет дождь. И самый главный спорт – это с разбегу мордой в эту лужу прыгнуть и проехать на пузе метров пятнадцать. Оттуда вылезают еще в том виде, потом фотографируются – и полный кайф. Купание в грязи стало ритуалом.
Люди, которые на «Гластонбери» бывали, мне рассказывали в один голос, что жизнь там идет совершенно по другим законам. Народ тусуется, общается, и все знают, что они внутри безопасной зоны и можно разговаривать с кем угодно – типа огромного клуба. Это очарование заставляет ехать туда снова и снова.

Самый продолжительный
Международный фестиваль джаза в Монреале (Квебек, Канада) длится 11 суток. На него съезжаются 1,5 миллиона зрителей, чтобы стать свидетелями 400 концертов, в которых принимают участие 2000 музыкантов из 20 стран мира.

Люди необязательно сидят одиннадцать дней неподвижно. Приезжают послушать своих любимых артистов, уезжают. У нас, скажем, есть фестиваль искусств в Эдинбурге, куда приезжает полторы тысячи артистов. Посмотреть всех абсолютно нереально, представления идут круглые сутки на двадцати площадках. Народ туда большими косяками едет каждый год, и артисты в том числе, потому что есть возможность засветиться. Подобный фестиваль дает такую возможность.

Самый влиятельный
Этот фестиваль прошел в июне 1967 и положил начало Лету любви – Monterey International Pop Festival. В нем приняли участие Grateful Dead, The Doors, Jefferson Airplane, Джэнис Джоплин, Джими Хендрикс и The Who. Впоследствии многие фестивали придумывались и проводились по образу и подобию Monterey International Pop Festival, в том числе и «Вудсток».

Из истории этих фестивалей видно, что Самодеятельность с большой буквы «С» – это и есть формирующая сила истории, потому как все общественные процессы хаотичны по природе своей. Поэтому мне лично построение фестивалей по некой формуле не очень приятно. И мне кажется, в отечественных фестивалях, конечно, есть элемент хаоса, импровизации и прочего, но есть также и элемент формата, что неизбежно, когда воспринимаешь чей-то опыт.

Самый неформальный
На фестивале, прошедшем в августе 1969 года, закончилось Лето любви. Организаторы существенно просчитались, ожидая 50 тысяч зрителей, - на «Вудсток» приехало 400 тысяч. Охрана тоже не была предусмотрена, и все могли творить все, что душе угодно. Однако ни одной стычки зафиксировано не было.

Время было сладкое. Сплошные благоухания в воздухе разносились. Но «Вудсток» не состоялся бы, если бы в Америке не было мелкого и среднего бизнеса. Всегда есть фирмы, мелкие предприятия, которые могут всю инфрастуктуру выстроить. И вот эти предприятия и сделали «Вудсток».
Но там все так совпало – проявилась скрытая энергия народа. Молодежь искала единения. Они вели себя достаточно раскованно и смело. Это были совершенно чудесные люди, которые, кроме добра, ничего ближнему не делали. И именно в этом контексте надо воспринимать «Вудсток» – как полурайское предприятие, когда ни о каких беспорядках и речи быть не могло, потому что люди заведомо друг друга любили. Этот дух, кстати, сохраняется на некоторых английских фестивалях типа «Гластонбери».

Самый зажигательный
Фестиваль в Лидсе 2002 года запомнился своими беспорядками, в которых приняли участие 500 зрителей. Во время потасовки одному полицейскому сломали нос и в двух машинах разбили стекла. Финальным аккордом стало поджигание 70 биотуалетов.

Если фестиваль не удается, если вынуть волшебное содержимое фестиваля, то кроме безобразия на природе ничего не остается. Забор, грязь, холод, какие-то шумы со сцены идут... Именно поэтому нужно ценить хорошие фестивали, тот дух, который у них есть. Потому что это происходит вопреки всем материальным законам – вроде бы не должно получиться, а получается. Это как полет шмеля, который по законам аэродинамики не должен летать, а он летит.

Самый кровавый
Восемь человек погибли на фестивале Roskilde, проходившем в июле 2000 неподалеку от датского города Копенгагена. Трагедия произошла во время выступления группы «Pearl Jam», разбушевавшаяся толпа буквально растоптала несчастных.
В результате теракта на фестивале «Крылья» в июле 2003 года погибли 14 человек.

Бывает цепная реакция, когда толпа становится неуправляемой и никакими секьюрити ее не сдержать. И тогда у людей, физически слабо подготовленных, колени могут подкоситься. А когда падаешь вниз – все. Если музыка достаточно агрессивная, толпа может стать неуправляемой из-за энтузиазма. Сейчас, мне кажется, это уже невозможно, потому что никто так на музыку не западает, чтобы терять самоконтроль.
Что касается «Крыльев», фестиваль нужно было продолжать после взрывов. Что ж, сдаваться этим гадам, что ли? Берите с Лондона пример. Нас взорвали, на следующий день на том же автобусе по тому же маршруту все демонстративно поехали. Я был тогда в Нижнем Новгороде, но и я бы на автобусе этом поехал, потому что я вообще пофигист.

Самый благородный
13 июля 1985 года в Лондоне и Филадельфии прошел грандиозный благотворительный фестиваль Live Aid, организатором которого стал рок-музыкант Боб Гелдоф. На фестивале выступили более семидесяти исполнителей, в том числе Стинг, U2, Элтон Джон, Дэвид Боуи. Благодаря Live Aid голодающие Африки получили 200 млн долларов безвозмездной помощи. В фестивале приняли участие и советские музыканты – группа «Автограф», приехать они не смогли, но прислали видеопривет.

«Автограф» выступал по видеомосту. Организаторы фестиваля решили, что должны участвовать представители разных стран. И некий американский продюсер запросил Госконцерт, чтобы ему показали образцы групп. И выбрал «Автограф» – играют очень ловко, люди продвинутые. Что касается музыкантов, принимающих участие в подобных фестивалях, то, конечно, самореклама здесь имеет значение, но и намерения у них хорошие, денег же они за выступление не берут. Музыканты – как девушка: с одной стороны, оголиться хочется, чтобы привлечь внимание, с другой стороны, закрыться, чтобы за голые ноги не хватали.

Самый политизированный
Осенью 2004 года по штатам, в которых позиции Джорджа Буша были особенно прочны, прокатился передвижной фестиваль Vote For Change. Его участники – Pearl Jam, R.E.M., Брюс Спрингстин и многие другие призывали голосовать против кандидата от республиканцев Джорджа Буша на президентских выборах.

У американцев есть понятие «пррравды» с тремя «р», они иногда любят рубаху на груди рвануть и сказать: «Я амеррриканец! Я за пррравду борюсь!» Часто бывает, что их захлестывает: «Наших бьют!» С точки зрения европейцев, умудренных жизнью и вековой историей, все это выглядит достаточно наивно и по-детски. Поэтому на американские выпады я, как правило, не реагирую.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015