ПРЕССА

Она пролетела

<< к списку статей

18 сентября 2006

Сева Новгородцев о концерте Мадонны. "Итоги", 18 сентября

Она пролетела

Сегодня Мадонне впору анекдот, который рассказывали о Пугачевой. На вершине она, потом пустыня, дальше все остальные. Легенду, сотворенную Мадонной, не в силах разрушить даже полупустые трибуны на ее московском концерте, уверен Сева Новгородцев, тот самый, которого уже много лет представляют "город Лондон, Би-би-си"

В Москву приезжала Мадонна - случилось что-то из ряда вон выходящее. Но что стало главной темой для обсуждения? Может, новое шоу? Или нетривиальное решение артистки саму себя распять на кресте? Или слова о том, что российская демократия куда демократичнее американской? Отнюдь. Журналисты, с конца пера которых падает даже не соляная, а серная кислота, без конца твердят лишь об одном. На концерте в "Лужниках" вместо запланированных 75 тысяч смогли насчитать всего 50. По всей видимости, Россия оказалась единственной в мире страной, где Мадонна не собрала аншлага.

Причин называют множество. От неразберихи с площадкой и высокой цены на билеты до нежелания американских устроителей отдать менеджмент концерта местным профессионалам. Между нами говоря, американцам действительно не занимать административного идиотизма. Но мне все же кажется, свою роль в этом "провале" сыграл особый русский талант приглушать, припылять и слегка принижать любые явления и идеи. А с тем, что Мадонна - явление, никто, кажется, не поспорит. Больше скажу: артистов такого масштаба в мире больше не сыщешь.

Мадонна заслужила ажиотаж вокруг своего имени. Никому, кроме нее, не удается столько лет удерживаться на самом гребне. И всякий раз выдумывать себя заново. С моей точки зрения, Мадонна - единственная на сегодняшний день стилеобразующая артистка. Причем она не только служит иконой стиля, но может ударить и по мозгам. Всегда имеет свое мнение и никогда его не скрывает. Оттого меня нисколько не удивляет, что Мадонна находится в оппозиции к нынешнему американскому курсу и искренне ненавидит ретроградов. В нынешней Америке очень легко получить заряд такой ненависти без всякой специальной "накачки". А Мадонна ведь - нью-йоркская, начинала с подтанцовок и мюзиклов, среди богемы, которая всегда отличалась свободомыслием. Да и вообще в поле рок-культуры, где Мадонна по большому счету существует, полагается не уважать авторитеты. Не зря у этой артистки так много неприятностей со всяческими конфессиями. В Америке - когда выпустила свое знаменитое видео с черным крестом, который оживал и горел. В России - когда стало известно о ее концерте в Москве. Мадонна намеренно поддразнивает христианских фундаменталистов. Впрочем, не знаю, насколько эта женщина набожна, но духовность в ней явно присутствует. Все мы знаем интерес Мадонны к учению каббалы. Еще недавно никто толком и не знал, что это такое, но Мадонна понесла учение в массы.

Стилеобразующие артисты, способные кардинально изменить жизнь целых поколений, рождаются крайне редко. Кроме упомянутой дамы и группы "Битлз", я, честно говоря, вообще больше никого не припомню. Вы скажете: вот именно, что "Битлз". Пол Маккартни собрал в Москве аншлаг не в пример Мадонне. Маккартни, конечно, хороший парень. Однако при всем моем глубочайшем уважении к музыкальному дару сэра Пола по жизни он человек, мягко говоря, не очень умный. Если мы покопаемся в битловских скандалах, то выяснится, что против музыкального таланта, конечно, не попрешь, но на мыслителя Маккартни не тянет и все его попытки встать на цыпочки, чтобы дорасти до Леннона, оказывались неуспешными. А коленкор его московского аншлага был все же глубоко ностальгический. С Мадонной другое. Всем своим творчеством она, как трактор, тянет слушателей и поклонников в будущее. Постоянно задает материал для размышления. Никто не знает, где это зароненное зерно аукнется. Пути Господни неисповедимы. Увидишь на улице какой-нибудь дальней Испании панка и думаешь: да я же помню истоки этого движения! Потому что в 76-м жил на Портобелло-роуд, где панк был всего лишь увлечением местной шпаны, которую, казалось, можно разогнать одним нарядом полиции! А выяснилось, что вот уже десятилетия это движение влияет на огромную массу людей даже в далекой провинциальной стране. Или возьмите "Битлз". Чего только они не намутили: с языком, гармонией, музыкой, сознанием! И мир до сих пор трясет. И от Мадонны еще долго будет трясти, оттого-то ее явление и единичное, выбивающееся из новой музыкальной волны, способной лишь на повторение уже произнесенных истин.

Заметьте: стилеобразующих артистов нового времени взращивает именно британская культура. Мне это кажется неслучайным. Раньше в Англии считалось неприличным жить с родителями по достижении 18 лет. К этому возрасту ты должен был уже настолько сформироваться и обустроить собственное существование, чтобы не служить кому-то обузой. Поэтому английские дети вынуждены рано взрослеть, формируя тем самым почву, необходимую для создания самобытной молодежной субкультуры. Молодежь, способная к самостоятельным решениям и собственному эстетическому выбору, постоянно подпитывает британскую культуру. А без такой - невзирающей на авторитеты и ничего не боящейся - "свежей крови" невозможно открытие новых направлений и течений. Эта поведенческая особенность и обеспечила Лондону статус самого модного и продвинутого города. Вот только сегодня, к сожалению, здешний климат меняется. Не удивлюсь, если через четверть века поднять свою молодежную культуру над всем миром англичанам уже и не удастся. А пока... Пока Мадонна большую часть года проживает именно в Лондоне.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015