ПРЕССА

Сева Новгородцев: «Рок-н-ролл сам за себя постоит»

<< к списку статей

Б.Литвинцев, Classic Rock N4, апрель


Classic ROCK беседует беседует с Севой Новгородцевым, который любезно согласился поучаствовать в фестивале, посвященном 10-летнему юбилею нашего журнала, в качестве ведущего.
Интервью и фото: Борис Литвинцев

Несколько поколений людей, живших в Советском Союзе, и живущих сейчас в России обязаны своей любовью к року, к рок-н-роллу вашим программам. Журнал Classic ROCK в этом году празднует десятилетие в России, и мы это дело отмечаем фестивалем, в связи с чем приглашаем вас поучаствовать в качестве ведущего, и надеемся, что вы наше приглашение примете.

Спасибо!

Как вы думаете, почему рок, который теперь уже по праву называется классическим, до сих пор слушают миллионы людей?

Музыка, которую мы слушаем сегодня, когда ходим в филармонию, в принципе, вынута из контекста. Скажем, музыка 18-го века религиозная по своей сути, её без Бога раньше слушать было невозможно. Сейчас она просто несёт в себе что-то, и у кого есть в душе соответствующая струна – тот отзовётся. И, в принципе, рок – я уже много лет это говорю – ложится следующим геологическим слоем в эту скалу мировой, а значит слегка окаменевшей культуры. Всё, что создано, уже не уничтожишь, оно навсегда останется. Рок-н-ролл, как штука демократичная, позволяющая самовыразиться, изобрёл целую кучу изобразительных средств, а это, в свою очередь, породило свободное воображение молодёжи. Но молодёжь, по неизбежному закону природы, стареет, и всё это слегка остывает и откладывается вот этим самым слоем... Поэтому рок-н-ролл – классический рок-н-ролл, то есть, тот, где надо уметь играть, петь и прочее, – конечно, всегда будет иметь право на существование, и, вполне возможно, что скажем, в 3011 году рок-н-ролльные фестивали будут проводиться примерно в тех же местах, что и сегодня.

То, что на Западе принято называть «трибьют-культурой », имеет ли, на ваш взгляд, шансы прижиться в России? Есть ли здесь перспектива у трибьют-движения?

Ну, лучше всего, конечно, изображать артиста, который уже умер, потому что его уже нет, и когда ты его изображаешь, то ты как бы перенимаешь у него эстафету. А потом, есть известная байка о том, как Чарли Чаплин инкогнито участвовал в конкурсе на лучшего Чарли Чаплина и пришел седьмым. То есть, в развитии культуры неизбежно наступает момент, когда копия становится лучше оригинала, потому что оригинал тускнеет, стареет, а копия, ведомая неким восторгом по поводу оригинала, готова заниматься этим до бесконечности, пока всё не будет звучать так, как ей надо, и у этого «трибьютного человека» энергии ещё полно! Поэтому, с данной точки зрения, конечно, всё это имеет смысл. Другое дело, что снобизма у зрителя еще хватает, и он говорит: «Ты мне оригинал подавай! Пусть он даже старый, хриплый и немощный, но я хочу того самого видеть! А копию мне не подсовывай!» Так что, видимо, определенный переходный период будет, но, в принципе, за трибьютными группами будущее, просто в силу фактора времени, поскольку именно они будут нам напоминать, какими были те оригиналы.

В этой связи не кажется ли вам, что, по большому счёту, классические музыканты, исполняя на сцене музыку Бетховена или Гайдна, это и есть в каком-то смысле трибьют? Ведь люди, которые ходят в филармонию, в концертный зал, не ожидают, что на сцену выйдет сам Иоганн Себастьян Бах?

Да, это трибьют в чистом виде, конечно. Но в рок-н-ролле специфика другая. Потому что за ним ещё стоит энергия времени и влияние групп и исполнителей друг на друга. Скажем, «Битлз», Мерсисайд, Ливерпуль – там же было несметное число команд, и все они, в принципе, там друг на друга влияли и музыкантами менялись. Просто «Битлз» остались в истории, а остальные ушли. Но время, энергия и место, которое создавало эту музыку, как бы живёт. Поэтому в рок-н-ролле всё несколько более специфично.

Кто-то из известных рок-музыкантов сказал, что рок умер в 75-м, когда ушли... и перечислил печальный список музыкантов от Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, Джима Моррисона, Брайана Джонса... и закончил, кажется, Полом Коссоффом, подведя итог, что рок умер, и больше ничего не будет. И, тем не менее, хочется верить, что энергия и драйв рок-н-ролла, рока 60-х – 70-х годов не умрут.

Конечно, рок-н-ролл за себя постоит. Всякая музыка непонятным образом вызывает движение души у какой-то части населения, и поэтому... как раньше было: глухая деревня, все слушают гармошку, и вдруг какой-то непонятный человек оттуда лупит ночами на гитаре, занимается, струны рвёт, а потом выходит в большие люди. Вот этот непонятный механизм, когда музыка находит своего героя, своего человека, будет продолжаться. Поэтому, как сегодня до сих пор играют на каких-нибудь блокфлейтах пятнадцатого века, так и рок-н-ролл всегда будет находить отзвук в душе, и будут у него свои клиенты, музыканты, исполнители и, соответственно, слушатели.

Сегодня развитие технологий привело к тому, что мало-мальски креативный человек, не обязательно даже знающий музыку и умеющий играть, может с помощью домашней студии, которая состоит, строго говоря, из компьютера и мощной программы, на виртуальной клавиатуре и каких-то там виртуальных объектах, создающих виртуальные звуки, писать некие треки. Стало быть, необходимо признать, что интернет, как средство распространения музыки и практически безграничного хранения, доступа, обмена идеями скорее даст толчок развитию музыки, чем сдержит его. И, одновременно с этим, кризис носителя показал, что, по большому счету, паразитировавшие на артистах лейблы сейчас настолько отстали от развития индустрии, что практически выпали в осадок и ничего не могут противопоставить...

Ну, они все уже в интернет перешли. Бизнесменов недооценивать не надо! Они везде, где только есть возможность заработать. Но вы совершенно правы, свобода у музыкантов совсем другого уровня: не нужно ничего штамповать, вырезать или клеить... Они могут сами напрямую выходить, и публика голосованием сделает ту работу, которую раньше выполняли специальные, особо продвинутые люди. Сейчас этого нет, потому что есть естественный процесс. В чем, например гениальность Google? В чём их фишка, в чем их алгоритм? Они просто эксплуатируют народ, массы! Они смотрят, какие у них ссылки, на что народ ходит. И потом подсчитывают количество и выдают то, что народ уже выбрал. Вы понимаете? Вот в этом гениальность интернета! В этих поисковых машинах изначально заложена какая-то демократическая модель! Так что мы живем совсем в другое время, и думать надо иначе, следить за тем, на что реагирует народ.

Строго говоря, те, кто творят музыку, по большому счёту, не сильно рассчитывают на доходы – они настоящие творцы, просто выражают себя, своё сиюминутное ощущение, свою душу, и все это становится или не становится популярным, приносит доход или не приносит. Если прежде лейблы, например, вкладывали средства не столько в продакшн какой-то музыки, сколько в ее промоушн, то сейчас гигантские деньги тратятся на то, чтобы вывести очередного условного... Как мальчика звать? Джастин Бибер, по-моему. Какой-то сумасшедший дом, прорыв прошлого года...

Это несколько другое. В чём секрет поп-музыки? В том, что каждому новому поколению, каждому условному 6-му классу «Б» нужен свой герой. Это пубертация, изменения гормонального фона в организме, всем этим девочкам или мальчикам нужно что-то, что они в данный момент любят, потому что плюшевого мишку они оставили, а настоящего бойфренда или герлфренд еще не завели. И вот этот Бибер и им подобные заполняют данную нишу, они будут регулярно появляться, потому что промышленность их направленно ищет, раскручивает. Все это было с незапамятных времён и всегда будет.

Но можно ли представить себе, что спустя какое-то время свобода в интернете, распространение идей, и музыкальных в том числе, достигнет таких масштабов, когда навязать публике такого искусственно раскрученного таланта, этого самого заменителя плюшевого мишки будет уже невозможно?

Понимаете, маркетологи тоже идут за технологией, постоянно что-то исследуют в этой области, у них уже есть новые приёмы... Потому и интересно жить, что будущее прошлое никогда не повторяет, оно развивается на принципиально другом уровне. И музыкальные критики все время следят за событиями, потому что они пытаются найти вот это новое зерно. «Битлз» перевернули жизнь в стилистическом плане. Потому что после них жизнь была уже совершенно другая. И в этом смысле они историчны. А слабость некоторых новых коллективов в том, что они никакого нового стиля с собой не несут. Это, в принципе, повторение всего того, что было. В этом нет ничего дурного, и трибьют-группы – прекрасное тому подтверждение, ибо они работают в той нише, в которой определенное поколение чувствует себя уверенно, привычно и комфортно: здесь и приятные воспоминания, и ощущение собственной молодости, и так далее. Весь рок-н-ролл построен на сексуальной энергии, и МЫ сегодня, в свои преклонные годы, когда слушаем ту старую музыку, вспоминаем самих себя в былые годы. Поэтому сейчас я уже не буду заводиться на какого-нибудь там Бибера.

Что ж, завершая беседу, хотелось бы, чтобы вы сказали какие-то слова напутствия читателям Classic ROCK.

Я знаю, какой это героический труд – издавать рок-журнал. Я сам этим занимался полтора года, и помню все эти бессонные ночи, жуткий стресс и напряг. Поэтому я отдаю должное издателям журнала в их героическом труде, понимаю их заслугу и перед музыкой, и вообще перед народом. И желаю, конечно, дальнейших успехов, пусть будет и двадцать, и тридцать, и сорок лет, и сколько угодно! И фестиваль, который завязан на журнал, должен объединить людей, которым друг с другом не надо долго объясняться, потому что все пришли слушать то, что они любят! И вот в этом замкнутом, может быть, не очень большом объёме народа можно будет мгновенно найти друзей, потому что они и так уже фактически ваши друзья! Поэтому и журнал, и фестиваль объединяет людей, которые одинаково мыслят, которым нравится одно и то же. У меня вообще есть теория, что нет ни рабочего класса, ни крестьянства, ни дворянства, а есть люди, у которых вкусы рабочие, крестьянские или дворянские. А у нас, господа, вкусы рок-н-ролльные. Соберёмся на фестивале и будем «козу» показывать!

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024