ПРЕССА

Сева Новгородцев: «Америке повезло на радиоведущих!»

<< к списку статей

22 февраля 2017

сайт «Радиоведущие.ру», 22 февраля

Сева Новгородцев: «Америке повезло на радиоведущих!»

Сева Новгородцев рассказал о секретах работы на радио

Сайт Радиоведущие.ру

Легендарный ведущий Русской службы BBC Сева Новгородцев дал сотни интервью. Однако о мастерстве современного радиоведущего Севу спрашивали не часто. Радиоведущие.ру поговорили с мэтром о тонкостях профессии, о технике работы с микрофоном и о том, почему ранний Новогородцев говорил в эфире «голосом барсучка из мультика».

Современное радио стало очень технологичным. Как вы к этому относитесь?

- Главной мотивацией, главным движущим моментом любого развития является человеческая лень. Поэтому на высокотехнологичной станции работать легко. Нажал кнопку – всё пляшет и поёт.

Я помню и старые технологии. Начало 80-х. Студия BBC. За стеклом аппаратная, в аппаратной сидит техник, который двигает ручки, рядом техник, который заводит пластинки. Техник ждёт, когда ему дирижерским жестом скажут, когда ставить иголку. Там же находится продюсер. У каждого из них есть копия сценария, скрипта, где прописано по секундам, что надо включать, где и когда, после каких слов. Такой же сценарий есть и у меня, для того чтобы записать программу. Сразу в эфир её пускать ни в коем случае нельзя. Нужно провести полную техническую и сценографическую репетицию. Нудно, сложно, запись длилась бесконечно.

А потом на BBC я выбил себе разрешение пользоваться диджейской студией. Мне один урок дали, после этого я уже двигал все ручки сам. И это был мой шаг к тому, что вы называете высокотехнологичным радио.

Ощущение от студии, которой ты пользуешься сам, невероятные. Ты дирижер оркестра, и никто тебе не мешает. Работа бригадой - это всё равно, что управлять машиной голосом, сидя на заднем сиденье.

Если у тебя с координацией собственных движений и речью разногласий нет, то ты можешь одновременно говорить и нажимать кнопки. Появляется такая динамика, которую в старом режиме, в старом формате достичь невозможно.

А вам не кажется, что видео, которое стараются использовать все кому ни лень, убивает магию радио?

- На политическом радио использование видео оправдано, потому что видно, когда человек врёт или жеманится.

Мне очень важно видеть, как люди одеты, как они стилистически по жизни себя ведут. Если человек проповедует высокие эстетические принципы, а сам пришел на эфир в желтой рубахе, в синем свитере и с носками в полоску, у меня будут возникать некоторые сомнения по поводу его эстетической программы.

Но вы правы, целиком переводить радио в картинку нельзя. Мое глубокое убеждение, что сила радио в том, что под него можно вязать крючком и мыть посуду. При этом ты включен в радио полностью, но рукам это не мешает делать своё дело. Это очень удобно.

Какое радио вы слушаете?

- Я после многих лет работы на радио являюсь абсолютно фанатичным радиослушателем. Когда ложусь спать, беру свой мобильный телефон Apple 5, в котором у меня есть приложения с двумя десятками станций, которые я слушаю. Последовательность у меня одна и та же. Я начинаю с би-би-сейского «Радио 4». Это такой канал для интеллигенции и олитературенной публики.

Если они несут чушь, я переключаюсь на израильский канал «Радио Reka», где хоть и с сильным израильским акцентом, но люди подчас рассказывают очень интересные вещи. Не только касающиеся Израиля и его враждебного окружения, но и культуры, музыки и так далее.

В этом списке есть и «Эхо Москвы», которое не всегда удаётся удержать долго в моем поле внимания. Меня раздражают все паразитные звуки и неспособность радиоведущих координировать скорость мышления со скоростью речи. Я говорю всем, кто часто э-кает и мэ-кает в эфире: «Господа, либо говорите медленнее, либо думайте быстрее!».

Профессионализм каких российских радиоведущих могли бы отметить? Доренко, Венедиктов, Соловьёв?

- Люди, которые работают на государственных каналах, вроде Соловьева, находятся за «красной чертой» для меня, потому что это слушать нельзя, просто душу погубишь. А из прогрессивных – Венедиктов. Он говорит довольно внятно, но до Ника Ферарри ему очень далеко.

На Фонтанке FM в Ленинграде некоторые ведущие лихо разговаривают. Но в основном я никаких российских радиоведущих по технике вещания, использования микрофона и изложения собственных мыслей не могу поставить на тот уровень, которым бы восхищался и пытался у них что-нибудь перенять.

А кто такой Ник Феррари?

- Есть такой канал в Лондоне, называется LBC. Это целиком разговорная станция. В студии сидит ведущий и без всякой музыки либо свои философские взгляды излагает, либо обсуждает их со звонящими.

Каждый день с 7 до 9 по Гринвичу на LBC работает атомный человек с фамилией Феррари, как гоночная машина. Зовут его Ник. Он англорожденный человек, с прекрасно поставленным, красивейшим баритоном, который говорит с такой скоростью, которую даже в Америке можно найти только на лучших их станциях.

Не запинается никогда, мыслит быстрее, чем говорит. Ник использует все регистры речи: и низкий баритон близко к микрофону, и посыл, когда ему надо переспорить собеседника, с тем, чтобы его слегка поджать психологически.

Ника Феррари, конечно, можно слушать бесконечно, потому что это квинтэссенция мастерства радиоведущего. Это тот радиоведущий, в котором сочетаются абсолютно все таланты: эрудиция, блестяще поставленная речь, ясное мышление, быстрая реакция, смелость и уверенность в себе.

Кстати, у ведущего, кроме уверенности в себе, другой валюты, собственно говоря, и нет. Я это часто объяснял своим коллегам на BBC, которые пытались меня критиковать и поправлять. Я отвечал: «Ребята, я, конечно, принимаю все ваши поправки и критику. Но вы поймите, ведущего выводить из равновесия и вселять в него неуверенность в себе ни в коем случае нельзя. Потому что он «сдуется» и не будет в нём совершенно ничего, что можно было бы предложить почтеннейшей публике».

Должен сказать, что Америке очень повезло на радиоведущих.

Почему так произошло?

- У меня есть теория. Когда из Англии люди уезжали в Америку в начале 18-19 века, то они как в плавильном котле создали общую культуру, в том числе и культуру преподавания языка.

В Америке, раньше чем в Англии, начали фонетическое обучение детей чтению. При этом у них автоматически ставится дикция, проекция и наполнение голоса. Поэтому, если вы поговорите с американцами, то 8 из 10 говорят громко, четко и подчас на русское ухо слишком самоуверенно.

Когда я работал с американцами, у меня было ощущение, что они думают ртом. Они произносят мысль быстрее, чем она в голове созрела. Но для радио это подходит идеально. Если вы переберете любые провинциальные американские станции, то сможете составить себе целый букет любимых ведущих. У всех у них есть одно общее: американские радиоведущие не мямлят, все говорят четко.

Американская система обучения чтению и выражению себя прекрасно работает благодаря единообразию. Конечно, есть Техас, который отличается от Бостона, и так далее. Но в целом Америка говорит на одном внятном языке. А вот Англия, к примеру, до сих пор разделена на 30-40 языковых регионов.

Вы начинали на радио как диджей. Если бы вы записывали свои ранние хит-парады с багажом знаний, который у вас есть сейчас, что бы вы изменили?

- Я всегда в шутку заявляю: «Ранний Новгородцев говорил голосом барсучка из мультика». Что-то такое мягко бурчал в микрофончик. И это имеет своё объяснение. Это сейчас мы говорим с драйвом, с подачей, с хорошей дикцией, но тогда это было реакцией на слишком правильную манеру советских ведущих.

Дикторы мужчины говорили абсолютно идентично. Точно так же как и женщины. Они говорили грудным голосом, неотличимо друг от друга, с открытой подчеркнуто поставленной дикцией.

В ответ на фальшь советских радиоведущих я говорил в эфире как с приятелем. Негромко, близко к микрофону, расслабленно. С тем, чтобы получался задушевный разговор, и возникало доверие.

Потом со временем, в ответ на критику молодых, я начал драйва добавлять и понял, для того чтобы звучать на радио, быть понятым, и чтобы тебя воспринимали, нужно применять к эфирной работе некоторые сценические требования. Ведь нельзя же выйти на сцену и говорить тихо!

Согласно моей профессиональной теории, звук, исторгаемый изо рта ведущего, надо представлять в виде потока воды. Есть люди, у которых вода течет по физиономии и падает на грудь. Есть их полная противоположность - люди, которые вещают в стиле итальянского тенора, как Жириновский.

Идеальная проекция, с моей точки зрения, это где-то 30-50 сантиметров. В полуметре от тебя звук фокусируется и звучит оптимально. Вот такая у меня теория вытекающей изо рта воды.

Вы самостоятельно написали несколько тысяч программ. Что надо делать профессиональному радиоведущему, чтобы не исписаться и не утонуть в штампах?

- Я часто слушаю российских радиоведущих и подмечаю климат, существующий на разговорном радио. Все щедро делятся своим мнением. Я, в принципе, к этому отношусь очень осторожно, потому что задача радиоведущего – набрать факты, информацию и то, что нужно, и передать это максимально нейтрально, не включая свой собственный вкус и выбор, для того, чтобы ведущий был каналом, а не источником.

Ведущий – не маяк, а зеркало, в которое какой-то маяк посветил, а оно только отразило его луч. Если вы будете этим каналом, этим зеркалом, то происходящее в мире или в избранной сфере знаний будет проходить через вас и уходить в эфир к слушателям.

Вот и весь секрет. В этом варианте вы никогда не испишитесь. Потому что вы будете всегда являться носителем идей, а идеи не кончаются никогда. Если вы замкнетесь на себе любимом, будете делиться своим мнением, то в скором времени заметите, что стали менее интересным, не растете и не двигаетесь.

Созерцание себя в эфире к добру не приводит.

Вы за свою карьеру взяли очень много интервью. Какое интервью хотели бы пережить ещё раз с точки зрения ощущений?

- Были встречи очень эмоциональные. Например, с Сергеем Безруковым. Мы делали её формате видео, он приходил на BBC. Но интервью «порезали» совершенно нещадно. Оставили только 5 минут, хотя в оригинале были очень эмоциональные моменты. Он рыдал, и я рыдал. Если бы это показать полностью, было бы здорово.

Почему вырезали живые моменты?

- На BBC сейчас восторжествовало «средне-арифметическое радио», поскольку новое начальство пришло из техников, а людей с актёрским, режиссёрским бэкграундом нет. Они отличные ребята, я их люблю, мы с ними общаемся и дружим, но у меня есть с ними некоторые артистические разногласия.

Сева, у всех ваших программ, хоть их было немного, всегда были точные и яркие названия, которые сразу запоминались. Скажите, как рождается гениальная этикетка?

- Конечно, мне было бы соблазнительно всё приписать своей гениальности, но названия были придуманы не мной.

«Рок-посевы» – люди придумали.

«Севаоборот». В советское время все новости начинались с выплавки стали, а затем шли новости сельского хозяйства об уборке, посевных, прополке и так далее. И слово севооборот звучало довольно часто. Но народ не понимал, зачем этот севооборот был нужен, особенно молодежь. Пионеры в лагере интеллигенцию недолюбливали, особенно такую полуеврейскую вроде меня, и давали какие-нибудь клички. Поэтому Севооборот стал моей кличкой с детства.

А потом выяснилось, что я - Сева, который на радио берёт гостей в оборот, и нужно было в готовом названии изменить всего одну только букву. Графически это выглядело так. В слове севооборот была зачёркнута одна «О» и справлена на «А». Мы этот символ выводили на футболки, они пережили пять или шесть разных выпусков. У коллекционеров они до сих пор бережно хранятся.

А последнее название «Би-Би-Сева» я уже и не помню, кто придумал. Это народное, откуда-то из Нижнего Новгорода. Какой-то остряк выдумал, он сейчас вроде бы на телевидении работает.

Вы рассказывали и писали о творчестве многих рок-групп. О творчестве каких рок-музыкантов стоит рассказывать детям в школе или студентам в институте?

- Думаю, что о группе Queen. Поскольку в ней сочетается бесшабашность молодости и рок-н-ролла со скрытым образованием её участников. Брайан Мэй, например, астрофизик. Сам Фредди Меркьюри был вполне обученный художник. Все участники с колледжами, из приличных семей.

Хоть они придуривались и встраивались в молодёжную культуру как Pink Floyd, но умище-то не спрячешь. Образование и воспитание никак в себе не затопчешь, поэтому у них получился по-настоящему благородный продукт.

В музыке Фредди Меркьюри есть и трагедия, и симфонизм, и широта культурного подхода. Например, когда я слышу песню «Барселона», которую он поёт вместе с Монсеррат Кабалье, я не могу сдержать эмоций. Даже сейчас, когда о ней вспоминаю. Ну, просто до слёз доводят человека.

Вам сны снятся на каком языке? На русском или на английском?

- Ну, английский, слава Богу, уже отошёл на задний план, сейчас я живу в славянской среде. Русского языка очень много в моём обиходе – жена русская, слушаю русские радиостанции. Общаюсь в Фейсбуке на русском, наше содружество тоже на русском говорит. Поэтому, если и сны снятся, то без всякого языка. Ели что-то не то съел, то кошмары со всякими образами, что ты куда-то не туда попал. (смеется)

Вы наверняка знаете, что в России есть серия книг «Жизнь замечательных людей». Как бы вы отнеслись к появлению книги «Сева Новгородцев» в этой серии?

- Если честно, я эту книгу уже сам написал и издал. (смеется) Она называется «Интеграл похож на саксофон», издательство «Амфора». Очень рекомендую! Эту книжку я написал, боясь плюнуть в вечность. Старался осторожно себя вести.

Скажу по секрету, я из нее делаю аудиокнигу. Мне осталось совсем немного, чтобы её закончить, и я буду её выставлять в интернете. Готовьтесь! Продукт, честно говоря, мне самому очень нравится.

На какую тему вы хотели бы публично поразмышлять, но журналисты вас об этом не спрашивают?

- Открою вам страшную тайну – я человек из будущего.

У меня есть довольно много материалов, которые когда-нибудь, через сколько-то лет, будут понятны моим современникам. Но разговаривать на эти темы публично я пока не могу.

Сейчас мы едем в Лондон на международную конференцию «Лимуд». Там я сяду на своего конька и буду размышлять о том, что мне интересно.

Заинтриговали. Намекните, о чем речь?

- На основе достижений современной микробиологии, генетики, бионики я сделал целый ряд выводов о том, что исходя из информационной теории, теории комбинаторики и прочего, теория Дарвина, которую нам преподают в школе с ранних классов, - несостоятельна.

Эту тему я разрабатываю около 40 лет. Читаю, пишу, поддерживаю контакты. Открыто об этом я говорить не могу. Думаю, будь я ученым, мою карьеру давно уничтожили бы. Но, слава Богу, я не учёный и могу позволить себе в условиях закрытых конференций аргументированно выступить на эту тему.

Радиоведущие.ру

Выражаем благодарностью Сергею Панциреву и сайту seva.ru за содействие в организации интервью.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015