ПРЕССА

Свободы сеятель эфирный

<< к списку статей

20 октября 1996

А.Логутков, "Итоги", 20 октября

Свободы сеятель эфирный

Сева Новгородцев: "Я музыку с детства ненавижу"

- Мне всегда казалось, что письма, которые вы читаете в эфире, вы пишете собственноручно - уж больно стиль там... ваш.

- Сочинением писем я занимался однажды, когда учился в 10-м классе, и по цепной переписке - была такая система, когда писали письма незнакомым, - мне прислала письмо девушка, которая обратилась ко мне как к девушке. Я был в таком возрасте, когда дамская психология меня очень интересовала... и я написал от лица как бы девушки, которая хочет подружиться. Но меня хватило всего на два письма, муки творчества потом оказались совершенно непреодолимыми. И кроме того, как-то стыдно стало. Потому что она начала со мной делиться девичьими секретами... Я пытался выжимать из себя какие-то подробности моей девушковой жизни, но понял, что сочинить это все довольно сложно. Реалий не знал достаточно. С тех пор я писем не сочинял. Все письма, которые я читал и читаю в эфире, - абсолютно настоящие. В свое время приходило писем больше, чем успевал читать. Сейчас пишут меньше, чаще сами заходят, когда бывают в Лондоне.

- Кто придумал знаменитый джингл "Сева-Сева Новгородцев, город Лондон, Би-би-си"?

- Сам придумал, сам же и записал. Вступительный джингл пою я, а заключительный поет Света Плотникова, с которой я работал в "Добрых молодцах".

- Сколько лет уже "Рок-посевам" и "Севаобороту"?

- Этой осенью вышла тысяча первая передача "Рок-посевов". А началось все 9 июня 1977 года. До 20 лет надо дотянуть уж во всяком случае. До лета 97-го. Что касается "Севаоборота", то мы родились на 70-летие революции. Первая передача вышла 7 ноября 1987 года.

- Вы действительно такой поклонник рока?

- Скорее я напоминаю того первого скрипача из анекдота, который все время морщился, и когда дирижер его спросил, отчего тот морщится, первый скрипач сказал: "Не обращайте внимания, я просто музыку с детства ненавижу". Мне приходится прослушивать массу музыкального материала, с которым я не согласен. Но если бы я руководствовался собственным вкусом, то давно бы уже был в радиомогиле. А вообще я люблю старомодную музыку. И если уж рок - то классического американского розлива.

- Какое радио вы слушаете в Лондоне?

- В моем приемнике на каждой кнопочке - своя станция: BBC-4 (это для интеллигенции и для театралов), LBC (это в основном короткие новости со всякими разговорами), BBC-2 - я слушаю ночью, когда не спится, они играют старомодную музыку, и там есть чудный диск-жокей, который для меня во многом послужил прообразом, он здесь - национальная фигура, Терри Воган, классик этого жанра, гигант... Есть еще одна джазовая станция, потом я слушаю World Service на английском, слушаю "Радио Свобода" - некоторые передачи терпеть не могу, но остальные слушаю...

- Что вы думаете о том, что происходит сейчас в России?

- Людей, конечно, жалко. С другой стороны, я вот был недавно в Москве и вижу, что она быстро подтягивается к европейскому стандарту. Впервые я не ощутил там приступа клаустрофобии. Однако такого пока больше нет нигде в России. Я был, скажем, в Красноярске - такое впечатление, что там по-прежнему 62-й год.

- Вам никогда не хотелось вернуться в Россию?

- Сейчас уже поздно, конечно. И я психологически отошел... Мне там тяжело, потому что... джентльменом я, конечно, не стал, но от джентльменов поднабрался малость. Я стал здесь другим человеком. В Англии все говорят тихо, ведут себя учтиво, пропускают друг друга вперед в дверь... Модель такого мелкого джентльменства распространяется на все уровни. Мне пришлось изживать в себе хамские начала, живя с английской персоной 13 лет... Поднабравшись всего этого, я приезжаю домой и получаю колоссальный шок. Кроме того, Англия и Россия - разные типы мышления. Тут, даже если тебя к смерти приговорили, ты все равно можешь это обсуждать и доказать, что ты не виноват, - на логической основе. Или, например, девушку соблазнять. В России (в мое время, во всяком случае) обязательно был нужен какой-то элемент физического воздействия, и чтоб все было скромно, и чтоб свет был потушен... Здесь наоборот, здесь свет потушишь - на тебя обидятся: "Ты что же, на меня смотреть не хочешь?" А девушке надо объяснить логично, что ты ее любишь, и поэтому она должна сегодня с тобой остаться. Если ты ей все объяснишь - она согласится. Но во время беседы будет находиться на расстоянии четырех метров, не ближе. И все произойдет в лучшем виде. Вот в этом разница. И привыкнув к одной жизни - назад, к потушенному свету, к рукам не вернуться.

- Вернуться, наверное, вообще нельзя... Хотя, я слышал, сфера профессиональных интересов вашей жены как раз в этой области?

- Карина Арчибальдовна, с которой я делю свою жизнь, профессионально занимается регрессией в прошлые жизни. Фактически это слабый гипноз, при котором благодаря всякой тонкой технике человек уходит в глубинные слои памяти. Все это происходит в соседней квартире, у них там клиника, и, когда окна открыты, я частенько слышу вопли отлетающих бесов. У некоторых людей возникают совершенно чудовищные воспоминания, выходящие за пределы личного опыта. С такими подробностями, которых сам никогда не придумаешь. Верю ли в это я? Отношусь с некоторым скепсисом. Думаю, как личность человек переселен быть не может, но жизнь, энергия неуничтожимы.

- Вы представляете себя в эфире Русской службы Би-би-си в 2000 году?

- Нда-а-а... Рок не хотелось бы делать к тому времени. Но "Севаоборот" можно, эта передача основана на общечеловеческих интересах, требует реакции, эрудиции и умения разговаривать с людьми. Но вообще-то я хотел бы разбогатеть как-нибудь так... Я часто себе задаю вопрос: если бы разбогател, бросил бы эту работу? И прихожу к выводу, что нет, потому что в этой работе заложено больше, чем зарплата, есть эмоциональная привязанность к аудитории. Я знаю, что кому-то где-то это важно. Поэтому вряд ли смогу работу эту бросить.

Андрей Логутков

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015