ПРЕССА

Откуда берутся "помехи"

<< к списку статей

1 июля 1987

М. Садчиков, "Смена"

Откуда берутся "помехи"

ОТКУДА БЕРУТСЯ "ПОМЕХИ" В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ БИ-БИ-СИ, КОТОРЫЕ ВЕДЕТ НЕКТО Сева НОВГОРОДЦЕВ

В ОКТЯБРЕ прошлого года я провел несколько вечеров с талантливыми музыкантами, интересными, думающими молодыми людьми - группой "ЮБи-40" из Англии. Итогом наших бесед, итогом концертов группы в Ленинграде стала статья "Бьется сердце в ритме реггей", опубликованная в "Смене" 15 октября 1986 года. В ней мы писали о таких песнях, как "Каждый десятый", "Крыса на кухне", "Пойте вместе с нами", что эти композиции на самом острие проблем, волнующих сегодня честных людей всего мира. Гастроли "звезд" музыки реггей в Советском Союзе оправдали самые лучшие ожидания и советских зрителей, и английских музыкантов - контакт состоялся! Об этом говорили мне саксофонист Брайен Треверс и менеджер Дэвид Каплан за кулисами в ленинградском дворце спорта "Юбилейный", это же они повторили в многочисленных интервью в нашей стране и у себя на родине, а недавно подтвердили свое желание вновь приехать в Советский Союз, причем "прихватив" еще и своих друзей - группу "Симпл Майндс". После гастролей "звезд" реггей в нашей стране на фирме "Мелодия" был выпущен их альбом "Крыса на кухне".

Словом, знакомство состоялось, гастроли удались, и, казалось, факт этот неоспорим. Но такая ситуация, видно, не всех устраивала. Недавно радиостанция Би-би-си по-своему откликнулась. Ведущий программы поп-музыки, некто Сева Новгородцев вместе со своим традиционным "музыкальным приветом из Лондона" передал, воспользовавшись материалом одной из английских газет, буквально следующее:

"Группа "ЮБи-40" добавила к своим гастролям выступление 8 ноября в Академии в Лондоне. Все сборы с этого концерта пошли в пользу кампании "Артисты против апартеида" - кампании, которая, как мы сообщали недавно, находится в затруднительном положении. Газета пишет также, что "ЮБи-40", находясь в Советском Союзе, подписали контракт с фирмой "Мелодия", пожертвовав при этом треть своего аванса в пользу пострадавших в чернобыльской катастрофе, причем на том условии, что Советское правительство одновременно пожертвует такую же сумму".

Информация, что и говорить, неожиданная...

О том, что музыканты "ЮБи-40" решили перевести часть гонорара на Чернобыльский счет N 904, в нашей прессе мне читать, конечно, доводилось, а вот о том "условии", что они "поставили Советскому правительству", я услышал впервые... Что ж, факт требовал уточнения, и я позвонил в Москву.

- Да, я полностью в курсе дела. Я принимал участие в переговорах с "ЮБи-40" по поводу выпуска их пластинки "Крыса на кухне" в Советском Союзе, - сказал Валерий Маратович Соколов, заместитель директора фирмы "Советское искусство" объединения "Международная книга".

Вот что выяснилось в разговоре с В. М. Соколовым. Первая ошибка в информации, прозвучавшей по Би-би-си: контракт английские музыканты подписывали не с фирмой "Мелодия", а с объединением "Международная книга". Как же все было на самом деле? Во время переговоров с представителями "Межкниги" уже знакомый нам Дэвид Каплан, менеджер группы "ЮБи-40", сказал, что группа хотела бы последовать примеру американского джазового саксофониста и композитора Пола Винтера, который во время гастролей в нашей стране пожертвовал часть своих гонораров в фонд Чернобыля. Такое желание, естественно, вызвало только одобрение! На пресс-конференции по поводу выпуска в СССР этого диска Дэвид Каплан сообщил о решении включить в контракт пункт, по которому треть гонорара была бы перечислена на счет N 904. Все! Никаких других условий, оговорок в контракт не вошло.

Вернитесь к цитате из программы Новгородцева, вчитайтесь! Какая поза, какой уверенный тон, не оставляющий сомнения в истинности его информации, его мнения. И столь легко читающийся подтекст. Мол, смотрите, что происходит: английские артисты не только сами проявили благородный порыв, но и призвали последовать своему примеру ни больше ни меньше как Советское правительство, поставив его перед необходимостью увеличить пожертвования.

Но как далек лондонский ведущий от понимания того, что происходит сегодня у нас в стране! Его не интересует тот факт, что нашим государством сотни миллионов рублей были выделены пострадавшему при аварии на Чернобыльской АЭС населению как компенсация за причиненный ущерб. Сотни миллионов пошли на строительство жилья, объектов социального и культурно - бытового назначения. Ему просто не понять, как все мы восприняли трагедию Чернобыля - ведь на счет N 904 советские люди перечислили 520 миллионов рублей добровольных пожертвований. Есть среди них и средства, полученные от концертов рок-музыкантов, тех самых советских групп, "права" которых Новгородцев то и дело "берется защищать" в своих программах.

Я не случайно процитировал всю информацию Би-би-си о последних новостях группы "ЮБи-40". Две ее части, если приглядеться, оказываются звеньями одной цепочки. Смотрите, что получается. Би-би-си сообщает, что группа "ЮБи-40" дала в Лондоне концерт в пользу кампании "Артисты против апартеида", которая находится в затруднительном финансовом положении. И тут же следом идет сообщение о пожертвовании в пользу Чернобыля. Но раз артисты ставят "условие" советской стороне, то, выходит, и эта "кампания" испытывает затруднения!..

Конечно, не столь часто удается так вот явно, как в истории с "ЮБи-40", "схватить за руку" автора и ведущего программ поп-музыки из Лондона. Всеволод Новгородцев свое "дело" знает. Программа не должна быть скучна, должна быть нашпигована массой информации о поп-музыке и ее "звездах". Тон разговора должен быть доверительным, не лишенным чувства юмора, со своими слушателями Новгородцев должен стать на "ты", завести с ними "приятельские отношения".

С виду его программы весьма разноплановы: здесь и "рок-хроника", и передачи "по заявкам и письмам", обзоры творчества отдельных групп и музыкальных направлений. Но лейтмотив всех этих внешне разнообразных программ - вовсе не стремление познакомить наших молодых меломанов с рок-миром Запада, а нечто совсем иное. Что же? Желание, воспользовавшись модной музыкальной темой, высказать свое отношение к тому, что происходит у нас в стране, а проще - сорвать злость!

Около десяти лет назад он эмигрировал из Советского Союза, выехав из Ленинграда, в котором родился и долгое время жил. И сейчас, если только речь заходит о Советском Союзе, то Севе Новгородцеву (а если отбросить псевдоним, В. Левенштейну) даже чувство юмора начинает изменять. Так, в ответе на самый обычный вопрос слушателя: "О чем поют "Битлз" в песне "Снова в СССР"?", приведя текст песни, всевидящий диск-жокей из Лондона напирает на то, что эта мажорная рок-н-ролльная песня "написана с изрядной долей юмора и даже сарказма". Вот уж поистине: каждый трактует ситуацию в меру собственной испорченности! Ведь там, где Новгородцев увидел сарказм, другой, наверняка не менее компетентный человек - Пол Маккартни обнаружил совсем иные чувства.

В интервью американскому журналу "Плейбой" экс-битл Пол Маккартни признается: "Песня "Снова в СССР" - это моя пародия на стиль "Бич Бойз" (название группы из США, очень популярной в 60-е годы). "Снова в США" была композицией Чака Берри - может быть, еще и поэтому я написал свою песню. А вообще-то мне нравилось поболтать о грузинских девушках и украинских селах так, как если бы я говорил о Калифорнии, - понимаете? Мы словно протягивали друг другу руки через океанские просторы. Потому что прекрасно сознавали: простые люди нас там любят, и, мне кажется, это очень важно для будущего цивилизации".

Сарказмом, злобой, а главное - опять-таки явным непониманием того, что происходит сейчас с советским роком, пышут многие программы Новгородцева. Диву даешься: какими источниками информации он питается, откуда достает музыкальный материал? Сам лондонский диск-жокей признается в своих трудностях - записи советской музыки попадают к нему по случаю, качество их, как правило, невысокое. Нередко он путает название песен и даже исполнителей. Пытаясь восполнить этот информационный дефицит, охотно прибегает к тенденциозным газетным статьям. Так, в Ленинградском рок-фестивале он рассказал словами корреспондента лондонского журнала "Сити Лимитc", хотя статья эта сумбурна, полна несуразицы и неточностей.

Можно представить, какой и находкой стал для Новгородцева двойной альбом "Красная волна" с записями четырех ленинградских групп - "Аквариум", "Алиса", "Кино", "Странные игры", выпущенный в США. Ему он посвятил несколько программ.

Надо сказать, что пластинку "Красная волна" составили те самые песни, которые часто исполнялись на концертах рок-клуба, звучали на фестивалях любительских ансамблей, хорошо известны посетителям дискотек, коллекционерам магнитофонных записей. Группы эти тоже хорошо известны - их никак не отнесешь к "подпольным", на что напирал диск-жокей Би-би-си. Правда, при выпуске альбома не были соблюдены необходимые издательские права, однако этот конфликт оказался незначительным и, по недавнему сообщению журнала "Огонек", был улажен - американская сторона, признав свою неправоту, заплатила штраф.

Безусловно, эта пластинка давала возможность поразмышлять о том, что же такое сегодня советская рок-музыка, но поговорить об этом всерьез, с учетом сегодняшних перемен у нас в стране. Однако Новгородцев с редкостным упорством и здесь ищет потайной, а проще сказать, ему выгодный смысл. И вот что "находит".

Перед тем как прослушать песни, он зачитывает тексты со своими собственными акцентами, интонациями, а подчас и "купюрами". "Мое место слева, и я должен там сесть" - в этой строчке из песни группы "Кино" Новгородцев усмотрел, естественно, протест нашей молодежи. После чтения текста одной из песен Бориса Гребенщикова у слушателей должна остаться иллюзия того, что лидер "Аквариума" проповедует полнейшую пассивность. Еще бы, ведь Гребенщиков поет: "Я мог бы сделать шаг, но это не то, что мне нужно". Однако цитата неверна. Новгородцев после слова "шаг" просто "опустил" наречие "назад" - и смысл тут же изменился.

Но все это, как говорится, "цветочки" перед фразой, которую можно вынести в эпиграф всем размышлениям Новгородцева о советском роке: "Как бы ни резвились обитатели "Аквариума", всегда может прийти злой дядя и перекрыть им кислород...". И это сказано о группе, которая выступает в Ленинграде в БКЗ "Октябрьский" и во дворце спорта "Юбилейный", о группе, которая выпустила пластинку на "Мелодии", снялась в полуторачасовой программе ЦТ.

Как же относятся наши музыканты, чьи песни Би-би-си не обходит вниманием, и программам Новгородцева? Записку с таким вопросом получил недавно автор-исполнитель Юрий Лоза во время концерта-дискуссии "На новой волне" во Дворце молодежи. Песни Лозы с альбома "Примус" нередко звучали в программах из Лондона. Вот что ответил Юрий тысячному залу в Ленинградском дворце молодежи:

- Сева Новгородцев пытается вылавливать во всем "скрытый смысл", и он прекрасно знает, за что ему платят. Его волею я стал автором песен, чуть ли не пропагандирующих пьянство, но это полнейшая чепуха...

Но что же толкает наших меломанов ловить на радио-волнах "голос" русской службы Би-би-си? Толкает нехватка музыкальной и "околомузыкальной" информации - это неоспоримый факт, и его, кстати, опять, подтвердил недавний опрос молодежной аудитории, приведенный ленинградскими социологами. Что скрывать, наши недруги сыграли на этом пробеле, умеючи его использовали. Но сейчас положение исправляется. Ситуация активно меняется. На Всесоюзном радио по пятницам стал выходить "Хит-парад", который ведет Александр Градский, композитор, певец, недавно ставший еще и председателем Московского рок-клуба, словом, настоящий авторитет. Каждый второй и четвертый понедельник в 23.05 начинается программа "Мир увлечений", а по субботам в 22.30 новая программа "Мелодия и ритм" с новинками советской и западной музыки. С июня телевидение предполагает ввести круглосуточный канал вещания, где будет много музыкальных новинок. Надеемся, решится положительно вопрос о создании журнала молодежной популярной музыки.

Интересно, как поведет себя в новой ситуации русская служба Би-би-си? Будет замалчивать, искажать наши перемены, иронизировать, по поводу перестройки? Будет по-прежнему доверяться злопыхательской интонации Севы Новгородцева?

А может быть, все-таки настал момент для национальной корпорации выбрать, другой курс, куда более соответствующий духу времени - курс более объективного освещения того, что происходит сегодня в поп-музыке, особенно в советской. И довериться не таким сомнительным личностям, как Новгородцев, а призвать на помощь журналистов, комментаторов, более трезвых в оценках, более компетентных.

Кстати, в последнее время заметно оживились контакты представителей Би-би-си с нашей культурной общественностью: специалисты из Англии приезжают в нашу страну, организовывают прямые трансляции, недавно в Большом зале Ленинградской филармонии выступал симфонический оркестр Би-би-си. Но все это пока касается симфонической музыки. С роком ничего подобного не происходит, пока на рок-волне сплошные "помехи". Устранить их, думается, сможет только принципиально иной подход, чем тот, что демонстрирует Сева Новгородцев.

Михаил САДЧИКОВ

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015