ПРЕССА

Таланты и чиновники

<< к списку статей

23 ноября 1988

Ю. Филинов, "Комсомольская правда" N270, 23 ноября

Таланты и чиновники

Не пора ли подвести черту под спорами о рок-музыке

В начале нынешнего года ведущий музыкальной программы "Русской службы Би-би-си" Всеволод Борисович Левинштейн, более известный как Сева Новгородцев, предложил организовать в нашей стране новое молодежное объединение под названием НОРИС (независимый объединенный рок-информационный синдикат). Цель - обмен информацией, записями, защита авторских прав рок-исполнителей... Можно было бы поиронизировать над музыковедом из Би-би-си, то и дело меняющим наживку. Но вот выдержки из писем, пришедших в адрес "Клуба 33 1/3".

"Мы убедительно просим вас, - пишут авторы из Орла, - детально ознакомиться со всеми положениями, изложенными в настоящем обращении, и не оставить его без ответа, поскольку оно являет собою выражение мыслей и чаяний большого числа людей - представителей единого музыкального сообщества НОРИС".

О чем же пекутся орловские меломаны? О том же, что и их сверстники из самых разных уголков страны. О доступности музыкальной информации, о возможности видеть и слышать наиболее заметных рок-исполнителей - как наших, так и зарубежных. А в конечном итоге - о своем праве вырабатывать собственное суждение о рок-музыке. Прежде всего на основе личных впечатлений, а не изжеванных, много лет кочующих из публикации в публикацию заклинаний о рок-угрозе с Запада.

"Система массовой информации или игнорирует современную музыкальную культуру, или относится к ней только с критиканских позиций, - констатируется в письме. - В нашей стране единого информационного центра по рок-музыке (журнала, постоянных специальных теле- и радиопередач) нет. Резюме: если дело будет и дальше так обстоять, то нам ничего не останется делать, как продолжать слушать "голоса" и "папу" (читай - Севу Новгородцева. - Ред.).

Еще одно письмо: "Несмотря на то, что мы - НОРИС - слушаем "агента" и "вруна", как неоднократно называла пресса ведущего поп-программы радиостанции Би-би-си, наша деятельность - исключительно музыкальная. И ни в коей мере не политическая. Только чрезвычайные обстоятельства могут изменить наше "направление". Данным письмом мы хотим от лица многих, кому от 13 до 40, вызвать на открытый разговор наших музыкальных функционеров и спросить их, когда же они рискнут составить конкуренцию непотопляемому Севе? В. Попов, г. Архангельск".

А вот еще категоричнее: "В настоящее время на базе НОРИС создаются подразделения "стальной дивизии", готовой по первому зову выехать в любой городок СССР для защиты прав рок-музыки и ее поклонников. Е. Васильев, С. Тянович, г. Калач".

Тут тебе и синдикат, и "стальная дивизия", и единый информцентр... Просто рок-чума какая-то грядет, не меньше. Но не смешно!

Можно вроде бы возразить нашим читателям: что же вы, братцы, отечественных газет и журналов не читаете? Уж сколько писано-переписано об этом роке! Если сложить все написанное в последнее время на эту тему - от местных "молодежек" до солидных литературных журналов, - получится толстенный том. Но отчего же тогда поклонники рок-музыки не находят в этом томе ответов на свои вопросы, почему по-прежнему многие из них льнут к "радиоголосам"?

Рискну утверждать, что имеющаяся информация весьма и весьма разрозненна. Зачастую она чрезвычайно субъективна. Фальшивые нотки буквально бьют по слуху каждого, кто хоть немного разбирается в прошлом и настоящем рок-музыки.

Уважаемый журнал объяснил своим читателям, что рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда" написал бывший нацистский приспешник... Между тем написана она в 1970 году Эндрю Ллойдом Уэббером (род. в 1948 г.; музыка) и Тимом Райсом (род. в 1944 г.; либретто), когда им было соответственно 22 и 26 лет. И хоть бы кто-нибудь объяснил, как авторы ухитрились оказаться "бывшими нацистскими приспешниками"! А ведь обвинение нешуточное.

А как досталось Элвису Пресли! Вскоре после его смерти в американской прессе промелькнул сфабрикованный материал о причастности Элвиса к ФБР. Несостоятельность обвинения обнаружилась тут же, и сплетня, как и многие другие, была забыта. Но она до сих пор гуляет по страницам наших журналов и газет. Договорились до того, что Пресли готовил заговор с целью убийства Джона Леннона:

О Джимми Хендриксе и Дженис Джоплин, этих ярчайших "звездах" небосвода рок- и поп-музыки, читателю сообщалось лишь то, что музыканты не чурались наркотиков. Многочисленные попытки исследовать творчество "Битлз" почему-то сводятся в основном к скандалам, связанным с разделом имущества "ливерпульской четверки". И уж тем более не церемонимся с авторами и исполнителями, серьезно работающими на ниве отечественной рок-музыки. Идут в ход всякого рода ярлыки. Не хватает главного: глубокого и объективного исследования новой музыкальной молодежной культуры, ее истоков, недостатков, парадоксов и перспектив.

Мудрено ли, если подобная узость взгляда изначально задавалась чиновниками от культуры и идеологии, "радетелями" нашей духовной чистоты и нравственности. "Не пущать на порог!" - это отношение к року, возведенное в ранг официальной политики, целое поколение, музыкантов загнало в подвалы, а поклонников опального жанра подрядило в бесконечное. плавание по коротким волнам эфира, где штурманом Сева Новгородцев.

Времена меняются, а вот серьезных сдвигов до обидного мало. Да, пробились наконец на престижные концертные площадки и в студии группы, чье упоминание не так давно действовало на всевозможные художественные советы, как красная тряпка на быка ("Аквариум", "ДДТ", "Кино", "Авиа", "Машина времени"). Да, хоть и робко, но стали гостить на наших сценах зарубежные исполнители, задававшие тон лет десять назад в серьезных хит-парадах (Элтон Джон, "Юрай хип" и другие). Да, чаще стала радовать меломанов наша "Мелодия". Да, под эстрадные подмостки все основательнее подводится коммерческий фундамент. Но этого мало.

Сегодня музыка - неотъемлемая часть жизни молодежи, если хотите, ее среда обитания. Шире стал спектр музыкальных увлечений: вновь входят в моду у молодых фольклор, симфоническая, духовная музыка. Но, бесспорно, огромное место занимает рок - целый музыкальный пласт в сегодняшней культуре. Для молодых это не только увлечение. Это форма познания мира и способ высказаться о нем. В рок-музыке, как в зеркале, уже многие годы отражаются беды и надежды молодого поколения. Бесспорно, зеркало это порой кажется кривым и мутным, искажающим реальную картину. Но стоит ли пенять только на зеркало? Сколько уж раз возникали разговоры о необходимости наладить систему ориентирования молодых людей в сложном мире музыкальных течений, помочь им отличать поделки от серьезного искусства. А результаты...

Вспомним. Восемь лет назад "Комсомолка" поднимала вопрос о создании молодежного издания, посвященного современной музыкальной культуре. Об этом же писали я другие центральные газеты, говорилось с высоких трибун. ЦК ВЛКСМ обратился с предложением об издании музыкального журнала в соответствующие инстанции, в 1985 году было принято постановление на этот счет. Грядет 1989 год, а долгожданного журнала по-прежнему не видно. Долгое время идет речь об организации научно-методического центра, объединяющего квалифицированных критиков, музыковедов, композиторов, серьезно исследующих рок-музыку. Не первый год звучат просьбы о создании на ЦТ передачи, посвященной проблемам молодежной культуры, прежде всего музыкальной.

Поверьте, не открывают авторы этих предложений никаких Америк - все это давно есть у наших друзей из социалистических стран.

Известны трудности с бумагой, полиграфической базой и т.п., но только ли ими можно объяснить проволочки? Дело здесь скорее в том самом "остаточном принципе", которым продолжают руководствоваться по отношению к молодежным запросам. Выходит, Би-би-си реагирует на эти запросы оперативнее?

Зато у нас вместо глубокого анализа по-прежнему в ходу категорическое отрицание.

"Рок никто не звал сюда с Запада. Он сам пришел. Влез, как вор, в окошко и начал свою работу. И виновниками нашего положения дел являются не только дураки с их коваными сапогами, но и дураки, в свое время возжелавшие быть обезьянами по за-падному образцу, в невежестве презрев родную культуру. И никто не топтал российский рок, ибо такового нет, не было и не может быть... "

В чем-то завидна та легкость, с которой авторы статьи "Троянский конь" В. Чистяков и И. Саначев ("Наш современник" ? 10 за 1988 г.) отмахиваются от явления по принципу классического героя : этого не может быть, потому что не может быть никогда...

Или, "Рок-музыка - медленно действующий яд, духовный и физический наркотик. Под влиянием такой музыки снижается активность правого полушария головного мозга... " И так далее.

Что может быть панацеей в данном случае? Дельные парни с накачанными бицепсами, которые могут противостоять этой заразе. Таков ход размышлений писателя И. Шевцова и его собеседника в интервью, опубликованном в журнале "Молодая гвардия". "...производство рок-отравы у нас никем и никак не контролируется" - эта мысль (дословно) сиреной ревет во многих публикациях. Например, в статье Е. Лебедева ("Новый мир" ? 10 за 1988 г.) "Кое-что об ошибках сердца".

Но достаточно купить недельную программу "Говорит и показывает Москва" и убедиться: до 80 процентов объема музыкального вещания приходится на фольклор, классику и двадцать на... эстраду вообще. О роке же говорить не приходится. И в том, что НОРИС вербует в свои ряды наших меломанов, мне видится прямая вина тех, кто и сегодня хотел бы, отряхнув пыль с послуживших свое догм и запретов, говорить с молодежью на этом языке.

Убежден, что только взыскательный, критический взгляд на все многообразие популярной музыки может способствовать отделению настоящего искусства от ремесленнических подделок. Не секрет: многие халтурщики от рока припеваючи живут в мутной воде неведения и полуофициального отрицания жанров. Они стригут купоны в большей степени со скандалов, связанных с их именами.

Что делать? Разбираться - спокойно и компетентно.

Сегодня имеет свою самодеятельную газету ленинградский рок-клуб, московская рок-лаборатория издает свой журнал... Помимо информации, эти издания публикуют интересные аналитические статьи, очень критично относятся к творчеству как признанных, так и начинающих коллективов. Но... все это очень локально, кустарно.

Но времена-то меняются? Гром гремит - пора!

Ю. ФИЛИНОВ.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015