СЕВАОБОРОТ

Слушайте эту передачу:

 mp3

30 августа 2003: О поездке по Поволжью

Гость: Равиль Бухараев, поэт, историк, сотрудник Русской службы Би-би-си

Сева: Добрый вечер! "Прочти и катай, в Париж и Китай...", сказал поэт. К этой поэтической сентенции мы добавим еще одно направление, что даже и читать не нужно, нас достаточно просто послушать сегодня, чтобы с полным знанием и теоретической подготовкой катать в Париж и Китай. Чтобы не говорить загадками, представлю гостя, нашего коллегу из московского бюро Би-би-си, находящегося здесь в длительной рабочей командировке. Игорь Серебряный, прошу любить и жаловать.

Студия: Добрый вечер!(слышен звон бокалов).

Сева: Скажу откровенно, тема сегодняшней передачи родилась из зернышек, которые мы рассыпаем ежедневно в программах более коротких. Игорь предложил нам идею автостопа, и даже дал несколько телефонных номеров, которые мы обзвонили, и нам открылась такая глубина знаний, такая сила подготовки, такая теоретическая подготовка, которая и не снилась никогда западным автостопщикам, потому что такая глубина вскопки может родиться только в России.

Игорь Серебряный: Вы иронизируете?

Сева: Нет, но я оказался под колоссальным впечатлением, когда мне питерский теоретик автостопа сказал, что они готовят человека год. Полная подготовка длится три года.(слышен смех в студии).

Татьяна Берг: Целый университет!

Сева: И понятно почему. Игорь, первые мои вопросы, которые я задам буквально через несколько минут в том, что одного человека, стоящего на обочине берут, а другого человека не берут. И видимо разница между первым и вторым состоит именно в этой самой подготовке. Это вроде экранного теста, когда одна актриса проходит на роль, а другая нет, ведь вы работаете на первом впечатлении. Люди, которые работают на первом впечатлении, и которые на меня это впечатление всегда оказывали, это были ленинградские "фарцовщики" 60-х годов. Они останавливали людей на Невском и с очаровательной улыбкой предлагали им что-то продать. И если человек обладал достаточным обаянием, то иностранцы ему это продавали, и он был успешным бизнесменом. В противном случае, не получалось ничего. И я тогда понял, что мне на первом впечатлении работать совершено нельзя, поэтому я работаю на радио.(смех в студии). .

Т.Б.: Что касается автостопа, то впечатление иногда зависит еще и от внешности. Вы помните, был один замечательный немецкий фильм, в котором одна из героинь выходила на улицу, выставляла свою коленочку и пела "... кормят волка ноги, прокормят и меня!"

И.С.: В автостопе второго впечатления может и не быть, потому что, когда мимо тебя едет машина на скорости 100 км в час, то это первое впечатление занимает доли секунды, а телепатия должна уже работать....

Сева: И для того, чтобы задать нужную тональность, песня на эту тему.

+ Roger Miller: King of the Road Сева: Роль автострады Роджер Миллер знает наперед, то есть человек со средствами, но без всяких средств. В общем, в этом и есть ключ к историческим предпосылкам автостопа. А именно все начинается на деревенском уровне, когда бабушка хочет подъехать из одной деревни в другую, ее подвозит тракторист или, на моем опыте, я приехал на Виргинские острова на остров Тартолу, где население двадцать тысяч. Меня сразу предупредили: кто бы не останавливал, надо везти. Почему? Потому что там есть семейное ощущение жизни. Знакомый или незнакомый, вы все на небольшом острове, все в одном "компоте", поэтому, если бабка с козой просит тебя подвезти, а ты на шикарном лимузине, останавливайся и вези.... Важно поддерживать доброжелательность климата, из-за этого есть ощущение общей безопасности, общего доверия.

И.С.: Отсутствие этого в России вызывает часто вопросы, а можно ли вообще ездить автостопом. И очень часто люди удивляются, узнав, что здесь многие ездят автостопом, ездят, чуть ли не всю свою жизнь, причем ездят и молодые девушки, что считается практически невозможным, особенно в условиях России....

Т.Б.: Да, я помню много лет назад, мы в Америке подобрали какого-то молодого негра, человеку подъехать надо было...

И.С.: ...афро-американца...

Т.Б.: ...ну, афро-американца. Я человек пожилой и у меня другой подход к политической корректности. И вечером, когда мы рассказали это друзьям, они просто были в шоке, ведь нас могли зарезать в одну минуту. Моя знакомая объяснила, что если что-то случается, она останавливается, закрывает все стекла и ждет, пока подъедет полицейская машина.

И.С.: В некоторых штатах США автостоп официально запрещен. Уже при въезде на автостраде стоит голубой щит, на котором написано, что 'hitch hiking' (англ. автостоп) в данном штате запрещен.

Сева: Но мы сегодня будем говорить в позитивном ключе, поскольку Россия, в этом смысле, дает фору даже Соединенным Штатам и, я надеюсь, в будущем даст еще большую фору, поскольку вы представитель чуть ли не профессиональных автостопщиков, то есть вы занимаетесь этим делом достаточно давно....

И.С.: Насколько можно соединять слова "профессионализм" и "автостоп", конечно....(слышен смех в студии).

Сева: Да, ну давайте тогда с самого начала. Что вас к этому подвигло?

И.С.: Вообще я первый раз в жизни вышел на трассу, когда был студентом. Я помню, что это было 1 октября 1987 года. Трасса была сложнейшей, опаснейшей, проходила по невероятно диким, необжитым местам, от города Серпухова Московской области до первопрестольной-80 километров. Я так иронизирую, потому что в тот момент, это для меня казалось невероятно опасной авантюрой, это был первый раз в моей жизни. Наслушавшись рассказов своих более опытных друзей, задумался, а слабо ли мне это сделать самому... . И я действительно могу это сравнить по самоощущениям, которые были как у человека, который в первый раз подошел к вышке для прыжков в плавательный бассейн. Ему вначале страшно даже прыгнуть с двухметрового трамплина. И вот эта первая трасса, по совершенно застроенной городской местности, рядом электричка, идет куча автобусов, и, в любом случае, я бы все равно не остался ночевать в поле, там и поля-то нет как такового. Но было страшно просто выйти и протянуть руку, причем протянуть в сторону руку с оттопыренным большим пальцем, что является знаком, узнаваемым во всем мире, в том числе и в России.... То есть, я прошу оказать мне услугу, за которую я принципиально не собираюсь платить. Это вопрос психологии, в какой-то мере, наверное. Всю жизнь у нас людей приучали к тому, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И вот здесь нужно было побороть себя и понять, что очень многое в этой жизни может делаться просто на человечном отношении. Действительно, после этого я наездил около 70 000 километров автостопом, это совсем немного, потому что есть люди, которые, по их словам, уже миллион наездили, но за все это время был один единственный случай, когда водитель, провезя меня с моей спутницей порядка километра, вдруг задался вопросом. Это было в Крыму, мы стали ему рассказывать, что мы из Москвы, едем в Керчь, затем в Волгоград, а он поинтересовался, а сколько же нужно денег, чтобы совершить такое путешествие. Мы ответили, что ничего не платим, мы едем автостопом. Он резко нажал на тормоза, и сказал, что "на халяву" у нас это не выйдет. Мы вышли, он уехал. Мы остановили следующую машину и обогнали его. Нас довезли до места, видим, едет этот же человек. Он останавливается, сесть к себе уже, естественно, не приглашает, и, открыв дверцу машины, говорит: "Быстро же вы едете, но все равно, со мной у вас этот фокус не пройдет!". Это был единственный случай за 15 лет, за всю мою практику автостопа, когда на дороге встретился человек, который принципиально имел что-то против людей, ездящих автостопом.

Сева: Да ничего он не имел против. Просто у него язва желудка....(смеются).

Т.Б.: Да, или с женой утром поругался....

Л.В.: Я неспециалист, в России автостопом не возил и не ездил, но я довольно много брал людей особенно в Америке. Но, как сказала Таня, там сто раз предупреждают, могут зарезать, ограбить, могут все, что хотите сделать. Поэтому, у меня был простой критерий: я брал только старых людей. Молодежь я не брал.

И.С.: По своему опыту, мой опыт вряд ли сильно отличается от опыта людей, ездящих автостопом, многие водители задаются тем же самым вопросом, который поставили и вы. То есть, я останавливаю машину, водитель нас подсаживает, мы едем какое-то время, и, в ходе разговора, он начинает удивляться, как же вы не боитесь ездить автостопом, стоять где-то на отдаленной трассе в степи, ведь в России никто не подвезет, никто не подвозит, это невозможно. Я говорю тогда, но ведь вы же нас взяли, вы подвезли, на что водитель отвечает, что он исключение, он всегда подвозит автостопщиков, а другие не подвозят.(слышится смех в студии). Это парадокс. Бытует мнение, что в России никто не подвозит. На самом деле, подвозят, и подвозят практически все. Это мне очень напоминает советский анекдот, что все недовольно голосуют "за", в магазинах ничего нет, а в холодильниках у всех все есть.

Т.Б.: Припоминаю, что, живя в России, мы с отцом часто подвозили. Много лет назад, когда автостопы еще только начинались, люди старались платить, и была совершенно обратная ситуация, мы говорили, что все равно едем в эту же сторону, люди благодарили и прятали свои рубли. Но я никогда не забуду деревенскую старушечку, у которой была большая корзина, в которой пищали цыплята. И она умоляла нас взять курочку за проезд....

Сева: Вы сказали, что наибольший шанс быть подобранному автолюбителем-это, если девушка стоит одна.

И.С.: Это совершенно понятно по двум причинам. Во-первых, это наиболее безопасный вариант для водителя.

Т.Б.: А если еще кто-то в кустах?

И.С.: Ну, это отдельная история. Сейчас, особенно когда едешь на юге России, можно подумать, что это даже какая-то чеченская террористка.... На самом деле, опытный взгляд видит. Я на трассе даже на скорости в 100 км вижу, кого я могу взять, а кого нет. Это уже сейчас, когда у меня появилась своя собственная машина, и я обязательно подвожу людей, помня, что я сам стоял на обочине с протянутой рукой. Возвращаясь к вашему вопросу, Сева, конечно, быстрее всего, мы даже проводили специальное исследование, но это понятно и без него. Так вот, быстрее всего движется девушка. Во-первых, она платит за провоз тем, что присутствует в кабине, и водителю приятно изображать из себя джентльмена. Девушку безопасно подвозить. Вряд ли она сможет причинить какой-либо физический вред водителю, хотя девушки тоже разные бывают. Следом по скорости идут пары, где едет молодой человек и девушка. Опять же, с точки зрения психологии водителя, это либо влюбленные, либо семейная пара, то есть, вряд ли они нападут. Третьим по скорости идет одинокий мужчина, одинокий волк. Ну и дальше, нет предела времени ожидания на трассе, когда стоят двое мужчин. Таких очень редко подвозят.

Л.В.: Вы знаете, один раз в Англии, я просто лежал в больнице, где в палате со мной лежало два или три шофера. Боже, что они рассказывали! Они берут только девиц, и получают некую дополнительную компенсацию....

И.С.: В России, в Восточной Европе очень много на трассах стоит девиц, которые....На трассе Москва-Ногинск я много раз сталкивался с ситуацией, когда я останавливался перед такой вот девушкой и спрашивал, нужно ли ее куда-нибудь подвезти. В большинстве случаев, они отказывались и отвечали мне, что работают. Это уволенные с близлежащих фабрик ткачихи, их просто жалко, они берут 50 рублей за это. Я даю ей деньги и с Богом. Возвращаясь к нашей теме, скажу, что девушку, стоящую на трасе, едущую автостопом, никогда не спутаешь с проституткой. Во-первых, она одета по-другому, во-вторых, когда она садится в кабину, как она себя ведет.... Ну, редко за рулем сидят сексуальные маньяки..

Сева: Одна из таких девушек стала довольно известной и сочиняет поэзию, пишет музыку, и, видимо, память о тех днях, когда она доехала до Владивостока и обратно автостопом одна, и породила эту песню.

+ Умка: Автостопный блюз

Сева: Существуют уже табели о рангах, и есть люди, которые автостопом доезжали до таких мест, куда только вертолетом и трактором можно доехать, да и то нужен сезон....

И.С.: Это как в песне: "...только самолетом можно долететь!". Я знаю лично людей, которые доезжали автостопом в те места, где автомобильного движения нет по определению: в отдаленные районы Сибири, некоторые ездили в кругосветные путешествия, причем они проезжали всю Сибирь. Ехали они специально зимой, потому что по некоторым местам Сибири все автодвижение осуществляется по руслам замерзших рек. Ребята из Питера, четыре пары, поехали в 1992-93 году в кругосветку, и посвятили ее пятисотлетию открытия Колумбом Америки (слышен смех в студии), эта экспедиция называлась "Автоколумб-92". Им пришлось преодолеть всю Сибирь, зимой, так было рассчитано, трасса заканчивалась в одном из якутских поселков, и дальше до Певека, до Анадыря они ехали на попутных углевозах, трейлерах, на тракторах, то есть, у них маршрут от Якутска до Певека занял три месяца.

Сева: Я, конечно, не хочу вдаваться в биологические подробности, но есть же какие-то потребности в личной гигиене, удобствах.

И.С.: При -50 градусах вопросы личной гигиены отходят на второй план, в них особой нужды нет, поскольку через входящее отверстие достаточно мало воды проникает.... На самом деле, люди, зная, на что они идут, брали с собой специальные химические грелки, одежду какой-то норвежской фирмы, с которой они договаривались о том, что она предоставит им снаряжение в обмен на рекламу. Несколько раз это снаряжение буквально спасло им жизнь, потому что был случай, когда они на открытом трейлере для перевозки бревен триста километров ехали, привязав себя вместо бревен к выступам его кузова.

Л.В.: В той части Сибири, по которой идет Великий сибирский путь, я лишь один раз на станции Новосибирск-Алтайский пережил около минус пятидесяти. А так -30, -40 тоже достаточно неприятно....

Т.Б.: Здесь совершенно непринципиально сколько....

И.С.: Одно дело, когда вы вышли из дома и пробежали несколько метров до другого дома. Но, когда вы стоите на трассе, и никто вам не подскажет, когда поедет машина. В Сибири есть один плюс: автомобили ходят редко, но останавливаются и берут всегда.

Сева: Ну, а зачем люди это делают, чтобы внукам рассказать или для того, проехать вокруг света, сэкономив кучу денег, мы, видимо, поговорим позднее, потому что пришло время наших рубрик. Татьяна Берг расскажет нам о своем событии недели.

Т.Б.: У меня сегодня история, прямо скажем, романтическая, и, прежде всего для Леонида Владимировича, потому что он у нас часто хвастает и справедливо, что самый старший за этим столом. Так вот до героя моей истории ему как до небес. Потому что этот герой, 85-летний вдовец, Дуглас Гарнер, который в своем старом фургоне проехал более десяти тысяч километров, чтобы повести свою возлюбленную на праздничный обед. Выехал он из своего дома в графстве Эссекс и ехал около шести дней в Турцию, где его возлюбленная Доротея Мейдмен, тоже не первой молодости, ей 77 лет, отдыхала там со своей подругой. Иными словами, он проехал всю Европу, через Францию, Швейцарию, Италию, Словению, Хорватию и Болгарию. Надо сказать, что этот визит был для Доротеи полнейшим сюрпризом. Правда он намекал, что хотел бы присоединиться к ней, но она не восприняла это всерьез. Поэтому, когда поздно вечером его видавший виды автомобиль пронесся перед отелем, она просто глазам своим не поверила. Но это был действительно Дуглас, который, не теряя времени, предложил обеим дамам отправиться в лучший местный турецкий ресторан, что и было сделано. После чего Дуглас провел в отеле еще один день и отправился домой. В общей сложности он провел в Турции 36 часов. Правда он сам признается, что погнала его в Турцию не только любовь в Доротее, но и страсть к приключениям. Учитывая, что Дугласу, как я уже сказала 85 лет, его путешествие иначе, как приключением не назовешь. На обратном пути он не спешил, как следует отдохнув в Афинах и на разных греческих островах, и вот на днях вернулся в Англию. Всего в дороге он провел месяц, и если после этого кому-то нужны еще дополнительные подтверждения, вот я показываю коллегам, как он и его подруга выглядят. Подтверждением того, что любви все возрасты покорны, скажу, что Доротея-подруга совсем не ранней юности Дугласа: хотя знакомы они очень давно, их любовь началась после того, как они оба овдовели. Вот такая история.

В заключение, еще одна романтическая история, которая замечательна совсем другим. Хотя речь в ней идет о семье политика, в ней все ведут себя абсолютно идеально. В наше время такого не бывает. У нашего премьер-министра есть заместитель. Зовут его Джон Прескотт, он лейборист традиционного левого крыла и человек достаточно вспыльчивого нрава. У его жены, Полин, как мы теперь все узнали, еще до того, как она встретила Джона, более сорока лет тому назад родился сын. В те времена к матерям-одиночкам относились не так, как сейчас и Полин, будучи еще очень молодой, отдала ребенка на усыновление. И вот совсем недавно мать и сын нашли друг друга. Сын вырос в зажиточной семье, получил хорошее образование, пошел в армию, дослужился до чина подполковника, уже награжден несколькими наградами. Идеологически он-полнейшая противоположность Прескотту, даже голосует за консерваторов. Тем не менее, Джон Прескотт принял его очень доброжелательно, рад и за него, и Полин, никаких сцен ревности не устраивал, просто сдружился со своим пасынком.

Сева: Какая может быть ревность, если сын уже подполковник?!(смеются).

И.Б.: Я, возвращаясь к нашей теме, скажу, что автостопу тоже все возрасты покорны. Потому что в московской школе автостопа, президентом которого является Валерий Шанин, есть две женщины-пенсионерки, им уже за 60 лет, они преспокойно ездят, и даже берут призы на соревнованиях по автостопу.

Сева: С Валерием Шаниным мы поговорим через несколько минут, а сейчас юбилейные и памятные даты напомнит Леонид Владимирович.

Л.В.: А я все-таки вернусь к автостопу. Я просто хочу уточнить: автостопом ездят, чтобы куда-то попасть или это спортивное увлечение?

И.С.: Я бы сказал: и так, и так.

Сева: На эту тему мы и будем говорить далее более подробно.

Рубрика «Юбилейные и памятные даты»

Сева: Мы вам обещали разговор с мэтрами отечественного автостопа. И вот они на линии. Валерий Шанин в Москве. Валерий, вы нас слышите?

Валерий Шанин: Здравствуйте!

Сева: Потрясающе! Валерий, вы рекомендованы нашим сегодняшним гостем Игорем Серебряным как один из столпов, поэтому мы с вами в соответствующей тональности и разговариваем. Но все-таки, свой послужной список вкратце, скажем, километраж, география путешествий, что-нибудь, в нескольких словах.

В.Ш.: Ну, путешествовать автостопом я начал с 1983 года и после первых 100 000 километров я перестал считать километраж, но с 1999 по 2002 год, проехал вокруг света через Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Америку.(слышны возгласы удивления в студии).

Сева: И где же вам довелось самые трудные моменты испытать в жизни?

В.Ш.: Труднее всего пришлось в Западной и Северной Австралии, потому что там очень мало машин, а те, которые появляются на дороге, столько хлама везут, что просто очень трудно еще кого-то посадить.

Л.В.: А можно задать вопрос: как вы по морю на машине автостопом ехали?

В.Ш.: Мне в кругосветке четыре раза пришлось пересекать водные преграды. Первый раз с Восточного Тимора в Австралию я прилетел на Ооновском самолете. Потом из Австралии в Новую Зеландию приплыл на российском контейнеровозе. Из Новой Зеландии в Америку прилетел на обычном коммерческом самолете за деньги, но деньги заработал прямо там, в Новой Зеландии на уборке урожая. И из Эквадора приплыл в Санкт-Петербург на банановозе.

Сева: Валерий, наверное, есть секрет вашего успеха, ведь вы приходите и все открывают вам двери. В чем тут дело? У вас какое-то особое обаяние?

В.Ш.: Нет, во-первых, я профессиональный психолог. Я закончил факультет психологии МГУ. Поэтому мне, как говориться, сам Бог велел уметь общаться с людьми. А потом есть такая закономерность, которая проявлялась и в моем кругосветном путешествии: когда у человека есть деньги, то он едет за деньги, а когда у него нет денег, то он едет без денег.(слышен смех в студии).

И.С.: Если бы так можно было и в жизни, не только на трассе....

Сева: Но все-таки удается. Вы занятие это не оставили, как я понимаю, автостопщик остается оным практически на всю жизнь?

В.Ш.: В школе автостопа постоянных членов, наверное, человек сто, а реально через школу автостопа с 1995 года прошло около пяти тысяч людей, которые появлялись, хотя бы один раз. По моему опыту, обычно в автостоп люди приходят, когда нужно куда-то поехать, но нет денег. Но остаются в автостопе лишь те, которые понимают, какой это уникальный способ путешествий, и кому интересно ездить автостопом, а не исключительно, чтобы сэкономить деньги.

И.С.: Валерий из тех, кто предпочитает ездить автостопом, даже, когда появляется собственная машина.(смеются).

Сева: И вкратце, Валерий, есть разные школы автостопа, как бы вы определили московскую традицию?

В.Ш.: Московская традиция, на мой взгляд, это такой свободный стиль путешествия, когда главное не доехать от пункта А в пункт Б максимально быстро и дешево, а именно почувствовать себя открытым миру, способным в любой момент повернуть в совершенно любом направлении.

Сева: Ну, что же, Валерий, большое вам спасибо, мы надеемся еще поговорить с вами, когда проблема встанет лично у самих, как доехать автостопом до желанной точки. А сейчас у нас на линии представитель другой школы. Филипп Леонтьев живет в Питере. Скажите, Филипп, когда вы начинали, это был еще Ленинград или вы в обозримом прошлом начали заниматься этим делом?

Филипп Леонтьев: Сева, знаете, я родился в Ленинграде, а занялся уже в Санкт-Петербурге.... Около 10 лет назад это происходило.... За это время многое произошло. Я не думаю, что меня следует причислять к мэтрам автостопа.

И.С.: Ну, почему, Филипп, ты же все-таки основатель отдельной команды по автостопу - "Автостоп ультра"....

Ф.Л.: Было такая команда, но она оставила след в несколько ином направлении. Могу в двух словах сказать, что есть несколько направлений: бытовой автостоп, то есть автостоп, когда люди ездят за пивом. Если вам, Сева, в редакции не оплатят билет на самолет, могу проконсультировать. Второй вариант, когда люди занимаются экстремальными путешествиями ради адреналина, ради общения. Третий вариант-это спортивный автостоп, когда автостопщики соревнуются.

Сева: Есть и свои чемпионы видимо?

Ф.Л.: В разных номинациях, конечно, но в основном надо сказать, что нормальные люди, в основном, ездят не за какими-то статусами, а чтобы получить удовольствие от процесса. Я считаю, что спортивный автостоп-это лучший способ научиться ездить.

Сева: Послужной список никому еще не вредил, докуда вы доехали за свою десятилетнюю карьеру?

Ф.Л.: Мне довелось побывать в Дакаре, я ездил по Африке, летал военно-транспортной авиацией на Камчатку через Омск....

Л.В.: Скажите, но как же вы уговариваете военно-транспортного пилота взять вас на борт. Ведь там же обязательно есть список пассажиров, полетный лист.

Ф.Л.: Главный принцип нормального автостопщика - это взаимный интерес, интерес к общению. Поэтому уговаривать не нужно, надо просто спрашивать разрешения, заинтересовывать человека.

Сева: Но, вы им видимо какие-то рассказы, какие-то байки травите, развлекаете по пути. Эта тема нам не чужда. Леонид Владимирович у нас сидел в лагере в 40-х годах, и "тискал романы" уголовникам, поэтому остался жив и сидит сегодня с нами.

Т.Б.: А "борзых щенков" не нужно везти, скажем, пол-литра или что-то подобное?

Ф.Л.: Пол-литра могут быть лично-объединяющими на какой-то стадии, но я могу сказать, что военные летчики чем-то похожи на автостопщиков, тоже не вполне нормальные люди....

И.С.: Филипп, ты замечательно охарактеризовал все племя автостопщиков, спасибо!(смеются).

Сева: Ну что, Филипп, во всех путешествиях, которые вы замышляете, мы желаем вам всего самого лучшего, чтобы самая первая машина, с самым любезным водителем останавливалась перед вами с визгом тормозов. Огромное вам спасибо!

Ф.Л.: Спасибо, я уже практически на пенсии.(слышен смех в студии).

Студия: Спасибо, Филипп!

Сева: Игорь, то есть настает такой период в жизни, когда автостопом ездить не хочется?

И.С.: Вы знаете, Филипп охарактеризовал людей, ездящих автостопом, как не вполне нормальных, может быть, это и верно. Я не очень люблю людей, от которых нормальностью несет за милю. Это люди, которые состарились и умерли еще при собственной жизни. Дело в том, что автостопом некоторые люди начинают заниматься еще, будучи студентами, как я, а некоторые узнают об этом и начинают ловить кайф уже в зрелом возрасте, когда у них уже есть собственные дети. Дело здесь, наверное, не в паспортном возрасте человека, а в том, как он себя чувствует. Если человек чувствует в себе внутреннюю свободу, то он может ездить автостопом, независимо от того, когда он родился. Если человек внутренне зажат, если он боится общаться с людьми, если он не любит открытых пространств, а ты иногда стоишь на трассе под куполом неба над тобой звезды, внизу темнота, и ты один на всем свете. Таким людям не стоит советовать выходить на дорогу, они не последуют этому совету.

Сева: Кривая приватности с возрастом резко устремляется вверх. У нас есть английский актер, не буду называть его фамилию, личность достаточно известная. Он в зрелом возрасте вынужден был ложиться в больницу, но настолько трепетно относился к своему частному пространству в уборной, что предпочел покончить с собой, только чтобы не ложиться в больницу и не терять этой приватности. Вы когда находитесь на дороге, это совершенно обратный вариант: приватности нет никакой. Вы "размазаны" по этой автостраде, по обществу с незнакомыми вам водителями, которые пахнут по-разному, едят разное, пьют разное, это и есть психологическая потеря себя?

И.С.: Нет, ни в коем случае. Это, наоборот, обретение себя. Это в каком-то смысле медитация, потому что ты действительно ощущаешь себя "размазанным" по всей трассе от Москвы до города N. Ты эту трассу ощущаешь у себя на ногах, то есть, ты сел в поезд в Москве, а вышел из поезда в городе N, тебя везли, ты не приложил к этому никакого участия. Здесь ты все эти сотни или тысячи километры ощущаешь у себя на подошвах.

Л.В.: Технический вопрос: что вы берете с собой, у вас рюкзак большой или как-то? Все-таки это длинные путешествия, какой-то багаж вы должны с собой везти.... Помогает он вам или отягчает? Лучше ли вас берут с багажом или хуже....

И.С.: Ну, естественно, чем меньше багажа ты с собой везешь, тем лучше. Тем более что не во всякую машину, типа "Ока", можно влезть с багажом. То есть, чем меньше багаж, тем выше у тебя скорость продвижения.

Л.В.: Но если вы едете вокруг света, все же какой-то багаж нужно иметь....

И.С.: Я лично не ездил вокруг света, но много ездил по Европе. Мы с собой брали спальные мешки, палатки, но так получалось, что мы ими ни разу не воспользовались.

Л.В.: Между автостопами вы где-то должны отдыхать, где-то есть... Это как, все за деньги?

И.С.: Да, я лично никогда ни у кого не просил. Многие водители независимо от страны считают своим долгом, что, если они тебя подвозит, то должены и накормить.

Л.В.: Прямо в кабине? И.С.: Зачем в кабине? Не в кабине, а на любой автозаправочной станции. Особенно в Италии.... А вот еще один интересный случай. Дело было в Бельгии. Нас подвозил один араб или курд с Ближнего Востока. Он предложил переночевать у него. Мы очень удивились, когда узнали, где. Водитель оказался владельцем почетного уважаемого бизнеса, он и его 16 братьев. Содержал публичный дом (смех в студии) и совершенно нормально, без усмешки предложил нам бесплатно переночевать у него в этом доме....

Сева: В публичном доме был отбой, девушки спали?

И.С.: Да, публичный дом был без дополнительных услуг, только ночевка.

Сева: А что-нибудь еще интересное вспоминается вам из ваших приключений, потому что попадаются такие индивиды, которых хочется не в роман, а хотя бы в повесть включить?

И.С.: Каюсь, что когда ты наездил десятки тысяч километров, все люди сливаются....

Т.Б.: Записывать надо!

И.С.: Записываю. Вы можете у меня на сайте это почитать. Адрес www.virtualia.narod.ru

Л.В.: Когда вы общаетесь с людьми, они говорят вам свое имя, но фамилий-то вы не знаете?

И.С.: Более чем. Я вожу с собой "Атлас дорог", и по-началу, все, кто меня подвозил, с огромным удовольствием оставляли свои координаты, говоря, что если я буду в их краях, то они всегда будет рады видеть меня у себя дома.

Л.В.: Могу сказать, что это чисто русское....

И.С.: Нет, в Восточной Европе тоже. Вспоминается, как нас подвозила семейная пара каких-то раскрашенных панков. Был случай, когда нас подвозил человек, у которого вместо заднего сидения была плантация шампиньонов. Запоминаются либо очень хорошие, либо очень плохие случаи.

Л.В.: А опасные ситуации возникали или нет?

И.С.: Опасных ситуации на моей практике не было. Был один случай, но опасность исходила не от людей, которые тебя везут. В Италии, в городе Фарли, мы стояли на серпантине. Темнело, в городе был какой-то национальный праздник, а мы как бы чужие на этом празднике жизни. Останавливается машина, и нас подсаживают двое очень веселых ребят-итальянцев. Машина-очень маленький "Фиат", мы туда еле втиснулись. И вот они начинают по этому горному серпантину куда-то ехать. На дворе ночь, они прямо за рулем, как мы с вами сейчас, пьют вино, песни поют. Я их спрашиваю, а не пора ли включить фары, какие-то огни. Они отвечают, что и так хорошо знают эту дорогу, нет необходимости "садить" аккумулятор. Вот так, полной темноте, с двумя в сильном подпитии водителями, мы ехали по этому серпантину. Я про себя думал, хорошо, что написал завещание. А, в принципе, везло. Без везения на трассу лучше не выходить.

Л.В.: Чрезвычайно интересно! Как я уже говорил, в России я не брал хичхайкеров, а в Америке брал много, и они сразу начинали со мной разговаривать. Среди них не было ни одного, закончившего психологический факультет какого-либо университета.

И.С.: Я думаю, что Валерий Шанин сказал об этом к слову, поскольку эта психология возникает на ходу....

Л.В.: Но у меня все эти пассажиры были самыми простыми, обыкновенными людьми. Интеллектуалов я как-то не возил....

Т.Б.: А потом, наверное, когда человек садится, денег он не дает, но считает своим долгом хотя бы что-то рассказать....

И.С.: Я должен сказать, что водители-дальнобойщики подвозят, в основном, тоже не из альтруизма. Им отчасти скучно, а ты выступаешь в роли "живого будильника". Один автостопщик спит, другой развлекает водителя.

Сева: Нам осталось закончить некой музыкальной темой, которая подытожила бы разговор, развернувшийся в эфире Би-би-си за последние пятьдесят минут. Это песня американской группы "Canned Hit" - "I'm on the Road Again". И мы благодарим Игоря Серебряного, Валерия Шанина и Филиппа Леонтьева за то, что они поделились своим хобби -- автостопом. Счастливо!

+ Canned Hit: I'm on the Road Again

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015