СЕВАОБОРОТ

Слушайте эту передачу:

 mp3

24 января 2004: Концерт в прямом эфире

Гость: Вячеслав Бутусов, рок-музыкант

Сева: Добрый вечер! К нашей радиоработе лучше всего подходит сельскохозяйственный термин "страда". Бывает у них посевная, культивация, пропашка, а у нас идет страда музыкальная. На прошлой неделе у нас была Народная артистка Грузии и СССР Нани Брегвадзе с дочкой и внучкой. Я сегодня у нас заезжий артист в гостях. Пока он устраивается поудобнее с гитарой на своем радиокресле, мы сыграем одну из его последних записей, сделанная совместно, впрочем, он сам объяснит... Давайте послушаем.

+ Вячеслав Бутусов: Рок-н-ролл мертв

Сева: Песня вам знакома - гребенщиковская "Рок-н-ролл мертв". Но такое исполнение я слышу впервые. Вячеслав Бутусов у нас в гостях и Анжелика. Добро пожаловать!

Татьяна Берг: Добрый вечер!

Леонид Владимиров: Очень рады вас видеть!

Вячеслав Бутусов: Эта композиция была сделана совместно "Ю-Питером" и "Аквариумом". Она сделана в стилистке "псевдокараоке", я бы так назвал.

Сева: Меня, как бывшего саксофониста, интересует - кто в саксофон дует?

В.Б.: В саксофон дуют те музыканты, которые последний раз приезжали в Лондон с "Аквариумом". Я их не всех знаю.

Сева: Да, да, у него там банда очень крепкая...

В.Б.: Там сборная команда была...

Сева: И слова выпевать совершенно не обязательно...

В.Б.: Да и невозможно...

Сева: Нам с вами, любезнейший, надо бы подвести итоги наших совместных встреч. Я заглянул в списки "Севаоборота" и увидел, что последний раз мы встречались в декабре 1996 года. А до того был концерт где-то в сентябре 1995-го. То есть с 1996 года прошло энное количество лет. Четыре года в том веке и три в этом. Куда судьба носила по белу свету?

В.Б.: После роспуска "Наутилуса" два года из трех я играл под акустику, не имея ни штата, ни директоров, никого... Просто сидел дома, или на студии... Я думал, что будет дальше...

Сева: Когда человек много времени проводит в одиночестве, то здесь принято говорить, что он узнает многое о себе. Но когда год просидишь один, то такое о себе узнаешь, что, может, лучше и не надо?

В.Б.: Я пришел к выводу, что если заниматься коллективным творчеством, то нужно делать это на сознательном уровне, как у нас это стихийно происходило - переход от студенческой самодеятельности в "Росконцерт". Я ничего плохого в этом не вижу...

Сева: В истории джаза был случай, когда Сони Роллингз, саксофонист, снял служебное помещение в одной из стоек моста. Он сидел там год и вышел оттуда с совершенно преобразившимся стилем.

В.Б.: Но Гленн Миллер тоже в свое время просидел...

Сева: Но время от времени музыкантам это нужно делать... Этот год размышлений, он дал что-нибудь? У меня был такой период в 8 месяцев...

В.Б.: Я сейчас, например, не рефлектирую на тему того, чем я занимаюсь, как я этим занимаюсь. У меня полная уверенность в тех людях, которых я пригласил к сотрудничеству.

Сева: Концерт в Лондоне - я бы сказал, где, господа, но вы все равно не успеете... Все билеты, по-моему, уже проданы...

В.Б.: Но у нас в России есть "поставщики" из Англии...

Л.В.: "Поставщики"? Из Англии?

В.Б.: Ну, конечно. Я, как архитектор, могу поделиться опытом, как вручную подделывать билеты и купюры... А если бы в те студенческие времена у нас была такая техника как аэрограф, то можно было бы подделывать просто любые деньги.

Сева: Это не про вас сложили анекдот:

Один художник приходит к другому и спрашивает: - Что же ты нарисовал 7 рублей? Таких денег в природе нет! Другой ему отвечает: - Ну, пойду у соседа разменяю... Приходит и приносит 4 и 3 рубля...

В.Б.: Да, про нас, наверное. Таксисты нашу архитектурную общагу объезжали стороной...

Сева: У нас сегодня Вячеслав сидит на отдельном стуле, весь в микрофонах, и жанр мы себе такой придумали - "Беседы у гитары". На прошлой неделе Нани Брегвадзе сидела у фортепиано, а Вячеслав сидит у акустической гитары. Но прежде чем мы пустимся в домашние разговоры у шести струн, я думаю, что нужно сыграть две последние записи, которые вы привезли и еще нигде не выпущены...

В.Б.: Да, это премьеры и для меня очень важно, что они впервые прозвучат в Лондоне... Потому что один человек связан с культурой Лондона - это Сережа Курехин...

Л.В.: Да, это наш знаменитый гость...

Вячеслав Бутусов: Где бы ты ни был, тебя я узнаю...

В.Б.: Эта песня посвящена Сергею Бодрову, есть еще посвящение Виктору Цою, Сергею Курехину.

Сева: Смерть Бодрова - мистическая штука... Случилась в рассвете славы и сил... И явление природы такое странное - селевой поток, который сметает все на своем пути... Я помню, тогда вся страна не могла в себя придти полмесяца.

В.Б.: Более того, я тебя дополню, это произошло в тот момент, когда у него родился ребенок.

Сева: Мистика полнейшая...

Анжелика: Невозможно относится к этому уходу Сергея... Надежда есть, что...

В.Б.: Мы, когда обсуждали этот проект, пришли к выводу, что, по сути дела, он посвящен людям, с которыми мы утратили связь...

Сева: Временно... Есть такая рок-н-ролльная штука: "Живым отсюда не выйдет никто". Знакомая фраза... Сейчас мы попросим техников подключить всякие волшебные эффекты. Кстати, кто стихи написал к этим песням?

В.Б.: Вся ответственность на мне...

Сева: Теперь мы знаем, с кого спрашивать...

В.Б.: После трех лет аскетического раздумья я пришел к выводу, что не достаточно уверен в том, чтобы нести ответственность за чужие слова. Буду пока свои воспроизводить...

Сева: По крайней мере, знаешь, за что отвечаешь... Хорошо, мы сейчас вспоминаем тот период, когда после года одиночества Вячеслав Бутусов взял в руки акустическую гитару и поехал себе тихонько по стране... Сейчас есть проект, не относящейся к нашему разговору. У нас есть актер Иан Мак-Грегор, который решил на велосипеде объехать вокруг света. Сейчас у него в проекте переезд через Россию. Всемирно известный актер... Есть люди, которые занимаются организацией...

В.Б.: Могу сказать, что принц Гарри овец гоняет в Австралии... За 100 долларов в неделю...

Сева: Нет, нет, это он на своей земле, может... И потом овец здесь гоняют собачки...

Т.Б.: Это принц Гарри в Австралии после школы трудится на ранчо...

В.Б.: Мы с вами уже отстали, потому что в нашей стране и на всей планете все знают, что овец лучше всего гоняют свиньи...

Сева: Уже второй проект вышел... Но мы умолкаем и даем слово Вячеславу...

В.Б.: Я буду краток...

+ Настасья

Сева: Есть прообраз у Настасьи?

В.Б.: На подсознательном уровне, да. А когда такую напишешь песню, вдруг выясняется, что на самом деле есть...

Сева: Это главная задача сочинителя ловить нечто из воздуха...

В.Б.: Как приезжаешь в какой-нибудь город, а они косяками появляются...

Сева: ... и говорят: "Вы же про меня песню написали...".

В.Б.: Да или наоборот, слишком скептически.

Сева: У нас еще есть один компакт-диск, вот он как раз про Сергея Курехина...

В.Б.: Да, я постараюсь коротко объяснить историю следующей песни. У нее очень загадочная история. Она больше 15 лет лежала записанная просто на компакт-кассете у меня дома. 15 лет тому назад, когда Сергей еще был жив, они с Борей написали "демонстрационку". Сергей "забил" все на клавишах, Боря спел - но "рыбу", заготовку на псевдоанглийском языке, хотя там довольно внятный текст... Мне ее Борис принес, уж не знаю, как... Но тогда он начал относится ко мне с доверием и предложил написать текст на русском языке для этой песни. Я тогда понял, что Боре что-то там не понравилось, потому что когда ему что-то не нравится, то он просто молчит. Он может с тобой встречаться, здороваться, но скажет ни слова на эту тему... И катализировать этот процесс бессмысленно... И вот прошло 15 лет, я вдруг обнаружил эту кассету, вы знаете, в каком-то пыльном чемоданчике... Я ее прослушал и вдруг обнаружил... Мы сделали такую заготовку, я написал новый текст, и это незаконченный вариант, потому что Борис работает сейчас над этим текстом, чтобы получился совместный проект.

Сева: А он будет опять невнятные английские слова туда вставлять?

В.Б.: Мы договорились, что он имеет полное право доводить ее в любом смысле. Чем это закончится, не знаю, но, вернувшись из Индии в благожелательном настроении, он сделает кое-какие поправки. Но, в целом, там обязательно должен звучать его голос... Не знаю, будет ли дуэт, но суть такая. Поскольку мы будем выступать на СКИФе в апреле, который проводит Настя Курехина с другими людьми. Это такое посвящение предстоящему 50-летию Сергея Курехина и СКИФу. А сейчас звучит песня, посвященная Сергею Бодрову, а следующая посвящена Сергею Курехину.

+ Эхолов

Сева: Изменили голос до неузнаваемости. У нас богатая традиция - был фильм "Карнавальная ночь", где Ильинский играл завклубом, такого классического идиота советской эпохи и там все эти голоса озвучены, и в подсознании...

В.Б.: Да, это все из классики...

Сева: Что-нибудь еще из данного репертуара?

В.Б.: Я исполню песню периода, когда я еще брал на себя ответственность за чужие тексты...

Сева: Кстати, а "Гуд-бай, Америка", - это что, кормильцевский текст?

В.Б.: Нет, это один из немногих моих текстов в "Наутилусе".

Сева: Но ведь эта фраза "Гуд-бай, Америка" стала более чем эпохальной... Это было колоссальное попадание, потому что весь народ тогда прощался с мечтой об Америке. Они мечтали, мечтали и, наконец, открыли ее и все.

В.Б.: А хочешь, открою секрет? Я устал отвечать на этот вопрос. На самом деле, я писал о своих детских ощущениях той Америки, о которой я читал у Купера, об индейцах, ковбоях, бизонах, мустангах и так далее. Во мне именно эти ассоциации были. И когда мы осуществили этот проект, его по-другому восприняли. В общем, это и к лучшему... Просто народу нужно было именно это...

Сева: Историю народ всегда сочиняет сам для себя...

В.Б.: Поэтому можно не напрягаться, когда что-то сочиняешь, не надо думать, правильно ты выбрал сюжет или нет. Народ сам решит, о чем эта песня, и нужна ли она ему...

Сева: Совершенно верно... Мы хотели что-то сыграть и спеть...

В.Б.: Постоянно требуют песню "Крылья" на концерте. Мы ее корректируем и исполняем либо с симфоническим концертом, либо я один, акустически... Хочу компенсировать всем тем, кто нас слышит... Все утро сидел, вспоминал текст. Можете себе представить: оказалось, что там шесть куплетов, Анжелика мне помогала. Я попытаюсь сейчас ее исполнить.

+ Крылья

Сева: Спасибо!

В.Б.: У меня профсоюзный рефлекс музыканта. Я на звукооператора хочу или не хочу, должен наезжать, а то они перестают следить за звуком.

Сева: Но здесь страна не та...

В.Б.: Страна не та, а проблемы те же... Но это въедливость моего характера.

Сева: Мы в нашей беседе сделаем перерыв, потому что нашим ведущим нужно доложить свои рубрики. Татьяна Берг бросит свой взгляд на событие недели.

Т.Б.: У меня история, которая служит еще одним подтверждением гениальности бессмертной фразы "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Жертва - городок Дауэнмаркет, городок на севере Англии, старый, уютный, с населением 8 тысяч человек. Ему, как оказалось, несказанно повезло. Европейский Союз избрал его одним из объектов своей программы помощи и выделил ему 2 миллиона долларов на реконструкцию, улучшение инфраструктуры и прочие замечательные вещи. По законам Евросоюза, если в страну из общей "кормушки" в Брюсселе приходят какие-то деньги, то что-то должна дать и сама страна, поэтому город через соответствующую правительственную организацию получили крупную сумму из кармана налогоплательщика. Началась реконструкция год назад, но сейчас, по словам мэра, город выглядит как разбомбленный район Багдада. Первым делом снесли средневековый рынок и устроили на его месте открытую площадь под названием "Место встреч", залитую в ночное время синими неоновыми огнями. Но большинство жителей и близко не подходят к ней, потому что по ней с дикой скоростью носятся скейтбордисты. Открытые там магазинчики и кафе пустуют и разоряются. Разоряются и кафе, открытые поодаль, потому что реконструкция превратила город в гигантскую строительную площадку и парковаться там негде. Поэтому жители окрестных деревень стали ездить за покупками в другие места, а туристы и вообще исчезли. А новый, только что построенный рынок, нужно будет полностью перестраивать, потому что когда идет дождь, а это на севере Англии не редкость, нижний этаж полностью заливает...

Рубрика «Юбилейные и памятные даты»

Сева: Спасибо, Леонид Владимирович!

+ Колесницегонитель

Сева: Вячеслав, пару слов о том, что мы сейчас слышали.

В.Б.: Это одна из песен, которая вошла в дебютный альбом группы "Ю-питер". Проблема в нашем шоу-бизнесе такова, что никто не хочет объяснять слушателям, что такое "Ю-питер". Говорят, что вот, Бутусов - это легко продаваемый бренд, его и раскручивать не надо, а "Ю-питер" никому не известен. Поэтому мы все время тупо выступаем в концертах под названием "Вячеслав Бутусов" или в лучшем случае пишут "... и "Ю-питер"".

Сева: Но ведь местную публику тоже можно понять. У газетчиков и журналистов одна задача: как тираж увеличить, как написать что-нибудь похлеще, чтобы народ покупал...

В.Б.: Я, в принципе, любую публику готов понять, пусть они тоже пытаются нас понять...

Сева: Я это к тому, что журналисты всегда одолевают поэтов с просьбами объяснить и понять то, что поэт объяснить не в состоянии.

В.Б.: Вот-вот, по поводу журналистов...

Сева: Все эти люди, годами одолеваемые, как мошкарой, журналистами становятся все более брюзжащими людьми. Макаревич так просто вообще в них плюется...

В.Б.: Можно я расскажу короткую историю. Мы сидели втроем, это редкая случайность, Кинчев, Шевчук и я. Сидели в семейных кулуарах, общались. После этого Костя в каком-то интервью газете, когда его журналист спросил, как его товарищи, собратья по цеху, он, подумав, ответил: "Они водку пьют...".

Сева: Единственное, кому, на мой взгляд, удается сохранить нейтральное отношение, до оптимизма далеко, так это Гребенщикову. Попросим вас, Вячеслав, нам сейчас спеть. Я послал записку техникам, чтобы сделали ревербера побольше...

В.Б.: Есть отличная аббревиатура, которой мы пользуемся при общении с Борисом Гребенщиковым, известным под прозвищем БГ. Если захотите сказать тост, можете смело говорить: "БЗ БГ СПБ" - "Будь здоров, Борис Гребенщиков, Санкт-Петербург". Еще есть - "БЗ ССПБ" - "Будьте здоровы, спасибо, Санкт-Петербург".

+ Тутанхамон

В.Б.: Мне так стыдно стало, когда я вспомнил, что однажды в Киеве посвятил песню "Прогулки по воде" Андрею Макаревичу в связи с каким-то юбилеем. Второй раз в Киеве я посвятил ее Андреевскому спуску, потому что там есть такие каверзные обороты, что мне стало неловко, когда я дошел до них. Я понял, что я вляпался...

Сева: Нет, поэту лучше оставаться в поэтических рамках.

В.Б.: Да, лучше не реализовать себя как критик...

Сева: Нет, тут совсем другой уровень... Удается ли отслеживать, что на отечественном музыкальном фронте происходит, есть ли какая-нибудь молодежь, которая от вас эстафету теоретически примет?

В.Б.: Легко удается, потому что ничего не происходит. Это мой скептический взгляд, гротескный, и всего лишь означает, что по большому счету за последние сто лет вообще ничего не изменилось. Есть приоритеты, есть моменты, когда появились замечательные музыканты...

Сева: Ну, что же мы надеемся увидеть вас скоро где-нибудь здесь в наших краях снова...

В.Б.: Я так замечательно чувствую себя здесь, в Англии, в независимой стране...

Т.Б. и Л.В.: Спасибо, за это нужно выпить...

Сева: Нужно чаще ездить, как говорил мой друг: "Нужно вкусно питаться и путешествовать...". Счастливо, Вячеслав Бутусов, здоровья!

+ Могилы младших сестер

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015