СЕВАОБОРОТ

Слушайте эту передачу:

 mp3

21 февраля 2004:

Гость: Паликанде Роталасааре Перу, буддийский монах

Сева: Добрый вечер, господа! Вообразите себе, что вы работаете на Би-би-си в должности, которая по-английски называется researcher. Не знаю, как по-русски ее назвать. И этому самому researcher'у дают задание на день, иногда бывает просто невозможные задания, например, говорят, найдите нам человека из Шри-Ланки, чтобы он говорил по-русски, был буддийским монахом и находился в это время в Лондоне. И вот наш researcher сделал невозможное и такого человека нашел, и он находится у нас в студии. Из вашего имени, уважаемый, я знаю только, что вас зовут Паликанде. Мне бы хотелось, чтобы свое полное имя вы преподнесли сами.

Гость: Меня зовут Паликанде Роталасааре Перу.

Студия: Добрый вечер!

Сева: Мы пьем традиционно вино, а вы - воду. Вам запрещает ваша религия или вы по собственной воле?

П.: И то, и другое...

Сева: Кроме вина, какие-нибудь есть у вас запреты, которым вы подчиняетесь?

П.: Нельзя употреблять спиртные напитки, наркотики, а так можно все...

Татьяна Берг: А есть можно абсолютно все?

П.: Да, но нельзя есть конину и человечину...

Т.Б.: То есть практически никакого мяса нельзя?

Сева: Нет, конину, свинину и человечину...

Т.Б.: А что же вам остается? Говядина и телятина? Баранина?

П.: Да.

Леонид Владимиров: Раз вы монах - то вы не можете жениться.

П.: Да, мы соблюдаем целомудрие.

Л.В.: Еще один вопрос, который мы затронули, перед тем, как включили микрофон. Как вы думаете, сколько человек в Шри-Ланке хорошо говорит по-русски?

П.: Хорошо говорит по-русски в Шри-Ланке 3 000 человек.

Л.В.: Серьезно?! Все побывали в России?

П.: Да, но и на Шри-Ланке тоже преподают русский язык. С 1980 года я преподавал русский язык в двух университетах, вел буддийские семинары тоже. Тогда очень многие изучали русский язык не из экономических интересов, а из-за любви к СССР и советской литературе.

Т.Б.: Я хотела сказать, что на востоке России ведь тоже много буддистов...

П.: В Бурятии, Калмыкии...

Л.В.: У нас в Лондоне живут буддист профессор Пятигорский... Когда вы в первый раз приехали в Москву, в каком одеянии вы были? В таком же, как вы сейчас находитесь у нас - в оранжевом одеянии буддийского монаха?

П.: Да, я даже привез свои рубашки, приехал с зонтиком, бритой головой, в желтой мантии...

Сева: То есть у вас было голое плечо?

П.: Да, конечно.

Л.В.: Но голое плечо не при всякой температуре можно носить...

П.: Да. Но было лето. Когда настала зима, я был одет так, как сейчас...

Л.В.: Тоже холодновато для зимы...

Сева: Постепенно вы меняли свой гардероб...

П.: Да, сначала я подумал, как я должен быть одет, чтобы сохранить свое монашество, и не было гражданской формы. Я видел, как одеты русские монахи и вспомнил Будду, который всегда приспосабливался к данному моменту. Он выбирал одежду, которая существовала в тот момент в Индии для монахов-аскетов, и я выбрал то же одеяние, в котором ходят русские священники, но только не черную и не белую, а нашу форму. Я дружил с митрополитами Пименом, Ювеналием, Алексием, который стал сейчас Патриархом...

Л.В.: Вы услышите в сегодняшней передаче, что Его святейшеству Патриарху всея Руси Алексию Второму 23 февраля исполнится 70 лет.

П.: Да, я очень его поздравляю от имени всех буддийских монахов Шри-Ланки, желаю долгие лета и здоровья.

Т.Б.: И они помогли вам сшить теплую одежду?

П.: Да, только три месяца назад сшил себе рясу...

Сева: То есть все эти рассказы, о том, что православное духовенство относится с переубеждением к представителям других религий, вашим опытом не подтверждается...

П.: Действительно, в 1977 году была организована большая межконфессиональная конференция по инициативе православной церкви.

Сева: Вы дружили, и они вполне дружелюбно к вам относились?

П.: Да, но конечно, как и в любом другом деле были нюансы...

Сева: А их буддизм как вероучение интересовало? Они задавали вам вопросы?

П.: Нет. Между нами никогда не было таких вопросов.

Л.В.: Я знаю, что на Алтае и в других местах буддистов в свое время преследовали...

П.: Я знаю историю Калмыкии, Петербуржского храма, Бурятии, Алтайского края... Изначально после революции до 1926 года они могли жить хорошо, потому что был такой очень уважаемый лама Акбар Даржи. Он человек дипломатичный и хотел, чтобы Россия дружила с Тибетом. В 1900 году он приезжал в Шри-Ланку в качестве паломника, и его тайно отправили в Россию. Его также преследовали. Преследованиям подверглись многие буддисты - кого-то казнили, кто-то сел в тюрьму. В Калмыкии было уничтожено 120 храмов. Монахов ссылали в Сибирь.

Л.В.: Калмыков вообще всех выслали, не только буддистов.

П.: Потому что они якобы были связаны с Гитлером...

Л.В: А вы знакомы с Кирсаном Илюмжиновым?

П.: Да. Я был у него в гостях.

Т.Б.: И как шахматный город?

П.: Мне очень понравилось там.

Сева: А вы монахом стали по семейной традиции?

П.: Нет. Монашеская традиция в Шри-Ланке есть, но не такая как в Бирме, Камбодже или Лаосе, но иногда родители заставляют, хотя я стал монахом по своей воле.

Сева: Сколько вам было лет?

П.: Мне было около 16 лет.

Сева: Как шестнадцатилетний юноша на пороге жизни, когда вокруг цветут красивые тропические цветы...

Т.Б.: ... красивые девушки...

Сева: ... пальмы шумят на ветру, когда вся жизнь зовет к личным отношениям, как вы могли в 16 лет решиться и отказаться от всего?

П.: Все это могло повлиять на человека, который живет в городе. Я жил в деревне, вдалеке от города. У нас не было такой шикарной жизни, как в городе. В каждой деревне в Шри-Ланке есть монахи. Всего по стране около 35 тысяч монахов и 10 000 монастырей. Кто такой монах? Он либо учитель, либо судья, врач, астролог, - он приносит очень много благ обществу. Поэтому для нас примером был монах, и я тоже захотел стать монахом.

Сева: А вы своего учителя помните?

П.: Да, конечно, я помню своих учителей.

Л.В.: А что, в монашество можно вступать в 16-летнем возрасте?

П.: Нет. В 15 лет можно стать послушником, а в 20 - монахом.

Сева: В христианстве есть такое понятие, что крещение должно происходить в сознательном возрасте. Не родители за него решили, а он сам пришел к этому.

П.: А в буддизме до 20 лет нельзя постригать в монахи.

Т.Б.: То есть, если бы вы поступили в 16 лет в монастырь и стали послушником, а в 18 лет решили уйти оттуда, то вы смогли бы это сделать?

П.: Да, в любое время можно. Сейчас есть временное монашество на 10 или 15 лет.

Сева: А когда появился буддизм?

П.: Будда жил в 5-6 веке до нашей эры. Именно тогда буддийские монахи разбились на две группы. Если бы мы не вели аскетический образ жизни, то у нас не было бы ни литературы, ни языка, грамматики...

Сева: То есть, благодаря буддийским монахам, в Шри-Ланке образование неразрывно связано с жизнью буддийских монахов...

П.: Верно.

Л.В.: Вы говорите на сингальском языке. А все образование ведется у вас в стране только на этом языке или есть, как во многих британских колониях, образование на английском?

П.: Английский язык был у нас до 1956 года, а теперь все образование идет на сингальском и тамильском языках.

Т.Б.: А английский учат в школах?

П.: Да, с третьего класса...

Л.В.: Очень-очень интересно. Вы приехали в Москву, учились там. Как все получилось, почему вы решились ехать в такую далекую, холодную страну?

П.: Мой двоюродный брат в 1960 году получил стипендию на учебу в Москве. В это же время папина сестра взяла однажды меня в аэропорт посмотреть, как брат садится в самолет. Мне было 10 лет. Тогда я подумал, что когда-нибудь тоже буду летать на самолете. Но в 1968 году я стал монахом и подумал, что потерял такую возможность. Но однажды в 1974 году я случайно прочитал объявление, что набирают студентов на учебу в Москву. Я пришел в свой храм и спросил разрешение у старшего монаха. Он разрешил мне подать заявку и даже дал 10 рупий на марку. Я наклеил марку и отправил.

Сева: А 10 рупий - это маленькие деньги?

П.: Нет, 10 рупий по тем временам были большие деньги. Примерно 10 фунтов. За 10 рупий я мог бы купить 40 кг риса.

Т.Б.: Такие были дорогие марки?

П.: Да-да. Но марку нужно было клеить на заявку. Через неделю мне сказали, что мои документы прошли конкурс и их отправили в Москву. Вот таким образом я попал в Москву.

Т.Б.: А в СССР вам платили стипендию?

П.: Да. И, таким образом, я поступил в Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Сева: Но, с точки зрения советских властей, брать монаха, человека идеологически неблагонадежного, было рискованно. Христиане говорят, что Бог помог. А в буддизме есть такое понятие?

П.: Я верю в это. По гороскопу так и должно было быть.

Сева: Интересно бы было узнать, как Будда, который был преуспевающим человеком в жизни, у которого все было, вдруг все бросил и пошел искать смысл жизни и ждать просветления?

П.: Уважаемые господа, с религиозной точки зрения, это так. Но мы, как грамотные люди, должны посмотреть на все это со всех точек зрения. В те времена был обычай, что мужчина уходил из семьи искать правду жизни. Поэтому, не только Будда, но и многие другие ушли. Он ушел из дома тайно, как пишут в наших книгах. Он много медитировал...

Сева: Вот о медитации, полезность которых доказана, мы поговорим после перерыва, потому что нашим коллегам необходимо доложить свои рубрики. Но сначала немного медитативной музыки.

+ Медитативная музыка

Сева: Медитативная музыка. А сейчас Татьяна Берг бросит взгляд на свое событие недели.

Т.Б.: Сначала небольшое разъяснение. Здесь у нас перед выборами человеку по почте приходит анкета. Нужно сообщить, кто из живущих в доме имеет право голосовать, то есть человек старше 18 лет, британский гражданин и так далее. Голосование у нас необязательное, хотя в последнее время, в связи со снижением политической активности населения, поговаривают о том, чтобы сделать его обязательным. В графстве Кембриджшир живет фермер Барри Гольд с женой. На ферме есть несколько других строений, помимо дома - сараи, например. Барри получил такую вот анкету по почте. Указал, кто проживает в каждом из принадлежащих ему строений. Думали, что этим дело и кончится. Но, как выяснилось, Барри глубоко ошибался. Вскоре пришло новое, уже более суровое письмо. Тогда Барри решил схитрить - он нарек своих животных человечьими именами. Две его коровы рисской породы так и оставались бы в списке избирателей, принадлежа к тому значительному проценту населения, которое не утруждает себя прогулкой к избирательному участку. Каким-то образом, то ли "стукнул" кто-то, то ли случайно проговорился, но Барри получил повестку в суд по обвинению в даче ложной информации. Не осознав всей серьезности обвинения, он на суд не явился и был заочно признан виновным. В тюрьму его не отправили, но наложили штраф в размере 100 фунтов да еще и примерно столько же в виде судебных издержек. Очень бы хотелось закончить эту историю тирадой по адресу слишком старательных бюрократов, но в данном случае виновата не только надоедливые и чрезмерно усердствующие чиновники. Когда власти стали разбираться в этом деле, они обнаружили, что уже несколько лет назад Барри Гольд зарегистрировал избирателем своего пса под красивым именем Джек Вуффлс, так что, по сути дела, он уже был рецидивистом, только не пойманным. "Больше мы шутить не будем", - сказал Барри, выплачивая штраф.

Сева: Спасибо, Татьяна! У него там какая-то поддельность избирательная сидит в крови. Юбилейные и памятные даты предстоящей недели напомнит Леонид Владимирович.

Рубрика «Юбилейные и памятные даты»

Сева: Спасибо, Леонид Владимирович! Мы продолжаем наш разговор с буддийским монахом из Шри-Ланки Паликанде. Полное имя у вас, Леонид Владимирович, где-то записано...

Л.В.: Полное имя у меня записано и мне доставляет большое удовольствие его произнести. Паликанде Роталасааре Перу.

Сева: Паликанде, сейчас есть возможность просто объяснить нашим слушателям суть буддизма. Хотя, конечно, всю суть буддизма за пятнадцать минут не объяснишь. Вопрос такой: христиане молятся либо Отцу Небесному, Сыну его или Богоматери. В ваших молитвах вы обращаетесь к Богу?

П.: Нет, наши молитвы не обращены к Богу. Для этого есть медитация.

Сева: Я знаю, что медитация - это очень эффективный путь. Я знаю это от людей, не связанных с ней. Одного журналиста послали на курсы медитации, и потом он рассказал, что это ему дало. У него успокоилась нервная система, он стал лучше спать, стал лучше в человеческом плане. Какой у вас подход к медитации?

Л.В.: Одну минуточку. "Медитация" - слово не русское. Можно его перевести как "размышление"?

П.: Медитация - это английское слово, в сингальском оно тоже существует и означает "покончить с привязанностями". Прежде, чем объяснить, что такое медитация, нужно понять, зачем мы живем, и как мы живем. В этом мире человеку всегда что-то не хватает. Почему? Потому что он привязан к этому миру. Человек привязан к нему пятью органами чувств. Они всегда хотят быть не контролированными, хотят есть. Человек голоден не только тогда, когда у него урчит в животе, а когда ему недостает духовной пищи. Современная наука не может пока доказать, но наше сознание связано нашей прошлой жизнью. Мы знаем, что человечество существует миллион лет. Наше сознание накапливает информацию, поэтому Будда говорил, что он не видит конца и начала жизни человека. Эта накопленная информация находится в генетике человека. Увидев что-то, он вдруг вспоминает, что знаком с этим. Медитация дает нам это понять. Мы научно знаем, что такое вино, что оно сделано из винограда. Медитация дает возможность познавать находящуюся внутри информацию, а не получаемую извне, из книг, например. Это получается путем концентрации психики, нашего сознания. Если сконцентрировать психику, то можно подняться с огромной силой, оглянуться вокруг.

Сева: А какие препятствия мешают нам контролировать свое сознание?

П.: Первое - желание удовлетворить органы чувств, второе - враждебность психики, третье - лень, четвертое - переживания, пятое - сомнения. Они не дают вам делать дело. Все это мы путем медитации подавляем и сбрасываем. Когда вы научитесь контролировать себя, вы поймете, что никакого бога нет в этом мире, все это находится в вашем внутреннем мире. Ничего нет постоянного, все меняется.

Сева: Вы нас убедили в целесообразности медитации. Но технически, как нам трем простым людям приступить к медитации?

П.: Прежде всего вы должны выполнить три требования: проявлять щедрость в душе, силу, уметь самоконтролировать себя, то есть не убивать, не красть, не заниматься прелюбодеяниями. И после этого нужно сесть в спокойном месте, освободиться от всех дел, сесть в позу лотоса и начать дыхательные упражнения, сконцентрировавшись на кончике носа. Вы должны приговаривать: "Я принимаю длинный воздух и выпускаю длинный воздух. Я принимаю короткий воздух и выпускаю короткий воздух". То же самое со "средним воздухом". Дыхание трогает кончик носа. И медленно погружаемся в себя.

Сева: А когда вы поймали этот контакт, ощущение какое? Третий глаз открывается?

П.: Нет, это северный буддизм. Когда мы медитируем, перед нами проплывают картины, как будто фильм идет.

Сева: Вот на это мы и закончим. Мы оставляем вас с медитативной музыкой. Попробуйте по методу Паликанде помедитировать, и увидеть эти картины. Счастливо!

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015