СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 15.09.1990

15 сентября 1940 года, ровно полвека назад, была выиграна "битва за Британию". Так называют в Англии воздушное нападение гитлеровской Германии на Британские острова, имевшее целью подорвать сопротивление в момент предполагавшейся высадки и захвата страны. Гитлеровцы в то время одерживали победу за победой, у них в руках была практически вся континентальная Западная и Центральная Европа, а новоявленный союзник Гитлера Сталин исправно снабжал победоносный вермахт горючим и многими другими стратегическими материалами. Исключительно успешный захват с воздуха, парашютным десантом, острова Крит многие считали репетицией вторжения в Англию. Нацистские заправилы, особенно Геринг, в ведении которого находилась авиация, открыто похвалялись, что скоро "возьмут" Англию. Министерство пропаганды Геббельса распространило даже в войсках наспех сочиненную к случаю боевую песню "Юбер ден Каналь", то есть "через пролив" - имелся в виду пролив Ламанш.

И вдруг оказалось, что ни подорвать сопротивление англичан, ни разрушить британскую столицу, ни вывести из строя военную промышленность Соединенного Королевства немцам не удалось. Путь преградила им истребительная авиация Королевских Военно-воздушных сил под командованием маршала авиации Даудинга. Британские "спитфайры" и "харрикейны" сбивали все больше немецких "Юнкерсов", "Хейнкелей" и "Дорнье" и успешно вступали в бой с прикрывавшими их знаменитыми немецкими "мессершмидтами-109". Бесспорно, британские летчики - а с ними вместе воевали в воздухе против гитлеровцев также польские и чешские пилоты - показали чудеса храбрости и боевого искусства. Но была и еще одна причина победы в воздухе - победы, которая, быть может, определила весь дальнейший ход войны, ибо есть теория, что Гитлер, не сумев захватить Британию, повернул на Восток. Эта причина - радиолокатор или, по англоязычному сокращению "Radio Detection and Ranging", радар, который стал грозным секретным оружием британской противовоздушной обороны. День 15 сентября отмечают как день победы в "Битве за Британию" из-за того, что это был последний крупный дневной налет германских "люфтваффе" на Лондон. Немцы понесли крупные потери и в дальнейшем бомбили Англию уже не так интенсивно и чаще уже не днем, а ночью. В "Битве за Британию" Королевские военно-воздешные силы потеряли девятьсот с небольшим самолетов, а германская авиация - почти ровно вдвое больше.

И вот, в эту субботу в Лондоне, у Бэкингемского дворца, состоялся необычный парад - или, если угодно, прием - участников тогдашней битвы. Принимали их Ее Величество Королева Елизавета Вторая и супруг Королевы принц Филипп, герцог Эдинбургский. Ровно в полдень над дворцом раздался рев моторов, и в воздухе на высоте всего двести метров прошли один "спитфайр" и один "харрикейн" - сохранившиеся машины полувековой давности. С ними пролетел и бомбардировщик "Ланкастер", когда-то бомбивший Берлин. А потом - десятки послевоенных боевых машин всех марок - вплоть до нынешнего европейского истребителя "Торнадо", оснащенного британским двигателем Роллс-Ройс (как, впрочем, и абсолютное большинство других машин, участвовавших в этом коротком воздушном параде).

16 сентября 1745 года, 245 лет назад, родился будущий фельдмаршал князь Михаил Илларионович Кутузов-Смоленский. Он умер, увы, на следующий год после своего знаменитого "параллельного преследования" наполеоновской армии от Москвы на запад, в возрасте 68 лет.

19 сентября 1935 года, 55 лет назад, скончался калужский инженер, изобретатель и теоретик космических полетов Константин Эдуардович Циолковский. В 1903 году он написал статью "Исследование межпланетных пространств реактивными приборами", в которой выдвинул идею многоступенчатой ракеты на жидком топливе с кислородным окислителем. Он сам не строил и не запускал никаких ракет (этим занимались, как известно, американец Годдард и немец Оберт, а в России группа ГИРД во главе с Фридрихом Цандером). Хотя в тридцатые годы Циолковский превозносился как основоположник будущих космических полетов, несколько его работ на эту тему не были опубликованы даже после его смерти. Так, например, любопытная статья "Космический корабль" (название-то какое современное) была написана в 1927 году, но тогда имя Циолковского еще не было официально поднято на щит, и журнал "Техника - молодежи" статью не напечатал. Ее опубликовали только в 1958-м...

Сам Циолковский считал себя конструктором жесткого дирижабля - именно этому он посвятил большую часть жизни - и изобретателем сверхскоростного поезда. На самом же деле люди сегодня вспоминают его за исследования в области космонавтики и за первую аэродинамическую трубу, которую Циолковский соорудил еще в 1892 году для продувки моделей своего дирижабля и которую потом стали использовать совсем в других целях. Еще в Библии сказано: не ведаем, что творим...

15 сентября 1935 года, 55 лет назад, в Германии были изданы так называемые "нюрнбергские законы" против евреев. По этим законам евреи лишались германского гражданства и им запрещалось вступать в браки или сожительствовать вне брака с лицами, как было сказано, "германской или родственной им крови". Четыре года спустя начался геноцид, унесший шесть миллионов...

И под конец - две даты, напоминающие о двух знаменитых женщинах.

15 сентября - сто лет со дня рождения Агаты Кристи - писательницы, придумавшей странного маленького бельгийца Эркюля Пуаро, деревенскую старушку мисс Марпл и супружескую пару Томми и Таппенс. Эти столь разные герои - чаще всего Пуаро - расследовали настолько изощренные, запутанные преступления, что никакому Шерлоку Холмсу не снились.

А 18 сентября 1905 года, 85 лет назад, родилась недавно скончавшаяся крупнейшая шведская актриса Грета Гарбо.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015