СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 22.09.1990

24 сентября 1970 года, 20 лет назад, советская автоматическая станция "Луна-16" доставила на Землю около ста граммов лунного грунта. По этому поводу был произведен должный пропагандный шум, хотя и не очень оглушительный, потому что ведь еще за год с лишним до того на Луне успели побывать американские астронавты и они навезли этого лунного грунта довольно много.

Однако история запуска "Луны-16" любопытна. Дело в том, что у нее была неудачная предшественница - "Луна-15". О ее запуске было неожиданно объявлено как раз тогда, в июле 1969 года, когда первые земляне на американском корабле "Аполлон-11" взяли старт к Луне. Причем прибытие "Луны-15" к нашему ночному светилу должно было произойти одновременно с посадкой на Луну американцев Армстронга и Олдрина. Этот запуск вызвал определенную нервозность у американских исследователей. Соединенные Штаты даже сделали официальный запрос через дипломатические каналы СССР и получили успокоительный ответ президента Академии Наук покойного Келдыша, что, мол, "Луна-15" никак не помешает экспедиции "Аполлона". И точно: "Луна-15" упала на лунную поверхность далеко от места прилунения отсека "Аполлона" и разбилась. Но цель ее запуска долго оставалась неясной. Советское коммюнике по этому поводу было, как всегда, туманным: дескать, "космическая станция "Луна-15" выполнила программу своей работы".

И только через год с лишним, когда вернулась на Землю капсула "Луны-16" с пробой лунного грунта, стала ясна цель предыдущего запуска. Взять пробу грунта на Луне и доставить на Землю должна была, разумеется, станция "Луна-15". Это дало бы возможность советской пропаганде хоть что-то противопоставить высадке первых людей на Луне - сказать, например, что мы, мол, сделали то же самое, добыли лунный грунт для исследований, но не подвергали при этом риску наших космонавтов. Это не удалось, станция "Луна-15" прилунилась жестко и разбилась - возможно потому, что, как писал недавно бывший главный конструктор космических кораблей академик Мишин, "не было такого времени, чтобы мы работали спокойно". От конструкторов требовали, чтобы они запустили станцию с лунным грунтозаборником непременно в то же время, когда полетит "Аполлон" - вот они и спешили, а сложную систему дорабатывать в спешке не рекомендуется. Потребовалось еще больше года, прежде чем этот проект был выполнен, лунный грунт доставлен - и больше этот вариант исследования Луны никогда не использовался, хотя была сделана и еще одна попытка умалить достижения американских лунных экспедиций: станция "Луна-17" доставила на поверхность нашего вечного спутника маленькую самоходную тележку "луноход", до сих пор там безжизненно пребывающую... С "луноходом" связана другая, еще более любопытная история, но время меня режет, и я, даст Бог, расскажу ее, когда будет годовщина "лунохода".

27 сентября 1825 года, 165 лет назад, открылась первая в мире железная дорога. Еще в школе - до того, как все изобретения, в том числе паровоз, были объявлены русскими - меня учили, что первая железная дорога была построена между Ливерпулем и Манчестером и по ней ходил паровоз Стивенсона "Ракета". По приезде моем в Англию выяснилось, что это не совсем так. Первой была железнодорожная линия длиной около двадцати километров между городами Дарлингтоном и Стоктоном в графстве Дарэм на севере Англии - и по ней ходил первый локомотив Стивенсона, предшественник "Ракеты". А знаменитая "Ракета" появилась лишь четыре года спустя - и вот она, действительно, водила поезда между Ливерпулем и Манчестером.

25 сентября 1970 года, 20 лет назад, скончался писатель, более популярный к концу жизни в России, чем у себя на родине - в Германии. Вот если я скажу, что он автор книг "На западном фронте без перемен", "Три товарища" и "Черный обелиск" - вы немедленно вспомните его полное имя - Эрих Мариа Ремарк. Если бы я перечислил эти названия в Германии или во франции, где происходит действие многих вещей Ремарка, а тем более здесь в Англии, то мало кто припомнил бы сейчас автора. А жаль. Мне, как многим российским читателям, помню, нравились несчастливые, но мужественные герои Ремарка. По справедливости должен сказать, что его окопный роман о первой мировой войне "На западном фронте без перемен", вышедший в 1929 году, пользовался огромным успехом. В дальнейшем ни продолжение этого романа - "Обратный путь", тридцать первый год, - ни последующие книги таким спросом не пользовались, и писателя стали помаленьку забывать. Может быть, вторая мировая война так заслонила первую и настолько изменила восприятие европейцев, что ремарковские суровые скептические мужчины как-то перестали привлекать читателя - и лишь блистательные русские переводы его вещей читались нарасхват в послесталинской России.

И совсем коротко напоследок:

Ровно через три дня после Ремарка, 28 сентября того же 1970 года, внезапно, в 52-летнем возрасте, умер президент Египта Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер. Впрочем, Египет назывался тогда ОАР (Объединенная Арабская Республика). Орден Ленина и золотую звезду Героя Советского Союза Насеру дал Хрущев. Сам Насер называл себя национал-социалистом, и у него в кабинете некоторое время висел портрет основоположника национал-социализма - Адольфа Гитлера.

25 сентября исполняется семьдесят лет киноактеру и режиссеру Сергею Бондарчуку.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015