СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 24.08.1991

24 августа 1921 года, 70 лет назад, был расстрелян как участник некоего "заговора" поэт Николай Степанович Гумилев, автор тогда уже широко известных поэтических сборников "Костер", "Колчан", "Жемчуга", "К синей звезде", "Путь конквистадоров". Но что поэтические сборники ленинской "чрезвычайке"! Поэт был до революции офицером, как тогда говорили "золотопогонником". В расход его как заговорщика! Высшую меру ему! Вышку! После казни ЧК опубликовала целый список этих так называемых заговорщиков, и где-то в списке был Гумилев.

Николай Гумилев встретился в начале века в Царском селе с гимназисткой, тайно писавшей стихи, - Анной Андреевной Горенко. Позже она приняла фамилию своей бабушки - Ахматова - как литературный псевдоним. В 1910 году они стали мужем и женой и на месяц уехали в Париж. В годы супружества с Гумилевым Анна Ахматова выпустила три книги стихов - "Вечер", "Четки" и "Белая стая". В 1918 году они развелись, но весть об убийстве Гумилева чекистами была для Ахматовой первым в жизни страшным ударом. Она написала: "Лучше бы поблескивание дул в грудь МОЮ направленных винтовок, Лучше бы на площади зеленой На помост некрашеный прилечь и под клики радости и стоны Красной кровью до конца истечь".

Недавние архивные исследования показали, как только и можно было ожидать, что Гумилев ни в чем конкретно виновен не был.

25 августа 1941 года, 50 лет назад, советские войска вступили на территорию Ирана по договору о взаимопомощи. Сталин не любил уходить из тех стран, куда ему позволяли ввести воинские части - и действительно, после войны поднял смуту на севере Ирана - в Иранском Азербайджане, как тогда писали. Но уйти все же пришлось, поскольку в южной части Ирана в годы войны размещались британские войска (союзники находились в Иране, чтобы обезопасить его от возможного германского проникновения). И если бы Сталин после войны, когда британцы уходили, не вывел бы из Ирана части Красной армии, то начался бы резкий конфликт с союзниками, а Сталину еще нужно было их расположение, чтобы утвердиться в странах Восточной Европы. Так Иран сохранил тогда независимость и всю территорию.

26 августа 1946 года, 45 лет назад, было издано постановление ЦК КПСС "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". Постановление явилось вторым ударом Сталина по культуре после войны. Первым, на двенадцать дней раньше, прозвучало чудовищное постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Тогда жертвами были сделаны два крупнейших литератора - прозаик Михаил Зощенко и поэтесса Анна Ахматова. Сталину чудилось, что в результате войны, когда советские граждане как-то соприкоснулись с внешним миром, когда англичан, французов и американцев стали с радостью считать не просто военными союзниками, но друзьями, - нарушилась созданная им герметическая изоляция советского населения. В мозги его подданных могла проникнуть мысль, что сталинская тирания - это не самый лучший и не самый свободный политический строй (не забудем, что в 1937 году, когда шла кровавая вакханалия небывалых в истории размеров, люди пели "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек"). И Сталин избрал наиболее характерный для него способ действий - удары дубиной. Во втором постановлении мишенью был зарубежный и так называемый "легковесный" репертуар, проникший, видите ли, на советскую сцену. Так, например, была популярна пьеса английского писателя Сомерсета Моэма "Круг" - и вот, она подверглась разгрому. А содержание пьесы, написанной еще в 1921 году, - супружеская измена, бегство жены с любовником. Безобразие! Не сметь такие пьесы ставить! Аполитично! Безидейно!

Позже, в 1948 году, было еще издано постановление "Об опере Мурадели "Великая дружба", где сталинская дубина опустилась не столько на голову ничтожного Мурадели, сколько на таких композиторов как Шостакович и Прокофьев.

Все это - хорошие иллюстрации к истории КПСС.

27 августа 1576 года, 415 лет назад, скончался после долгой жизни один из гениальнейших художников, когда-либо живших на свете, - венецианец Тициано Вечелло, известный просто как Тициан. Он лишь года не дожил до девяноста лет. Сегодня во многих музеях мира люди наглядеться не могут на его поразительные полотна. Здесь, в Лондоне, на Трафальгарской площади, в десяти минутах ходу от здания Всемирной службы Би-Би-Си, выставлена в Национальной галерее картина Тициана "Бахус и Ариадна". 1523 год, суровый католицизм, в Испании уже свирепствует инквизиция - а тут кипучая страсть, радость плотской любви.

Искусство, никому не подвластное - вот что такое Тициан, хоть и написал он массу верноподданных портретов и религиозных картин.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015