СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 08.06.1996

12 июня 1606 года, 390 лет назад, за 65 лет до Разина и за сто шестьдесят семь лет до Пугачева, началось на юге России первое крестьянское восстание под водительством Ивана Исаевича Болотникова. В числе повстанцев были холопы, как их тогда называли, посадские люди, то есть жители небольших провинциальных городов, стрельцы, казаки и - что особенно удивительно - даже дворяне, составлявшие, правда, отдельные отряды. Болотников, - о котором известно очень мало, нет даже даты рождения, а сохранились лишь сведения, что какое-то время он провел в турецком рабстве - Болотников был, очевидно, очень талантливым вожаком. Его разношерстное войско наголову разбило царские войска под Кромами и под Ельцом, с боями форсировали реки Угру и Лопасню и в октябре 1606 года осадили Москву. Но второго декабря под деревней Котлы (небось нынешние Нижние Котлы в Москве, хотя точно не знаю) повстанцы потерпели поражение - говорили, что в связи с изменой дворян - и отошли к Калуге. На следующий год опять началось наступление повстанцев Болотникова - на сей раз под Тулой. Четыре месяца длилась осада Тулы, но в конце концов царские войска взяли верх. Восстание подавили, а Ивана Болотникова сослали в Каргополь, где в октябре 1607 года ему выкололи глаза и утопили.

9 июня 1781 года, 215 лет назад, в крохотном городке Уайлэм в Нортумберленде родился гениальный механик-самоучка Джордж Стефенсон (правильнее произносить Стивенсон) - создатель первой в мире железной дороги между Стоктоном и Дарлингтоном, а затем между Ливерпулем и Манчестером. До двадцатилетнего возраста он был неграмотен, но отлично справлялся с водооткачивающей паровой машиной Нькомена на шахте в Ньюкастле. Потом пошел в вечернюю школу, научился читать и писать и стал зарабатывать на жизнь ремонтом обуви, починкой часов и даже раскроем одежды для жен шахтеров. В 1813 году Стивенсон увидел "паровой котел на колесах" - машину Бленкинсопа для откатки угля. С тех пор он ничего другого в жизни не делал кроме постройки локомотивов. Его первый паровоз назвался "Блюхер" и тоже отвозил уголь от шахт, но уже следующий, по имени "Актив", переименованный в "Локомоушн", тянул из Стоктона в Дарлингтон поезд с четырьмястами пятьюдесятью пассажирами со скоростью в 24 километра в час. А в 1830 году открылась линия между Ливерпулем и Манчестером, где курсировали восемь локомотивов "Ракета", развивавшие скорость до 58 километров в час! После этого железные дороги начал строить весь мир.

13 июня 1831 года, 165 лет назад, родился великий шотландский ученый Джеймз Кларк Максвелл, ставший одним из родоначальников современной физики. Его четыре уравнения, связывающие электричество и магнетизм, остаются и сегодня теоретической основой в этой области.

14 июня 1911 года, 85 лет назад, началось исполнение столыпинской реформы землевладения в России. Крестьяне получили право выходить из сельской общины на хутора и отруба, становиться самостоятельными земледельцами - как сказали бы сегодня, фермерами. В том же 1911 году Столыпина убил террорист Богров, три года спустя грянула война, и реформа не принесла ожидавшихся ее автором результатов. Но она была настоящим прозрением и могла бы вывести Россию, где промышленность в те же годы развивалась стремительным темпом, в число самых развитых стран мира. Увы, последующие события повернули Россию на иной путь, о котором вы знаете не хуже меня.

10 июня 1956 года, 40 лет назад, было опубликовано постановление Совета министров СССР об отмене платы за обучение в старших классах средних школ и средних специальных учебных заведениях. Сечас уже мало кто помнит, что в 1940 году Сталин ввел плату за обучение в восьмых-десятых классах и в техникумах (а также в вузах), чтобы отвадить бедные слои народа от излишней тяги к учению, а послать на заводы, к станкам. Только через три года после его смерти и после разоблачений Сталина на двадцатом съезде собрались это постыдное решение отменить.

И последняя дата, о которой сегодня нелишне напомнить.

12 июня 1991 года, 5 лет назад, в России состоялись первые президентские выборы. Состязались шесть кандидатов. Победил Борис Николаевич Ельцин, набрав 57 и пять десятых процента голосов. Следующий за ним кандидат - Николай Иванович Рыжков - получил шестнадцать и восемьдесят пять сотых процента.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015