СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 26.10.2002

26 октября 1812 года, 190 лет назад, скончался в возрасте 74 лет лучший московский архитектор всех времен Матвей Федорович Казаков. Представьте-ка Москву без здания Сената в Кремле или Дворянского Собрания в Охотном ряду, без дома генерал-губернатора на Тверской (ныне дома Лужкова), без Московского университета на Моховой угол Большой Никитской, без Петровского дворца (ставшего Военно-воздушной академией), без здания Голицынской (ныне Первой градской) больницы... Все эти и другие здания воздвиг Казаков - такие непохожие одно на другое и такие одинаково прекрасные.

26 октября 1957 года, 45 лет назад, министр обороны маршал Жуков был внезапно снят и уволен в отставку. Его невнятно обвиняли в "бонапартизме". За этим скрывалось намерение Жукова захватить власть в стране. За четыре месяца до отставки Жуков предотвратил путч Маленкова-Молотова-Кагановича, желавших сбросить Хрущева (он доставил военными самолетами членов ЦК со всего тогдашнего Советского Союза). А потом замыслил сверхсекретную диверсионную школу из двух тысяч отборных курсантов - свою личную будущую гвардию. Во главе школы должен был стоять преданный Жукову заместитель начальника ГРУ (Главного разведывательного управления) генерал-полковник Хаджи Мансуров. Но он почуял, что затевается, чем это может ему грозить - и рассказал все Хрущеву. Тот очень хитро отправил Жукова в Югославию - с почестями, на крейсере, а как только Жуков сошел с корабля, его командир получил приказ вернуться в Севастополь. Жуков остался в Югославии, отрезанный от своих сообщников, без спецсвязи, а тем временем был созван пленум ЦК, на который маршал попал, вернувшись из Белграда самолетом. Его обвинили в подготовке переворота и изгнали в отставку, хотя он клялся в верности и даже плакал на пленуме. Обо всем этом документально рассказано в книге Виктора Суворова "Тень победы" - увы, в России пока не опубликованной.

26 октября 1972 года, 30 лет назад, в Америке умер великий авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский - изобретатель вертолета, создатель первого в мире многомоторного самолета, первой летающей лодки, регулярно пересекавшей Атлантический океан. Он родился в 1889 году в Киеве, оба его родителя были врачи, но он с детства увлекался техникой. В 12-летнем возрасте Игорь Сикорский построил модель геликоптера с резиномотором, которая взлетала и держалась в воздухе. Сикорский учился в Париже, Санкт-Петербурге и Киеве, но ни одно из высших учебных заведений не окончил. В 1909 году он построил первый вертолет, который, однако, не взлетел из-за маломощного французского мотора. Настоящий, летающий вертолет Сикорского появился только через тридцать лет в Америке, куда Игорь Иванович эмигрировал в 1919 году. А первый свой самолет он создал в Киеве и сам на нем летал (он всю жизнь сам впервые отрывал свои машины от земли), а затем, в 1913 году, построил первый в мире четырехмоторный самолет "Илья Муромец" (по-французски называвшийся "Ле Гранд") с закрытой пилотской кабиной. В Америке Сикорский основал авиастроительную корпорацию, выпускавшую вертолеты и самолеты. Игорь Иванович не предполагал, что вертолет станет грозным оружием. Он предназначал его для спасения людей в неприступных местах и радовался, что в этом качестве вертолеты спасли около пятидесяти тысяч жизней.

31 октября 1892 года, 110 лет назад, в Москве родился гениальный шахматист Александр Александрович Алёхин (он всю жизнь требовал, чтобы его называли АлЕхин, но это так и не привилось). В 1927 году, живя в эмиграции во Франции, он победил в длительном матче чемпиона мира Хозе Рауля Капабланку и отобрал у него этот титул. В 1935 году он проиграл матч голландскому гроссмейстеру Максу Эйве, но два года спустя разгромил голландца в матч-реванше и остался чемпионом мира до нелепой своей кончины в 1946 в Португалии, где он служил переводчиком во французской армии. Алехин, увы, злоупотреблял крепкими напитками, и в нетрезвом виде подавился куском мяса.

1 ноября 1977 года, 25 лет назад, состоялся первый рейс - из Москвы в Алма-Ату - сверхзвукового самолета Ту-144. Этот самолет рождался одновременно с англо-французским сверхзвуковым "Конкордом" (говорят, не без заимствования французских чертежей), и рейс выполнил первым, незадолго до взлета "Конкорда". Конструкторов явно подгоняли власти, им нужно было очередное "первенство". Результаты были трагическими: в демонстрационном полете над авиационной выставкой в Париже Ту-144 потерял управление и разбился. После этого работу над самолетом потихоньку свернули. "Конкорды" летают уже четверть века, и погиб лишь один из них, когда металлический обломок на взлетной полосе аэропорта пробил топливный бак.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015