РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

6 апреля 2002: Rush - 1

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Есть такой быстрый метод уборки, когда пыль заметают под ковер. Беда в том, что пыль эта так и лежит и рано или поздно себя проявляет. Условно говоря, у нас всех под ковром что-то есть. Есть такая заметанная пыль и у меня. Году в 1985-м, а потом еще в 1986-м я при всем честном народе обещал рассказать про канадскую группу "Rush". Все эти годы обещание оставалось невыполненным. Мне напоминали, корили, я краснел и молчал. И вот, после передачи про "Nickelback" на прошлой неделе, получаю емейл из далекого Красноярска от Андрея Печенкина, он пишет:

Многоуважаемый Сева!

Всегда с удовольствием слушаю Ваши передачи, когда им удаётся прорваться по коротким (к сожалению, не очень) волнам сюда, в Красноярск. Не желали бы Вы рассказать в Рок-Посевах о канадской группе RUSH? Да желательно поподробнее, во многих частях с продолжением! Может, уже рассказывали, да я не слышал. По-моему, они не менее достойны, чем их земляки из Nickelback.

Конец цитаты. И понял я, что настал момент, пришла пора поднимать ковер и выметать оттуда пыль пятнадцатилетней давности. Другими словами, господа, начинаем мы сериал про знаменитое канадское трио. Коллектив исторический, по рабочему стажу перешибает даже рок-посевы, которым в нынешнем июне стукнет 25 лет.

7 апреля. В 1962 году, 40 лет назад, Мик Джаггер и Кит Ричардс впервые повстречали Брайана Джонса, которого тогда звали Элмо Льюис. Произошло это в лондонском Ealing Club, вскоре появились и "Роллинг Стоунз", которые скоро будут отмечать свое сорокалетие в молодежной музыке.

8 апреля. В 1963 в Ливерпуле родился Джулиан Леннон, сын Джона и Синтии. По отцовским стопам пошел и стал музыкантом, только что в последнее время его не слышно-не видно.

9 апреля. В 1932 году в штате Теннеси родился Карл Перкинс, гитарист, певец и сочинитель, автор знаменитых "синих замшевых туфель", ему бы сегодня было 70 лет.

9 апреля 1994 года самоубийством покончил Курт Кобейн.

10 апреля. В 1970 году Пол Маккартни объявил, что уходит из "Битлз". Этот день историографы отмечают как официальную кончину известнейшей команды.

10 апреля 1962 года в Гамбурге от кровоизлияния в мозг умер Стю Сатклиф, басист из Silver Beatles. На этом посту его заменил Пол Маккартни. Вот и получается, что 40 лет назад пришел в группу, а 32 года назад ее и развалил.

Из последних новостей. Год назад в Лондоне на Трафальгарской площади устраивали большой бесплатный концерт в честь Нельсона Манделы, приглашены были все прогрессивные музыканты. Из Америки летела группа REM (Rapid Eye Movements). Гитарист Питер Бак перебрал в полете бесплатных напитков, стал бузить, бил посуду (в первом классе пластмассу не подают), облил красивый мундир стюарда розовым кефиром. По прибытию в Хитроу его сдали куда надо. На следующий день он был отпущен под залог, но British Airways подали на него в суд. Юриспруденция - дело тонкое, на подготовку ушел целый год, суд закончился только что, 5 апреля. Помните, у Шекспира: "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры"? На суде тоже разыгрался спектакль, причем с недурной режиссурой. В свидетели со стороны ответчика были приглашены всемирно известные музыканты. Боно из ирландской U2 назвал подсудимого "очень культурным и спокойным человеком", товарищи по группе аттестовали его как "истинного джентльмена". Защита, ссылаясь на медицинские авторитеты, провозгласила, что Питер Бак страдал от "эффекта аутоматона". Этот эффект порой возникает от снотворной таблетки, человек теряет контроль над собой. Прокурор эти теории едко раскритиковал, ну и так далее. Дело закончилось ко всеобщему удовольствию: журналистам было о чем писать подряд недели две, юристы получили свои гонорары, а подсудимый был оправдан жюри и вышел на улицу свoбодным человеком с чистой совестью. Домой полетел самолетом British Airways, сторонясь выпивки, а главное - кефира. От него на костюме ужасные пятна.

Помните историю марафонского бега? В местечке Марафон, в сорока километрах от Афин, в 490 году до новой эры была битва. Греческий воин-гонец был отправлен с вестью о победе над персами. Не останавливаясь в пути, он прибежал в город, воскликнул "Мы победили!" и упал замертво. Сначала этот героический поступок превратили в 1896 году в олимпийский спорт, а теперь и вовсе опошлили: каждый год в лондонском марафоне участвует около 30-ти тысяч. Бегут в клоунских париках и плюшевых костюмах с ушами, какие то ветхие старики и старушки с неподобающей их почтенному возрасту прытью свободно проходят дистанцию - как будто бы и не было того древнегреческого зольдата, героически откинувшего сандалии. Многие бегут марафон с благотворительными целями: человек обходит знакомых и спрашивает - не хотят ли они спонсировать его участие в забеге? Так просто денег не попросишь, а за твои страдания люди могут посильно подкинуть. Барабанщик группы "Radiohead" Фил Селуэй в этом году участвует в марафоне, собирая деньги для Добрых Самаритян (им звонят самоубийцы, надеясь, что их отговорят от последнего отчаянного поступка). Все, кто пожертвуют деньги (это можно сделать через веб-сайт), станут участниками лотереи. Разыгрывается барабанная установка, на которой наш герой записывал известную пластинку "Radiohead" "OK Computer".

Незнакомое человеку представляется неразличимым. Скажем, для китайского хунвейбина все европейцы - на одно лицо. Для бушмена из глубин экваториальной Африки все произведения великого Моцарта - одна и та же музыка. Что же удивляться, если интеллигент с высшим образованием не может отличить одну песню Эминема от другой? А разница есть, что и станет предметом скорого суда. Французский джазовый пианист Жак Лусье требует с Эминема 10 миллионов долларов, поскольку его (Лусье) композиция "Пульсион" точь-в-точь похожа на эминемовскую "Kill You" с его известного альбома "The Marshall Mathers LP". Предположим, похожа. Но что же джазовый пианист так долго думал? Ведь пластинка известна больше двух лет, играется по всем радиостанциям мира. Может, французу образование мешало? Все песни Эминема для него неразличимы? А может, он мыслит стратегически, и подал иск, дождавшись нужного момента? Того времени, когда Эминем и пластиночная компания заработают на успешной пластинке кучу денег. Не было бы успеха, думаю, не было бы и суда. Ибо из арифметики мы знаем, что любой процент от нуля есть ноль.

Главный человек в группе "Megadeth", Дэйв Мастейн, покинул родную команду после 20-ти лет. Болезнь, радиальная невропатия левой руки, которой берут аккорды. В январе Дэйв повредил руку, это привело к ущемлению радиального нерва, рука перестала слушаться. На лечение уйдет минимум год, рок знаменитость лечит целая группа докторов и физиотерапевтов. Фаны в унынии, а жена и его двое детей, Джастис и Электра, довольны: у них отец раньше был заочный а теперь очным стал - сидит дома и никуда не уезжает. Но у гастролера кровь цыганская, его в вольную степь тянет, так что неизвестно еще, что получится из этой домашней идиллии.

На этом рок-хронику закончим и перейдем к нашему рассказу.

  Музыка Rush   Cold Fire   

Начнем с того, что первая пластинка Rush вышла в далеком 1974 году и, стало быть, только по официальной статистике группе 28 лет. За это время вышло 20 альбомов, в начале мая выходит очередной. Друзья-приятели играют вместе еще с конца 60-х, так что общий стаж приближается к трем с половиной десяткам непрерывных странствий по белу свету. Как сказал поэт: "он был мне больше, чем родня, он ел с ладони у меня". Известно, что Америка - страна молодая, а Канада - еще моложе. Много живет в ней пришлых людей. Если порыться в метриках наших героев, кое-что тоже становится понятным. Например, гитарист Alex Lifeson. Родился 27 августа 1953 года в крохотном рыбачьем городке Ферне в Британской Колумбии. В детстве носил фамилию Зивойжинович. В переводе с неизвестного мне балканского языка это значит "сын жизни", в переводе на английский -- Lifeson. Но человек-то - наш! Родители, видать, из братской Югославии. Басист и вокалист Гедди Ли. Родился 29 июля того же 1953 года. По метрике - Гарри Ли Вайнриб. Родители из Польши. И хоть Вайнриб - фамилия не очень-то славянская, ясно что он - тоже наш человек! Мать его с детства звала "Гедди", так и пристало на всю жизнь.

Гедди и Алекс слушали то же, что и мы. Led Zeppelin, Cream, Jimi Hendrix, Iron Butterfly. В 15 лет сколотили свою первую группу с третьим другом, которого звали Джон Ратси. Надо заметить, что к 15-ти годам ребята имели кое-какой музыкальный опыт. Алекс Лайфсон-Зивойжинович в детстве учился играть на виоле, в 12 лет ему на Рождество подарили дешевенькую гитару, которую он с тех пор из рук не выпускал. В школе года полтора брал уроки классической гитары у приятеля, потом учился по пластинкам Клэптона, Джеффа Бека, Джими Пейджа. Друзья поначалу играли на школьных вечерах, частных днях рождения, а в 1970-м году в культурной жизни Канады произошло важное событие. Если раньше спиртные напитки продавали только с 21 года, то теперь это разрешили восемнадцатилетним. По новому закону всем лицам, достигшим 18 лет, можно было ходить в пивные бары. Это очень устраивало наших героев. Не потому, что они жаждали выпивки, а потому, что они могли выступать в ночных клубах и барах на полном законном основании. У начинающей группы стала появляться настоящая профессиональная работа.

  Музыка Rush   Double Agent   

Новой группе везло: на самой своей первой халтуре в клубе "Coffin - Гроб", который располагался в подвале англиканской церкви, они познакомились с 16-летним пареньком по имени Рэй Даниельс. У Рея оказался административный талант, он шустрил по городу, знал всех владельцев клубов в округе и организовывал игры местным командам. Дело его потом разрослось в менеджментскую фирму, которую он продал, чтобы финансировать первую пластинку Rush. Но - мы несколько забегаем вперед.

Любопытно, что в 1970 году я тоже занимался вокально-инструментальным жанром. Мы были в жестких рамках, и собственные песни, как правило, играть не могли. Нужно, чтобы автор был профессиональный, член союза. В том же году в далекой и свободной Канаде ребята из Rush были в сходном положении, им устраивали игры при условии, что они будут показывать песни местных профессионалов.

Вторым менеджером ребят стал Вик Уильсон, человек постарше и поопытнее. В конце 1973-го ему и Даниельсу удалось пробить своих подопечных в первое отделение концерта группы The New York Dolls, которые приехали в Торонто. Такого числа зрителей ребята раньше не видали, и малость оробели, но долгие месяцы упорных репетиций дали о себе знать. На фоне местных любителей нью-йоркские знаменитости - позеры, ломаки и декаденты - выглядели довольно бледно. "Rush" приняли на ура. Тогда-то и стало ясно, что группе нужны крупные площадки, большие концерты, а главное - ей нужна пластинка, иначе накат будет потерян. Денег было в обрез. Экономили на всем: записывались ночью, урывками, но это еще бы ничего, но решили сэкономить на продюсере. Взяли местного-неизвестного. В результате первый блин полуился тем самым комом, о котором предупреждает народная поговорка. Звук получился плоский и безжизненный. Такая пластинка ничего хорошего не принесет. Почесали репу, снова принялись собирать деньги, снова пошли в студию. На этот раз продюсера взяли получше, он работал уже с известными канадскими группами, записывал английскую "Прокол Харум". Звали его Терри Браун. Имя это потом много лет появлялось на конвертах их пластинок. Студию тоже взяли получше - "Sound Studios" в Торонто. Ухлопали на это дело 9 тысяч долларов, что в 1970 году было очень немало. Терри Брауну удалось схватить на ленте энергию и молодую непосредственность, которая покоряла публику на концертах.

Итак, лента была готова, оставалось только найти фирму, которая сделал бы из нее пластинку. Но не тут то было. В столично-провинциальном Торонто желающих рисковать не находилось. "Что же, - сказали себе менеджеры, - если нет такой фирмы, то мы ее создадим сами!" Новая кампания под названием Moon Records и выпустила первый альбом Rush. На запись и производство диска ухлопали все, что было. На рекламу уже не оставалось ничего. Надежда была только на поддержку фанов и доброе имя, которое трио заработало себе за последние годы. Фаны и имя не подвели. Первый тираж пластинки разошелся довольно быстро. Часть тиража пошел на экспорт. Один из дисков попал в штат Огайо, в город Кливленд, на местную радиостанцию. Музыкальный директор, некто Донна Хальпер, была под таким впечатлением, что позвонила на фирму грамзаписи Mercury и в нью-йоркское концертное агентство и сказала, мол, есть колоссальная канадская группа, которая пока никак не представлена в Штатах. Директриса основывалась, конечно, не на своем личном вкусе: в лучших американских традициях маркетинга, она сообщила, что после единственного проигрывания песни Rush на станцию поступил пятьдесят телефонных звонков с вопросом - кто это такие и где их купить.

И тут, господа, мы вынуждены признать, что в искусстве ценно не само произведение, а мнение о нем. За почеркушку неизвестного художника на листке бумаги и гроша ломаного не дадут, но как выясняется, что это - Модильяни, листок бумаги вмиг приобретает большую ценность. А что изменилось? Ведь листок то - то же. А вот мнение о нем - нет. Так и здесь. Будь "Rush" хоть семи пядей во лбу, при личной встрече с пластиночниками или агентами они никого бы не убедили. Нужно было МНЕНИЕ. И оно, к счастью, появилось, причем в нужный момент. И фирма Mercury и нью-йоркское агентство ATI подписали с ними контракт. Надо заметить, что у ATI была своя дополнительная информация. Это именно они устраивали в Торонто концерт для New York Dolls и лихое выступление местной команды, затмившей знаменитостей, наверняка в виде слухов как-то до агентства дошло. Да и у пластиночников тоже был свой прецедент. Они с успехом выпускали пластинки "Bachman Turner Overdrive", другую канадскую группу. Считалось что Mercury эту группу "открыли". Тут "Rush" шли уже по накатанному пути. Контракт был на два альбома, аванс в 200 тысяч долларов. В июле 1974 на новой фирме в свет вышла уже американская пластинка "Rush", которая к концу года только в США разошлась тиражом в 75 000. Горячее железо надо было срочно ковать, день и ночь, но тут случилась беда - захандрил ударник. Джон Ратси не выдерживал напряжения гаастрольной жизни и запросил у друзей пардону. Я представляю, какой мрак и ужак охватил наших героев - от них отрывалась не просто треть, эта треть отходила от трио, от треноги. А на двух ногах штатив стоять не может. Но об этом - на будущей неделе.

Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Rush   Bad Boy   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015