РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

20 февраля 1987: Eric Clapton - 3

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с дополнительным выходным днем в понедельник и напомнить солдатам и матросам срочной службы старую армейскую поговорку о том, что ДМБ неизбежна, как восход солнца. "Если армия сильна, - говорится в другой поговорке, - непобедима и страна!" Действительно, крепнет обороноспособность стран, растет огневая мощь их армий благодаря гонке вооружений. И вот чем сильнее становятся эти армии тем больше ширится и крепнет борьба за мир - некоторые считают, что все наоборот, что армии становятся сильнее по мере укрепления борьбы за мир. Борьба эта вступает в новые фазы, принимает новые формы, подчас довольно интересные. На прошлой неделе английские газеты сообщили о международном форуме за мир, проведенном в Москве в канун дня Армии и Флота. Сообщили они также, что среди приглашенных деятелей искусства и культуры, на форум приехал, в частности американский певец и киноактер Крис Кристофферсон, вдова Джона Леннона Йоко Оно и вернувшийся в прошлом месяце из горьковской ссылки академик Андрей Сахаров. И невольно подумалось: какими же разными путями пришли к единому мирному знаменателю бывший вертолетчик американских ВВС, а потом преподаватель военной академии Вест Пойнт Крис Кристофферсон, Йоко Оно, посвятившая в 1968 году весь свой медовый месяц борьбе за мир в постели - сначала в Голландии, а потом в Канаде, пригласив на эту полежанку десятки журналистов и телерепортеров и, наконец - академик Сахаров, у которого последние семь лет под дверью горьковской квартиры круглосуточно сидит дежурный милиционер. Жизнь, друзья, подчас фантастичнее вымысла. Сегодня мы продолжаем наш рассказ об Эрике Клэптоне третьей по счету передачей, но сначала, как обычно выпуск рок-хроники за неделю.

23 февраля. День рождения в 1958 году в графстве Кент певца и сочинителя Дэйва Сильвиана, участника группы "Japan".

24 февраля. День рождения в 1942 году Пола Джонса - участника группы Манфреда Манна и "Bluesbreakers".

24 февраля. В 1969 году группа Jimi Hendrix Experience в последний раз выступила в лондонском "Королевском Альберт-Холле".

25 февраля. День рождения в 1943 году в Ливерпуле Джорджа Харрисона, - участника The Beatles, гитариста, певца и композитора.

25 февраля. День рождения в 1945 году английской певицы Элки Брукс, урожденной Элэйн Брукбиндер.

25 февраля. В 1957 году один из первых американских рокеров Бадди Холли записал своей первый хит "That'll Be The Day".

28 февраля. День рождения в 1944 году в английском городе Челтнеме гитариста группы Rolling Stones Брайана Джонса. Джонс умер в 25-летнем возрасте в июне 1969 года.

27 февраля. День рождения в 1951 году Стива Харли в Лондоне.

27 февраля. День рождения в 1957 году в Лондоне Адриана Смита из группы Iron Maiden.

27 февраля. В 1967 году Pink Floyd записали свою первую одиночную пластинку - песню "Арнольд Лейн".

28 февраля. В 1966 году клуб "Каверна" в Ливерпуле закрылся, задолжав кредиторам 10.000 фунтов.

28 февраля. В 1970 году группа Led Zeppelin выступила в Копенгагене под названием "The Nobs", то есть "Дверные ручки", "Набалдашники", поскольку датская аристократка Ева фон Цеппелин пригрозила подать в суд за использование ее родовитой фамилии.

28 февраля. В 1977 году из группы Sex Pistols был уволен басист Глен Матлок. Ему на смену пришел Сид Вишиз (Сид Порочный), не зная тогда, что дни его сочтены.

Из последних новостей

Мы говорили на прошлой неделе, что на греческого композитора Вангелиса, автора музыки к фильму "Огненные колесницы" подали в суд за плагиат разбирательство это на прошлой неделе дошло до Британского верховного суда, в зал были приглашены истец, ответчик, свидетели, юристы, в зале стояли видеомашины, магнитофоны, инструменты и усилители. По просьбе судьи Вангелис продемонстрировал свой метод сочинения на синтезаторе, потом была заслушана песня "City Of Violets" ("Город фиалок") греческого композитора Ставроса Логаридеса, который утверждал, что в 1976 году проигрывал ее Вангелису. Несмотря на некоторое сходство обеих мелодий, Верховный Суд признал Вангелиса невиновным в плагиате.

Газета "Melody Maker" сообщает, что налоговое управление Великобритании с 6 апреля, с начала нового финансового года собирается обложить стандартным 29% подоходным налогом выручку с концертов иностранных рок-звезд, речь в основном идет об американских артистах. Американец Мит Лоуф (Мясной Рулет), гастролирующий нынче по Англии заявил, что это турне может стать для него последним. "На коротких английских гастролях, - сказал он, - вообще трудно заработать деньги, кроме того, - добавил Мит Лоуф, - из 37 человек персонала, 25 англичане, это шоферы, осветители, звукотехники, рабочие сцены, мы даем этим людям работу. Налоговое Управление сообщило, что убытки по гастролям он собирается возвращать, но не сразу а после подведения итогов в конце года.

"Melody Maker" пишет, что в Сан-Франциско недавно была найдена коллекция неопубликованных студийных записей группы The Doors, эти записи начнут выходить в свет в ближайшие несколько месяцев. Кроме того, официальный биограф группы Данни Сугерман недавно закончил еще одну книгу о группе, которая выйдет к концу этого года.

Журнал "Kerrang", объединяющий любителей тяжелого музыкального железа, сообщает, что упомянутый выше Мит Лоуф (Мясной Рулет) попал в книгу рекордов, поскольку его пластинка "Bat Out Of Hell" ("Летучая мышь из преисподней") продержалась в списке популярных альбомов. 384 недели, перекрыв предыдущий результат - 381 неделю - принадлежавший пластинки "Sound Of Music" - музыки к одноименному фильму с участием Джули Эндрьюс.

Журнал "Kerrang" пишет также, что группа Whitesnake в конце марта выпускает новый альбом, он был записан частично в Ванкувере, в Канаде, частично на Вест-Индских островах, в Нассау, в знаменитой студии "Compass Point". Группа выезжает также вскоре на гастроли, но состав, который записывал пластинку: Нил Марри на басу, Джон Сайкс на гитаре и Эйнзли Данбар на барабанах - на гастроли, видимо, не поедет.

Одна из английских газет, немузыкальных газет, "The News Of the World" - некоторое время назад опубликовала слух о распаде группы Dire Straits и вот газета "Sounds" на этой неделе помещает пояснение менеджера труппы что это не так, что гитарист Марк Нопфлер продюсируюет пластинку, после этого будет работать над музыкой к фильму, басист Джон Иллсли весной будет записывать свой сольный альбом, но что группа в полном составе осенью приступает к работе над новым альбомом и на 1988 год уже распланированы гастроли.

Газета "Sounds" пишет также, что бывший барабанщик группы "Clash" Топпер Хедон на прошлой неделе был арестован в родном городе Дувре за хранение героина. Арестован он был в прошлую пятницу, просидел в полицейском участке до понедельника и в понедельник утром по решению суда под залог был освобожден.

Газета "Sounds" сообщает о прискорбном известии: менеджер американской группы Husker Du на прошлой неделе покончил жизнь самоубийством , спрыгнув с моста в городе Миннеаполисе. 24-летний Дэвид Савой работал с группой последние два года. В связи с этой трагедией "Husker Du" отложили американские гастроли и наверное отложат гастроли по Великобритании.

И, наконец, о влиянии метода Станиславского на сочинение музыки. Этот метод работы актера над ролью и собой, метод внутреннего перевоплощения был, в видоизмененном виде, популяризирован в Америке известным театральным педагогом Ли Страсбургом и известен там просто как 'the Method'. И вот недавно известнейший американский рокер Брюс Спрингстин в интервью английской телепрограмме рассказал о своей технике сочинения песен: он применяет все тот же Метод. По словам Спрингстина, он внутренне эмоционально переживает ситуацию, описываемую в песне, полностью воплощается в ней, выплескивая потом свое чувственное и мысленное содержимое в мелодии и стихах. Вот на этом, пожалуй мы выпуск рок-хроники и закончим и перейдем к рассказу об Эрике Клэптоне, который мы в прошлый paз прервали на создании группы "Cream" ("Сливки").

  Музыка Cream   Strange Brew   

В группе "Cream" кроме Эрика Клэптона было еще 2 музыканта: басист Джэк Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер. Джэк Брюс родился 14 мая 1943 года. Учился в Королевской Шотландской Академии музыки по классу виолончели. Кроме того, он играл на контрабасе, бас-гитаре, гармонике и фортепиано. В 1962 году приехал в Лондон, играл в джазовых и блюзовых оркестрах и, как мы помним, в группе Джона Майалла повстречался с Эриком Клэптоном. Барабанщик Питэр Бейкер по прозвищу 'Ginger', т.е. 'Рыжий', родился на юге Лондона 19 августа 1939 года. В 14 лет поступил воспитанником в духовой оркестр летного училища. Играл на трубе, позднее перешел на барабаны. Играл со многими известными традиционными лондонскими джаз-бандами, потом увлекся современным джазом и блюзовой музыкой. Некоторое время Бейкер был даже постоянным барабанщиком в известном лондонском джаз клубе Ронни Скотта. По национальности он был наполовину ирландцем, унаследовав нрав ярый и крутой. Басиста Джэка Брюса, шотландца по национальности, тоже в пассивности обвинить было нельзя.

"Джинджер и я, - сказал он в одном из интервью, - никогда, никогда ни в чем друг Другу не уступали. Но может быть именно из-за этой напряженности взаимоотношений наша ритм-секция и была такой горячей - я, честно говоря переиграл со всеми лучшими барабанщиками мира, но такого музыкального накала не получалось больше ни с кем. Со мной происходило что-то удивительное. Внутри как-будто огонь загорался. Когда мы выступали, то на сцене все друг друга заводили. Мы вовсе не играли для публики. Вообще, играть для публики большая ошибка, в которую многие группы впадают. Хорошая музыка получается только тогда, когда на сцене хорошие музыканты играют друг для друга, для себя, а уж, если при этом есть еще и публика, то пусть она слушает на здоровье.

Эта вот музыкальная всепоглощающая страсть подогревалась личной неприязнью, переходящей порой в ненависть. Джэк Брюс и Джинджер Бэйкер враждовали открыто и безоглядно, что Эрика Клэптона чрезвычайно расстраивало.

- Однажды, - вспоминает Джэк Брюс, - мы были в Копенгагене, ехали из аэропорта на концерт. В машине я, как обычно, рассорился с Джинджером и Эрик был буквально в слезах. Вспоминается другой случай. Во время долгой американской поездки 1968 года группа "Cream" тогда уже популярная, выступала на бейсбольном стадионе. Тогда тысячеваттные звуковые установки еще не существовали и Джек Брюс, увидев аппаратуру на сцене, пожаловался Джинджеру Бейкеру: "Послушай, - сказал он, - нам дали стоваттный усилитель для гитары, стоваттный усилитель для баса и стоваттный голосовой усилитель - у меня связки болят. Как же мы будем играть, ведь это же стадион?" "Ничего, - ответил Бэйкер, - сыграем." После чего Джэк Брюс вышел на улицу, сел в такси, приехал в аэропорт, купил билет в Англию и стал ждать самолета. Вдогонку ему бросились рабочие сцены. Они нашли его и буквально на руках донесли назад до машины. Однако, мы несколько забегаем вперед. Начнем с первого выступления "Cream", которое состоялось в июле 1966 года на национальном фестивале джаза и блюза в городе Виндзоре недалеко от Лондона. Выступавшие на подобных фестивалях новые группы образовывались обычно из молодых музыкантов, неизвестных, которых публика не знала. Группа "Cream" была одной из первых, созданной из трех музыкальных знаменитостей. Этих трех имен было достаточно, чтобы загипнотизировать публику и обеспечить выступлению "Cream" на фестивале шумный успех.

  Музыка Cream   Spoonful   

Менеджером группы "Cream" стал Роберт Стигвуд - тот самый Роберт Стигвуд, который впоследствии поднимал группу "Bee Gees" и создал свою международную музыкальную концертную империю. После того как сообщение о создании "Cream" появилось в музпечати, Эрику позвонил его старый приятель Бен Палмер, игравший раньше с ним когда-то в его первой группе "The Roosters".

- Не нужен ли вам шофер? - Спросил он. - Я бы вас с удовольствием возил.

Клэптон устроил ему встречу с Робертом Стигвудом, представив его, как человека, который будет их "возить".

- Вы действительно можете это делать? - Спросил Стигвуд. - Я спрашиваю вас серьезно, потому что в эту группу я вложил кучу денег.

Палмер, полагая, что речь шла о доставке группы на концерты, убежденно кивал головой. Вскоре он приступил к своим новым обязанностям и повез группу на первое выступление. Довез ребят до клуба, проводил их на сцену и с чувством удовлетворения пошел в пивную. Через час вернулся посмотреть как идут дела. На сцене было пусто, там еще, как говориться, конь не валялся.

- Ну как, - спросил его ребята, - все готово?

- А что должно быть готово? - Спросил по святой простоте в ответ Палмер. - Откуда ж мне было знать, - вспоминает он со смехом, - что нужно было ставить аппаратуру и прочее. В нашей группе "Roosters" было всего два усилителя по 30 ватт. Их приносили, как чемоданчики, ставили на сцену - вот и вся подготовка.

Надо сказать, что со временем Палмер стал отличным гастрольным администратором и справлялся со всеми сложностями международной разъездной жизни. В первых же выступлениях группы "Cream" критики отмечали взаимопонимание между музыкантами и живость диалога на сцене.

- Если кому и придет в голову записывать концертную пластинку, - писал один критик, - то нужно идти на концерт группы "Cream".

Однако, первая пластинка группы, появившаяся в декабре 1966 года, была не концертной, а записью студийной и представляла группу с другой, не лучшей ее стороны. В клинической студийной атмосфере добиться концертного накала не удавалось. Уже с момента выхода пластинки "Fresh Cream" группа была ей недовольна. Кроме того, первый альбом страдал от общей непродуманности программы и направления, от недостаточной отрепетированности. В апреле 1967 года группа поехала на 10 дней в Нью-Йорк в Америку, где во время школьных каникул в одном из театров был организован концерт для молодежи, в котором каждая группа исполняла по одной или две песни. Концерты эти шли с утра до вечера по пяти раз на день. Несмотря на то, что в этих концертах принимали участие знаменитости: Уилсон Пикетт, Саймон и Гарфанкель, "Who" и другие, такой музыкальный конвейер не мог не подействовать на ребят удручающе. И только сессии звукозаписи, организованные потом в нью-йоркской студии фирмы "Atlantic", несколько подняли настроение. Записанная тогда в апреле и мае музыка, вошла во второй альбом группы под названием "Disraeli Gears" (ноябрь 1967). В сентябре 1967 поехали на первые американские гастроли, когда кошмары нью-йоркского музыкального конвейера были еще живы в памяти. На гастроли ехали с большой опаской. Однако, первый же концерт в зале "Филмор" в Сан-Франциско показал, что Америки бывают разные. В 1967 году Сан-Франциско был мировой столицей философии хиппи, родиной лозунга "Власть цветам". Группа "Cream" с их длинными инструментальными соло и упором на индивидуальность музыкантов, оказалась абсолютно идеальной для калифорнийских любителей конопли. Немалую роль сыграл и знаменитый импресарио Билл Грэм, которому Клэптон пожаловался, что на сцене им не хватает времени для развития своей музыки.

- Идите, - сказал им Билл Грэм, - и играйте, как хотите. Захотите играть соло на всю ночь до утра - играйте. Никто этого раньше не делал. Посмотрим что из этого выйдет.

Выступления в Сан-Франциско вызвали совершенно неуемный восторг и стали триумфальным, поворотным пунктом в судьбе группы "Cream".

  Музыка Cream   Sunshine Of Your Love   

Американский успех странным образом создал обстановку, предрешившую закат и даже гибель группы. Несмотря на ряд успешных выступлений в Англии, было совершенно очевидно, что настоящая массовая аудитория находится в Америке. Спрос на группу был там так велик, что в феврале 1968 года "Cream" начала американское турне, рассчитанное на несколько месяцев, а уже в апреле было объявлено, что гастроли продлеваются до июля. Всякий, кто вообще выезжал на длительные гастроли, знает, что примерно после полутора месяцев у артистов начинаются нервные срывы и гастроли "Cream" пришлось прервать, дав участникам десятидневную передышку. Обстановка вообще внутри группы была тяжелой. На нескольких концертах все трое друг с другом вообще не разговаривали, молча расходясь после выступления. Зачастую с концерта на концерт, из города в город переезжали отдельно. В гостиницах жили не только что в разных номерах или на разных этажах, подчас настаивали на том, чтобы их селили в трех разных отелях. Встречались в грим-уборной за несколько минут до концерта. Неминуемый распад группы виден был уже виден был на горизонте. По окончании американской поездки и последовавших за ней европейских гастролей, Клэптон неоднократно разговаривал с менеджером Робертом Стигвудом, заявляя ему о своем желании группу покинуть. Он не мог больше выносить обстановки вражды и внутренней неприязни, но Стигвуд употреблял всю свою изобретательность, энергию, обаяние, чтоб сохранить группу как можно дольше. Пластинки ее уже продавались миллионными тиражами. А, скажем, за полтора месяца американских гастролей группа зарабатывала 650.000 долларов. Весь этот денежный оборот нужен был Стигвуду для укрепления и расширения его дела, потому что на очереди у него были другие протеже. В 1967 году он уже подписал долгосрочный контракт с "Bee Gees". Но именно это превращение группы в денежную машину только укрепляло решимость Клэптона выйти из нее как можно скорее. В течение 1968 года успели записать и выпустить в конце лета двойную пластинку "Wheels Of Fire" ("Огненные колеса"). В конце-концов стало ясно, что группу вместе уже не удержать никакими силами и на 26 ноября 1968 года в лондонском "Королевском Альберт Холле" был намечен прощальный концерт "Cream". Билеты на него продались за 2 часа. Пришлось объявлять второй дополнительный концерт. Распад группы, однако, не означал, что пластинки ее перестали выходить, потому что впрок было записано достаточно материала. После "Огненных колес" вышла пластинка "Goodbye" ("Прощай"). В октябре 1969 года - сборная пластинка "Best Of Cream" ("Лучшие (или избранные) произведения "Cream""). Вслед за ней концертные альбомы "Live "Cream"" и "Live "Cream". Vol.2", то есть "том второй". Но все это было, так сказать, светом погасшей уже звезды. Три участника группы пошли дальше своими путями и путь Эрика Клэптона мы проследим дальше на будущей неделе, пока же, дорогие друзья, мне остается проститься с вами и пожелать вам всего самого лучшего, счастливо вам, ребята.

  Музыка Cream   Badge   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015