РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

20 сентября 1997: Jean-Michel Jarre

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Недавно, на юбилейном празднике в столице миллионные толпы смотрели заморскую жар-птицу, светомузыкальное представление французского клавишника Жан-Мишель Жарра. Кто такой, что за птица? Почему это на 850-летие в Москве царил француз? Что это, понимаете, за повторение 1812 года? На все это есть историцкая причина. Вот об этом я вам сегодня и поведаю, заглянув в рок-хронику.

20 сентября. Четверть века назад, в 1972 году, на ферму Пола Маккартни в Шотландии нагрянули с обыском. То, что искали, нашли на огороде. Лист зеленый, лист резной, пятерчатый. "Конопля!" - сказала полиция, забирая будущего сэра в кутузку.

На следующий день, 21 сентября 1972 года, все газеты об этом, конечно, раструбили и под этот трубный зов в семье Галлахеров в Манчестере родился мальчик, Лайам, которому суждено было стать вокалистом "Oasis".

22 сентября. В 1949 году родился Дэвид Кавердейл, вокалист "Deep Purple", "Whitesnake" и прочая.

На следующий день, 23 сентября 1949 года в Нью-Джерси родился Брюс Спрингстин,

а еще на следующий, 24 сентября в штате Нью-Йорк родилась Линда Маккартни. Но постарше правда будет, она с 1941 года. Фотограф, жена Пола Маккартни, участница "Wings".

25 сентября, день смерти Джона Бонэма, барабанщика "Led Zeppelin", он погиб в 1980 году от перепоя.

26 сентября - чудная дата! 110 лет граммофона. Немецкий эмигрант Эмиль Берлинер, житель штата Вашингтон, получил в 1887 году патент на новую машину, которую он назвал граммофон.

26 сентября. В 1945 году в городе Дарам родился Брайан Ферри, клавишник и вокалист "Roxy Music", автор сольных пластинок.

Из последних новостей.

Бывший пресс атташе The Beatles и директор недавнего их проекта "Антология", Дерек Тейлор скончался в своем деревенском поместье от рака, ему было 65 лет. В начале 60-х Дерек Тейлор работал в газете "Daily Express", театральным критиком. Побывав на концерте "Beatles" он написал в своей рецензии: "Это - эликсир молодости для усталого взрослого". Дальше - знакомство с Брайаном Эпштейном, и вскоре Дерек Тейлор стал его ассистентом. Тем временем в газете "Daily Express" начала появляться регулярная колонка Джорджа Харрисона. Ну, уж теперь то я вам могу рассекретить, что он ее не писал, автором был тот же Дерек Тейлор. Дерек сопровождал "Beatles" в 1964 году в их всемирном турне, потом переехал в Лос-Анджелес, где стал пресс-атташе "Beach Boys" и "The Byrds". В 1968-м вернулся в Лондон, возглавил пластиночную фирму "Beatles", "Apple". После распада "Beatles" вернулся в Калифорнию, в 70-х работал в "Warner Brothers", где дослужился до вице-президента. Потом вышел на раннюю пенсию, занялся писательством, мемуарами. С пенсионного покоя его вытянули, Дерек Тейлор возглавил обширный проект "Beatles" - их кино- и аудио-антологию. "Великолепный был человек! - сказал про него Пол Маккартни, - и сейчас давайте лить слезы, слова будем говорить потом".

В новостях снова "Led Zeppelin", которые переживают как бы третье пришествие. В начале ноября "Atlantic" выпускает их концертную запись "Live At The BBC". Она была сделана в 1971 году - ее хорошо знают среди бутлеггеров. В этот компакт-диск будут включены картинки, на компьютере в режиме CD-ROM их можно будет посмотреть. Идет подготовка видеоантологии. В марте следующего года "Atlantic Records" исполняется 50 лет, известно, что Джимми Пейдж, Роберт Плант, басист Джон Пол Джонс и сын погибшего Джона Бонэма, Джейсон, выступят на юбилее. В таком составе "Led Zeppelin" играли в январе 1995-го, когда в Нью-Йорке их причисляли к рок-н-ролльному пантеону славы. Тем времен Пейдж и Плант - в студии, работают над новым альбомом с продюсером Стивом Альбини.

На этом рок-хронику закончим, перейдем к нашей жар-птице.

Глыба! - сказал бы о нем классик марксизма - матерый человечище! Кого с ним в Европе можно рядом поставить? Некого! Действительно, некого. Жан-Мишель Жарр - это Де Голль синтезатора, Наполеон открытых концертов, Жанна Д'Арк световых представлений. На его первый же парижский концерт 1979 года пришел миллион человек, а по телевизору смотрели еще сто миллионов. В 1986 году, когда праздновалось 150-летие Хьюстона и 25-летие американского космического агентства НАСА, Жан-Мишель Жарр устроил свое музыкально-лазерное представление перед аудиторией в миллион триста тысяч человек, весь транспорт был в городе парализован. 1990 год, Париж. В день взятия Бастилии движение в городе остановилось - два миллиона человек забили улицы, над этим людским морем, на вершине 25-ти метровой разноцветной пирамиды Жан-Мишель Жарр расточал волшебные звуки и завораживающий свет, соединяя землю с небом. И вот теперь - Москва...

  Музыка Jean-Michel Jarre      

Что же это за гигантизм такой? Почему, в армейском измерении, на концерты Жан-Мишель Жарра народ валит не ротами, не батальонами, даже не полками, а дивизиями и целыми армиями? Во-первых, это - эпическая мощь и симфоничность его синтезаторной музыки, гигантские лазерно-световые представления, проектируемые на весь город, на все небо. Впечатление такое, что светом у него заведуют инопланетяне со своих высоковольтных летающих тарелок. Сам Мишель Жарр, со свойственной французам философской изящностью, называет это "визуальными стихами" к своей музыке. Поклонников этой музыки немало - пластинки Жан-Мишель Жарра разошлись на сегодняшний день общим тиражем почти в 40 миллионов. Ранний, пожалуй, самый известный его альбом "Oxygene" ("Кислород") вышел в 1976 году, сделав автора знаменитым в одночасье. Во Франции, стране с прочными иерархическими связями такой успех на голову 28-летнего музыканта просто так свалиться не мог. Недостаточно иметь талант и внешность. Надо, чтобы публика захотела этот талант оценить, на эту внешность взглянуть. Жан-Мишель Жарр одной своей фамилией вписывался в эту категорию. Его отец, Морис - известный композитор, автор музыки к фильмам ("Доктор Живаго", "Laurence Of Arabia" и др.) "Доктор Живаго", как известно, поставлен по роману Бориса Пастернака, в 1957 году изданному на Западе, за который ему год спустя, в 1958-м, дали Нобелевскую премию по литературе. Несчастного автора тогда нещадно громил руководитель из семи частей, а вверенные ему компетентные органы, желая побольнее пнуть лауреата, упекли в лагеря его близкую подругу, морганатическую спутницу жизни. Чувствуете, какая у нас выстраивается историко-культурная цепочка?

  Музыка Jean-Michel Jarre      

Жан-Мишель Жарр родился в 1948 году, в Лионе. Музыкой начал заниматься с пяти лет, в основном по наущению своего дедушки, Андре, любителя-гобоиста. По профессии дед был инженером и свою техническую жилку сумел передать внучку - тут то и кроются истоки электронно-технических нововведений Жан-Мишеля. В 1966-м поступил в парижскую Консерваторию, где познакомился с пионером электронной музыки Пьером Шаффером. В 1968-м присоединился к радикальному по стилю электронно-акустическому ансамблю "Groupe De Recherches Musicales" ("Группа музыкальных исследований"), участвовал в известных студенческих волнениях. "Все началось с музыки, - вспоминает Жан-Мишель, - мир вдруг осознал, что молодежь существует... Важно было уничтожить эту застывшую буржуазную систему в которой мы находились годами, как в клетке". Этот ранний студенческий радикализм проявлялся у Жан-Мишеля и позднее. В 1983 году он записал альбом "Музыка для супермаркетов". Когда лента была готова, он сдал ее в производство, напечатал всего одну пластинку, потом уничтожил все оригиналы и выставил этот единственный и неповторимый экземпляр на благотворительный аукцион. Диск ушел за 12 тысяч долларов. Покупатель его попал в свое время в автокатастрофу, долго находился в коматозном состоянии, а когда пришел в себя, то услышал музыку Жан-Мишель Жарра, звучавшую по радио. Она показалась ему райской, на всю жизнь. В 1969 году Жан-Мишель записал свой первый, малоизвестный альбом "The Cage" ("Клетка"). После консерватории занимался музыкальной поденщиной - писал музыку к фильмам, рекламе, балетам или поп-песни на заказ (Франсуа Харди, Патрик Жуве). Популистская природа концертов Мишель Жарра и сверхдраматические качества его музыки вызывали понятное пренебрежение критики. Ее называли "симфоническим помп-роком", "вульгаризацией" электронных экспериментов пионеров жанра, таких как "Kraftwerk" или Филипп Глас. Самого Жан-Мишеля нередко крестили "выскочкой" и "саморекламщиком". Но факт - упрямая вещь. В 1981 году Жан-Мишель стал первым западным артистом, приглашенным выступить в Китае, его концерт передавался по радио на аудиторию в 500 миллионов человек.

  Музыка Jean-Michel Jarre      

И все же - ни талант, ни внешность, ни родовитая семья, ни тиражи пластинок, ни громадье концертов не сделают еще человека национальной, а тем паче международной фигурой, если нет в нем "романтического интересу", если цветным журналам и бульварной прессе не о чем поведать обывателю. Народ только тогда прижмет тебя к своей груди, когда ты станешь героем его сказки. У героя сказки задача известная - жениться на принцессе. Другими словами, на общепризнанной красавице, по которой тайно вздыхают все, но достается которая самому смелому и удачливому. Вот таким смелым и был в 1976 году Жан-Мишель Жарр. Он знал, что киноактриса Шарлот Рамплинг (фильмы "Ночной портье", "Проклятые" и др.) жила во Франции и вознамерился... Впрочем, уступим слово даме.

"В 1976 году, - вспоминает Шарлот Рамплинг, - я жила в Сент-Тропе со своим мужем Брайеном и сыном Барнаби. В то время в Англии были высокие налоги и мы на пару лет уехали в эмиграцию, тем более что я много снималась и разъезжала. Сент-Тропе - город курортный, для постоянной жизни он не годится, мне там не нравилось. Помню, я прилетела домой со съемок в Лос-Анджелесе и моя подруга Флоренс организовала ужин в местном ресторане. Там я и познакомилась с Жан-Мишелем. Он обладал поистине магнетическим очарованием, произвел на меня впечатление человека сильного, привлекательного и умного". (Беседа на этом ужине, положившем начало одному из самых романтических браков Франции последних двух десятилетий описан в разных мемуарах достаточно подробно. Жан-Мишель тогда исповедывал свою философию: биоритмы, духовность, экология.) "На ужине я была с мужем, после съемок и перелета чувствовала себя усталой, почти весь вечер молчала. Только через три дня поняла - какое впечатление на меня произвел Жан-Мишель. В разговоре я мимолетом упомянула, что через несколько дней еду в Париж рекламировать свой фильм "Farewell My Lovely". Жан-Мишель разыскал меня, позвонил, мы встретились и провели вместе длинный уикенд в отеле "Ланкастер". Это - по-прежнему моя любимая гостиница".

  Музыка Jean-Michel Jarre      

"Я была замужем, Жан-Мишель женат. Семейная жизнь у нас обоих не клеилась. Мы скоро поняли, что произошедшее между нами было не просто любовной интригой. Расставшись, мы разъехались по домам, по семьям. Брайен, видимо, что-то почувствовал - мы сильно поскандалили. Я оставила Барнаби на попечение мужа и няньки в Сент-Тропе, сам уехала в Париж. Мне нужно было осмыслить произошедшее. Жан-Мишель стал просто катализатором событий, с этого момента мы оба решили, что жизнь наша должна измениться, обсуждали как сделать, чтоб никто не пострадал. В этих обсуждениях и размышлениях мы провели две недели, а потом я уехала на съемки в Ньюфаундленд. После возвращения мы поселились у его матери, затем снимали в Париже квартиру. Потом Жан-Мишель устроил так, что жена освободила его квартиру - у него там была студия звукозаписи и ему не терпелось снова взяться за работу. Когда мы вошли в эту квартиру, то студия, действительно была еще там. Но и только. Во всех остальных комнатах зияли голые стены - ни стула, ни стола, ни занавесок. Ясно, что дело не в утвари, это было выражение вполне понятной обиды. Мы с Мишелем решили вести себя так, чтобы причинять как можно меньше боли своим бывшим спутникам жизни. Работа у нас у каждого своя, из-за нее мы часто разлучаемся. Может быть, это придает особую романтичность отношениям, каждодневная рутина для любви - это смерть, любовь требует неожиданных поворотов и сюрпризов. Так уж получилось, что никакой монотонности в наших отношениях нет. Мы оба любим быть наедине, светская жизнь нас не привлекает, для каждого из нас важно личное время и пространство. Жан-Мишель проводит много времени в студии, рядом с домом. Я тоже неподалеку, мы все время вместе и в то же время раздельно. Поначалу у нас бывали мелкие стычки и ссоры, много пришлось переосмысливать, ко многому привыкать. В этот период я в течение двух лет я даже отказывалась от всякой работы. Мы живем в большом доме под Парижем. Мне нравится жить во Франции, я жила здесь девочкой, когда отец был расквартирован со своим полком в Фонтенбло. Тогда я выучила французский, что было естественно. Как актриса, я пользуюсь известностью, но славы не ищу. К счастью, мне не нужно, выходя на улицу каждый раз наряжаться и брать телохранителя, как в Голливуде. Слава - вещь очень разрушительная, но по большому счету - бессмысленная, потому что для внутреннего покоя и счастья она не дает ничего"....

Я прощаюсь с вами до встречи в субботу в 9 вечера по Москве с повтором в воскресенье и понедельник на короткой, а кое где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Jean-Michel Jarre      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015