РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

31 июля 1999: Ronnie James Dio - 2

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Я выяснил недавно, что в черепной коробке человека представлены три мозга: палеокортекс, т.е. старый, восходящий к рептилиям, мезокортекс, средний, присущий низшим млекопитающим и неокортекс, новый мозг, специфичный для высших млекопитающих и человека. Это значит, товарищи, что сознание каждого из нас - это синтез трех различных сознаний. Английский писатель и философ Артур Кестлер прямо так и сказал по этому поводу, что, мол, в человеческом черепе расположились бок о бок крокодил, лошадь и человек разумный. Причем две первые, более древние твари, далеко не всегда подчиняются мозговому начальнику, человек-разумному, а иногда даже бывает совсем наоборот. Мы с вами знаем немало примеров, когда в человеке берет верх не только сидящая в нем лошадь, но и притаившийся в глубине крокодил. Причем высший разум гомо-сапиенса для своего лошадиного хамства или крокодильей кровожадности всегда найдет слова оправдания. Герой нашей передачи - человек высокого музыкального разума, при этом он обладает долговечностью рептилии, вынослив, как лошадь, и поет, как помесь крокодила с соловьем.

Заглянем в рок-хронику.

1 августа. В 1959 году в Бирмингеме родился Джо Эллиотт, вокалист "Def Leppard", ему нынче - 40 лет.

3 августа. В 1963 году родился Джеймс Алан Хетфильд из "Metallica".

5 августа. В 1974 году, 25 лет назад, Джоан Джетт сформировала "The Runaways", девичью рок-группу.

И, наконец, 7 августа. В 1958 году родился Брюс Дикинсон, бывший вокалист "Iron Maiden", нынче вновь вернувшийся в родные пенаты.

Из последних новостей.

Недавняя гибель Джона Кеннеди-младшего вызвала в молодежной среде целую кучу домыслов и предположений. На многочисленных интернетовских страницах, посвященных теории заговора чего только не прочтешь! Во-первых, Кеннеди-младший, якобы, обладал какой то новой информацией о смерти своего отца и собирался ее опубликовать в одном из своих журналов, вскрыть, так сказать, заговор ЦРУ 30-ти летней давности. Кроме того, по завещанию ему вроде бы достались секретные бумаги своего дядюшки, Роберта Кеннеди, также погибшего от руки террориста. В бумагах, якобы, неопровержимо доказывалось, что высадка американцев на Луну в 1963 году была ловкой инсценировкой. Интернетчики с жаром утверждают, что Кеннеди-младшему либо самолет искусно подпортили, либо инопланетяне мотор заглушили. Во всяком случае и ежу понятно, что дело здесь нечисто. Действительно три трагические смерти в одном семействе Кеннеди явно выходят за среднестатистическую вероятность. Смерть Джона Кеннеди в Далласе в 1963 году продолжает волновать и новое поколение рок-звезд. Мэрилин Мэнсон в видеоклипе к своей песне "Coma White" ("Коматозный белый") воссоздал с помощью актеров далласские события. Теперь, когда трагически погиб сын Кеннеди, выпускать этот клип и пластинку было бы бестактно. Выход песни и клипа в свет пришлось отложить.

"Black Sabbath", как я вам уже сообщал, дадут два своих последних, самых последних, концерта 21 и 22 декабря в Бирмингеме в огромной крытой арене, однако намеченный на август фестиваль Оззи Осборна, так называемый "Оззфест" - отменен. Причин три. Во-первых, группа "Stone Temple Pilots", заявленная специальным гостем концерта, выпала в осадок. Во-вторых, жильцы микрорайона вокруг зала "Эрлс Корт" в Лондоне накатали жалобу в райсовет, а тот отказал в разрешении. На заседании три депутата проголосовали против, а один из них разразился речью и сказал, что фаны "Black Sabbath" - это "вульгарные, необразованные, горластые и эгоистичные жлобы". Правильно, еще и чистые носовые платки есть не у всех. Тем временем "Оззфест" с успехом идет в США и высвободившиеся дни будут использованы там. Менеджер Оззи, Шарон, пообещала организовать в Лондоне на будущий год "Оззфест", который будет больше и лучше.

Бывший барабанщик группы "Squeeze" Кевин Уилкинсон 17 июля был найден в своем доме около городка Суиндон - повешенным. Ему был 41 год. Уилкинсон участвовал в записи альбома "Squeeze" 1995 года, это пластинка "Ridiculous", ездил с ними на гастроли, играл также с "Waterboys", "Сhina Crisis" и "Proclaimers". Незадолго до смерти он вернулся из американских гастролей с Хауардом Джонсом.

И, наконец, имя нашего многострадального Отечества опять всуе упоминается в британской музпечати. Группа "Portishead" обратилась к своим поклонникам с предупреждением о том, что новый альбом под названием "Pearl" ("Перламутр"), который приписывается им, на самом деле - русский бутлег, не имеющий никакого отношения к группе. На этом альбоме совсем другая команда, "Mandalay", песни взяты с их диска начала года. Я знаю, что многие английские инди-группы звучат похоже друг на друга, это видимо и подвинуло создателей бутлега на подделку. "New Musical Express" пишет, и я цитирую, что "Россия, Украина и другие страны бывшего Советского Союза стали прибежищем для бутлеггеров и производителей музыкальных и компьютерных дисков, потому что международные организации за подобным производством полностью проследить не могут." Конец цитаты. Эх, за державу обидно! Помню лет тридцать назад, наше могучее государство всякие буржуазные авторские права спокойно попирало, и никто тогда и пикнуть не смел! На этом мы рок-хронику закончим и перейдем ко второй программе о Ронни Джеймсе Дио.

  Музыка Rainbow   Sleep With The Devil   

В прошлый раз мы остановились на переходе Ронни Джеймса Дио из "Rainbow" в "Black Sabbath". Хочу еще раз пройтись по раннему периоду жизни нашего героя, поскольку всплыли любопытные подробности. С 1961-го по 1967-й год, как известно, он руководил группой "Ronnie Dio And The Prophets" - т.е. "Ронни Дио и Пророки" и был там не только вокалистом, но также играл на фортепиано, бас-гитаре и трубе. Будучи человеком разносторонне одаренным, выступал и в качестве продюсера, по-нашему звукорежиссера. И вот здесь, давайте на минутку остановимся и поразмыслим. От цифры 1961, т.е. когда он стал руководителем вышеупомянутой группы, отнимем цифру 1949, официальную дату рождения. Я уж и на калькуляторах считал, причем разных моделей, и на бумажке. Везде получается одно и то же - число 12. Бывают, конечно, вундеркинды, исключительно одаренные дети, но я просто пытаюсь представить себе 12-ти летнего мальчика, который поет рок, на бас-гитаре играет, на трубе дудит, продюсирует, руководит: М-да. Ну, хорошо, предположим. Но в биографии Ронни Джеймса Дио ясно написано, что до этого у него были еще две школьные группы - "Vegas Kings", т.е. "Короли Вегаса" и "Ronnie And The Rumblers" ("Ронни и Громыхатели"). По этому раскладу получается, что герой наш пришел в рок американским октябренком, со значком Авраама Линкольна в детстве на груди. Можно, конечно и на это закрыть глаза, махнув рукой - пусть! Чем бы дитя ни тешилось! Но в одной из энциклопедий, солидного издательства "Guinness", в составлении которой участвовала большая группа поп-историков, мы находим предательскую строчку: "Дио, Ронни Джеймс, урожденный Рональд Подавона, родился в США, штат Нью-Хемпшир, около 1940 года". Конец цитаты. Если Дио был бы фигурой раннего средневековья, каким-нибудь придворным композитором императора Фридриха Барбароссы, то, из-за недостатка четких исторических данных, могли бы указать предположительную дату рождения типа "около 1240 года". Но, товарищи, речь идет о событиях XX века, когда записи гражданского состояния вписывали в книгу вставочкой с несмываемыми чернилами. Здесь я склонен встать под знамена сторонников теории заговора, и, случись мне оказаться на официальном 50- летии Ронни Джеймса Дио, я поднял бы заздравную чашу и сказал бы юбиляру: "Дорогой Дио! Поздравляю тебя с пятидесяти - кхе-кхе-кхе - летием!"

  Музыка Rainbow   Lady Of The Lake   

В 1967 году Дио, по официальной версии, стукнуло 18 лет, за плечами у него был богатый рок'н'ролльный опыт - шесть лет руководства группой "Ronnie Dio And The Prophets", пришедшейся на школьные годы, а еще две предыдущие уходили в туман прошлого, теряясь в дымке времен между детским садом и яслями. Как бы то ни было, в 1967 году Дио сформировал группу "Electric Elves" ("Электрические эльфы") вместе со своим двоюродным братом, Давидом Файнштейном. М-да. Признаюсь, тут я тоже озадачился. Мне представлялось, что Дио родился в итальянской семье, может даже неаполитанской, отсюда у него и прирожденный бельканто, но вот Давид Файнштейн: Звучит как то не по-итальянски. А может кузен - это не родня? Давид Файнштейн играл в "Эльфах" на гитаре до 1973 года, пока ему не надоело гастролировать. На гитаре его сменил Дуг Талер, который до того играл в "Эльфах" на клавишных. Тоже непонятно. Это все равно как перевести музыканта с тромбона на барабаны или со скрипки на фагот. Разные все же инструменты. Дуга Талера сменил Стив Эдвардс, а уж Эдвардса вытеснил из группы сам Ричи Блэкмор. Еще один факт. В 1970 году "Эльфы", находясь в гастрольном автобусе, все вместе попали в автокатастрофу, в которой погиб гитарист "Эльфов", Ник Пантас. Вкратце напомню дальнейшие события. Иан Пейс и Роджер Гловер, музыканты "Deep Purple", в 1972 году заметили "Эльфов", пригласили играть в первом отделении на свои американские гастроли. Тогда, кстати, Дио и оставил бас, на котором играл все эти годы и с 1973-го, сдав инструмент Крэйгу Груберу, держался уже только за микрофон. В мае 1975-го Ричи Блэкмор покидает "Deep Purple", вливается в "Эльфы", которые становятся "Ritchie Blackmore's Rainbow", потом просто "Rainbow". Дио записал с "Rainbow" четыре отличных альбома, это "Ritchie Blackmore's Rainbow" (1975), "Rainbow Rising" (1976), "Live on Stage" (1977), "Long Live Rock'n'roll" (1978). С "Black Sabbath" были записаны классические альбомы "Heaven And Hell" - т.е. "Рай и ад" (1980), "Mob Rules" ("Власть толпы") (1981) и "Live Evil" (1982). В вокальном плане Ронни Джеймс Дио, как говорится, галоши ушедшего Оззи заполнил плотно. По голосу недостачи не было никакой. Но, думаю, что по части сценического присутствия, особого безумного обаяния и воздействия на зал равных Оззи найти было трудно. Вообще, узнав об уходе Оззи, большинство критиков "Black Sabbath" списали со счета. Когда Дио приступил к репетициям в 1979 году, ему постоянно напоминали, что это - временно, что он только выручает, что это ничего не значит, что на гастроли с "Black Sabbath" он не поедет, что Оззи и раньше уходил и всегда возвращался и т.д. А тут еще басист Гизер Батлер в июле 1979-го хлопнул дверью и ушел. Но к началу 1980-го все наладилось. Батлер вернулся, Дио зачислили в штат и "Black Sabbath" приступили к записи пластинки "Heaven And Hell". Альбом вышел в начале 1980-го, все тексты песен написал Ронни Джеймс Дио. Музыка и аранжировка принадлежала группе. "Black Sabbath" нового состава звучали уверенно, мощно. Но на американских гастролях осенью 1980-го сразу же начались неприятности. Американскому народу наплевать было на широту вокального диапазона и богатство тесситуры Дио. Народ требовал Оззика и вел себя так, как описал в своей речи депутат лондонского райсовета. На концерте в Милуоки семитысячная толпа начала кидать бутылки на сцену, одна из них угодила Гизеру Батлеру в лицо, пришлось его везти в больницу, накладывать три шва на рану. По тревоге был собран штурмовой отряд из 150 полисменов, толпа отбивалась стульями, бутылками, разгромленными телефонами, осколками оконного стекла. В разгоревшейся буче ранили восемь полицейских, а уж у зрителей павших бойцов никто и не считал. Нечто подобное происходило и на британских гастролях в январе 1981-го, правда безобразие начали фаны, которые не попали на концерт.

  Музыка Rainbow   Since You've Been Gone   

В ноябре 1980-го из "Black Sabbath" ушел барабанщик Билл Уорд, у него почти одновременно умерли мать и отец. Это стало для него таким ударом, что гастролировать он больше не смог, поселился в Лос-Анджелесе и примкнул к местной команде. На замену в срочном порядке был вызван барабанщик Винни Эппис. Он кстати тогда по праву считался самым громким ударником в мире. Он некогда играл в группе "Vanilla Fudge", дружил с покойным Джоном Бонэмом из "Led Zeppelin". У них было общество взаимного обожания типа нашей "кукушка хвалит петуха". Я упоминаю здесь Винни Эпписа, потому что два года спустя Дио ушел из "Black Sabbath", прихватив с собой друга-барабанщика. Сюжет тут такой. С одной стороны Оззи Осборн никак не мог простить своим бывшим приятелям, что они продолжают использовать название "Black Sabbath", хотя в самой группе из первоначального состава одно время оставался только гитарист Тони Айомми. После возвращения Батлера и ухода ударника Билла Уорда, группа разделилась как костяшка домино 2:2. Дио с Эпписом против Айомми-Батлера. Каждый тянул одеяло на себя, шла глухая борьба за звук. При микшировании пластинки "Live Evil" спорили - кого делать громче, кого тише? Дело здесь не только в самолюбии. Звукорежиссура определяет стиль. Скажем, в советские времена соотношения вокалист-оркестр было примерно 80 к 20, певец разливается широко и вальяжно на 80 процентов уровня, а музыканты сзади на оставшиеся 20 ему подыгрывают-подстукивают. В роке, особенно тяжелом, баланс смещен в сторону инструментов. Но и тут не все просто - при сведении "Live Evil" Айомми и Батлер, пользуясь своим авторитетом, выводили гитару и бас погромче, вперед. Дио и Эппис протестовали и, якобы, дошли до такого отчаянья, что однажды ночью прокрались в студию и переписали мастер ленту, сделав себя погромче. Я не случайно сказал "якобы", вся эта история существует на уровне легенды и сам Тони Айомми, в свое время заявивший об этом журналистам как причину увольнения Дио и Эпписа в 1982 году, в последующие годы шел в глухой отказ и слова свои отрицал. И вот, на этих событиях мы, пожалуй, пока и остановимся.

Я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в воскресенье и понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Rainbow      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015