РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

11 сентября 1999: Новые альбомы (Shania Twain)

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Прошедший четверг был девятым днем девятого месяца девяносто девятого года и в девять часов девять минут и девять секунд я вспомнил покойного Джона Леннона, у которого девятка была по жизни любимым и определяющим числом, и порадовался за него. Сам я в это время занимался научной работой. Это - кустология и ежевиковедение. В общую кустологию входит определение коэффициента шипоукалываемости (по Хютнеру) и установление урожайности агрегаций при заданном содержании фруктозы в биомассе. А практическое ежевиковедение это, прежде всего - динамика губосминаемости околоплодной клетчатки (по Кляйненбергу), а затем, через полтора - два часа - руминантная рефлексия на фоне рвотной эвакуации и перистальтического ступора по методу Дерибаско. Другими словами - на близлежащем пустыре поспела ежевика и весь семейный коллектив вышел на плодосбор под лозунгом "даешь все ягоды в ягодицах!"

13 сентября. 30 лет назад, в 1969 году, на торонтском фестивале Мира впервые выступил "Plastic Ono Band", в котором были Джон Леннон, Йоко Оно, Эрик Клэптон и примкнувшие к ним товарищи.

14 сентября. В 1950 году родился Пол Кософф, гитарист и основатель группы "Free".

16 сентября. День смерти Марка Болана, вокалиста и основателя "T. Rех". Он погиб в автокатастрофе. Машина, на которой он ехал со своей подругой Глорией Джонс, врезалась в дерево у моста Барнз Бридж в Лондоне.

18 сентября - день смерти Джими Хендрикса. Он погиб в 1970 году, задохнувшись во сне. Спал он крепко, ибо наглотался снотворного. Вокалист "Animals" Эрик Бердон, который поддерживал с Хендриксом близкие отношения, утверждает, что покойный оставил посмертную записку. Записку эту так и не нашли.

Из последних новостей.

Кончилось лето, а с ним и волна рок-фестивалей. Наступила осень, время считать цыплят, курей фестивальных. С погодой нынче сложилось хорошо, а вот в прошлом августовские фесты шли в холодрыге, под дождем, превращавшим все в глинистое месиво. Хорошо бы, если только один год, а то два года подряд такое случалось. И хоть в этом году синоптики божились, что будет сушь и теплынь, напуганная фестивальными ужасами прошлых лет публика шла заметно поредевшим косяком. А тут еще фестивалей развелось повсеместно. Каждый из них, естественно, хотел привлечь как можно больше народу. Народ же идет на известные и любимые группы. Групп этих не так уж много. Организаторы наперегонки зазывают их, каждый к себе, и по известному всем закону спроса и предложения группы с большим спросом ждали больших предложений. В результате концертная ставка музыкантов выросла необычайно и стала больше чем жизнь. Поговаривают, что "Blur" за выступление в Рединге и Лидсе получили полтора миллиона долларов. "Manic Street Preachers" отстали не намного - миллион двести тысяч. Даже группы второго эшелона, типа "Chemical Brothers" или "Catatonia" расписались в ведомости каждый за полмиллиона "зелёных". Такие зарплаты могут позволить себе только самые крупные мероприятия. Те, что поменьше, особенно вновь организованные, этим летом поставлены были к финансовой стенке. 3 сентября, например, банкротами объявили себя организаторы фестиваля "Лизард". Прогорело еще парочка фестивалей в графстве Корнуолл и Девон. По закону спроса и предложения - если спрос такой высокий, то и предложения пойдут на убыль. Поэтому, скажем, организаторы Гластонбури с удовольствием рассказали газетчиками, что заполучили своих гастролеров, американскую "R.E.M." всего за 160 тысяч. "Мы вообще больше никому платить не собираемся, - заявили они, - это значит, что, во-первых, билеты будут недорогими, а, во-вторых, что в благотворительные организации мы сможем отдать больше денег". Самой крутой фестивальной командой этого года признают группу "Stereophonics". На будущее лето, как ожидают, конкуренция развернется вокруг "Radiohead" и "Oasis".

На прошлой неделе на радио "BBC 1" праздновали 60-летие диск-жокея Джона Пила. Каким пожилым он ни казался бы тебе, о юный слушатель, но на юбилее его приветствовали диск-жокеи старшего поколения и, естественно, поколения, идущего за ним по пятам. Те самые, которые слушали украдкой после отбоя и прятались с приемником под одеяло. На торжестве выступили любимые группы юбиляра, имена которых вам ничего не скажут, скажем, "Scratch Perverts", "Bonnie Prince Billy" или "Cinerama". Это потому, что Джон Пил всю жизнь протаптывает дорогу из музыкального настоящего в будущее, он открывает новые группы для слушателя, поэтому чем менее известна команда, тем лучше. Конечно, для многих из них будущее так никогда и не наступает, они просто до него не успевают дойти. Но это, товарищи, не перечеркивает важности процесса естественного отбора, которым Джон Пил занимается уже лет тридцать.

А взять вот к примеру нас с вами. Не только что неизвестных, а порой очень известных групп толком не знаем.

  Музыка Shania Twain   Come On Over   Come On Over LP

Песня "Come On Over" с одноименного альбома, который точно так и называется "Come On Over" в исполнении вокалистки и авторицы песен, которую зовут Шанья Твэйн. Не надо только, не надо кривиться! Пластинка находится на первом месте в списке альбомов, на этой неделе. А вот недели две-три назад хит-парад возглавляли "Boyzone", если б я рассказ затеял о них, было бы вам гораздо хуже! А Шанья Твэйн к тяжелому року, между прочим, имеет самое непосредственное отношение - она замужем за продюсером Маттом Лангом, тем самым, который ковал музыку "AC/DC" и "Def Leppard". Понятно, что как законный супруг он принимает глубокое участие в творчестве Шанья Твэйн. Для справки - пластинка в США продалась тиражом в 12 миллионов, почти два миллиона нащелкала в Канаде да в остальных странах еще миллиона три. Альбом входил в первую пятерку практически везде, где выходил. Список титулов и наград Шаньи Твэйн похож на орденскую планку Леонида Ильича. Пластинка "Come On Over" - третья по счету. Помнится, глядя на миловидное лицо на обложке я подумал - когда же она успела? Ведь на вид ей - лет 18, максимум 18 с половиной. Но первая же борозда, проведенная нашим плугом по ее биографии показала, что 28 августа, то есть несколько дней назад, ей исполнилось 34 года. Родом из Канады. Если найти на карте город Торонто и отложить от него на север километров 800 - только масштаб не перепутайте - то попадешь в Тимминс, канадскую глубинку, где в 1965 году и появилась на свет наша героиня под метрическим именем Эйлин Туэйн. Собственно фамилия у нее была наверное другая, потому что мать вскоре после ее рождения снова вышла замуж за Джерри Туэйна, канадского индейца из племени Оджибуэй. Запомните эту этническую подробность, она нам еще понадобится. Отчим-индеец промышлял лесоповалом или уходил в канадскую тайгу старателем, золото мыть. И то и другое приносило доход скудный и нерегулярный. А если учесть, что в семье скоро стало пятеро детей, то мы поймем, что с финансовой дисциплиной наша героиня познакомилась очень рано.

  Музыка Shania Twain   You're Still The One   Come On Over LP

"You're Still The One I Want" ("Ты до сих пор тот, кого я люблю") с пластинки "Come On Over", которую записала и сочинила Шанья Туэйн.

Не знаю - замечали вы или нет, но только в богатых или очень благополучных домах с солидной мебелью, толстыми коврами и хрусталем, обычно царит тишина. Зато в раздолбанных хрущобах пролетариата безостановочно гремит веселая музычка. Не станем сейчас доискиваться до социологических корней этого явления, выяснять, так сказать, семантику вентрикулярных каденций, выводить плагальность мицеливидного консенсуса. Скажем прямо - беднота издревле любила гармошку. В бедном семействе лесника и старателя Туэйна с утра до вечера что-нибудь играло. Родители подметили, что маленькая Эйлин легко и естественно подпевала звукам, лившимся из радиоприемника или магнитофона. Она, бывало, брала трехлетнюю дочурку на работу в местный "Макдональдс", сажала ее на прилавок и та, весело болтая ножками, пела посетителям вместе с аппаратом "меломан", стоявшим в углу. Зрелище это было умилительное, поедатели котлеток стали тянуться в заведение. Дирекция награждала юную артистку молочными коктейлями, потом повысила до комплексного обеда, а к восьми годам стала платить ей живыми деньгами. Сами понимаете, что пластинки в аппарате "меломан" все время обновлялись и репертуар девочке приходилось пополнять - запоминать мелодии, заучивать слова. Она рано взяла в руки гитару, была застенчивой и любила проводить время одна, занимаясь музыкой целый день. В 10 лет Эйлин Туэйн написала свою первую песню. Родители ее были любящие и заботливые, но упускать возможность заработка они не могли. В ночных заведениях платили намного больше, чем в столовой. Однако по канадскому закону ребенку выступать среди пьяных или даже пьющих было нельзя. Но в час ночи спиртное переставали продавать и вот в это пропитанной винными парами, но теоретически безалкогольной зоне закон позволял Эйлин выходить на сцену петь. Девочку будили, везли ее в клуб, где она пела несколько номеров с местным оркестром. Певица вспоминает, что с восьмилетнего возраста выходных она не видела. Юное дарование приглашали местные радио и теле станции, жилконторы и дома престарелых, школы и колледжи - родители Эйлин не отказывали никому. Мать жаждала славы, а отец-старатель понимал, что в руки ему попал редкий самородок.

  Музыка Shania Twain   When   Come On Over LP

Песня "When" ("Когда") с альбома "Come On Over", который мы играем сегодня. Исполнительница и автор Шанья Туэйн. О ней идёт речь. Мы расскажем ее коротко, конечно, биографию.

Отец, вернее, отчим, с удовольствием брал дочку на лесоповальные работы. В Канаде к тайге относятся по-хозяйски - сколько лесу повалил, столько и посади. Бригада Джерри Туэйна проводила на таежных урочищах целые летние месяца и маленькая Эйлин рано научилась виртуозно владеть мотопилой "Дружба", по-ихнему "friendship". Так оно шло и катилось до 1986 года, когда случилась беда. Мать с отчимом погибли в автокатастрофе. Эйлин был 21 год. Двум младшим братьям - 13 и 14 лет, их надо было поить-кормить-одевать, короче - старшая сестра стала для них матерью, главой семьи, кормильцем. Надо было искать стабильную работу и Эйлин устроилась постоянно певицей в крупный лесной курорт у озера Онтарио, купила там в рассрочку дом, семейный грузовичок и стала солидной и ответственной женщиной. Для развлечения публики петь на этом курорте приходилось всякое - от музкомедии и оперетты или вездесущих мелодий Эндрью Ллойда Вебера до музыки кантри или гершвиновской классики. В профессиональном смысле эта работа для Эйлин Туэйн стала ее музыкальным университетом. Так продолжалось года три-четыре. Младшие братья подросли и один за другим поехали учиться, покинули родное гнездо. Помахала им Эйлин вышитым канадским рушником, села на кедровом крылечке да призадумалась. Чувствовала она себя как пожилая женщина, которая тянула, растила своих детей, а теперь вдруг оказалась свободной. Привычный камень свалился с плеч. Не нужно было больше готовить, стирать, убирать, возить на танцы, встречать и волноваться. Эйлин не было еще и 25-ти, а она прожила долгую жизнь. И теперь перед ней открывалась еще одна новая, в которой не надо было платить счета или ходить на родительские собрания. Все время в мире принадлежало ей самой. Эйлин с удовольствием взялась за сочинение песен. Записала демонстрационную ленту со своим материалом. Ее менеджер - подруга семьи Мэри Бейли договорилась с музыкальным адвокатом в Нэшвиле. Тот приехал в Канаду взглянуть на Эйлин.. Нэшвил в штате Теннеси - традиционная кузница американских музкадров. Там крепко хранят традицию, придирчиво испытывают новый талант. Живут по принципу, как говорил наш командир: "Копайте глубоко! Тут вам не Англия!". Ленту Эйлин слушали придирчиво, но к вокалу не придирались, ибо заявлен был только материал, а не певица. Типа - девушка сочиняет песни и для худсовета решила спеть их сама. Поэтому поначалу контракт, предложенный ей фирмой "Mercury", предполагал только использование ее сочинительских талантов. Для всякого композитора имя дело не последнее, оно само по себе должно звучать музыкой, во всяком случае должно иметь некий внутренний ритм. По мнению человека из "Mercury" имя Эйлин Туэйн звучало как нечто разнородное, соединенное вместе на манер лоскутного одеяла. Опытные стратеги из фирмы сказали, что имя Эйлин с фамилией Туэйн совершенно не хиляет и что фамилию надо менять. Но Эйлин любила своего покойного отчима, свято хранила память о романтике таежных костров и походов к дальним золотоносным ручьям. Имя Джерри Туэйна она оскорбить забвением не могла. Наоборот, вспоминая его все больше и подробнее, Эйлин пришла к выводу, что происхождение Джерри и язык его родного племени Оджибуэй должны быть отражены в ее новом сценическом имени. Отчим своей почвенной энергией через шаманскую силу, унаследованную от многих поколений своих таежных пращуров стал бы ее новой именной составляющей. Так и появилось имя Шанья, что в переводе с языка племени Оджибуэй значит "иду своим путем". И пошла Шанья Туэйн своим путем, путем многих славных побед, который привел ее, в конце концов на нашу бибисейскую волну.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в воскресенье и понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Shania Twain      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015