РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

8 января 2000: Pete Townshend (вопросы читателей журнала "Q")

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Приветствую вас в новом году с тремя нулями. Из глубины семидесятых и восьмидесятых казалось удивительным - неужели же доживем? И вот, дожили, вступили и ничего. Все как раньше. В каком-то смысле ничего не изменилось. Новое - это хорошо забытое старое. Маленькое - это хорошо обгрызанное большое. Тухлое - это хорошо припрятанное свежее. Так вспомним же старое, большое и свежее!

Заглянем в рок-хронику.

8 января. В 1935 году в штате Миссисипи родился Элвис Пресли. Абсолютный рекордсмен по продаже пластинок -- больше 500 миллионов -- если не считать отдельных звезд фирмы "Мелодия".

8 января 1947 года родился Дэвид Боуи, урожденный Дэвид Роберт Джонс. Когда он начинал, популярна была группа "The Monkees", участника которой звали Дэйви Джонс. Поэтому в 1968 году наш герой взял себе фамилию Боуи, насколько я знаю - по названию американского охотничьего ножа 'bowie knife'. Разноглазый Боуи всю жизнь менял инструменты, стили, внешности и ориентации.

9 января. В 1945 году в графстве Миддлсекс на свет появился Джеймс Патрик Пейдж, известный нам как Джимми Пейдж, гитарист "Led Zeppelin". Нынче ему 55.

На следующий день, 10 января того же 1945 года в Глазго, в Шотландии, родился Род Стюарт. Согласно легенде известный блюзмен Лонг Джон Болдри заприметил Стюарта, когда тот играл на губной гармошке для железнодорожных пассажиров на вокзале. Сольная карьера Стюарта началась в 1969 году, а стало быть он пленяет нас своим индивидуальным искусством уже больше трех десятков лет.

13 января. Вокалист английской группы "Madness" по прозвищу 'Suggs', по метрике Грэм МакФерсон родился в 1961 году в унылом приморском городке Хейстингс, по нашему Гастингс.

15 января. 35 лет назад, в 1965 году в свет вышла первая сорокапятка группы "Who". Она вышла тиражом в 1000 экземпляров на пробу. Проба удалась, сто тысяч проданных дисков вывели ее в первую десятку списка.

15 января 1970 года, тридцать лет назад, певица Диана Росс ушла из квартета "Supremes" и стала сольной артисткой. Так что вот.

Из последних новостей.

Я вам уже рассказывал в прошлом тысячелетии о том, что следующий альбом группы "Oasis" будет выпущен через их собственную пластиночную фирму. На этой неделе стало известно, как она называется. Поскольку основа группы - это два брата, Ноэль - гитарист и композитор и Лиам - вокалист. Ноэль - старший, его младший привык с детства называть 'my big brother' (мой большой брат). Отсюда и название - "Big Brother". Шутка тут в том, Большой Брат присутствует в романе Оруэлла "1984 год", в котором писатель, опираясь на свой опыт работы в корпорации "Би-Би-Си", нарисовал устрашающую картину тотального социализма. "Big Brother" останется под крылом корпорации "Sony".

Лондон - один из немногих городов где последнее десятилетие нет ни мэра ни даже председателя Горсовета. Сейчас порешили что мэр нужен, на май этого года назначены выборы. Менеджер "Sex Pistols", неутомимый Мальколм МакЛарен выдвигает себя независимым кандидатом и уже опубликовал свой манифест. Макларен хочет легализовать бордели, находящиеся недалеко от нашего Парламента, улучшить транспорт в столице, открыть в общественных парках и библиотеках новые бары, создать для Лондона мультирасовый флаг и организовать футбольную команду в каждом лондонском районе. Он также хочет создать лондонскую лотерею, прибыли с которой пойдут бездомным и отменить билеты в галереи и музеи.

В Англии есть управление по радиовещанию, в каждодневную работу станций оно не вмешивается, до тех пор пока чего не случится. И случилось. На лондонской радиостанции "XFM" несколько дней назад в живом эфире шла задушевная беседа о бесовщине. Ведущие оживленно обсуждали секс со свиньями и пользовались, тут я цитирую, "грубым и оскорбительным языком в эфире". Члены управления были шокированы тем, что такой неприличный материал выходит во время завтрака, семейного часа. Станции "XFM" влепили за это штраф в 50 тысяч фунтов. Свобода не есть вседозволенность.

На этом рок хронику закончим, перейдем к нашему рассказу. Итак - что же это за новое, забытое старое? Что это за зеленое, подсиненное желтое? Если хотите знать, о ком идет речь, возьмите блестящую ложку и поглядитесь в нее. Еще одна подсказка. Кто разбивал в щепки гитары и сочинял первые оперы? Кто принимал всякое зелье, пил беспробудно, но остался жив, а главное - все запомнил, все запомнил! И сейчас сочиняет автобиографию под названием "Who He?". Вы уже наверное догадались, что речь идет о легендарном носатом гитаристе из "The Who" , которого зовут Пит Таунзенд. Известны рок-оперы Таунзенда "Tommy" и "Quadrophenia". Между этими двумя проектами начинался и третий, оставленный на время, а точнее на 29 лет, он назывался "Lifehouse". Что это значит? В словаре вы его, пожалуй, не найдете, но смысл его понятен. В младые годы я недолго служил матросом на буксире "Пересвет". Он стоял на приколе в таллиннском порту и готов был по первому зову гибнущих моряков устремиться в бушующие волны. Суда такого предназначения называются 'Lifeboat' (спасательное судно). Есть еще слово 'Lighthouse', что значит "маяк". Смысл названия проекта Таунзенда - где то посреди. Это творчество, в виде книжки и двух компакт дисков скоро появятся в продаже. "Мне 54 года, - говорит Таунзенд, - и хорошо то, что в этом возрасте не нужно объяснять и извиняться перед журналистами или публикой, которым порой может показаться, что я возомнил о себе, зазнался, что музыка моя претенциозна или даже фальшива. Могу сказать со всей прямотой - я талантлив. Был талантлив и есть талантлив!"

  Музыка The Who   My Generation   

"My Generation" в исполнении группы "The Who". Хочу сразу успокоить тех, кто не знает - Роджер Долтри на самом деле не заикается. Режиссура такая в песне получилась у них.

Таунзенд не зря упоминает поклонников "The Who". Фаны - это такой народ, от них не скроешься. Разреши им задавать тебе вопросы - на мелкие части разберут, в пыль развеют. Именно эту возможность и предоставил январский журнал "Q" поклонникам "Who" со всего света. Они не преминули прежде всего напомнить Таунзенду его декларативное заявление молодости, когда он сказал: "Я надеюсь умереть до того, как состарюсь!" "Да, - сознается Таунзенд, - этого вопроса я всегда ожидаю. То, кто его задал, видимо намекает, что я старый. Я себя старым не считаю, но спорить тоже не стану."

"Недавно, - спрашивает другой, - вы помогли установить мемориальную синюю доску (все мемориальные доски в Лондоне синего цвета и круглые) на доме, где жил Джими Хендрикс. Говорят, что поначалу вы отнеслись к нему с подозрением и презрением." И тут Пит Таузенд вспоминает, что: "Впервые я повстречался с Джими Хендриксом в студии. Он пришел с гитарой в одной руке и усилителем в другой. Час Чандлер привел его чтобы поговорить об усилителях. Выглядел он неопрятно, вел себя тихо и я подумал - надо помочь этому бедному, плохо одетому недалекому негру, потому что иначе он от голода помрет! Я тогда пользовался усилителями "Marshall", но добавил, что есть еще хорошие аппараты под названием "Sound City". Нищий негр повернулся к Часу Чандлеру и сказал: "Значит так - купим и тот и другой!" Потом я пошел к Джими Хендриксу на концерт и мне было очень стыдно".

Поклонница из лондонского пригорода Милл Хилл напомнила Питу Таунзенду, что одно время он сильно пил, предпочитая коньяк. "Да, - признается Таунзенд, - бывали случаи, когда я выпивал по три бутылки в день. Недавно я обедал с другом, он у меня тогда был шофером. Друг напомнил мне, что обычно мы покупали каждый день пять бутылок. Я выпивал три, но что происходило с другими двумя - не знаю. К коньяку меня приучил Кит Мун, он был большой любитель "Реми мартэна". Еще он был большой ценитель кока колы и утверждал, что мог различить кока-колу, пепси-колу или диет-колу, когда это подливали ему в большой стакан коньяка."

Некий фан из Йоганнесбурга спросил: "Действительно ли королева-мать в 60-е годы велела укатить машину Таунзенда?" "Да, - отвечает он, - и я по этому поводу был очень расстроен. Хоть я был молодой и разбивал гитары, к королеве-матери я все еще питал нежные чувства. В 1964 году этому пришел конец. Дело в том, что мой менеджер хотел отделить меня от друзей-художников и перевез меня жить в центр. Он снял мне квартиру между Букингемским дворцом, где живет сама королева и зданием Кларенс-хаус, где живет ее мать. У меня была тогда машина марки "Паккард". Это был похоронный катафалк. Удобная вещь, в него много помещается. Он стоял у меня под окном. Оказывается, королеве-матери его тоже было видно. Прихожу однажды - а машины моей нет. Выясняется, что это королева мать кого надо попросила. Видите ли, ее покойного мужа, Георга Шестого, хоронили в такой же машине, она у нее вызывала грустные воспоминания. Когда я пошел за машиной, с меня потребовали 250 фунтов. "Да вы что, - говорю, - я за нее всего тридцать фунтов платил!""

  Музыка The Who   Anyway, Anyhow, Anywhere   

"В 1968 году, - спрашивает поклонник из крохотного городка Карнусти, - австралийский сенатор Джон Гортон прислал вам телеграмму, в которой просил, чтобы группа "The Who" никогда больше не вступала бы на австралийскую землю. Как вы на нее ответили?" "А так и ответил, - говорит Пит Таунзенд, - мы на австралийскую землю больше не вступили. Телеграмма была жестче - там говорилось, что в Австралию нас просто больше не пустят. Я ее не видел, но знаю человека, который утверждает, что она - в его коллекции. Австралийское правительство придумало для нас специальное налоговое уложение, так, что все, что мы в Австралии заработали, в Австралии же и осталось. Унижение было страшное и должен признаться, что я никогда от этого толком так и не оправился."

Все знают, что у Пита Таунзенда - большой нос. Все знают также, что несколько известных английских артистов, в частности Силла Блэк и Том Джонс - сделали себе в свое время пластическую операцию, изменили форму носа. Естественно, спрашивают у Таунзенда - а что же ты-то? "Я задумывался о своем носе, когда мне было 12-13 лет. Мои приятели это обсуждали, но клички никакой не дали, так что это меня перестало беспокоить. Вообще, о моем носе люди говорят с искренним уважением. Приятель мой, Иан дал мне прозвище "Длинноносый", а я в ответ звал его "Низкожопый". Размер моего носа сильно преувеличивают. Все это с того времени, когда на обложку журнала "Observer" поместили мой по настоящему уродливый портрет. Меня сняли с близкого расстояния линзой типа "рыбий глаз", да еще сумели ухватить самую постную мину. Зато когда снимали всю группу - сразу было видно, кто тут главный."

"А вы до сих пор верите в учение Мехер-Бабы?" - раздается вопрос из города Хэтфильда. "У Мехер-Бабы, - отвечает Пит Таунзенд, - никакого учения нет. Он писал свои рассуждения, они были напечатаны. Я лично Мехер-Бабу не знал и под его непосредственным руководством никогда не находился. К тому моменту, когда я познакомился с его сочинениями, Мехер-Баба умер. Я продолжаю его читать и продолжаю верить, что он - настоящий духовный мастер и учитель. Связь моя с Мехер-Бабой состоит теперь в том, что присматриваю за оставшимся киноархивом и финансирую его."

  Музыка The Who   Substitute   

Песня "Substitute" в исполнении "The Who".

"В начале 70-х, - раздается вопрос из Шотландии, - вы с Китом Муном купили себе ховеркрафты - суда на воздушной подушке. Машина Кита Муна встретила конец на железнодорожном полотне, что случилось с вашей?" "Я купил свое судно, - отвечает Пит Таунзенд, - в подарок младшим братьям на Рождество. Полу было 10 лет, а Саймону - 8. Пол влез в ховеркрафт, поездил по газону, съехал с травы в реку и помчался по Темзе, разогнался километров до 150, повернул и на въезде назад врезался в дерево. Чинить машину так и не стали."

"Из-за чего вы бросили наркотики?" - спрашивает его девушка из города Хай Уикэм. "Пришлось. - Отвечает Пит. - Я вообще наркотики начал принимать, чтобы бросить пить, а вовсе не для того, чтобы жить как рок-звезда. В конце 1978-го мне дали попробовать кокаин. Мне он, кстати, как и большинству людей, сначала не понравился, но кокаин вселил уверенность и дал мне возможность пить еще больше! К концу 1981-го со здоровьем у меня были серьезные проблемы. Помню, я записывался с Элтоном Джоном в Париже. Только долетел до Лондона, чувствую - не могу. Сразу пошел в паб, хватил пинту гиннеса и двойное брэнди. Поворачиваюсь к шоферу и говорю - не помогает! Вокруг меня по-прежнему какие-то зеленые ведьмы бродят. А он мне и говорит: "Пит, так ведь сегодня же Хеллоуин!" И тут я понял, что мне пора завязывать."

"Были ли у вас предсмертные переживания", - спрашивает девушка из Уолтона. Предсмертное переживание - это клиническая смерть, когда по рассказам очевидцев, умирающий, или его душа, летит куда-то вверх по туннелю, навстречу ослепительному свету и райской музыке. "Предсмертное переживание у меня пожалуй было. - Ответил Таунзенд. - Я летел на самолете "Конкорд" одним рейсом с Элтоном Джоном. Вдруг в полете взорвался один из двигателей. Самолет стал терять управление, все мы в тот момент простились с жизнью. Особенно громко визжала какая то женщина в ряду, где сидел Элтон Джон. Каким то чудом самолет дотянул до аэродрома. Когда мы стояли в баре, успокаивая потрепанные нервы, я сказал Элтону: "А ведь тебе пришлось еще хуже. Ведь женщина рядом с тобой визжала на весь самолет!" "Какая женщина? - Сказал Элтон не без кокетства. - Дурачок, это ж был я!""

"Собирались ли вы бросить группу после смерти Кита Муна?" "Я бросил группу, - отвечает Пит, - еще до смерти Кита. С моей точки зрения "The Who" прекратили свое существование в 1976 году, еще тогда я хотел все бросить, открыть центр Мехер-Бабы и сделать фильм "Lifehouse". Но тут мы с Роджером Долтри снова стали писать песни, записали альбом "Who Are You", Кит вернулся из Малибу, я снял ему в Лондоне квартиру Гари Нилльсона - ту самую, в которой умерла Мама Касс. Полтора месяца спустя Кит был мертв. И тут у меня появились обратные чувства. Я сказал Роджеру Долтри: "Надо продолжать". На замену Киту мы взяли Кенни Джонса, пару альбомов спустя я вернулся на круги своя. Мне казалось, что источник всех проблем в "The Who" - это Кит, он буквально разваливался на части. Оказалось не так. Дело было в том, что для голоса Роджера Долтри я писать не мог. Если б я сейчас мог сесть и написать для него 6 хороших песен, уверяю вас - в свет вышел бы новый альбом группы "Who"!

На этом месте я прощаюсь с вами (это уже не Пит Таузенд, это я прощаюсь с вами) до встречи в обычное время в субботу а также в понедельник в одиннадцать и во вторник в девять вечера на короткой, а кое-где и средней, а также ультракороткой бибисейской волне. Заглядывайте к нам на объединенный веб-сайт по адресу www.seva.ru А пока - всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка The Who   Who Are You?   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015