РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

26 августа 2000: Bryan Ferry

Добро пожаловать на наши рок-посевы. В следующий раз, когда в общественном транспорте в час пик вас стиснет толпа, постарайтесь думать о том, какие уникальные существа вас окружают. Действительно, появление каждого из них на свет статистически было так маловероятно, что это можно считать чудом. Судите сами - в момент зачатия 250 миллионов сперматозоидов идут к единой им известной цели и даже если на их пути нет искусственных препятствий, чаще всего не доходит никто. Когда после многократных попыток зачатие все же происходит, то достигший цели становится незримым победителем среди многомиллиардной армии участников заплывов. Если все это сравнить с посевом картошки, где прорастает каждая картофелина с весом, скажем в сто грамм, то каждый человеческий акт можно будет представить в виде восьми тысяч трехтонных грузовиков с семенным картофелем, из которого в лучшем, особо удачном случае, пробьется один единственный индивид. И вот он, всем смертям назло, появляется на свет, вырастает, мечтает, как говорил Гоголь, стать Александром Македонским, но заканчивает жизнь простым титулярным советником. Яркая судьба выпадает немногим, ибо в жизни, как и при зачатии, состязаться приходится со многими себе подобными. Поэтому, если на чью-то долю выпадает небывалый успех то это - нагромождение одной невероятности на другую. Перед нами, господа, настоящее чудо, промысел Божий.

Популярный артист в любом жанре, особенно в рок-н-ролле - штука загадочная. Через него говорит и прошлое и будущее, словами его объяснить невозможно, механизм любви к нему на составные не разложишь. Успех, особенно долговременный,- неповторим, готовой формулы для него не существует, он становится часть общей истории, ее эмоциональным общим знаменателем. Стоит назвать любого такого, и образ этого человека, его голос, музыка и все, что в душе связано с ним, всколыхнется волной, исторгая из груди нечленораздельное. Все это я к тому, что в Россию с концертом собирается именно такой необъяснимо притягательный артист. Имя? Пожалуйста, бывший вокалист "Рокси Мьюзик" - Брайан Ферри. А-а-а...

Заглянем в рок-хронику.

26 августа. 30 лет назад, в 1970 году Джими Хендрикс, сам того еще не зная, в последний раз выступил перед публикой. Было это на поп-фестивале на острове Isle if Wight. 17 сентября того же года его не стало.

29 августа. В 1958 году в штате Индиана родился Майкл Джексон, младший из пяти братьев. Вечно юному нынче уже 42 года.

31 августа. В 1945 году в Белфасте родился Ван Моррисон, певец, сочинитель, мультиинструменталист. Ему нынче 55, так оно и видно.

31 августа 1952 года родился Рудольф Шенкер, гитарист из германских "Скорпионов".

1 сентября. 20 лет назад из "Юрайя Хип" ушел клавишник Кен Хензли. Событие на первый взгляд малозначительное, а вот поди ж ты - помним до сих пор.

1 сентября 1946 года родился Барри Гибб, один из братьев "Би Джиз", в трудовой книжке которого я бы написал: профессия - вокал-фальцет.

Американский рэппер Эминем был вынужден отменить свое выступление на рок-фестивале в эти выходные, потому что он стал невыездным. У него скоро суд и с него взяли подписку. Мера пресечения - сиди дома, никуда ты не поедешь. На Эминема заведено дело после драки в пивной, вроде бы какой-то мужик целовал его жену, а он напал на обидчика и применил "опасное оружие" да еще какое-то оружие было на нем спрятано. Эминем идет в полный отказ. Кроме того на в суд на него подала собственная мать. Суть иска - деффамация, он, видите ли, своими стихами да интервью ей репутацию испортил. Первоначальная сумма компенсации была 10 миллионов, но потом маманя сжалилась - не чужой ведь, родная ведь кровинка! Ладно, говорит, я все обиды забыть готова, давай мне только два лимона. Но сын у нее, такой неблагодарный! Не хочет маму слушать.

В Австралии, в Сиднее, скоро начнутся Олимпийские Игры. На церемонию торжественного закрытия уже приглашены все, кто прославил австралийскую родину - Кайли Миноуг, AC/DC, группа "Савидж Гарден". Можно было, конечно, "Би Джиз" позвать, да вид у них теперь не очень спортивный.

Алан Мак-Ги, бывший директор фирмы Creatiоn Records, стоявшей за успехом "Оазиса", не так давно создал новую фирму Poptones - пластиночную компанию с уклоном в новейшие интернетовские технологии. Дела, видимо, пошли, потому что Мак-Ги успешно продал пакет акций на лондонской бирже, выручив порядка трех с половиной миллиона долларов. Акции пошли наверх, фирма оценивается в 25 миллионов, а у самого Мак Ги осталось 39 процентов, то есть десять миллионов безнала. Напомню, что Алан Мак Ги основал Creatiоn Records в 1983 году на занятые в банке 1000 фунтов. Были взлеты и падения, но в 1994 вышла первая пластинка Оазиса, общий тираж их дисков перед закрытием фирмы составил 30 миллионов.

Ирландская U2 выпускает новый альбом в октябре. Напомню, что пластинок у группы не было с 1997 года, их предыдущий диск назывался Pop. Один из продюсеров новой пластинки - Брайан Ино, один из героев сегодняшней передачи.

На этом рок-хронику закончим, перейдем к нашему рассказу.

  Музыка Roxy Music      

29 лет назад, в январе 1971 года, пятеро студентов художественного училища, отчаянных позеров и музыкальных неумеек, неожиданно для самих себя тронули у своей публики какую то струнку, полюбились народу, и что самое любопытное - притягательность эту не утратили потом много лет. Избирательный процесс, с размышления о котором мы и начали сегодняшнюю передачу, штука стихийная, практически не поддающаяся планированию и сценарным разработкам. Немного статистики и фактов. Вокалист Брайан Ферри родился 26 сентября 1945 года, в английском городе Дарэм, в первом составе играл еще на клавишных. Брайан Ино, урожденный Брайан Питер Джорж Сент Баптист Де Ля Саль Ино, родился 15 мая 1948 года в городе Вудбридж, что в графстве Суффольк. Энди Мак-Кей играл на басу, и после нескольких перемен в составе появился гитарист Фил Манзанера, урожденный Филип Таргет Адамс, он появился на свет 31 января 1951 года в Лондоне. Тогда в группу влился единственный представитель рабочего класса, барабанщик Пол Томсон, который вкалывал на судоверфи. Мужик физически крепкий, в интеллектуальных разговорах не участвовал, хлетско лупил по барабанным шкурам и держал железный ритм.

Анализируя историю британского рока 60-х и 70-х только диву даешься - сколько известных музыкантов вышло из стен художественных училищ. Известных художников из этих училищ вышло намного меньше - я, честно говоря, навскидку больше двух не назову. Происходило это, мне кажется, потому, что в этих заведениях основное внимание уделяли не столько рисованию или живописи, сколько развитию художественного мышления, личности. И вот такая личность с развитым мышлением уже была не просто рисовальщиком, она жила по закону искусства. Она понимала что ни материалов ни стилей плохих не бывает, есть только разные для разных целей. В Roxy Music собрались люди с совершенно противоположными вкусами. Брайен Ферри обожал 50-е и 60-е годы, басист Энди Мак Кэй любил классику, а гитарист Фил Манзанера любил благозвучный рок американского западного побережья. Но главное было не в этом. Главное было - жить в искусстве, выразить внутреннюю томность, создать на сцене красоту позы, костюма, образа. Жизнь развивалась по русской поговорке "Красиво жить не запретишь!"

Американская группа The Velvet Underground - "Бархатное Подполье", выросшая из нью-йоркского окружения изобретателя поп-арта Энди Уорхола, была любимой у Roxy Music. Но стилистические отличия наметились сразу. Если в Америке, стране глубоко демократичной, нужно было быть вместе с народом - в иных местах там в интеллигентских очках не погуляешь, можно и по шляпе получить - то в Англии, где полно еще уцелевшей аристократии, притворяться пролетариями было необязательно. Более того - от артиста здесь ожидают такой тонкости чувств и рафинированности, которая может появиться только после трех поколений благородного безделья. В воздухе витает (во всяком случае, тогда еще витала) сладкая гниль аристокрации.

Брайен Ферри, так же как его современник Дэвид Боуи, не коверкали себе язык просторечьем (как, скажем, Мик Джаггер) , а пели на интеллигентном английском. В их образе отчетливо проступали приметы джентльменства. Приметы эти известны: вежливость, деликатность, застенчивость, обходительность, ранимость души, отличные манеры за столом и в обществе, требовательность к себе, жесткая самодисциплина. Все эти качества, господа, интуитивно очень нравятся девушкам. Как говорится, джентльмен девчонку не обидит! В Отечестве эту истину зачастую приходится постигать доказательством от противного, иногда даже очень противного.

Я это все расписываю, чтобы объяснить причину успеха Roxy Music. На смену расхристанным хиппи или разудалым попсовикам пришло какое то артистическое кабаре будущего, на сцене стояли загадочные красивые личности с непроницаемыми лицами без единой улыбки. Невиданные чуть небрежные костюмы звали насладиться роскошью жизни в безопасном комфорте, за внешней сдержанностью угадывалась неудовлетворенная страсть и богатство сексуальных фантазий.

  Музыка Roxy Music      

Брайан Ферри пел в откровенно мелодраматическом стиле. Не будь он таким привлекательным и застенчиво-благородным, все это бы выглядело карикатурой. Но то, о чем корявому и не мечталось, гладкому сходит с рук. Более того, его за это еще и любят. Короче, Брайен Ферри приносил свою возвышенную эмоциональность и эротизм на алтарь любви, как средневековый трубадур, как благородный любовник, для которого честь в отношениях с дамой дороже жизни. А дамы, как известно, подтекст читают лучше текста.

Если выразиться коротко и понятно, Брайан Ферри был этаким Марчело Мастрояни с Марса. В нем была инопланетная отрешенность. Красивый, ладный парень, он в то же время выглядел как потерянный неудачник в любви. Какое женское сердце не сожмется от такого? Еще в школе, в 15-ти летнем возрасте он участвовал в шекспировском спектакле, ставили "Двенацатую Ночь". Брайан играл Мальволио. Как известно, этот персонаж, желая понравиться возлюбленной, по совету насмешников надевает на себя немыслимые одежды с какими-то желтыми подвязками. Это сочетание непомерного франтовства при неразделенной любви и стало, в определенном смысле, торговой маркой Брайана Ферри. В художественном коллежде будущая группа формировалась просто их друзей-приятелей. Брайен увлекался "Бархатным Подпольем", слушал Джона Кейджа и другую арт-музыку, пробовал сочинять на фисгармонии, которую купил по случаю за червонец фунтами. Прошел слух о некоем Брайане Ино, у которого был свой профессиональный магнитофон. И вот однажды этот Ино появился со здоровым железным ящиком, это был немецкий мафон промышленного стандарта. Ино увлекался электронной музыкой. На репетициях Ино и Мак Кей исторгали из аппаратуры всякие всхлипы и стоны, а Брайан, яростно накачивая ногами педали фисгармонии, выдаливал из нее рыдающие аккорды. Ино с тех пор, как известно, стал знаменитым экспериментальным музыкантом, продюсером, концептуальным художником, автором нашумевших выступлений о роли современного искусства. Он - концептуальный теоретик, обладающий редкой способностью превращать интеллектуальные идеи в материальную форму. Заметим, что Ино работает редактором-консультантом в крупном издательстве Фабер и Фабер, его часто приглашают читать лекции в Королевском Коллежде Искусств. Вспоминая свои ранние дни с Roxy Music и пытаясь объяснить произошедшее, Ино пишет: "У нас было чувство иронии, чего до нас не было ни у кого. Было желание выразить свой интерес к изящным искусствам через поп-арт и звук. Roxy Music , - говорит Ино, - было невероятным сборищем личностей. Мы все были очень разные, но отличия друг от друга сглаживать не пытались, считая, что в этом и есть наша сила. Мы были как двуликий Янус, одно лицо которого обращено в прошлое, другое в будущее, причем и то и другое, и прошлое и будущее видится как абсолютный китч". Конец цитаты. В костюмах группы повторялись мотивы фильмов 50-х о Повелителях Космоса, наивных зарисовок наивного времени. Цель была - выглядеть красиво, но красотой, доселе невиданной.

В наш век слияния популярной музыки с модой стоит, пожалуй, вспомнить, что до появления Roxy Music мода ненавидела рок, а рок ненавидел моду. На концерты Roxy Music спонтанно, самопроизвольно стали стекаться создатели нового, на их концерты народ ходил в специально придуманном, индивидуально пошитом, стилистически соответствующем. Эстафету Roxy Music позже подхватят "новые романтики" 80-х, от которых в Отечестве произойдут собственные всходы - от Аквариума, Алисы и Кино до сегодняшних музмодников. Далее. Дамская красота. Откровенное любование ею, которое сейчас, к сожалению, принимает немного людоедские формы, в музыкальном контектсе появилось именно у Roxy Music. На обложках их альбомов изображались идеальные футуристические девушки. Брайен Ферри признавался, что пытался создать идеализированный образ своей поклонницы. Он не скрывал, что ему нравились танцовщицы из мюзик-холла где нибудь в Лас-Вегасе - все эти накладные ресницы, пышные шиньоны, высокие каблуки. "Пошлость абсолютная , - признается он, - но как красиво!"

  Музыка Roxy Music      

Когда Roxy Music стали знаменитыми и успешными, и на них стало глазеть большое число людей, стало ясно, что пора обращаться к профессионалам. Дизайенром одежды для группы в это время становится Антони Прайс, художественным консультантом - Николас Де Вилль. Чтобы дать понять своей публике - каким многоструйным является их имидж, Roxy Music на конвертах своих пластинок указывали имена всех своих работников цеха красоты, включая парикмахеров и манекенщиц. Roxy Music были олицетворением какого-то кинематографистского шика, как в золотую эпоху Голливуда. Неземной красоты, над которой потрудились гримеры-костюмеры. Художественное влияние Roxy Music прослеживается теперь даже в вещах совершенно им противоположных, например все участники панк-группы Siouxie and the Banshees в свое время познакомились именно на концерте Roxy Music. Законодатели панк-моды своей неприкрытой театральностью обязаны именно им. Начиная с 1982 года, с ухода Брайана Ино из Roxy Music, группа постепенно распадается. Брайан Ферри пошел вперед, ряды вокруг него редели, он был как знаменосец впереди убитого полка. Так и несет он свой флаг, так и живет в своей сценической персоне. Слово Брайану Ино: " Я всегда считал, что поп-музыка - это прежде всего не сочинение песен, это - создание новых, воображаемых миров, посетить которые артист и приглашает публику".

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в воскресенье и понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш объединенный вебсайт по адресу www.seva.ru Всего вам самого самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015