РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

11 ноября 2000: Новые альбомы (Paul Simon: "You Are The One")

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Возьмем, к примеру, цепную реакцию в физике. Сближаются два куска ядерного топлива. Если критическая масса есть, то рванет. Если ее нет, то так и останутся лишь два куска блестящей железяки. То же и в популярной музыке. Если зацепило, если реакция пошла, прогремит по всему миру. А если нет, то тут же на складе и сгниет. Иной раз отливают такую бомбу по всем правилам музыкальной физики: композитор с отличной валентностью, за долгие годы - ни одной осечки. Идея произведения -прогрессивная, сюжет дышит гуманизмом, концепция - нова. И вот отлили, заправили, нажали на кнопку, а вместо взрыва - пшик. Примерно такая история произошла с известнейшим американским автором-исполнителем, имя которого мелодично гремит по всему свету вот уж более тридцати лет. Зовут его Пол Саймон, тот самый, про которого народ поговорку сочинил: "Саймон - Саймоном, а Гарфункель - Гарфункелем!" Почему я заговорил о событии четырехлетней давности? Потому что из провала предыдущего проекта, как из пепла, жар-птицей, понимаете ли, Феникс восстала новая пластинка. Автор сейчас совершает гастрольный тур, заезжал к нам в Лондон, концерты в театре "Аполло" прошли дней 10 назад. Вот обо всем этом сегодня, только заглянем в рок-хронику.

11 ноября. 30 лет назад, в 1970 году опубликована первая книга Боба Дилана, "Тарантул", в нее вошли его стихи и проза.

12 ноября. В 1945 году в Торонто родился Нил Янг, гитарист, певец, сочинитель, основатель Buffalo Springfield, участник Crosby, Stills, Nash and Young.

17 ноября. Выступление Элтона Джона в Нью-Йорке было записано и выпущено пластинкой под названием 11/17/70 - т.е. 17 ноября 1970 года. Произошло это, как вы сами понимаете, ровно тридцать лет назад. Концерт Элтона стал одним из первых, который передавался в живом эфире, записан и выпущен пластинкой.

Из последних новостей. Хоть мы с вами о танцевальной музыке говорим нечасто, но имя Fatboy Slim, быть может, вам знакомо. На самом деле это человек по имени Норман Кук, который не так давно женился на знаменитой нашей диск-жокейке Зое Болл. По ее поводу я слышал замечательное высказывание. Одна интеллигентная дама, выступая по радио говорила о чем то, что она крайне не любит. "Я это ненавижу, - сказала она тщательно артикулируя,- той ненавистью, которую обычно люди питают только к Зое Болл". Короче, молодые собрались ребеночка рожать и папа Fatboy Slim, заявил, что его последняя пластинка может действительно стать последней. "Отцовство - странная вещь, - заявил он, -- родится младенец, начнутся ути-пути, я может ни на что, кроме детских сказок, уже буду не способен. Я этого действительно серьезно боюсь. Норман Кук признается, что пластинку гнал, чтобы закончить до родов жены.

Вокалист Radiohead, Том Йорк, заявил, что, во-первых, группа никогда не вернется к гитарной музыке, а во-вторых, что альтернативному инди-року надо проломить башку дубиной и повесить его на мосту на устрашение прохожим. Веб-сайт "Напстер" и связанный с ним всемирный обмен музыкальными файлами он назвал "кармой". "Эта карма - сказал он - возвращается как кара для крупных пластиночных фирм, которые пичкали нас без конца приевшимися форматами и драли с нас деньги за старые переизданные диски последнего десятилетия."

К слову о "Напстере". Один из пластиночных гигантов, BMG, вступил с "Напстером" в переговоры. Выработан формат - речь идет об интернетовской подписке - в обмен на это BMG прекращает свой судебный иск.

Группа "Оазис", несмотря на многочисленные слухи о непримиримой вражде между братьями Галлахерами, сейчас находится в студии в графстве Букингемшир и работает над материалом своей пятой пластинки.

И наконец - организатор фестиваля в Гластонбури, Майкл Ивис, может схлопотать штраф в 20 тысяч фунтов за то, что через его хилый забор на фестиваль пролезло несколько десятков тысяч. Ивис собирался в следующем году отдохнуть, поскольку каждый пятый год у него - выходной, но теперь, раззадоренный судебными приставаниями, он решил отвлечься от семйного счастья - после смерти жены в прошлом году он женится снова - и биться с местными бюрократами до победного конца. На этом рок-хронику закончим и перейдем к нашему рассказу.

  Музыка Paul Simon   Adios Hermanos   

Пол Саймон - композитор плодовитый, в его опубликованном активе - более двухсот песен (я насчитал 204). Среди них - немало классических: Bridge Over Trobled Water, Sounds of Silence, Mrs Robinson из кинофильма The Graduate и проч. С другом-Гарфанкелем выпустил пять альбомов, начиная с 1972-го работает сам по себе, нынешняя сольная пластинка - девятая по счету. На альбоме Bridge Over Trobled Water записанном в 1970 году с Гарфанкелем была песня El Condor Pasa, позаимствованная из фольклора Южной Америки. В ней-то, с моей точки зрения и кроются корни современного движения World Music. В своих сольных проектах Пол Саймон обращался к музыке калипсо, к самодеятельности дельты Миссисипи, а в 1986 году вышел на южноафриканский вокальный ансамбль Ladysmith Black Mambazo и записал свой классический, можно сказать эпохальный диск Graceland. Тогда же возник, если помните, политический скандал, потому что Южная Африка тогда была под бойкотом, в том числе и культурном. Музыкальный успех пластинки, в каком-то смысле, содействовал свержению апартеида. Вышедшая в 1990 году пластинка Rhythm Of The Saints была посвящена бразильщине и стала умеренно успешной. Но потом нашему знаменитому автору показалось - хватит рисовать мелкие картинки, песенки сочинять. Ему захотелось создать большое полотно, писать его шестидюймовым флейцем, наотмашь. В 1989 году Пол Саймон приступил к работе над мюзиклом. В либреттисты взял себе негритянского поэта Дерека Уолкота, нобелевского, между прочим лауреата (а то вы все - Бродский, Бродский!). Уолкот - с тропического острова Сент- Люша (по нашему Санта-Лючия), у меня на Виргинах мужик участок расчищал длинным ножом мачете - так он тоже оттуда. В основу мюзикла легла действительная история. В августе 1959 года шестнадцатилетний пуэрториканец Сальватор Агрон предстал перед судом и получил американскую вышку. Был он член уличной банды под названием "вампиры", убил двух подростков на игровой площадке в Нью-Йорке. Насмотревшись комиксов, вампиры придумали себе униформу - черная накидка на ярко-красной подкладке. Непрактично, но красиво. Такая накидка по-английски называется "Cape", поэтому Агрон вошел в криминальную историю под именем Capeman.

  Музыка Paul Simon   The Vampires   

В сказочном фольклоре любого народа обязательно найдется сказка о бедной падчерице или пасынке, которым досталась злая мачеха или отчим. Юному Агрону выпала именно такая судьба - лучшей завязки для драматического сюжета и не придумаешь. Из субтропического Пуэрто-Рико семья переезжает в Нью-Йорк. Там сама жизнь толкала подростка в какую-нибудь банду. Всякий одиночка сразу же становился мальчиком для битья. С Агроном именно это и происходит, на него нападает банда, но на помощь ему приходят "Вампиры" и, преисполненный благодарности, он вступает в их ряды. Потом неприятели подкарауливают одного из вампиров и жестоко его избивают. Вампиры идут мстить, нужных людей не находят, но Агрон, распалившись, сам того не понимая, убивает двоих подростков. Его ловят, судят и приговаривают к смерти. Губернатор Нью-Йорка, Рокфеллер, в начале второго акта дает юному вампиру помиловку. В тюрьме времени на размышления много, Агрон начинает понимать, что зло в своей душе надо обращать в добро. Он начинает переписываться с юной индианкой, влюбляется в нее, бежит из тюрьмы, но в прериях его посещает видение и он решает добровольно вернуться в тюрьму. Отсидев добавленные ему за побег три года плюс то что осталось досиживать, Кейпман наконец выходит на свободу. Он отвержен обществом, но любящая мать принимает его в свои объятия. В финальной сцене мюзикла она рассказывает сыну о видении ангела, который раскрыл для него врата рая. Мюзикл этот поставили в 1997 году. С первого декабря в нью-йоркском театре "Маркиз" начались закрытые показы для критиков. Публику пустили 29 января 1998 года. Газетные статьи привлекли к спектаклю внимание, но не так, как бы хотелось. У театров стали выстраиваться пикеты протеста. Высокоморальным театральным зрителям совсем не понравилось, что героем пьесы стал пуэрториканский убийца. Ну, непедагогичным им это показалось. Досталось спектаклю и от критиков. Влиятельная "Нью-Йорк Таймс" поместила пять рецензий, все разгромные. В Америке, особенно в Нью-Йорке, мнение критика - решающий фактор. Одна крупная гиена пера может завалить миллионную постановку, труд десятков людей. Это, в общем, и произошло. Правда, пуэрториканцам мюзикл очень нравился, но вала по кассе они дать не смогли и после всего 68-ми представлений мюзикл был с постановки снят. Псу под хвост ушла благородная идея, изящная музыка, усилия режиссера, открытие новой звезды - главную роль играл неизвестный еще тогда Рики Мартин. Пол Саймон впервые за много лет ощутил горький вкус неудачи. Америка, надо сказать, неудач не прощает. Режиссера или композитора судят только по последней работе. Любой провал создает временный вакуум, с ним не только не работают, но и стараются оттеснить на задний план, чтобы не мешал он белозубой Америке идти вперед победным шагом. Вот так все это время и зализывал бедный наш композитор раны судьбы. Жил тихой семейной жизнью, нянчил третьего ребенка, говорил ему "ути-пути", музыкальные принадлежности покрывались слоем пыли: И вот среди этой звенящей музыкальной тишины в голове стали постепенно рождаться мелодии. Сначала робко, потом все более настойчиво бились они у виска, пока игнорировать их стало совершенно невозможно. Пол Саймон сдул пыль, и, щелкнув замками, достал шестиструнку...

  Музыка Paul Simon   Old   

Новый альбом называется You are the One - "Ты -- единственный, тот самый". На нем Саймон возвращается к жанру, в котором равных ему мало. Элегантные, остроумные, мелодичные, элегические песни, в которых сквозит мягкий юмор и грусть всей нации. У зрелых композиторов одна беда - их слушатели, в основном, тоже зрелые. Иные до того созрели, что опадышами стали, у других сезонные осенние болезни или просто энтузиазм к музыке поиссяк. Повестка дня другая. Короче, вышеупомянутой критической массы для громкого взрыва может и не набраться. Но железяка - красивая, блестящая - глаз не оторвешь!

Работа с бразильскими и африканскими музыкантами познакомила Пола Саймона со сложной полиритмией, с музыкальными метрами, которые на европейской грядке просто не растут. Для примера - анекдот. Безумный художник нарисовал фальшивую купюру в 13 долларов. "Таких денег не бывает!" - говорит ему приятель. "Хорошо," - говорит художник идет к соседу, возвращается довольный. "Смотри! - говорит - разменял! Две купюры - семь долларов и шесть!" То есть европейский ум мыслит определенными цифровыми категориями. В музыке три основных метра -- две четверти (марш), три четверти (вальс) и 4 четверти - практически все известное нам остальное. В эпоху джаза пианист Дейв Брубек познакомил нас с пятью четвертями в своей композиции Take Five, так она и стоит до сих пор особняком, как Толбухинский маяк. Не знаю - как уж сложилось, что в Африке и Бразилии появились сложные полиритмы. Может их создатели считать не умели, а били в барабаны коллективно и из этого беспорядка и появились какие-нибудь одиннадцать четвертей? Это я к тому, что в одной из песен нового альбома, она называется Teacher - задействована эта иррациональная дробь. Чтобы европейцу с ума не сойти он логическим своим умом разделит это на части, кратные привычным двум, трем и четырем. Для человека, который в музыкальное училище не ходил и на баяне играть не умеет, вся эта теория в принципе значения никакого не имеет. Но подспудное ощущение какой-то необычной свежести музыки при этом у него все же может остаться. Это вам, господа, не российский эстрадный хит, где с первых нот до самого конца уже все и ритмически и мелодически все понятно, ибо сочинено по затертому шаблону образца предвоенного 1913 года. Вы можете мне тут с возмущением сказать, что мы люди русские - как жили на две четверти, в ритме марша "Прощание Славянки", так и дальше будем жить. Ради Бога. Полиритмия здесь не самоцель, а средство для того изысканного всемирного салата, которым потчует нас Пол Саймон. Не случайно он вплетает самые яркие пряди из национальных музыкальных культур в свои песни вот уже более 30 лет. Его песни незаметно подсказывали нашей интуиции и подсознанию, что есть где-то другая, интересная и непьяная, жаркая и страстная жизнь, которую когда-нибудь удастся повидать. Другими словами в них подспудно присутствовала мысль о некоем единстве мира. Действительно, за истекшие тридцать лет вслед за окном в Европу открылись многочисленные двери, а потом вообще и весь фасад обвалился - езжай не хочу! Взаимопроникновение культур, начатое любопытными пионерами вроде Пола Саймона, теперь идет широким валом. Сам же маэстро говорит, что наше присутствие на планете не столь важно, важно что сама планета - единственная в солнечной системе, на которой есть жизнь. Встав поутру, надо сказать - спасибо, что я живой, спасибо, что я на этой планете, спасибо за восходы и закаты, спасибо что могу постоять под дождем! На что я Полу Саймону отвечу - все это уже было! Так наши пращуры, язычники дохристианские думали! Это они обожествляли природу и вселенную, жили по экологически чистым правилам безотходной деятельности. А мы - люди образованные, мы тайны природы из книг знаем, а если возникнут вопросы по Богу, то батюшка в церкви из книжки тоже все объяснит. Эх! В заключение заведу я вам что-нибудь на 11 четвертей. А если будет непонятно, раскладывайте так - четыре порции "Прощания Славянки", одна порция вальса "В лесу прифронтовом"!

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в воскресенье и понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Paul Simon   The Teacher   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015