РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

24 февраля 2001: Emerson, Lake and Palmer: на пути к банкротству

Добро пожаловать на наши рок-посевы. "Деньги счет любят!" - гласит известная народная поговорка. В ней - большая мудрость. Действительно, деньги любят счет, порядок, дисциплину, четкое планирование, не любят, когда о них много болтают. Один деньга - в поле не воин, но соедините их, одинаковых, как солдат на параде - в роту, отряд, батальон - и вы почувствуете их силу. С другой стороны - чем крупнее боевая денежная единица, тем сложнее ей управлять. Чтобы командовать армией - это какая ж голова нужна! Деньги - субстанция текучая, разжал пальцы - и нет ее. В лондонской школе экономики, где некогда два курса окончил Мик Джаггер, есть модель перетекания финансов в национальном масштабе. Деньги изображены подкрашенной синей водицей, которая набирается наверху в большую прозрачную емкость - читай государственную казну - и потом по системе прозрачных трубок с множеством вентилей, сильными струями идет на оборону, обучение-здравоохранение, в виде собранных налогов опять возвращается в верхнее ведро казны и так далее. Трубок много, как на химическом заводе. Модель позволяет увидеть главное - движение денег в динамике, ибо жизнь сама и есть динамическое уравнение с большим числом величин. Замечу, что для Мика Джаггера уроки в институте зря не прошли. Его финансы отличаются многоплановым стратегическим планированием. Выяснить, сколько у него денег, не может никто, даже, наверное, он сам. Подобным же образом деньги мстят тем, кто берется за них вялою рукой или, что еще хуже, с пылким желанием добиться непросчитанных результатов. Один из ярких примеров этого в истории рока - это гигантские гастроли трио Эмерсона Лейка и Палмера, которые привели их на грань банкротства. Собственно словом "трио" на этих гастролях их можно было назвать их очень условно. Их сопровождал оркестр из 70-ти человек, 63 осветителя и рабочих сцены, два бухгалтера, врач, парикмахер, личный тренер по карате, а также 7 тяжелогрузных дальнобойных полуприцепов и три огромных автобуса для личного состава. По выведенному нами закону, Эмерсон, Лейк и Палмер представляли из себя три крантика, из которых текла синяя вода, мгновенно растекавшаяся по сотням мелких трубок. Об этом мы сегодня и расскажем, заглянув в рок-хронику.

25 февраля. В 1943 году родился Джорж Харрисон, гитарист Битлз с 1960-го года. Потом - сольный артист, кинопродюсер, мотогонщик и прочая.

20 лет назад, 25 февраля 1981 года в Нью-Йоркском зале Radio City Music Hall выдавали премии Грэмми. Кристофер Кросс за свою первую пластинку оторвал аж пять призов. А начинал-то кем? В группе Doobie Brothers ящики таскал! Был рабочим сцены.

27 февраля. В 1951 году на юге Лондона родился Стив Харли, урожденный Стивен Найс, Осенью 1974-го собрал команду The Cockney Rebel, нынче ему 50.

27 февраля 1957 года родился Адриан Смит, басист из Iron Maiden.

28 февраля. 30 лет назад в Ливерпуле после банкротства закрылся клуб "Каверна". Нынче, в перестроенном и отремонтированном виде сей исторический подвал стал одной из достопримечательностей города.

28 февраля 1942 года в городе Челтенам родился Брайан Джонс, гитарист из "Роллинг Стоунз". Покинул группу в июне 1969-го, месяц спустя был найден мертвым в бассейне своего дома.

28 февраля 1985 года от инфаркта умер вокалист Uriah Heep Дэвид Байрон.

1 марта. В 1944 году в Лондоне родился Роджер Долтри, вокалист и один из основателей группы The Who. Нынче владеет прудовым рыбным хозяйством, стало быть знает опарышеводство и мормышеведение.

2 марта. В 1944 году в Нью Йорке родился Лу Рид, вокалист и гитарист из Velvet Underground.

2 марта 1962 года родился Джон Бон Джови, американский певец-красавéц.

Из последних новостей. В столице Кубы Гаване, в одном из скверов, был торжественно открыт бронзовый памятник Джону Леннону. Памятник, надо сказать, сделан со вкусом. Леннон в натуральную величину, сидит на отличной ажурной садовой скамейке. Рядом с ним - свободное место. Любой желающий может посидеть. Понятно, что на Кубе ни одно мероприятие без Фиделя Кастро не обходится. Неутомимый Фидель произнес пламенную речь, назвав Леннона "человеком прогрессивных антиимпериалистических идей". Около памятника поставили охранника, и все бы ничего, да забыли ему выдать плащ-палатку на случай дождя. Начался проливной тропический ливень, кубинский часовой дрогнул, побежал в укрытие, а в это время какой любитель красоты стянул с Леннона его знаменитые круглые очки. Скульптор Хосе Вилар изготовил вторую пару, которую на сей раз надежно приварили к ленноновскому носу.

Пол Маккартни выпускает сборник своей поэзии, книжка называется Blackbird singing - "Песни Дрозда". Туда войдут также неизданные еще стихи, в том числе посвящения покойной жене Линде, которая умерла от рака груди в 1998 году.

Легендарно-исторические The Doors дали концерт в обновленном составе - три оставшихся участника, Манзаррек, Кригер и Денсмор. Роль Джима Моррисона изображало два человека - Скотт Уэйленд из группы Stone Temple Pilots и Иан Астбури из группы The Cult.

14 февраля в Маккомбском окружном суде в Соединенных Штатах слушалось дело Эминема. Обвинение - незаконное xранение оружия, в чем подсудимый тут же признал себя виновным. Вторая часть обвинения - более серьезная. Около ночного клуба Hot Rocks Cafe в тот злосчастный вечер 4 июня 2000 года какой-то мужик целовался с женой Эминема. Человек слабый стал бы разбираться с женой, но не таков наш пылкий рэппер. Он выхватил револьвер, и... Нет, мог бы, но не выстрелил в обидчика, а несколько раз ударил его ручкой. Это квалифицируется как нападение, максимальный срок - четыре года, но прокурор уже сказал, что будет требовать шесть месяцев тюрьмы, поскольку у ответчика нет предыдущих судимостей. Решение огласят к 10 апреля.

На прошлой неделе вебсайт "Напстер" потерпел поражение в апелляционном суде Сан- Франциско. Иск против "Напстера" подали пять крупных пластиночных фирм, первый суд решил в их пользу, "Напстер" подал на апелляцию. Суд признал "Напстер" виновным в нарушении авторского права, однако запрет на его деятельность назвал с"слишком всеобъемлющим" и велел с этим делом разобраться и указать - что можно "Напстеру" делать, а что - нет. Даже если веб-сайт полностью не закроют, ограничения на его деятельность будут означать, что песнями известных артистов меняться просто так не получится. Но интернет - как всепроникающие газы, один закроешь - будут другие. Сейчас уже оперируют Gnatella, Scour, CuteMX, Zden и прочие. Кроме того, и среди музыкантов мнения разделились. "Металлика" злорадно потирает руки, но молодые восходящие артисты смотрят на вещи иначе. Ясно одно - авторское право и интернет должны научиться сосуществовать.

На этом рок-хронику закончим и перейдем к нашему рассказу.

Мой приятель и коллега по Русской службе Би-би-си, Геннадий Галин, в далекие застойные годы в Москве занимался литературной поденщиной, в частности -- сочинил какому-то отставному генералу от авиации книжку мемуаров под названием "Идти с набором высоты!" На работе мы приветствовали друг друга этим призывом, потом стали сопровождать его жестом - ладонь, как самолет, с усилием набирает высоту. В этот жест внесли добавление: мотор кашляет, самолет падает, потом -Вввууу! - летит снова.

Нечто подобное наступило для известного рок-трио "Эмерсон, Лейк и Палмер" в мае 1977 года, когда они отправились на гастроли по Соединенным Штатам с невиданным доселе по масштабу представлением. Все эти тонны железа и километры кабелей нужно было собрать, распутать, подключить, настроить. Сцену начинали готовить как минимум за сутки. Утром самого первого концертного дня, дело было в Луизвилле, кто то заметил, что на металлической ферме с укрепленными на ней десятками прожекторов, разошелся сварной шов. Вся эта махина могла в любой момент рухнуть. Если б не заметили, так она бы и рухнула, придавила бы знаменитых артистов и гастроли тут же пришлось бы свернуть. Человек суеверный мог увидеть в этом знак, знамение свыше, типа "не надо, ребята!" Впереди была долгая одиннадцатимесячная поездка. "Конечно, нам было страшно до смерти," - признается клавишник Кит Эмерсон - "да и не одному мне. Уверен, что остальные - Грег Лейк и Карл Палмер тоже по ночам покрывались холодным потом. Но - мы должны были выполнить свои обязательства перед зрителями. На нашем двойном альбоме Works концерт для фортепиано записан с оркестром. Если люди приходят слушать музыку, знакомую им по пластинке, то они на концерте ожидают услышать примерно то же самое!" Конец цитаты. На этой самой пластинке мрачные предзнаменования будущего тоже были обозначены. На двойном альбоме три стороны были посвящены индивидуальным сольным проекта участников и только на четвертой стороне все трое выступали как группа. Кит Эмерсон признается, что к тому времени приятельских отношений у ведущей тройки больше не было. Они практически не общались, на гастролях ездили порознь.

  Музыка Emerson, Lake and Palmer      

Как группа "Эмерсон, Лейк и Палмер" зародились 16 декабря 1969 года. Эмерсон со своей командой, она называлась "The Nice", выступал в Сан-Франциско в одном концерте с группой Грега Лейка, известной вам "King Crimson". Оба музыканта были разочарованы, оба искали чего-то нового. Днем, во время проверки звука перед концертом, получился импровизированный джем-сейшен, во время которого что-то замкнулось, соединилось. Третьего, барабанщика Карла Палмера, кооптировали из группы "Atomic Rooster". Новое трио сразу же окрестили "супергруппой", форма трио была в моде - это еще от Хендрикса пошло. Первое выступление состоялось 25 августа 1970 года, вслед за этим - фестиваль на острове Wight вместе с Doors и The Who и - пошло-поехало. Десять долгоиграющих пластинок, вошедших в хит-парады по обе стороны Атлантики, публика, касса, сцена, успех. Главная сила наших героев была, конечно не в пластинках, а на концертах. Их ставили с размахом, со смелой режиссурой. По выражению одного из рабочих сцены, ранние концерты "Эмерсон, Лейк и Палмер" напоминали скверно смонтированные фильмы режиссера Феллини. На сцене появлялись то трио волынщиков, то механический бронтозавр, изрыгавший облака мыльной пены, то тысячи белых голубей вылетали в зал, выпущенные невидимой рукою. И, конечно, яростная любовь Кита Эмерсона к своему инструменту, когда ярость преобладала. Он доставал блестящий финский нож и со всего размаха вонзал ее в черные и белые "клавки". Грег Лейк, певец и гитарист, не желал стоять на голых досках сцены, это не способствовало его творческому самовыражению. Для это на гастроли возили огромный персидский ковер за 6 тысяч фунтов. Расстилать этот ковер, сворачивать, выбивать и чистить было поручено специально нанятому человеку, ковровому, рабочему по ковру. Далее, оркестр. Сами понимаете, оркестры из 70 человек на дороге не валяются. Его пришлось собирать. Прослушивания шли в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго. Наконец, после двухмесячных усилий оркестр был укомплектован, и на огромном катке в Монреале начались репетиции. Здесь впервые была опробована усилительная установка мощностью в 72 тысячи ватт. При такой мощи звука оркестр - не только что из 70-ти, а из 370 человек никто бы не услышал. Поэтому на каждый инструмент - скрипку, виолончель и т.д. был укреплен контактный микрофон, все они сводились на микшер предварительного усиления и шли дальше на главный пульт. Зарплата музыкантов оркестра в том далеком 1977 году была 450 долларов в неделю, 1800 в месяц. Фонд заработной платы на оркестр составлял 80 тысяч долларов в неделю при общем недельном бюджете в 200 тысяч. Все эти тыщи были свои, не государственные, не спонсорские. Провал гастролей мог обернуться для Эмерсона, Лейка и Палмера личным банкротством, продажей семейной жилплощади и прочими прелестями.

  Музыка Emerson, Lake and Palmer      

Мрачные предзнаменования шли косяком. В Цинцинатти на концертный зал с неба сыпалось что-то черное. Греческая трагедия, да и только. Оказывается, за день до того рядом сгорел бумажный завод и примыкавший к нему вечерний клуб. 160 человек в буквальном смысле улетели на небо и теперь падали вниз хлопьями жирной сажи. В Детройте прямо на глазах музыкантов сгорело пятиэтажное здание. В штате Флорида огромный концерт отменили из за недавних беспорядков учиненных фанами "Лед Зеппелин". В Питсбурге и Кливленде народ не пошел, тоже отменили. Убытки стали подходить к отметке в 2 миллиона. А тут еще профсоюзы, эти защитники интересов рабочего класса. Для своих подопечных они вытребовали условия - не больше трех концертов в неделю, переезд не далее 100 миль в день, компенсация за риск по технике безопасности. Вышеупомянутый сварной шов обошелся нашим героям в 35 тысяч зеленых. Наконец в штате Айова, на кукурузных просторах, старший бухгалтер Марья Иванна, пощелкав костяшками, поставила ультиматум: отпустить оркестр либо готовиться к банкротству. Были разговоры о творчестве на повышенных тонах, но группе пришлось уступить. Оркестр отправили по домам. И сразу проблемы - как залатать дыры в оркестровке? Начались круглосуточные репетиции, из которых наши герои вышли с честью. Исчезновение симфонического оркестра большинство простых американцев просто не заметило, может, потому, что никогда раньше не видело. Полтора месяца работы втроем как то выправили положение. Симфонистов-классиков вернули на заключительное шоу в Монреале 26 августа. Времени прошло много, музыканты свои партии забыли, нужно было все восстанавливать, соединять. Концерт сняли на пленку, записали для диска.

Конец гастролям наступил только в марте следующего 1978 года. Огромное финансовое и психологическое напряжение дало глубокую трещину. После еще одной пластинки "Love Beach" выпущенной в ноябре 1978-го, было официально объявлено о распаде знаменитого трио. Ероплан, достигший своей высоты, приземлился на честном слове и на одном крыле.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015