РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

29 сентября 2001: Рок-архивы (Moody Blues, Soft Machine)

Добро пожаловать на наши рок-посевы. В далеком эволюционном прошлом, когда мы с вами, господа, были простыми рогатыми оленями, то вопрос продления рода для подрастающей молодежи стоял остро. За женскую ласку надо было биться с вожаком стада, то есть с собственным отцом. Много тысячелетий спустя, когда олени стали людьми, появилась дружба, любовь, семья, но принцип стадности в личных отношениях сохраняется, скажем, в некоторых странах арабского востока, где есть гаремы. В глубинах генетической программы осталось и желание поспорить с отцом, отвоевать у него влияние, территорию, положение. Рок-н-ролльное бунтарство - лучший тому пример. Молодежная культура позволила коллективному сыну восстать против коллективного отца. Этот бунт на протяжении десятилетий принимал разные формы - от дегенеративных выходок Джерри Ли Льюиса до рэповой матерщины Эминема.

Во вторник 11 сентября в два часа пополудни, когда у Нью-Йорке было девять утра, группа Primal Scream выкрикивала со сцены призывы бомбить Пентагон. Не то, чтобы они действительно к этому призывали, просто вели себя круто, опасно. Судя по волне, прокатившейся по всему западному року, с подобными призывами никто не будет выступать еще довольно долго. У детей наступило мгновенное повзросление - и в музыке и в жизни. Задул новый ветер, в котором, по словам известной песни Дилана, и нужно искать ответы.

Заглянем в рок-хронику. Какие совпадения! Только что упомянутый Джерри Ли Льюис родился 29 сентября 1935 года в штате Луизиана, начал записываться в 1957-м.

40 лет назад, 29 сентября 1961 года Боб Дилан впервые записался на фирме "Коламбия", тогда-то и рождались строки про ветер, в котором надо искать ответ.

30 сентября. В 1947 году родился Марк Болан, урожденный Марк Фельд, погиб в 1977-м, не дожив двух недель до свого тридцатилетия.

1 октября. 30 лет назад, в 1971 году Джон Леннон и Plastic Ono Band получили золотую пластинку за альбом "Imagine".

2 октября 1951 года в городе Уоллзенд что в графстве Нортумберляндия, родился Стинг, урожденный Гордон Самнер. Ему нынче 50.

3 октября. 100 лет назад, в 1901 году была основана фирма Victor Talking Machine Company, ставшая после слияния известной всем RCA Victor.

3 октября. В 1941 году в Пенсильвании родился Чабби Чекер, урожденный Эрнест Эванс. Ветераны, может, помнят его по хиту "The Twist", нынче ему 60.

5 октября - урожайный день . В 1943 году в Техасе родился Стив Миллер, в 1948-м в Англии - Брайан Конноли, певец и основатель группы Sweet в 1968-м.

5 октября 1950 года родился Эдди Кларк из "Моторхеда", 5 октября 1954-го в Ирландии родился Боб Гелдоф. 5 октября 1957 - пианист из "Мэднесс" Ли Томсон.

Из последних новостей. В прошлую пятницу, 21 сентября, в Америке прошел телемарафон, закончившийся 4 дня спустя. В концерте приняли участие U2, Mariah Carey, Neil Young, Stevie Wonder, куча кинозвезд. Концерт передавали по 35-ти каналам в сто стран, смотрело больше ста миллионов человек и денег собрали подходяще - 150 миллионов долларов. Эта сумма в чистом виде, без вычетов и налогов, пойдет на нужды жертв 11 сентября. Записи концерта выйдут отдельным альбомом и добавят к выручке. Интересная подробность - телешоу записывали в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне. Место записи хранили в строжайшей тайне - а вдруг!

Пластиночная фирма Universal - она выпускает диски Эминема, U2, Garbage и других - объявила о начале выпуска защищенных компакт-дисков. Их можно слушать на любой аппаратуре, но записанную музыку нельзя перекодировать в формат MP3. Это, как говорится, мы еще посмотрим - можно или нет...

1 октября на "Парлофоне" выходит новый альбом Йоко Оно. Учитывая, что Йоко стукнет 70 лет только в 2003-м году, смело отнесем ее пластинку к разряду молодежной музыки.

Пол Маккартни, озаботившись трагической судьбой нью-йоркских пожарных, решил дать благотворительный концерт. Идея эта начала разрастаться и на 20 октября в нью-йоркском Madison Square Gardens намечено нечто грандиозное. Тут и молодежь, и масса маститых стариков. Специально для этого выступления собираются и сами "Битлз" (правда неизвестно - сможет ли Джордж Харрисон поучаствовать, у него со здоровьем не очень), а также "Лед Зеппелин".

На недавно прошедшем аукционе рокенрольных сувениров кое-какие спросом не пользовались. Например история болезни Элвиса Пресли, на которую была поставлена резервная цена в 30 тысяч долларов, так и осталась непроданной. Никто не позарился на бильярдный стол "Роллинг Стоунз". Зато листок с почеркушкой Джима Моррисона, стихами к одной из его песен, продался за 11 тысяч, шляпа Джона Леннона ушла за две с половиной, и даже обычная 12-ти страничная гастрольная программка "Битлз" времен 1964 года ушла почти за 300 долларов.

На этом рок-хронику закончим, перейдем к нашему рассказу.

  Музыка The Moody Blues   Ride My See-Saw   In Search of The Lost Chord LP

Сегодня, как вы уже поняли, мы пороемся в пластиночных архивах. Для чего? Хотя бы для того, чтобы успокоить разгулявшиеся нервы. Какими бы ни были у вас взгляды на научно-технический и социальный прогресс, все вы, думаю, согласитесь - информации, новостей, автомобилей, шума стало больше, а покоя меньше. Революционные и бурные для своего времени 60-е годы кажутся теперь тихой заводью, этаким пионерским летом, ушедшим в безвозвратное прошлое. Первая пластинка, которые мы начали вспоминать - это альбом "In Search of The Lost Chord - В Поисках Потерянного Аккорда" группы The Moody Blues. Записывалась она весной 1968 года в Лондоне на студии фирмы "Декка". В июле вышла в свет, в альбомном хит-параде в Англии поднялась до 5 места. Но за два года до описываемых событий, в 1966-м, "Муди Блюз", в своем первом составе, были умирающей командой. Играть им уже приходилось чуть ли не по закусочным, за гроши. В одном клубе администратор подошел к ним после концерта и сказал: "ребята, не приезжайте сюда больше, ладно? Хуже вас у нас еще никого не было!" Вокалист и гитарист Джастин Хейуорд, который незадолго до этого стал членом Moody Blues, по пути домой горько разрыдался. И тем не менее всего два года спустя они в своем втором составе продавали пластинки миллионными тиражами и совершали всемирные турне. Что же произошло за отчетный период? В 1966-м ребята играли чужой материал. Музыка была конечной целью, главное было - похоже воспроизвести чужие выплески души. Но музыка - не цель, а средство выражения своего мира, отношения к вечности. Сочинитель обязан видеть дальше своего слушателя, мысленным взором должен охватывать дали и вести публику за собой. Именно коллективная мечта, групповой прорыв во внутренний космос и помогли оформить новый стиль и направление. Задумчивость слов и музыкальной палитры, которое требовалось для экспрессии этого нового, и создала музыку, которая завоевала мир. К новорожденному материалу мудиблюзовцы относились бережно, репетируя и оттачивая до такой степени, чтобы разницы между звучанием на пластинке и на концерте практически не было. В стихах песен - куча образов, характерных для конца 60-х - цветы, прорывающие асфальт, утверждение, что мысль - это самый быстрый транспорт и т.д. Звук соответствует - на пластинке использовано 33 инструмента. Ушли в глубину времени, растворились в тумане истории жаркие споры и обсуждения, которые участники Moody Blues проводили со строгой регулярностью, как какие нибудь директора компаний. Критики того времени отмечали это с подозрением и неприязнью. Но это все - за кулисами, а результат работы - на сцене под ярким светом софитов, не потускневший за прошедшие тридцать лет.

  Музыка The Moody Blues   The Best Way To Travel   In Search of The Lost Chord LP

Когда долго едешь на поезде, то все проплывающее за окном сливается в одну неразличимую картину. И вдруг на каком-то дальнем полустанке, где и поезд никогда не остановится, увидишь одинокую фигурку в ситцевом платьице, и потом из всего многообразия увиденного будешь помнить именно этот безымянно промелькнувший полустанок. Вернее, помнишь не его , а свои чувства, не похожие более ни на что. В многолетнем перегоне рока по рельсам истории встречаются полустанки, промелькнувшие быстро, но запомнившиеся именно своей непохожестью.

В июне 1970 года, чуть более 30 лет назад, в свет вышла пластинка группы Soft Machine под названием "Third - Третья". Это действительно была третья пластинка Soft Machine. Группа успела к тому времени пережить взлеты и падения и даже клиническую смерть. Начинали в 1968-м с музыкой, похожей на "Пинк Флойд". Пианист Майк Ратлиджи изучал классическую музыку, бал знаком с музтеорией, барабанщик Роберт Уайатт увлекался джазом, а басист-вокалист Кевин Эйрз задавал тон и писал тогда все песни. В 1968-м разъезжали по США на разогреве у Джими Хендрикса. Подобные выступления - штука неблагодарная. На тебя смотрят, как на какую-то нагрузку, ждут основного гастролера, и в момент его появления на сцене о тебе забывают начисто. Другими словами, в Soft Machine царили разброд и уныние. В конце гастролей Кевин Эйрз группу покинул, Роберт Уайатт, рассорившись с Майком Ратлиджем, остался в Калифорнии. Так бы и сгинула Soft Machine в пучине, не оставив после себя и пузырька. На плаву удержал ее, как ни странно, пластиночный контракт с фирмой CBS, нужно было выпускать второй, а потом еще и 3-й альбом. В nрио пришел Хью Хоппер, он играл на басу и саксофоне. Записанная в этом составе вторая пластинка еще содержала песни, но инструментальные задумки Майка Ратлиджа выходили постепенно на первый план. Весной 1969-го выступили в Альберт-холле, опять на разогреве у Джими Хендрикса и группы "Траффик". По предложению Роберта Уайатта взяли секцию медных, четырех человек. Дудкам надо было что-то играть, и само собой получилось, что им отдали вокальные партии. С пением было закончено и песни сами собой прекратились. То, что зарождалось, было впоследствии названо джаз-роком, но, по словам Хью Хоппера, "никакого джаз-рока мы не пытались изобрести, нам просто не хотелось звучать так, как все остальные группы. И уж конечно же, нам не нужна была гитара. В среде Soft Machine "рок" был бранным словом.

  Музыка Soft Machine   Moon In June   Third LP

Старшее поколение к творчеству молодых относится настороженно. Разный подход: cтаршие - сильны опытом, часто выдаваемым за мастерство, то к чему они привыкли и что им самим нравится, выдают за хороший вкус и, по понятным причинам, ругают молодых за сырость форм и пошлость содержания. Но ведь не слова важны, а что в них вкладываешь. Например, мой знакомый пьяница приходил в полнейшее умиление от слова "стакан". Но когда старшему поколению попадается творчество молодых, хоть как-то стыкующееся с их системой понимания. То они такую молодежь начинают ревностно, чуть ли не истерически, хвалить и поддерживать. Нечто подобное произошло и с Soft Machine, с их третьей пластинкой. Несмотря на сложность музыки, он поднялся до 18 места в хит-параде и, стало быть, к нему можно было приклеить ярлык "популярный". Это были серьезные молодые люди! А вели они себя несерьезно, друг с другом не ладили. Робет Уайатт уже больше года не разговаривал с Майком Ратлиджем. Вообще саму пластинку удалось записать, разделив ее на сектора, на куски. Скажем, Хью Хоппер представлен на альбоме композицией Facelift, пиансит Майк Ратлидж внес свою лепту композициями Slightly All The Time и Out Bloody Rages, а Роберт Уайат сочинил виртуозную штуку под названием "The Moon in June - Луна в Июне", которую мы только что играли. Он записал ее в Америке после гастролей. Среди поклонников Soft Machine ходила легенда, что он хоть и придумал музыку, играть на ней отказывается. На самом деле все было проще. Майк Ратлидж - бывший друг, ставший неприятелем, однажды позвонил ему, и сказал, что он уволен. В дискографии видно, что за третьим последовал четвертый альбом, названный "Четвертый", за ним - пятый, под названием "Пятый", шестой под названием "Шестой"... Были сборные пластинки, концертные записи. Робкая третья пластинка затерялась в потоке последующих выпусков, но сегодня, оглядываясь назад, мы вспоминаем ее как тот полустанок с одинокой фигуркой в ситцевом платье.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Soft Machine      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015