РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

20 октября 2001: Новые альбомы: (Paul Weller: "Days Of Speed", Starsailor: "Love Is Here")

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Начну с одной из своих любимых историй. Покойный Александр Вертинский при жизни не был отмечен никакими званиями или титулами. Но в конце жизни ему пытались дать - хотя бы заслуженного артиста. Вызвали в аттестационную комиссию, говорят: "Нужны какие-нибудь основания. Вы выигрывали конкурсы?" "Нет," - говорит Вертинский. "Вы были лауреатом каких-нибудь государственных премий?" Тоже нет. "Ну, может быть, общественные организации выдвигали Вас на награды?" Молчание. "Ничего не получается," - говорят Вертинскому, - "как мы можем представлять Вас на звание, когда у Вас совершенно ничего нет?" "Да!" - сказал Вертинский с глубоким вздохом, - "у меня совершенно ничего нет, кГоме миГового имени!"

Несколько лет назад герой нашего недавнего сериала, Боб Дилан, мог убедиться в действенности своего мирового имени. Он был проездом в каком-то городе и решил разыскать нужного ему человека. По ошибке попал не в тот район, где оказалась точно такая же улица с точно таким же номером дома, и, по странному совпадению, жил человек с таким именем и фамилией. Питер Джонс здесь живет? - Здесь. - Можно? - Его дома нет, скоро вернется, будете ждать? Дилан удивился, вроде бы договаривались, но скромно сел в гостиной на диванчик. Через час пришел Питер Джонс, только не музыкант, которого он надеялся увидеть, а местный водопроводчик. Только он заходит, а мать ему кричит из кухни: "Питер! Там тебя в гостиной Боб Дилан ждет!"

Но вот на этой неделе с Диланом произошло совсем обратное. Его не пустили на концерт, причем на собственный. Дело было в штате Орегон. Две девушки на контроле не признали в пожилом человеке всемирную знаменитость и грудью преградили ему путь. А что? Личность им неизвестная, Дилана в лицо они знать не обязаны, поскольку с музыкой его не знакомы. Да им и не нужно. Их ведь не в музыковеды нанимали, а на охрану. Янки охраняют бдительно, крепко, вот еврею в шляпе и сказали "НО ПАСАРАН! Боб Дилан велел, чтоб никаких посторонних за кулисами не было!"

Вот вам и мировое имя, вот вам и рекорды популярности в книге Гиннеса! Приходит племя молодое-незнакомое, и как будто ничего этого и не было. Или, как говорят на Руси: мочало - начинай сначала!

Заглянем в рок-хронику.

20 октября. В далеком 1964 году, это что же получается? - 37 лет назад! - "Роллинг Стоунз" впервые выступали в Париже, в зале "Олимпия". Толпа так разбушевалась, что 150 человек пришлось арестовывать.

22 октября. В том же далеком 1964 году группа "The Who" не прошла прослушивание в пластиночной фирме EMI. Напомню, что в распознавании будущих звезд мировой величины первой облажалась "Декка", отвергнувшая "Битлз". Обжегшись на молоке, стала дуть на воду и подписала "Роллингов". Теперь настала очередь EMI попадать впросак.

24 октября. В 1941 году в английском графстве Кент родился Виллиам Перкс, известный нам как Билл Уайман, басист "Роллинг Стоунз", архивист группы, автор трех сольных альбомов, владелец ресторанов и прочая. Нынче ему 60.

25 октября. В 1944 году в Англии родился Джон (Jon) Андерсон, певец и основатель "Yes", после распада группы в 1981 году работал с греческим композитором Вангелисом.

25 октября 1948 года в Бирмингеме родился Гленн Типтон, гитарист "Джудас Прист".

26 октября. В 1961 году, 40 лет назад, Боб Дилан подписал свой первый пластиночный контракт с "Коламбия Рекордс", Условия были скромные - "Коламбия" гарантировала ему всего 4% с продажи пластинок.

Из последних новостей. Понять фотографа-папарацци легко: у него азарт, как у рыбака или охотника. Поймал нужного человечка в кадр, нажал гашетку - и лещ в кармане. Но вот не всем лещам это нравится. Кто в глубь уходит, кто зарывается в тину, а кто норовит хвостом ударить, да все по аппарату, по аппарату. Вокалист Jamiroquay, его зовут Джей Кей, в апреле этого года под утро выходил из ночного клуба. На улице его терпеливо поджидал папарацци - щелк! Чуть весь имидж ему не испортил. Ведь Джей Кей всегда и везде появляется в замысловатых шапках, он, как библейская женщина, с непокрытой головой не ходит. А тут подловили. Осерчал наш герой, стал трепыхаться и фотоаппарат разбил. Фотограф подал в суд... В общем, не стал бы я утомлять вас всей этой канителью, если бы не одно обстоятельство. Джей Кей сделал видеоклип к новой песне, в котором все описанное выше отражено. Подкрадывается папарацци, но герой на него нападает, предотвращая фотодиверсию. Клип этот, оказывается, показывать нельзя. В конце октября еще будет суд, а он здесь - честный и непредвзятый, как Фемида с тряпкой на лице. Присяжные должны составлять свое мнение только из показаний свидетелей, а не из какого-то клипа, увиденного дома по телевизору. За показ клипа Джей Кей мог и схлопотать -- за неуважение к суду.

Когда новая группа поднимается и встает, она не на голом месте поднимается, она встает при поддержке своих фанов. У фанов к свое группе - почти родительское: "мы отдали вам годы нашей жизни!" У фанов - особый, почти родительский эгоизм: "мы вас выпестовали, так вы только для нас и пойте!" Отсюда - ревность, если любимая группа получила заманчивое предложение, например, хочет контракт подписать. Фаны - в штыки: "вы нас продаете, вы нас предаете!" Они по-своему правы - без их поддержки на группу никто бы внимания не обратил, но и на поводке держать они тоже права не имеют. Короче - группа White Stripes недавно подписала миллионный контракт с лондонским лейблом XL и, конечно же, получила свою дозу упреков. Участники - дуэт мальчик-девочка - очень фотогеничны, подходят для рекламы одежды, для придания этой одежде культового статуса среди молодежи. Неудивительно, что к ним подкатила крупная международная фирма GAP, предложив за рекламную компанию миллион. А теперь позвольте мне вас спросить: много ли у вас несгибаемых принципов жизни, которые бы нельзя было чуть-чуть подогнуть ради миллиона? Это же все-таки тысяча тысяч УЕ, если жить хорошо, но скромно, лет на 70 хватит! Но наши герои все равно отказались. Видимо, журналисты рассуждают как я, потому что почти все газеты про это напечатали, и артисты поимели косвенную рекламу, которая стоит этих денег.

Из группы Limp Bizkit ушел гитарист Вес Борланд, на фотографиях вы его легко определите: во-первых, по инструменту, а во-вторых, по раскрашенному лицу в демоническом стиле. В обращении к фанам вокалист Фред Дэрст сказал, что этот уход позволит поднять уровень песен на новую высоту. Так и представляешь себе агитплакат: кумачовый пролетарий рока Фред Дэрст подпирает могучим плечом здоровенную глыбу с надписью "Песня", выжимая ее наверх, а злобный буржуин Вес Борланд улепетывает с перекошенным лицом, волоча свои рабские цепи. Фред также клятвенно пообещал прочесать всю планету вдоль и поперек и найти самого злодейского виртуоза на замену ушедшему. Его нервозность понять легко - Вес Борланд был неотъемлемой частью Limp Bizkit с 1994 года, с того самого времени, как 7 лет назад в Джексонвилле, штат Флорида, на свет появилась эта команда.

Вокалист U2, Боно, работает над музыкой к новому фильму Мартина Скорсезе под названием "Нью-Йоркские Банды". Киностудия хотела бы выпустить картину еще в этом году с тем, чтобы ее можно было представить на Оскара в марте будущего года. Мартин Скорсезе, создавишй несколько эпохальных картин, вроде "Raging Bull" или "Тaxi Driver", "Оскара" еще не получил. А хочется.

Бывшая участница "Spice Girls", Mel C получила по почте кассету, в которой есть слова: "И в этот день с тобой вдвоем умрем..." Бедной девушке приходится теперь в своей полуторамиллионной квартирке дрожать от страха под круглосуточной охраной, а когда она выходит на улицу, за ней следует женщина-полицейский в штатском. Речь, скорее всего, идет о неразделенной любви мужчины, который живет по принципу: "будь моей, не то голову сверну..."

На этом рок-хронику закончим, перейдем к нашему рассказу - сегодня мы остановимся на двух новых пластинках.

  Музыка Paul Weller      

Песня с пластинки "Days Of Speed" Пола Уэллера. Уэллер нынче напоминает антоновское яблоко в осеннем дозревании. Ему 43. Позади остались поворотные для рока вехи: группа "The Jam" и собранная им команда "The Style Council". Успех этих двух групп и несомненное его лидерство на протяжении многих лет позволили, наконец, заняться тем, о чем мечтает всякий артист-эгоист: самим собой. Эволюция тут такая. Поначалу в группе ты борешься с товарищами за творческое пространство, потом, когда твои песни побеждают, берешь других товарищей для их исполнения, но и это мешает. Начинаешь их петь сам и, наконец - вершина, апофеоз: на темную сцену, под узкий луч прожектора выходит автор с акустической гитарой и чуть усталым хрипловатым голосом выплескивает, что в душе его накипело за долгие годы сочинительства. Это момент раскрепощения, своеобразная Нирвана. Ибо, находясь в группе, ты ходишь по кругам Сансары, завязанный тысячами нитей на свое поколение, на свое движение в роке, потом, с годами, еще на какое-нибудь поколение, еще на какое-нибудь движение, и только теперь, освободившись от лишних звуков и завязок, ты не представляешь больше никого, кроме своей души и сердца.

Недавно побывал в Брайтоне, погулял по набережным, вспомнил старые кадры хроники, где стенка на стенку бьются рокеры и моды. Моды, или "модз", что есть сокращение от слова "модернз", были аккуратные молодые люди в глаженых джинсах и беленьких носочках, которые разъезжали на увешанных никелированными фарами мотороллерах. Есть у меня знакомый бизнесмен, бывший в молодости "модом" в Брайтоне. Он рассказывал, что на подготовку, чтобы в люди выйти, у него уходило минимум четыре часа. Надо было все отчистить-отгладить, тщательно причесаться, чтобы ни одной морщинки, ни одного волоска не торчало. "Моды" поддерживали в свое время группы типа "The Who", о чем и говорится в фильме "Quadropheniа" (в котором одну из ролей играет молоденький Стинг). Все это было давно, как-то забылось, а потому истоки модизма приписывают присно живущему Уэллеру. Его журналисты теперь заклеймили словечком Modfather, по аналогии с Godfather. Биография Уэллера окрашена в полоски, как тельняшка. Некоторые из полос он сознательно замалчивал. До недавнего времени, например, в своих сольных концертах он напрочь отказывался петь то, что сочинено было до сольного его периода. Но теперь, когда наступила осенняя спелость, смягчился Модфазер к своим первенцам и на последних своих концертах мирового турне поет именно ранние свои песни.

  Музыка Paul Weller      

К чудесам человеческой эволюции я отношу слуховой аппарат человека. При рождении он появляется на свет в полном проектном размере, все эти молоточки и улитки тщательно подогнаны и в дальнейшем не растут, чтобы, не дай Бог, не нарушить дизайн деликатного механизма. Изредка нечто подобное происходит и в нашей области. Приходят на сцену совсем еще зеленые юноши и поражают всех законченностью музыкальной формы, содержания и средств. Как будто бы опыт, раздумья и уменье почивших в Бозе мастеров через непонятную реинкарнацию материализовались в них. Примерно так описывали появление группы из маленького английского городка Уоррингтон, которые назвали себя "Starsailor" - "Звездный Матрос". И вот здесь аудитория новоприбывших раскалывается на два лагеря. Нужно помнить, что Англия занимает одно из ведущих мест в мире рока потому, что здесь всегда терпимо относились к экспериментам. В любом оглушающем грохоте критик пытался услышать внутреннюю гармонию, в самых крайних выплесках рок-н-рольного дебилизма старался разглядеть крик души, который не облечь в слова. Эти люди понимают, что все новое говорит новым языком, которого раньше не было, и который, соответственно, невозможно понять, его не изучив. Эта часть слушателя требует новизны изобразительных средств, она хочет тайны, желает ребуса. Другие же ищут, прежде всего, душевной свежести, утренней чистоты восприятия мира, обаяния молодости. Этим, условно говоря, славилось предзастойное советское кино. Язык там был старый, но лица и чувства - новые. Этого публике хватало вполне, а, кроме того, создавало преемственность, уют, теплоту. Не нужно было бояться нового, оно было понятным и потому не угрожающим. Starsailor - люди именно из такой категории.

  Музыка Starsailor      

Учитывая, что рок-посевам скоро будет четверть века, а я приступил к исполнению своих диск-жокейских обязанностей в 37 лет, можно высчитать мои года и прилепить соответствующий ярлык. Но, господа, скачущий галопом прогресс не всегда был моделью развития человечества. Бывали периоды, когда столетиями, даже тысячелетиями практически не менялось ничего. Сын делал то, чему учил его отец, а он учил этому своих детей. Происходило не количественное, а качественное накопление, появлялось мастерство, которое сегодня, в век лазеров и интернета, хрен воспроизведешь. Скажу больше - бесконечное пристрастие и требование нового превратилось в своего рода допинг, в чашку черного кофе, без которого не начать новый день. Но сила вся не в кофе, она в вареной картошечке с постным маслом! Впрочем, не станем снижать планку новых артистов до деревенской пищи, до вареного корнеплода. В их песнях сияют надежда, желание, отчаянье - все чувства, как грани кристалла, отполированы точно и сверкают со всей яркостью. Это тем более удивительно, потому что ведущему вокалисту Джеймсу Уолшу всего 20 лет. Впервые перед публикой они выступили в апреле, это их первый альбом, который нынче - на втором месте альбомного хит-парада. Это значит, что народ покупает их охотно, что не перевелись еще люди на земле британской, способные быть захваченными искренностью, красотой, глубиной переживаний, поэтической скромностью без позы, безоблачным идеализмом и льющейся через край энергией, которая выходит по правую руку, что лупит по гитарным струнам.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Starsailor      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015