РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

15 декабря 2001: Памяти Джорджа Харрисона - 3

Добро пожаловать на наши рок-посевы. "Для многих несчастных, - написал Александр Чейз в своей книге "Перспективы", - смерть - это конец пожизненного заключения". Писатель Сомерсет Моэм на своем смертном одре поделился своими впечатлениями:"Умирать, - сказал он, - занятие ужасно скучное и унылое. Мой вам совет - держитесь от этого подальше!" Писательница Сюзан Эртц в военном 1943 году заметила, что "миллионы жаждут бессмертия, а сами не знают, куда себя деть в дождливое воскресенье".

Смерть - штука неизбежная. Как говорится, живым отсюда еще никто не выходил. Но отношение к ней и подход может быть разным. События последних трех месяцев это наглядно показали. Желание попасть в рай породило какие то всемирные исламистские соревнования по самоубийству. Или, как пел Гребенщиков еще в 80-е: "Друзья, давайте все умрем!" Момент смерти, отделяющий физическое бытие от небытия, невольно заставляет нас взглянуть на духовную составляющую завершившейся жизни. Получается, что чем больше человек заботился о Вечности при жизни, тем большим воздает ему Вечность после смерти. Джордж Харрисон в своей книжке "I, Me, Mine" вспоминает свое посещение индийского города Бриндобан, где Кришна жил 4 тысячи лет назад. Бриндобан - один из самых святых городов Индии, он весь наполнен духом Кришны и его непреходящей святостью. Харрисон вспоминает, как за коротких три часа сна перед заутренней молитвой он ясно слышал небесные песнопения хора дивной красоты. Причастившись к этой святости, он в своих песнях поделился частичками этого с нами. Думаю, Вечность Харрисона не забудет. Сегодня мы прощаемся с ним третьей о счету программой.

16 декабря. В 1946 году в Стокгольме родился Бенни Андерсон, певец и пианист, один из основателей "Аббы". Ему нынче 55.

18 декабря. В 1943 году в графстве Кент родился Кит Ричардс, гитарист и вокалист "Роллинг Стоунз", соавтор большинства песен группы.

19 декабря. В 1944 году в Ноттингеме родился Элвин Ли, гитарист из "Ten Years After" и "Alvin Lee Band".

20 декабря. В 1947 году в Нью-Йорке родился Питер Крисс, урожденный Крискула, барабанщик Kiss.

21 декабря. В 1940 году в Балтиморе родился Фрэнк Заппа, певец, сочинитель, мультиинструменталист, продюсер, основатель "The Mothers Of Invention". В последние годы жизни - Культурный атташе Чешской Республики. Нашему герою в Вильнюсе поставили бюст.

Из последних новостей. В Нью-Йорке есть рок-н-ролльный пантеон славы. Кандидаты туда должны иметь как минимум 25-ти летний производственный стаж, который исчисляется со дня выхода первого альбома. Ежегодно особый комитет специалистов составляет список кандидатов и международная комиссия избирает новых обитателей Пантеона. Нынче выбор пал на "Ramones", "Talking Heads" и Тома Петти. Церемония посвящения, или как там говорят, индукции, состоится в марте будущего года. Все это, по сути, попытка противиться забвению. Неизвестно однако что из этого выйдет, что, например, будут думать наши потомки о "Talking Heads" лет через 200, придя в рок-н-ролльный Пантеон Славы.

Еще один метод против забвения - сняться в кино. Полнометражная полубиографическая картина про Эминема получила название "8 Mile", по имени 8 Mile Road - Восьмимильной Дороги, улицы в Детройте, которая разделяет белый и черный районы города. Пикантная подробность: мать Эминема в картине играет Ким Бэсинджер. Тут же поползли слухи, что у экранного сына с экранной матерью роман. Как в известном анекдоте, даме говорят "У вашего сына эдипов комплекс" - "Эдипов-шмедипов, - отвечает она, - лишь бы он свою мамочку любил!" В настоящей, заэкранной жизни у Эминема с мамочкой идет смертный бой в судах всех инстанций, она обвиняет его в распространении песенных измышлений, порочащих ее честное имя и материнское достоинство, тот открещивается вялыми ссылками на 5-ю поправку Конституции о свободе слова и свое право на творчество.

8 декабря в Нью-Йорке на 21-ю годовщину гибели Джона Леннона в Центральном Парке на участке Strawberry Fields собрались сотни людей. Заодно, конечно, поминали и Джорджа Харрисона, который скончался 29 ноября. Strawberry Fields, созданная как памятник Леннону, превращается теперь в место памяти всех "Битлз".

В югославском городе Нови-Сад по решению местных властей одну из улиц назвали именем Джона Леннона. Кое-кто из местных жителей протестует: "Как вы можете называть улицу именем наркомана?" -- с возмущением говорят они.

На этом рок-хронику закончим, вернемся к нашему рассказу.

  Музыка The Beatles   While My Guitar Gently Weeps   The Beatles LP

Мы остановились на первом путешествии "Битлз" в Индию, в 1966 году. "Любопытно, - продолжает Харрисон в своей автобиографической книге "I, Me, Mine", - что в самом начале гастролей я решил по их окончании посетить Индию, посмотреть страну, купить себе ситар. В Лондоне я купил себе плохонький инструмент и сыграл на нем кусочек в песне "Norwegian Wood". Но дело было не в этом - мне хотелось в Индию, тут и все остальные, узнав, сказали: я тоже, и я тоже... Так что, в конце концов, в Индию хотела поехать вся группа, кроме, может быть, двух администраторов, сопровождавших аппаратуру. Но после пережитого в Маниле никто с самолета сходить в Дели не хотел. Мы с приятелем Нилом, нашим рабочим, забрали ручную кладь и шли уже к выходу, как появилась стюардесса и объявила: "Господа, ваши места в Лондон проданы, вам придется, к сожалению, покинуть самолет". Что и было сделано. Таким образом "Битлз" оказались в Индии. "Ну, - подумал я - уж в Индии-то о "Битлз" никогда не слышали!" Мне казалось - эта страна так далеко. Потом, когда мы сошли с самолета, во влажной и полной запахов атмосфере Дели мы шли поздно вечером, и невесть откуда появились черные лица, кричавшие "Битлз, Битлз!", и я подумал: "О Господи, неужели опять?" В Индии живет столько народу, что все время кажется будто что-то случилось и собралась толпа. Поездка эта, в общем, прошла хорошо, только вот когда мы покинули город и поехали по окрестным деревням в старых кадиллаках и начали фотографировать все аппаратами "Никон", подаренными нам в Токио, я понял, что мой фотоаппарат, наверное, стоит больше, чем житель деревни может заработать за всю свою жизнь. В общем, я купил себе ситар, и через четыре дня мы уехали".

  Музыка The Beatles   Old Brown Shoe   

Дерек Тейлор пишет, что Джордж возвращался в Индию несколько раз, и вскоре после первого визита он стал другом знаменитого ситариста Рави Шанкара, его учеником, и, с другой стороны, его наставником.Они очень друг другу помогли. Харрисон вспоминает: "С Рави Шанкаром мы познакомились в 1965 году в Лондоне на обеде у президента общества азиатской музыки. Шанкар приехал в гости в Эшер, дал урок игры на ситаре и небольшой концерт в сопровождении Алла Раха, который играл на табле. Джон и Ринго пришли посмотреть. Первый урок на ситаре был интересным - приятно было видеть выдающегося мастера, который мог начать учить с самых азов. Мы занимались, тут зазвонил телефон, я положил ситар, встал и перешагнул через него, чтобы идти к телефону. Рави Шанкар шлепнул меня по ноге и сказал: "Первое, чему тебе надо научиться - это уважать свой инструмент!" Позже Рави преподал мне уроки индийской дисциплины -- действительно невозможно понять прелесть чего-то без должного уважения. Гитаристы, которые разбивают свои инструменты на сцене, мне никогда особенно не нравились. Все это ерунда".

Мы остановились на знакомстве Харрисона с ситаристом Рави Шанкаром и его увлечении этим инструментом. Харрисон пишет: "Через несколько месяцев после знакомства с Рави и начала моих занятий, я вновь отправился в Индию, на этот раз с женой Патти. Мы пробыли там довольно долго - полтора месяца или больше. Там я начал делать упражнения йоги, потому что нужно было научиться сидеть и правильно держать ситар. Поначалу инструмент причинял мне невероятные неудобства. Страшно болели ноги - ситар имеет такую неудобную форму и такой размер! - поэтому для того, чтобы просто держать его, нужно специально заниматься. Сидеть нужно со скрещенными ногами, правая нога на левой, левая на полу, инструмент лежит на правой пятке, правая рука лежит на корпусе ситара, а левая, перемещаясь по грифу, не должна его поддерживать. Поначалу я и держал инструмент левой рукой, и одновременно пытался играть. Но как только научишься сидеть и удерживать равновесие, напряжение с левой руки снимается. Заниматься надо с закрытыми глазами и знать позиции грифа наизусть, потому что если будешь пытаться вытянуть шею и посмотреть, куда ложатся пальцы, то тело мгновенно горбится и теряет осанку. Правая щипковая рука, или "мизра", необычайно важна, точно так же как и ее движение, так называемый "бол". Удар струны вниз называется "да", а щипок наверх называется "ра".Движение вверх-вниз называется "дири дири", так что существуют целые упражнения вверх и вниз по гамме: "да ра дири дири да дири да ра да ра дири дири да ра да" и так далее. Кроме того, в индийской музыке нужно подтягивать струны пальцами левой руки ,причем подтягивать точно до нужной высоты звука. Напряжение на пальцы - колоссальное, в общем, было чем заняться.

С 1965 по 1968 год я занимался каждый день по два или три раза, каждый раз по часу. За эти три или четыре года я добился кое-каких успехов, самое интересное было, что до занятий ситаром я в жизни не брал уроков музыки. Ситарный период был для меня хорошим временем. Йога... Я вставал рано, как в Индии, принимал ванну, делал упражнения йоги, занимался медитацией, играл на ситаре, после этого завтракал --вместо того, чтобы вскакивать из постели и тут же выпивать чашку чаю или кофе. Эта дисциплина была для меня жизненно необходима, через нее я приобщился немного к культуре. В 1968 году в Нью-Йорке я встретился с Рави Шанкаром, и в беседах со мной он пытался выяснить - где же мои корни. Он спрашивал: "Твои корни - в Ливерпуле?" -- И я отвечал ему, что в Индии я чувствую себя как дома. Но, поразмыслив, решил, что, может быть, следует возвратиться к гитаре, потому что ясно было, что выдающегося ситариста из меня не получится. К этому времени я познакомился с несколькими сотнями ситаристов, все они играли потрясающе, однако Рави возлагал надежды только на одного из них, так что ,видите, уровень, которого должен достичь великий ситарист, возможно, выше, чем уровень классического музыканта в любой культуре. Я понял, что мне надо было бы начать лет на пятнадцать раньше. Тем не менее, это мне очень помогло в сочинении странных мелодий, также необычайно способствовало развитию ритмического мышления.

  Музыка The Beatles   Here Comes The Sun   Abbey Road LP

Году, кажется, в 1971,- продолжает Харрисон,- когда я был в Лос-Анджелесе и записывал музыку к фильму "Рага", Рави Шанкар поделился со мной намерением дать концерт с большой аудиторией - так ,чтобы он мог собрать тысяч 25 долларов для голодающих в Бангладеш. Он спросил меня, не мог бы я ему чем-нибудь помочь, например, открыть концерт, или пригласить для этого киноактера Питера Селлерса - что-нибудь в этом роде. После этого он мне начал давать вырезки из журналов и газет, в которых описывалась война, бедствия, нищета, я начал осмысливать происходившее и подумал - пожалуй, мне надо бы помочь. Мы, как участники "Битлз", были воспитаны на взглядах, что если уж что-нибудь делаешь, делай это с размахом, если уж собирать средства, то почему бы не собрать миллион. Так я приступил к работе и целых три месяца сидел на телефоне, организовывая концерт для Бангладеш, пытаясь убедить разных людей, беседуя с Эриком Клэптоном и другими, которые в конце концов приняли в нем участие. Репетировали мы мало, со всеми участниками концерта была всего лишь одна общая полная репетиция, так что все организовывалось по кусочкам и с трудностями. Затем, нужно было решать - когда проводить концерт. Индийский астролог определил для нас наилучший период и сказал, что это начало августа, потом дана была даже дата в августе, и в тот день нью-йоркский "Мэдисон Сквер Гарден" оказался свободным, мы наняли помещение и провели концерт -- вернее, два концерта: второй пришлось объявить, потому что первый полностью распродался. Нам повезло, все прошло довольно гладко и звучало все очень хорошо. Второй концерт особенно удался - освещение было хорошее, но вот кинофильм, который снимали люди Алана Кляйна, не получился: камера справа от сцены почему-то выдала пленку всю черную со всего лишь одной световой точкой в центре, еще одна камера была не в фокусе - что-то в ней сломалось, перед камерой слева висел огромный кабель, заслонявший вид -- так что качественная пленка была снята только камерой в оркестровой яме, и другой камерой, которую оператор держал на руках, но на ней не было синхронизирующих импульсов, поэтому в конце концов при создании фильма пришлось химичить: добавлять и вырезать. С менеджером Аланом Кляйном, занимавшимся организацией мероприятия, не все было оговорено четко. Так, он обратился в ЮНИСЕФ, организацию при ООН, после проведения концерта, а не до него, таким образом о том, что это было благотворительное мероприятие, заранее заявлено не было, и буквально со следующего же дня адвокатам Алана Кляйна пришлось сражаться с американским налоговым управлением, заявлявшим, что "концерт был организован с целью личной прибыли", так что собранные деньги держались замороженными на специальном счету, и потребовалось несколько лет, прежде чем средства были переданы по назначению. Но концерт привлек к себе колоссальное внимание и повлиял на ход событий. Даже сегодня ко мне подходят официанты в бенгальских ресторанах и говорят: "Мистер Харрисон, когда мы сражались в джунглях, приятно было знать, что кто-то о нас думает".

На этом мы прервем рассказ до будущей недели, до встречи в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка The Beatles   Something   Abbey Road LP

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015