РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

13 апреля 2002: Rush - 2

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Кто был в пионерах, помнит - галстук красного шелка, рука, вздернутая над головой и звонкие слова: "Будь готов - Всегда готов!" Весь этот ритуал, вместе со словами, незаметно позаимствовали у буржуйских бойскаутов. Оно и понятно - девиз уж больно хорош. В хорошем девизе кристаллизуется вся цель жизни, руководящая идея, программа действия. Скажем у известной фирмы проката машин: "We try harder - Мы стараемся сильнее", у большой авиакомпании - "We fly to serve - Мы летаем, чтоб обслужить" или у британских десантников - "Who dares wins - Кто смел, тот побеждает". У всех американских штатов есть свой девиз, например Кентукки - "United we stand divided we fall - "Совместно мы выстоим, раздельно падем". Канзас - "К Звездам через трудности!" Огайо - "С Богом все возможно!" Оклахома - "Труд побеждает все". Нью Джерси - "Свобода и процветание". Калифорния: "Эврика! Я открыл!" И т.д. Понятно, что такая напыщенная серьезность вдохновляет юмористов, которые придумывают свои девизы: "Еще одна победа правды, правосудия и автомата", или "В британских тюрьмах самоубийство стало образом жизни" или "Ввиду экономии, свет в конце туннеля отключен" или "Мне говорят - улыбайся, может быть и хуже! Я улыбнулся и, действительно, стало хуже". "Те, кто говорят, что счастье не купишь, ходят не в те магазины" И, наконец: "Денег у меня хватит до конца жизни, если их не тратить".

Тут по работе я столкнулся с неприятными людьми из России, и подумал - какой бы им придумать девиз. Ночью, во сне, пришел ответ: герб, развевающиеся ленточки, на них начертаны четыре слова, все на букву Н. Вот он, этот девиз: "НАСИЛИЕ, НЕВЕЖЕСТВО, НЕЧЕСТНОСТЬ, НЕТЕРПИМОСТЬ".

Сегодня мы продолжаем рассказ о канадской группе Rush, начатый на прошлой неделе, заглянув в рок-хронику.

14 апреля. В 1945 году в Англии родился Ричи Блэкмор, гитарист, основатель Deep Purple в 1967 году, затем, в 1975-м - группы Rainbow.

15 апреля. 20 лет назад, в 1982 году Билли Джоэл на своем мотоцикле попал в серьезную аварию, чуть не потерял левую руку пианиста. Хирурги в Колумбийском Пресвитерианском Госпитале всю ночь чинили ему поврежденное запястье.

19 апреля. В 1967 году, 35 лет назад, Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр создали свою партнерскую фирму под названием "The Beatles Company". Всего три года спустя знаменитая четверка сурово билась в судах, чтобы расторгнуть это злосчастное предприятие.

19 апреля 1942 года в Ньюкасле родился Алан Прайс, клавишник из "The Animals", знакомый в Отечестве по фильму "О, счастливчик". Ему нынче - 60.

Из последних новостей.

Газете "Нью Мюзикал Экспресс" нынче исполнилось 50 лет. В родословную ее заглядывать не принято, но я напомню, что предком знаменитой музгазеты было скромное издание для баянистов под названием "Accordeon Express", по-видимому, для отделов двухрядки и хромки, а также нотами песен вроде "На деревне расставание поют, провожают гармониста в институт". Я вспоминаю это из чистого педантизма, поскольку такая древность никого уже более не интересует. Полувековой юбилей ознаменован фотовыставкой, которая открывается 17 апреля в галерее "Eyestorm" на Maddox Street в Лондоне. Число выставленных фотографий - по числу лет, 50. Юбилейный номер газеты опубликует часть из них, полная подборка фотовыставки выйдет бесплатным приложением к номеру от 24 апреля.

Йоко Оно выставляет на аукционе в Лондоне свой фотографический натюрморт, мертвую свою жизнь. Он сделан сразу после убийства Джона Леннона в Нью-Йорке. На фотографии - его круглые очки, забрызганные кровью, у стакана воды. Йоко сделала снимок, но к его печати вернулась только через 14 лет. В 1994 году были сделаны 6 экземпляров, которые были подарены близким друзьям, одна из этих шести фотографий 17 апреля будет продана на аукционе с благотворительной целью. Ожидают выручить около 10 тыс. фунтов.

Оззи Осборн, этот официально признанный безумец рок-н-ролла, награжден звездой. Не золотым нагрудным знаком, а бронзовой звездой с его именем, впаянной в асфальт лос-анджелесского бульвара Славы. В прошедшую пятницу, 12 апреля, Оззик был увековечен этим подножным памятником.

На заре грамзаписи один американский художник изобразил трогательную картину: собачка сидит у рупора граммофона, навострив уши. Внизу подпись: "His Master's Voice - Голос его хозяина". Три первые буквы этих слов -- HMV -- стали потом названием фирмы грамзаписи и сети крупнейших пластиночных магазинов. Если бы это произошло в России, то магазины "Голос Его Хозяина", наверное, бы назывались ГЕХ. И вот нынче заграничный ГЕХ, магазины HMV - приватизируется, то бишь обобществляется. Другими словами, акции поступают в продажу на фондовую биржу. Выручка от продажи акций может составить 600 миллионов фунтов, она поможет владельцам, фирме EMI, покрыть долги, пустить часть на новые магазины и поддержать книжные универмаги Waterstones, которые тоже принадлежат EMI.

Почти два года назад, 4 июня 2000 года около ночного клуба в маленьком городке в штате Мичиган произошла потасовка. Известный рэппер Эминем увидел, как его жену целует некий молодой человек. Ему бы с женой разобраться, спросить - это у нее серьезно, или так, мимолетное увлечение. Все-таки, близкий человек, он ее хорошо знает. Но Эминем этого делать не стал, может как раз потому, что хорошо знает. Вместо этого выхватил он револьвер и кинулся на обидчика. Револьвер был не заряжен, но это -штука железная, и ей можно драться как кастетом. Эминема арестовали, судили, дали два года условно, заставили пройти анализы и посещать психиатра. Злосчастный целовальщик жены, его звать Джон Гуэрра, подал в суд за мордобой. Подготовка к суду заняла почти два года, на днях перед самым заседанием адвокаты сторон договорились. Эминем заплатил пострадавшему 70 тыс. фунтов.

Летний рок-фестиваль в Гластонбури начинался тридцать с лишним лет назад, как собрание хиппи. Волосатая молодежь с цветами в неприческе привольно лежала на лугах среди коровьих лепешек и три дня подряд слушала музыку, попыхивая самокруткой. Много изменилось за эти годы. Клиент побогаче уже и на машине на фестиваль ехать не хочет. На дорогах ему очереди не нравятся. Теперь из ближнего города будут летать вертолеты. За сотню фунтов вас отвезут на фестиваль, за еще одну сотню - увезут оттуда. А ежели вы хотите ежедневно возвращаться домой в свою постель, то это обойдется вам в тысячу английских денег. Человек, придумавший этот бизнес, купил землю неподалеку, и теперь будет возить звезд и знаменитостей, которые не желают валяться в общей куче на сырой земле.

На этом рок-хронику закончим и вернемся к нашему рассказу.

  Музыка Rush      

В прошлый раз мы остановились на том, как барабанщик Джон Ратси после успеха первого альбома покинул группу накануне американских гастролей, ссылаясь на нездоровье. Этот уход был сильным ударом в поддыхало. Нью-йоркское агентство ATI взяло никому неведомую канадскую группу, распланировало для нее гастроли по всей стране и вот, перед самым выездом, ударное трио стало безударным. Нужно было срочно искать замену. Если вам придется быть в такой ситуации, вспомните два выражения товарища Сталина. А он говорил так: "Кадры решают все" и добавлял "Незаменимых людей нет". Так оно и получилось. Кадры решили и нашли замену, казалось бы, незаменимому. Нового барабанщика звали Нил Перт. Впоследствии, когда Rush стали известной командой, Перт был причислен к сонму великих, его ставили в ряд с лучшими ударниками мира. Одно это делало его ценнейшим кадром, но у него были и другие скрытые достоинства. Нил с детства тяготел к литературе, был человеком начитанным, владел словом и стал своего рода либреттистом, зав. литературной частью, потом даже в писатели вышел. Но об этом - пока не будем. С младых ногтей увлекался он научной фантастикой, читал К.С. Люьиса, Толкина, а также некую неведомую мне русскую писательницу Эйн Рэнд. Запомним это имя, оно важно для нашего повествования. Нил тяготел к музыке с ранних лет, родители отдали его учиться на фортепиано, но как-то не пошло, не зацепило. Зато мальчик любил барабанить по кастрюлям и пустым ящикам, и любящие мазеры-фазеры купили ему на 13-й день рождения барабанную установку, а потом еще полтора года нанимали учителя. Юный Нил предпочитал сначала стиль энергетический, как у Кита Муна из "The Who". Потом подрос, вошел во вкус, понял тонкости, стал имитировать Карла Палмера, Билла Бруфорда и барабанщика из "King Crimson", которого звали Майкл Джайлз. Как и все, в школе играл в самодеятельности, в конце 60-х играл с местными командами, но вскоре это музыкально-провинциальное уныние ему надоело. Нил Перт решил поехать в рок-столицу мира, в Лондон. Он был уверен, что только там, в этой кузнице музыкального будущего можно было найти свою судьбу и славу.

  Музыка Rush      

У Нила Перта был перед глазами живой пример - его соотечественник, канадский барабанщик Пэт Траверс, добывший признание в Лондоне. Перт, естественно, полагал, он ничем не хуже. Может, так оно и было, но - не получилось у него. Дела шли все хуже, нужно было как то жить, и от полной безнадеги он пошел торговать сувенирами на лондонскую Карнаби-стрит, где толпами ходят туристы, заговаривают с продавцом - а вы откуда? Из Канады? А вы кто? Не скажешь же им, что ты - отличный барабанщик, ежели ты за киоском стоишь. От этой сувенирной торговли самоощущение Нила Перта, как музыканта, стало жухнуть и вянуть. Когда он махнул рукой на Лондон и блестящую музыкальную карьеру, с унылым видом и поджатым хвостом вернулся домой в Торонто, то рокером и барабанщиком себя практически уже не мыслил. Отец его держал фирму, торговал сельскохозяйственным оборудованием. Сын, в сумеречном состоянии души, пошел в семейное дело, преуспел и вскоре даже возглавил отдел запчастей.

Не забудем, что вся предшествовавшая жизнь прошла за барабанами, все друзья-знакомые были музыкантами, и хотя Нил Перт стал, в общем, другим человеком и мог сказать, условно говоря - какой сменный лемех требуется для пропашного культиватора Бомфорд модели 1957 года, этот самый Нил Перт, по сути своей оставался все же барабанщиком. Ибо кто стал барабанщиком, тот стал им навсегда. Тем временем менеджеры "Rush" Даниельс и Уильсон прочесывали Торонто в поисках замены. Находили кандидатов, приводили их на прослушивание... Нет, все не то. И тут, в разговоре, кто-то вспомнил про Нила Перта. Крутой был барабанщик, правда стал сейчас трактористом. В других бы обстоятельствах задумались, а тут поджимало, было не до сомнений. Нашли Перта, пригласили его на прослушивание. Совместимость оказалась полная - техническая, музыкальная, по стилю и по психологии. Куча общих знакомых, общаться легко. Короче, Нила Перта приняли сразу, и только здесь ему стал понятен смысл поговорки о том, что "не было бы счастья, да несчастье помогло". Неудача в Лондоне обернулась для него колоссальным успехом у себя дома, судьбоносным поворотом. Бывший тракторист опять переходил в гармонисты. Турне по США началось 19 августа 1974 года и продолжалось до 20 декабря. "Rush" играли на разогреве, но - у каких людей! Rory Gallagher, "Uriah Heep", "Blue Oyster Cult", Manfred Mann...

  Музыка Rush      

В наш век лизингов, топингов и маркетингов, когда в русский язык вторгаются иностранные полчища, не грех вспомнить и об обратном процессе. Язык не терпит пустоты. Если в нем самом каких-то понятий нет, то их легко заимствуют за рубежом. Скажем, в английской юриспруденции с ее судом присяжных не было понятия судебной расправы, нашей революционной тройки. Слово "тройка" позаимствовали из советской истории, из русского языка. Нет в английском и слова "злорадство", его взяли у немцев, включив в языковой обиход странноватое слово "шарденфройде". Так вот, рассматривая историю известной и успешной группы, всегда есть соблазн проявить эту самую шарденфройде в отношении критиков, которые в своей глухариной песне не сумели расслышать будущих классиков жанра. В оправдание критиков скажем, что бывало и наоборот. Группы, которые они расхваливали, канули в Лету забвения безо всякого следа!

Это я все к тому, что первые гастроли "Rush" по Соединенным Штатам были отражены в обзорах, ревю, которые в Америке читают достаточно внимательно. Деньги у людей трудовые, расстояния немалые. Чего ехать на концерт, если его специалист раскритиковал. Нет, конечно, были и хорошие рецензии. Журнал "Cashbox" из Нью-Джерси, сравнивал Гедди Ли с Робертом Плантом. Биллборд называл его "вокалистом исключительного диапазона". Но вот чикагская Sunday Times писала : "Rush - это всего лишь канадская группа, которая заполняет пустоту, оставленную Grand Funk Railroad и Black Sabbath"

Но пуще всего им досталось в Голливуде. Газета "Daily News" едким пером некоего Марка Шапиро пропечатала такое: "вчерашнее выступление Rush в клубе Whisky лучше всего назвать "скукой тяжелого металла". Канадцы как будто участвовали в конкурсе "Давайте выучим три аккорда, и станем новыми Блэк Саббат" Все их рифы были сплошным штампом, только дважды за весь концерт ваш репортер обнаружил нечто, приближающееся к оригинальному". Конец цитаты.

Я умышленно привожу здесь все эти критические стрелы, потому что для молодых и неокрепших еще в самомнении музыкантов едкая критика может оказаться разрушительной. Она может пошатнуть веру в себя. Как в известном анекдоте, когда интеллигенту заехали по физиономии с криком "а фиг ли ты?", то он, поднимая разбитые очки, задался вопросом "А действительно, фиг ли я?" Не забудем и недавнюю историю Нила Перта, прошедшего путь от барабанщика до продавца сувениров, тракторных запчастей и обратно к барабанщику. Человек-то - тот же самый. Но - меняется о нем мнение и глядь - за мнением изменилась и его судьба. Поэтому, господа, если вам у музыканта что нибудь не нравится - лучше смолчите, жизнь сама внесет коррективы.

Итак, гастроли закончились и в январе 1975-го, отгуляв Рождество, "Rush" вернулись в знакомую "Sound Studios". К этому времени их первый альбом стал самой успешной дебютной пластинкой на фирме "Mercury". Ребята переплюнули даже самих "Bachman Turner Overdrive", я имею в виду их первый диск. Вспомним, что "Rush" записали ту пластинку всего за 8 часов, ночью после концерта, а микширование и сведение продюсер Терри Браун сделал всего за три дня. Далее, барабанщик Джон Ратси, покинувший группу, был поэтом-словоплетом. С его уходом писать стихи стало некому, по необходимости этим одно время занимался Гедди Ли. И тут на счастье пришел Нил Перт, который привнес в стихи песне аллюзии и ассоциации, слова и идеи, почерпнутые у своих любимых писателей - Дж.Р.Толкина и уже упомянутой неведомой русской писательницы Эйн Рэнд. Но об этом и о другом - на будущей неделе.

Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015