РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

20 апреля 2002: Rush - 3

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Вспоминаются строки из "Роллинг Стоунз": "Who wants yesterday's papers, who wants yesterday's girls?" - "Кому нужны вчерашние газеты, кому нужны вчерашние девчонки?" Насчет девчонок авторы малость переборщили, девушка девушке - рознь, нашлась управа и на наших бесшабашных героев, появились и у них жены. И какие! Пушки заряжены! Но вот насчет газет они правильно подметили. Непрочитанная газета - это шаг в незнаемое. А прочитанная - кусок вторсырья. У новостей жизнь короткая, как у мотылька. Шутки и анекдоты - тоже штука недолговечная. Расскажешь новый анекдот - посмеются, расскажешь старый - и всем неудобно, будто кто-то воздух испортил. Поэтому, господа, мой вам совет - не шутите в серьезном деле! Не давайте никому и ничему шутливых имен или названий. Пример: когда появились интернетовские суффиксы: .org для организаций, .com для компаний или .net для сетей, то не удержаться было, чтобы не схохмить. Все же помнят ларьки и киоски с надписью "пива нет", у которого стоит алкаш и карманы выворачивает - мол, денег нет. Такие вот два интернетовских имени и были зарегистрированы в самом начале. И что? На сайте piva.net действительно нет ни пива, ни воблы. На сайте deneg.net так и вообще пусто. Правда по адресу anekdonov.net анекдоты есть и даже много, на сайте masla.net идет бойкая оптовая торговля растительным маслом и маргарином, а на сайте baklanov.net (знакомства) в день, когда я туда зашел, на меня с экрана уставился такой дядька, что стало ясно - БАКЛАНЫ ЕСТЬ! С суффиксом .org у нас много памятных слов, например "парт.орг" - это политическое сетевое издание на Украине. Зато свободны имена "prof.org", "mest.com", не занято названиe vremeni.net, mochi.net. Свободно также имя patronov.net, а ведь - какое это хорошее название для военной или антивоенной организации! С суффиксом .ru можно создать сайты pout.ru, vveche.ru и kengu.ru. В Ватикане, с суффиксом .va - зарегистрировать веб сайт se.va, а в Панаме сайт pa.pa

Впрочем, тут уже мы скатились в то самое хохмачество, против которого только минуту назад предупреждали. Нет уж, давайте займемся делом серьезным! Продолжим наш рассказ о группе Rush третьей по счету передачей, заглянув для начала в рок-хронику.

21 апреля. В 1947 году в штате Мичиган родился хулиган -- Игги Поп, урожденный Джеймс Джуэл Остербург. В конце 60-х основал группу The Stooges, гастролировал с Дэвидом Боуи, а потом и сам прославился своим самоистязанием на сцене. Нынче известному рок-мазохисту - 55.

21 апреля 1959 года в графстве Сассекс родился Роберт Смит из группы "The Cure".

24 апреля. В 1947 году в графстве Ланкашир родился Глен Корник, басист из "Джетро Талл", ему тоже нынче 55.

25 апреля. В 1945 году в Стокгольме родился Бьорн Ульваес. Поначалу играл в ансамбле "Hootenanny Singers", потом, в 1966 году, стал одним из создателей "Аббы".

27 апреля. В 1972 году, 30 лет назад, менеджер "Blue Oyster Cult", Фил Кинг, был застрелен в Нью-Йорке партнером по карточной игре.

27 апреля 1951 года в нью-йоркском районе Бронкс родился гитарист "Кисс", Пол Фрехли.

Из последних новостей. Помните 1969 год, пластинку "Je t'aime", с выразительными ахами-вздохами на фоне мелодии электрооргана? Записали ее Джейн Биркин, актриса и певица со своим будущим мужем Сержем Гизбургом. Гинзбург умер, а Джейн Биркин на прошлой неделе в Букингемском дворце вручали награду - орден OBE, Order of British Empire - Орден Британской Империи. Понятно, что империи никакой давным-давно нет и Орден, поэтому, носит немного призрачный характер. О Биркин газеты пишут вскользь, журналистский прожектор нацелен на певицу Шаде, тоже получившую орден. Критики, за неимением лучшего слова, окрестили ее "джазовой". Популярность Шаде оценивается в конкретную цифирь - 30 миллионов пластинок. Шаде родилась в Нигерии, поэтому, принимая награду во дворце, она толкнула речь: я, мол, посвящаю эту награду всем черным женщинам Англии. Вы можете представить, чтобы Арнольд Шварценеггер, принимая очередную кинонаграду, посвятил бы ее всем чистопородным немцам Америки? Или Сэр Малкольм Рифкинд, консерватор и бывший английский министр обороны, при посвящении в рыцарское звание с пафосом посвятил бы его всем литовским евреям? Нет, господа, мы любим Шаде за ее красивые заунывные песни, а цвет кожи тут абсолютно не при чем.

Кстати, о сэрах. Наш титулованный аристократ от рок-н-ролла, Пол Маккартни, с огромным успехом гастролирует по США. Всего объявлено 23 концерта в 19 городах, билеты на все концерты продались за полчаса. У Маккартни куча поклонников, которые ищут выход своим чувствам, создают веб-сайты. Самый крупный из них -- www.macca-central.com насчитал в феврале этого года два с половиной миллиона посещений. От концертов Сэра Пола критики в восторге. Иные говорят, что его выступления поднимают дух Америки, упавший было после событий 11 сентября подобно тому, как "Битлз" в 1964 году впервые гастролируя по Штатам, вселяли в американцев радость жизни, слегка потухшую после убийства президента Кеннеди.

В известнейшей "Пинк Флойд" был басист Роджер Уотерс. Отца своего он никогда не видел, тот не вернулся с войны. Как бы компенсируя эту душевную травму, Роджер рос напористым парнишкой, играл в регби за сборную колледжа. То есть, условно говоря, если плечом толкнет, то мало не покажется. Ну и характер у него -- трудный такой. С друзьями перессорился, долго по судам их таскал - имя "Пинк Флойд" поделить не могли. Роджер мыслит глобально и любит устраивать большие концерты в исторически важный момент в исторически важном месте. Скажем в Берлине, у стены, сразу после ее разрушения. Или вот, на прошлой неделе дал концерт в Ливане, в Бейруте. А там - военная обстановка. Над шеститысячной аудиторией летали израильские вертолеты. Уверен, что среди вертолетчиков немало поклонников "Пинк Флойд" вообще и Роджера Уотерса в частности.

И, наконец, на прошлой неделе мы сообщали об аукционе, на который Йоко Оно выставила фотографию, сделанную сразу после смерти Джона в 1980 году. Всего существует 6 таких снимков, один у самой Йоко, четыре - у близких друзей и вот последняя, шестая фотография на благотворительном аукционе 17 апреля продалась за 8 813 фунтов. Цифра не круглая, что наводит на мысль: видимо, последние прибавки цены на аукционной битве шли с повышением - ну буквально по рублю.

На этом рок-хронику закончим, вернемся к нашему рассказу.

  Музыка Rush      

В январе 1975-го, отгуляв Рождество, "Rush" вернулись в знакомую "Sound Studios". К этому времени их первый альбом стал самой успешной дебютной пластинкой на фирме "Mercury". Ребята переплюнули даже самих "Bachman Turner Overdrive", я имею в виду их первый диск. Вспомним, что "Rush" записали ту пластинку всего за 8 часов, ночью после концерта, а микширование и сведение продюсер Терри Браун сделал всего за три дня. Далее, барабанщик Джон Ратси, покинувший группу, был поэтом-словоплетом. С его уходом писать стихи стало некому, по необходимости этим одно время занимался Гедди Ли. И тут на счастье пришел Нил Перт, который стал, так сказать, либреттистом группы. Он привнес в стихи песен аллюзии и ассоциации, слова и идеи почерпнутые у своих любимых писателей. Вспомним, что середина семидесятых была периодом повального увлечения полусказочной мистикой. Тот же толкиеновский "Властелин Колец", ныне реализованный на широком экране, тогда был книгой более или менее избранного круга. Нил Перт, несомненно, к этим людям принадлежал. Книжки он читал особенные, не такие как все. Тут самое время вспомнить Эйн Рэнд, загадочную русскую писательницу. Она родилась в Петрограде, эмигрировала в США и стала там драматургом, романистом, сценаристом... Что? Почему в мужском роде? Ну, хорошо - драматургессой, романисткой, сценаристкой. Насмотревшись в детстве ужасов революции, она ко всяким социалистическим лозунгам относилась с большим подозрением. В то время как немалая часть американского и европейского рабочего класса с любовью и сочувствием относилась к СССР, считая, что только там рабочего человека по настоящему уважают, Эйн Рэнд заняла противоположную позицию. В ее знаменитом романе "Anthem - Гимн" действие происходит в тоталитарном государстве, в закрытом городе. Власти объявили, что всякое понятие индивидуальности больше не существует, есть только общество, коллектив. Есть "мы", а слово "я" вообще не должно произноситься. И конечно же, два главным героя, делают открытие - они личности, несмотря ни на что. Они ведут свою особую лично-индивидуальную жизнь вне коллектива и все такое прочее. Нил Перт увлекся этой книгой, потому что эти идеи были ему созвучны. Как ни странно, Америка 50-х годов была не менее, а может даже и более коллективным обществом, нежели Советский Союз. В Америке это происходило без принуждения, стихийно. В американской провинции, в глубинке, до сих пор так. В этой атмосфере всеобщего равенства за воскресным шашлычком Нил Перт осмелился утверждать, и повторял это многократно, - что не верит во всеобщее равенство, ибо для него совершенно очевидно, что люди не равны. Что только ему не приходилось выслушивать, какие нападки он перенес! Нила обзывали экстремистом, даже фашистом, но он держался крепко. Подобная философия скрипачу, или трубачу наверняка бы повредила. И тот и другой вынуждены играть в группе себе подобных. Но барабанщику -- барабанщику индивидуалистом быть не только можно, но и нужно. Вот он сидит в одиночестве, на высоком постаменте, безжалостно лупит палками по шкурам, держит ритм, создает энергетический пульс, на который нанизываются гитарно-вокальные кружева. Нет, господа, барабанщику нельзя быть размазанным либералом!

  Музыка Rush      

Вернемся в 1975 год. Второй альбом "Rush", "Fly By Night - Полеты по ночам", вышел в свет в Северной Америке 15 февраля 1975 года, и примерно в то же время ребята отхватили свою первую музыкальную премию. Она называлась JUNO, примерно соответствует американской "Грэмми". Группа "Rush" стала победителем в категории "лучший новичок". Естественно, в Канаде о них много писали, фотографировали, снимали. Но эта новая волна известности, докатившись до канадских границ, уходила в песок без следа. Южный сосед Канады, Соединенные Штаты, новейшие достижения в области канадского искусства не видели в упор. Я вот вас для примера спрошу - знаете ли вы самую популярную группу Финляндии? Нет? Ну, то-то.

Впрочем, ни музыканты, ни их менеджеры на какую-то бесплатную, незаработанную славу и не рассчитывали. У них уже была выработана трудовая формула успеха. Гитару подмышку, рюкзак на плечо -- и вперед, в дальний поход месяцев на 9, концертиков на двести. После такого марш-броска устраивали передышку, а потом на пару месяцев залезали в студию -- писать следующую пластинку. В те гастроли 1975 года первые месяцы выступали на разогреве у "Аэросмит" и "Кисс". Лишних денег не было, с концерта на концерт переезжали на машине. Машину взяли в Торонто напрокат, попросили не надолго, на несколько концертов. Когда автотранспорт вернули, на спидометре накрутилось почти 20 тысяч километров, а вид у машины был такой, будто она все это время участвовала в автопробеге по бездорожью. Выступления "Rush" проходили хорошо, но игра на разогреве -- это все же не то. Вернувшись домой в начале лета 1975-го, они отправились по Канаде на собственные гастроли. В родном Торонто сняли самый большой 4-х тысячный зал "Massey Hall" -- записи, сделанные на том концерте, мы и проигрывали на прошлой и позапрошлой неделе. В июле 1975-го "Rush" приступили к записи третьей пластинки "Caress of Steel", которую без промедления и выпустили в сентябре 1975-го.

  Музыка Rush      

Структура рок-н-рольной песни известна: вступление, два запева, припев, опять запев, еще один куплет, потом инструментальное соло, третий куплет, еще немного пошумели и - конец. Даже человек, не искушенный в композиции, прослушав подряд несколько песен, ощутит какое-то структурное однообразие. Чтобы показать, что ты умеешь мыслить шире, что в состоянии писать с размахом, на широком полотне, развивать и сплетать музыкальные темы, прописывать композиционную светотень, короче - чтобы показать, что ты музыкант с большой буквы М - для этого нужны сочинения крупного формата. На третьей пластинке одни из ее виниловых сторон не делилась, как обычно, на дорожки, а отражалась единым куском, как какая-нибудь симфония. Композиция называлась "Fountain of Lamneth - Ламнетский Фонтан". Тут была и аллегория, и мифология, и лирика. Нил Перт постарался, придумал слова, а потом сотоварищи наполнил их музыкой, дабы все увидели, что группа "Rush" - это вам не просто хайром трясти под рычанье гитар. Конечно, музыканты ничего не пытались доказать, они просто делали то, во что верили, но доказать все равно получилось. Сразу после выхода третьей пластинки опять поехали на американские гастроли, опять на разогреве у знаменитостей, но на этот раз публика, приходившая на концерты, глядела на "Rush" другими глазами, не как на принудительный номер, а как на нечто самоценное, Кое-где их уважали и превозносили не менее чем главных гастролеров. Пошла слава и по заграницам. Особенно в Германии, Швеции и Голландии. В Японии даже фан-клуб появился. К марту 1976 пластинка "Fly By Night" получила золотой статус в Канаде. И вот, на этом приятном ощущении успеха мы здесь наших героев пока и оставим.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015