РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

27 апреля 2002: Rush - 4

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Всякий раз, когда называли отщепенцем и клеветником, вспоминались мне пионерские годы. Активист, член совета дружины. Голубей мира лобзиком из фанеры выпиливал. Любимое музыкальное произведение было - "Песня французских докеров". Редкая вещица, сейчас ни в каком яндексе с рамблером ее вы не найдете, поэтому...

  Музыка Песня французских докеров   в исполнении Севы   

В наш пионерлагерь приехали радиожурналисты, меня им выставили, как примерного, журналисты спросили - что бы я хотел услышать по радио. Я назвал. В назначенный день, исполненный трепетного волнения, вместе со всем отрядом уселся у приемника - и что же? Вместо революционных докеров мне завели какую-то бадью про плавание под парусом, к тому же на эстонском языке. Тут-то и зародились у меня первые сомнения. Слушая потом через много лет в концерте по заявкам полонез Огинского, всегда подозревал, что заказали на самом деле "Дым над водой" Deep Purple.

А вот из современной западной жизни: одна английская журналистка проделала исследование местных музыкальных станций в разных странах. Их - тьма тьмущая. Выясняется, что 80% этих станций играют один и тот же репертуар, так называемый софт-рок - Бон Джови, Стинг и прочая, т.е. тех, о которых журналисты пишут редко, критики их обходят стороной, а население планеты живет и трудится под их бодрящие звуки. А станции гоняют и регулярно рапортички заполняют. И хоть платят по копейке, со всего мира набегает. Посчитано, что Стинг за свою песню "Every Breath You Take" только в месяц получает 25 тысяч зелеными. И выходит, что радетели хорошего вкуса заводят для народа полонез Огинского, а он идет в свой подвал и врубает "Дым над водой". Но нас сегодня в этом не упрекнешь, мы сегодня играем то, что хочется молчаливому большинству. Мы продолжаем рассказ о музыке немодной, но добротной, то, о чем человечество помнить не будет, но с другой стороны, не забудет никогда.

Заглянем в рок-хронику.

29 апреля. 35 лет назад, в 1967 году, подпольная лондонская газета "International Times" устраивала "Цветной фестиваль мечты 14-го дома" в парке на севере Лондона. "Пинк Флойд" были заявлены главными выступальщиками, время их появления на сцене пришлось на восход солнца.

29 апреля 1949 года на юге Лондона родился Фрэнсис Росси, гитарист и вокалист из "Status Quo". Ему нынче 53.

1 мая. 35 лет назад, в 1967 году, Элвис Пресли женился на Присцилле Бьюли. Свадьба состоялась в отделе "Алладин" в Лас-Вегасе. Гуляли с размахом - один свадебный торт обошелся в три с половиной тысячи долларов, по нынешним деньгам - это тысяч 15 минимум.

2 мая. В 1950 году в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, родился Лу Грамм, вокалист "Foreigner".

3 мая. В 1928 году в штате Джорджия родился Джеймс Браун, король ритма, блюза и фанка. На своих концертах применял мелкую технику ножной хореографии, очень ловко сучил ногами. Подозреваю, что знаменитый танец на ринге боксера Мухаммеда Али позаимствован именно у Брауна, тем более что Браун сам бывший боксер и балет у него тоже оттуда.

Помните Мэри Хопкин и песню "Дорогой длинною"? Она родилась в Уэльсе в 1952 году, нынче ей 50.

Из последних новостей. Начнем с сообщения, оставленного в гостевой книге на нашем сайте seva.ru. Виталий Шевченко пишет из Киева-Запорожья.

Думаю, все, кто надо, уже знают о смерти вокалиста Alice In Chains Лэйна Стэйли, а кто не знает, тем, наверное, и не интересно. Я бы, наверное, и слыхом не слыхивал об этой группе, если бы не одни "Рок-посевы" в 1994 году, в которых обозревался ее альбом "Jar Of Flies". Помнится, Сева сказал что-то похвальное насчет голоса вокалиста: вот, чувствуется как минимум консерваторское образование, мол, многие часы сольфеджио прошли не зря. Пришлось разыскать кассету, послушать.

Вокал действительно впечатляет (особенно как для грандж-группы), вот только никакого упоминания хотя бы музшколы в биографиях Стэйли лично мне найти не удалось. Закралась мысль, что музыкальный мир потерял самоучку немалых способностей. Если кому попадется в руки эта самая "Банка с мухами", от всей души рекомендую послушать - вокалист был высокого уровня, земля ему пухом.

Конец цитаты. Я отыскал программу о которой говорит Виталий. 11 марта 1994 года, короткая выдержка оттуда:

Второй альбом назывался "Dirt - Грязь", там говорилось о наркотических переживания, что неудивительно, потому что Лейн Стейли от этого дела страдал". Эта виниловая пластинка у меня в руках. В заглавной композиции Dirt Лэйн Стейли придумал такие слова:

Не помню, чтоб я был так зол
Совсем пропал самоконтроль
Хочу, чтоб ты убил меня и закопал
Ведь жить мне надоело.
Кому плевать на жизнь, тому и жить не стоит
И слишком долго я скрывал вранье от самого себя
Хочу почувствовать во рту вкус грязной пушки
Конец железного и кислого ствола на языке...

Удивительно даже, что после таких слов, несомненно искренних, автор их прожил еще целых десять лет.

  Музыка Alice In Chains   Dirt   Dirt LP

Тело Лэйна Стейли было найдено 19 апреля в его квартире в Сиэттле. Смерть наступила, скорее всего, двумя неделями раньше, то есть умер он где-то 5 числа, но сразу его никто не хватился. Друзья по группе выпустили совместное заявление, где говорят про покойного всякие хорошие слова.

Да, господа, одни уходят из жизни, а другие не покидают рок-н-ролльной битвы всем смертям назло. По MTV в Англии и Ирландии 19 мая начнут показывать документальный телесериал "The Osbournes", про Оззи Осборна и его семью. Киношники установили в доме Осборнов на юге Калифорнии 55 скрытых камер и в течение шести месяцев не щадя пленки снимали все, что шевелится. Нарезанная из этих кадров телесерия побила на американском музвещании все рекорды популярности. Недруги могут сказать, что Оззик стал собственной пародией, превратился в героя мыльной оперы, но пусть-ка они попробуют эти вопросы самому Оззи задать - он ответит так, что мало не покажется!

Известно, что музыкальные клипы придумали для того, чтобы режиссеры могли свободно самовыражаться без всякого сценария. Что в голову взбредет, то и снимаю. Но даже при такой свободе творчества придумки для клипов стали иссякать, новые идеи приходится черпать из жизни, из новостей. Для своего последнего сингла "Without Me" Эминем взял напрокат костюм Осамы Бин Ладена (не его самого, тот два метра ростом, а в его стиле), главы организации "Аль-Каеда", которая, как полагают, устроила в Америке налет на небоскребы 11 сентября. Если учесть, то тогда при устрашающих обстоятельствах у всех на глазах погибло несколько тысяч отборных специалистов и нанесено ущербу на сотни миллиардов, такая выходка Эминема превращает высокую трагедию в низкий фарс. Но, с другой стороны, Эминем, юноша сердитый, хочет таким макаром продемонстрировать свои чувства к своей империалистической родине.

На этой неделе английская группа "Оазис" выпустила одиночную пластинку "The Hindu Time" и угодила сразу на первое место хит-парада. За неделю разошлось 116 тысяч дисков и "Оазисы" спихнули с первого места засевшего там на целых четыре недели поп-идола Гарета Джонса.

В этом году с 28 по 30 июня пройдет фестиваль в Гластонбури. Его не проводили в прошлом 2001 году из за того, что в 2000-м на фестивальную поляну без билетов прорвалось почти сто тысяч человек, создалась опасная неподконтрольная ситуация, местные власти занервничали и отказали в разрешении. В этом году организаторы тратят миллион на какой-то особый неподкопно-неперелазный забор, которым будет ограждено все пространство. 100 тысяч зрительских билетов уже распроданы, остальные 40 тысяч пойдут гостям, работникам фестиваля, общепиту и разным коробейникам, которые на фестиваль съезжаются целыми тучами.

На этом рок-хронику закончим, вернемся к нашему рассказу о группе Rush.

  Музыка Rush      

На прошлой неделе мы оставили наших героев весной 1976 года, их второй и третий альбомы "Fly By Night" и "Caress of Steel", вышедшие в прошлом 1975-м, неостановимо наращивали тиражи. В Канаде "Fly By Night" получил золотой статус, да и "Caress of Steel" уже достигла отметки в 40 тыс. Здесь я отвлекусь и вспомню 1962 год, "Битлз" прослушиваются на фирме "Декка". Декковский худсоветчик, профессионал, эксперт, специалист, авторитет - отвергает "Битлз", потому что "гитары скоро уже выйдут из моды". Он конечно прав, прошло сорок лет, гитары все выходят и выходят из моды, да все никак не выйдут. Были подобные специалисты и на пути наших героев. В течение 1975 и 1976-го годов им повторяли - тяжелый рок уходит, особенно всякие концептуальные штучки с литературно-философской подложкой. Помню, как-то в мою бытность в Питере я сидел в кафе "Сайгон" с барабанщиком Ломским. Кафе было некурящее, Ломский вертел в пальцах незажженную сигарету. Подошла бабуська с тряпкой и ведром, и ворчливым голосом сказала: "Молодой человек, тут у нас не курють!" Ломский широко и обаятельно улыбнулся и с ласковым энтузиазмом сказал бабуське: "Отлично!!! Вот мы и закурим!!!" Примерно так же поступили "Rush" в ответ на советы критиков-специалистов. Затеяли нечто многозначительное, концептуальное, в стиле, быстро уходящем из моды. Альбом "2112 год" был, несомненно, навеян мрачными футуристами вроде Джоржа Оруэла и, конечно же, любимой Эйн Рэнд. Не знаю, известна ли была ребятам история про "Декку" и "Битлз", но в обществе будущего, в котором властвуют псевдорелигиозные диктаторы, так называемые "Священники Храма Сиринкса", гитары настолько вышли из моды, что превратились в забытое ископаемое. Само общество устроено по принципу логики и пользы. Впрочем, не стану забегать вперед, а сыграю вам одну из композиций с этого альбома. Надо заметить, что весь материал сочинялся на гастролях, поскольку участники "Rush" ни выходных, ни отпусков себе не позволяли. И еще - студийными трюками они решили не увлекаться, поскольку знали, что звучание пластинки им потом придется воспроизводить на своих концертах.

  Музыка Rush      

Итак, 2112 год. Дата, которая в далеком 1975-м представлялась, как какой-то алюминиевый сон Чернышевского. Обществом управляет псевдорелигиозная диктатура. Оговоримся, что в этом смысле Нил Перт, как социальный провидец, не очень ошибся. Цивилизованный деспотизм и логическая целесообразность дают порядок и процветание. Жить хорошо, но скучно, искусство в загоне. Герой находит древний и забытый инструмент, исторгающий неслыханные звуки. Он радостно несет гитару священникам, но те решают, что музыка - нелогична, что от нее никакого проку нет, и уничтожают шестиструнку. Удрученный герой уходит и начинает мечтать о какой-то другой жизни. Под финальные аккорды пластинки раздается громовой голос "ВНИМАНИЕ ВСЕХ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ ФЕДЕРАЦИИ! БЕРЕМ КОНТРОЛЬ НА СЕБЯ! БЕРЕМ КОНТРОЛЬ НА СЕБЯ!" Люди, против которых были направлены аллегорические стрелы Нила Перта, сразу же поняли, в чем дело. Под священниками Храма Сиринкс он вывел всю гуманитарную интеллигенцию, которая из страстного желания гуманистического добра, равенства и справедливости кроит жизнь остальных по своему разумению - и попробуй им возрази! Пример? Да хотя бы политкорректность, придуманная американскими либералами и стелящаяся по европам, как невидимые всепроникающие газы.

  Музыка Rush      

В Италии есть поговорка: "кто в молодости не был коммунистом, у того нет сердца. Кто им остался - у того нет головы". Другими словами, горячая наивная жажда всеобщего равенства и справедливости как этап в развитии человека - очень даже хороши и полезны. Но жизнь потом вносит в юношеский идеализм свои коррективы. Но ведь рок-музыку не для пенсионеров сочиняют! А для молодежи, людей наивных, особенно в Америке. Что такое молодость? Это когда тебя все поучают, поправляют, наставляют, не дают делать, что тебе действительно хочется. Единственный способ иногда сохранить свою личность - отгородиться, найти себе пространство, где тебя не достать, да и сидеть там себе в кайф. Видимо идея пластинки "2112 год" нашла отзвук, задела душевную струну. Альбом не только пошел и стал популярным, но и сегодня, в ретроспективной оценке творчества Rush, цифра "2112" занимает не последнее место. Она стала кодом-символом для посвященных, которые знают, о чем идет речь. Глядя на авиапассажиров, которые в дальнем полете ерзают в своих креслах из-за того, что им хочется покурить, а никак нельзя, или несчастные служащих, которых гонят, как собак, в любую погоду, и они под ветром и дождем тянут там свою цигарку, сталкиваясь со всякими издержками политкорректности по феминизму, расовым делам и прочему, -- невольно вспоминаешь Храм Сиринкса, Нила Перта и его прочуствованную аллегорию на пластинке "2112 год". И ждать-то осталось недолго - всего 110 лет. "Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе!"

Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015