РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

4 мая 2002: Rush - 5

Добро пожаловать на наши рок-посевы. В годы унылого застоя в Отечестве было семь или восемь праздничных дней в году: 7 ноября, 8 марта, Новый Год да Первомай. Нынче народ, в прямом смысле, разгулялся. Январь и май стали наполовину месяцами нерабочими. Мы еще покажем миру, что такое право на отдых! Наша страна опять впереди планеты всей. Производство падает? Не беда, зато растет потребление! А за потреблением, глядишь, и производство потянется. Главное - это моральный стимул. Как говорится, отдохнем так, чтобы работать захотелось! Сегодня мы продолжаем сериал о канадской группе Rush пятой по счету передачей, заглянув в рок-хронику.

5 мая. 35 лет назад, в 1967 году, в американком хит-параде появилась песня Скотта Маккензи "Сан-Франциско", со словами: "Приезжай в Сан-Франциско с цветами в волосах". Эта песня стала гимном, она мобилизовала целое "поколение цветов" (flower generation).

5 мая 1948 года в Бирмингеме родился Bill Ward, барабанщик Black Sabbath

6 мая. 35 лет назад в американском альбомном хит-параде появилась первая пластинка группы Grateful Dead. Она была записана на скорую руку, всего за три дня. Этот альбом стал своего рода культурной визитной карточкой тех самых сан-францисских хиппарей с цветами в волосах.

6 мая. В 1972 году, 30 лет назад, в свет вышла песня Элтона Джона "Rocket Man". Да, господа, время летит незаметно -- как ракета!

8 мая. В 1944 году в Оксфордшире родился Гари Глиттер, урожденный Пол Гадд. Как говорится, гаддом родился, гаддом и остался. Не так давно получил срок за детскую порнографию, найденную у него на компьютере.

8 мая 1955 года родился Алекс Ван Хейлен.

9 мая. В этот день победы 40 лет назад, в 1962 году, "Битлз" подписали свой первый пластиночный контракт с фирмой EMI Parlaphone. Продюсером был назначен Джорж Мартин.

10 мая. В 1946 году в Глазго родился Донован, урожденный Донован Лейч.

10 мая 1957 года родился Сид Вишес, басист из Sex Pistols, ныне давно уже покойный. Ему и сейчас было бы только 45.

Вокалист U2 Боно справит нынче свое 42-летие, он родился 10 мая 1960 года.

11 мая. В 1981 году, 21 год назад, во сне умер Боб Марли, некоронованный король реггей.

11 мая 1941 года в городе Уокер-он-Тайн родился Эрик Бердон, основатель и вокалист The Animals

Из последних новостей. Первое мая в Англии - рабочий день. На этот день намечено было проведение аукциона "Кристи" в Лондоне. Один из лотов, выставленных на продажу, представлял из себя листок со стихами к песне "Hey Jude", которую, как известно Пол Маккартни посвятил сыну Джона Леннона, Джулиану, тогда маленькому мальчику, который очень переживал развод родителей. Эксперты подтвердили подлинность листка. Стоимость его от этого очень поднялась, и этот кусочек бумажки с не очень ровно накарябанными словами должен был уйти за 80 тысяч фунтов. Был бы автор песни - покойным, был бы он человеком, ушедшим в мир иной, так бы оно, наверное, и произошло. Но Сэр Пол Маккартни жив и здоров. До него дошли известия о предполагаемой продаже, он немедленно подал иск в Верховный Суд и по решению суда продажу приостановили. Задались, во первых, естественным вопросом - кто продает? Владельца листка зовут Флорен Тессиер. Он утверждает что еще году в 1971 или 1972, будучи студентом, он купил эти каляки на лондонской барахолке Портобелло-роуд. Говорит, что не верил в подлинность, пока не снес шесть лет назад эту бумажку на аукцион "Сотбис" на экспертизу. Как все это вообще могло произойти? Маккартни говорит, что в его доме была квартирная кража. Влезли, скорее всего, поклонники, потому что ценных вещей не взяли, а потаскали мелочи на сувениры. Стихи к песне были среди них. Причем, это была не окончательная версия, дошедшая до нас, а вариант промежуточный, незавершенный. Что, конечно, только добавит ценности предмету. Сейчас, по прошествии более трех десятилетий трудно во всем этом разобраться и судья постановил - держать бумагу на складе аукциона до выяснения законного владельца - либо по взаимной договоренности, либо по суду.

Интересно, а как Маккартни узнал об аукционной продаже? Откуда у него талант сыщика? И выясняется, что 26 апреля, после концерта в знаменитом нью-йоркском "Madison Square Garden" его торжественно пожаловали в почетные детективы. Полицейское управление Нью-Йорка вручило ему соответствующие верительные знаки и грамоты. Надо заметить, что Пол Маккартни был невольным свидетелем событий 11 сентября, он не остался безучастным, выступал в благотворительных концертах, произносил слова поддержки в телеинтервью, да и на нынешних своих гастролях не забывает он невинно убиенных. Концерты Маккартни в Америке идут с полным триумфом, американская пресса называет эти гастроли "туром года".

Еще про поминки, только веселые. 29 апреля в Ричмондском парке в Лондоне открыта была уникальная мемориальная скамейка, посвященная покойному поэту и вокалисту Иану Дьюри. Скамейка не простая, а музыкальная. В нее вмонтированы солнечные батареи и внутрь встроен плейер в формате MP3. Любой сиделец на этой скамье может нажать кнопку и прослушать соответствующую песню классика панка. Стоит скамья в особом месте парка, который называется "уголок поэтов".

На заседании верховного суда в американском городе Сиэтл 24 апреля продолжалась тяжба за наследие покойного Курта Кобейна. Конфликтующие стороны, это - два музыканта "Нирваны", в которой играл и пел покойный, и его безутешная вдова Кортни Лав. Человек она - золотой, пробу ставить негде. Ее противники утверждают, что она нарочно раздувает скандал, чтобы привлечь к себе внимание. Известно - плохой рекламы не бывает. А дела Кортни, вроде, не так уж блестящи. Вспоминаем, что в 1997 году эти два музыканта и Кортни создали фирму, цель которой была - сохранить и распространить наследие Курта Кобейна. Теперь ее бывшие партнеры договорились до того, что потребовали на суде психиатрической экспертизы веселой вдовы. Взбалмошность ее, вроде, выходит за пределы всех допустимых рамок. Судья отказала, типа - не превращайте мне суд в цирк. На самом деле, юридическим цирком этот процесс уже стал давно, потому газеты и пишут о нем с таким удовольствием.

На этом рок-хронику закончим и вернемся к нашему рассказу.

  Музыка Rush      

Если привязать к веревке камень и раскрутить, то веревка натянется, а рука ощутит желание камня улететь. Камень обладает центробежной силой, а веревка - центростремительной. От противостояния и равновесия этих сил и получается красота вертящегося камня. Некоторых авторов уподоблю этому камню, ибо фантазия сочинителя стремит его вдаль и ввысь от надоевшего центра. Другими словами, творческий человек - это фигура центробежная. Центр разными способами старается удержать автора в каких-то рамках, одному веревку ослабит, другому подтянет, и от этого нередко получался результат с внутренним балансом сил. Немало советских подцензурных писателей, выехав за границу, утеряли эту самую сдерживающую веревку - цензоров, редакторов - стали писать свободно, наотмашь и потеряли при этом внутреннюю сжатость пружины, напор фонтана. Завода мало, воды много. В роке, конечно, нет ни цензоров, ни редакторов, но в успешных группах, вроде "Битлз", эту роль исполняли сами ребята по отношению друг к другу. Был внутренний нелицеприятный худсовет с жесткими рамками. Участники Rush, сочиняя и записывая свой альбом "2112 год", создавали штуку фантазийную, из которой баланс и правда жизни были намеренно изъяты. На первый план выходил полет фантазии - словесной, музыкальной, инструментальной. Закончив пластинку, они почуствовали, что часть мозга, ответственная за творчество, известная в науке как "изобреталка", у них перенапряглась и новых идей не то что не было, о них даже думать было противно. Поскольку по контракту родной фирме нужно было выдавать очередной альбом, решили записать концертник. Местом записи выбрали любимый четырехтысячный зал Мэсси-холл в Торонто. Поначалу запланировали два концерта на 11 и 12 июня 1976 года, но спрос на билеты был такой, что пришлось объявлять и третий концерт. К этому времени пластинка "2112 год" только в Америке разошлась тиражом в 160 тысяч, два первых альбома Rush получили золотой статус в Канаде, группа завершила двухмесячный тур по Соединенным Штатам, дала концерты в 50-ти городах. В день записи природа устроила настоящую металлическую погоду: небеса полыхали молниями, раздавался оглушительный гром, а по крышам барабанил град крупного калибра. Но, судя по записям с этого концерта, Rush превозмогли силы природы, а барабанщик Нил Перт выступал в роли собственного громовержца.

При словах "концертная запись" может почудиться: вот, стоят на сцене люди, играют, а в зале сидит человек с микрофоном, пишет все это на ленту, потом переводит на пластинку и - все готово. На самом деле, все немного сложнее. Даже музыканты из Rush, которые искренне стремились показать на пластинке все как есть, потому что им есть, чем гордиться -- даже они вынуждены были дорабатывать кое-что в студии. Для этого во время концерта все записывалось раздельно: вокал, гитара, бас, по отдельности каждый барабан. С этой многодорожечной записью, именуемой в народе, вульгарно, "болванкою" можно идти в студию и делать звукорежиссуру и сведение, по западному - микс. Перед сведением кое-что можно улучшить или починить. Например, во время концерта в одной из песен у гитариста Алекса Лайфсона порвалась струна. Ну уж такая правда жизни на пластинке, наверное, излишня. Соло перезаписали в студии. Или кое-где, в пылу концерта, Гедди Ли чуть голосом лажанул, или барабанное соло из одного концерта переписали в другой. Пластинка вышла в свет 29 сентября 1976 года и называлсь "All The World's A Stage" - "Весь Мир - Театр". Немного, думаю, было народу среди фанов группы, узнавших в этом названии шекспировскую цитату. Но и барабанщика Нила Перта, литературно обрамлявшего творчество Rush тоже можно понять - что с умищем-то делать?

  Музыка Rush      

На пластинке "All The World's A Stage" подводился творческий итог - это была антология лучшего материала первых четырех альбомов группы. А эти самые четыре альбома, так же как, впрочем и пятый, до сих пор оставались неизданными в Англии. Фирма "Фонограм" эти диски осторожно импортировала и продавла их не тратясь на рекламу. "Фонограм" можно понять: в 1976 году тяжелый металл резко шел на убыль, его особенно ненавидели нарождавшиеся панки. Они в музыкальном мастерстве и композиционной сложности видели выпендреж, умничанье и самолюбование. По счастью, в Англии 1976 года была не одна музыкальная газета, как сейчас, а три. Кроме NME, были "Мелоди Мейкер" и газета "Саундз", тяготевшая к рок-железу. В этой газете работал журналист Джеф Бартон. В ноябре 1976-го, прослушав концертный альбом All The World's A Stage, в своей реценции дал ему высшую оценку - пять звезд. Еще и приписал: "Rush - это, наверное, лучшая неоткрытая группа на сегодняшний день. Слушайте ее прямо сейчас!" Дома, в Канаде, такие советы были не нужны. К концу 1976-го альбом "All The World's A Stage" стал золотым, да и гастроли по Канаде и США вычерчивали кривую роста. Скажем, в Чикаго в предыдущий приезд на концерт пришли 1400 человек, а в декабре 1976-го набилось 4 тысячи, и билеты раскупили за две недели до концерта. Выступлений было столько, что разделить поездки группы на отдельные гастроли в этот период невозможно. Одно наползало на другое. Алек Лайфсон в конце 1976-го сказал :"мы в пути, на колесах, уже четыре года. Иногда выпадает выходной". С успехом первых пяти пластинок росла и уверенность, желание повышать качество продукции. В конце 1976-го были объявлены планы - в середине следующего, 1977-го ехать в Англию, записывать следующую пластинку. Это был, с одной стороны, рискованный, а с другой - тонко продуманный шаг. Но об этом -- уже в следующий раз.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015