РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

1 января 2009: Лучшие альбомы 2008 года - 1 (Radiohead, Amy Macdonald, Scouting for Girls, Adele, Jack Johnson, Amy Winehouse, Duffy, REM, The Kooks)

Добро пожаловать на наши ежегодные рок-посевы. Передача наша, как зимний кактус, цветет раз в году, но при этом остается культурой многолетней, тридцать-с-половиной-летней, если быть точным. Мы с вами в эти выделенные два часа, в лучших языческих традициях, справим праздник рок-н-ролльного урожая ушедшего года.

Начнем с января, когда выше всех озимых поднял свою разноцветную головку альбом группы Radiohead "In Rainbows". Рождался он долго и с трудом. Первые походы в студию начались еще в феврале 2005, с августа студийные сессии стали регулярными, как заводская смена на нижегородском автозаводе, и результаты были примерно такими же. Мучительный процесс созидания банда делила со своими фанами на блоге Dead Air Space, оттуда мы и знаем, что виноватым оказался их старый продюсер Найджел Годрич, который, якобы, не стимулировал. Новый продюсер, Марк Стент тоже не выжал воды из камня и "Радиохеды" решили махнуть на гастроли. Рецепт оказался удачным — не нужно было выдавливать из себя креатив, вновь стать беззаботными и безответственными как подростки. Любой психолог вам скажет, что истоки творчества лежат в возврате в детство, просто не у всех взрослых это получается. В поездке обкатали новые песни и в октябре 2006-го, то есть полтора года спустя, поехали в город Марлборо, что в графстве Уилтшир, записываться в полузаброшенном барском поместье. Понятно, сразу все не получилось, но процесс пошел, так что к апрелю следующего 2007-го вокалист Том Йорк поведал в блоге, что материал готов к худсовету. Понятно, что автор писал не в стиле армейского боевого листка, нужно было делиться мотивацией, мечтами, кошмарами. «Стихи вышли из страха без имени, знаете – застрял в пробке, а сам думаешь — ведь мне надо было делать что-то совсем другое... Или вдруг охватит паника — я же, блин, когда нибудь умру! Например, пойду на пробежку, а у меня инфаркт!». Конец цитаты.

С точки зрения менеджеров группы, страх этот имеет вполне конкретный корень. Пластиночный контракт с фирмой EMI у "Радиохеда" закончился после выхода их шестого альбома "Hail To the Thief" еще в 2003 году. Сам Йорк на это намекал в своем блоге: «Мы хотели бы вернуться в старую добрую фирму, к джентльменам, которые на самом деле производят вооружение, а к музыке относятся, как к побочному занятию, и не очень озабочены тем, что скажут акционеры». Другими словами, встал вопрос — как донести музыку до покупателя. Решение приняли революционное — продавать сначала только через интернет, без фиксированной цены, кто сколько даст, договорились с английской фирмой PacketExchange с тем, чтобы обойти стороной сетевые серверы общего доступа и выложили песни на своем сайте 10 октября 2007-го. Забегая вперед, скажу, что эксперимент, в общем, получился. Были, конечно, такие, что платили ноль рублей ноль копеек, но средняя цена после трех месяцев скачивания составила 4 фунта стерлингов за альбом. Поскольку веб-сайт не зарегистрирован для участия в хит-параде, да и по другим причинам, вскоре издали и компакт-диск по лицензии с разными фирмами грамзаписи, в зависимости от страны и части света. Работы, конечно, невпроворот, поэтому ностальгия Тома Йорка по «джентльменам, производящим вооружение», вполне понятна. А джентльмены, полагаю, вздохнув с облегчением, принялись отливать совсем другие музыкальные пули.

  Музыка Radiohead      

В конце января на верхней строчке списка альбомов была Amy MacDonald с диском "This is The Life". Ну, фамилия артистки до боли знакома: мы вычитывали ее с красных вывесок знаменитой котлетной, которая принесла американский образ жизни во все уголки планеты. Хочу сообщить, что все в мире Макдональдсы — однофамильцы, а фамилия сама — шотландская. В данном случае — из Глазго. Биография у Эми коротенькая, как у Буратино, поэтому даже незначительные ее подробности для нас сегодня важны. Например, в день 12-летия бабушка дала ей 10 фунтов, но вместо того, чтобы истратить деньги на мороженое, Эми купила компакт группы Travis, альбом The Man Who. Отец Эми когда-то собирался играть на гитаре, из этих намерений ничего не вышло, но инструментами обзавестись он успел, и на этих отцовских гитарах и начала бренчать дочурка, до всего дошла сама, подбирая по слуху. Закончив школу, пошла в университет, на социологию с географией. И тут надо бы сказать несколько слов о Глазго. Город хулиганистый, но дружный, не слишком большой, но и не слишком маленький. Молодым дают дорогу, например, в популярных кафе регулярно делают вечер «открытого микрофона», там и заприметили нашу Эми, руку дружбы подали, повели с собой. После полугода работы с лондонскими продюсерами, она получила издательский контракт на свои песни с Warner Chappell и пластиночный с Vertigo, которая опекает Razorlight и The Killers. И наконец — слух, музыкальность, воображение у человека есть его внутренняя жизнь, или, коротко, внутренность. Это у Эми все есть, но у нее есть еще и внешность, что для поп-музыки очень важно.

  Музыка Amy Macdonald      

Помните пионерское "будь готов! — всегда готов!" Этот лозунг, как впрочем и почти все остальное, были заимствованы у движения бой-скаутов. Основал его генерал-лейтенант Баден-Пауэлл, армейский разведчик, по-английски scout, который много лет собирал приемы жизни в диких условиях. В 1907 году вышла его знаменитая книга Scouting For Boys, в которой мальчиков учили разводить костер под дождем, ставить палатку, вязать узлы и крепко дружить, потому что, как мы теперь знаем, в разведку не с каждым пойдешь. Прошло сто лет, скаутские организации по-прежнему существуют, но в наш испорченный век название классической книги Бадена-Пауэлла можно понять в меру новой испорченности — с намеком на голубизну с несовершеннолетними. Название лондонской инди-банды Scouting for Girls явно заимствует из популярного исторического источника, но носит более невинный характер. Группа сформировалась в 2005 году, в феврале 2007 подписала контракт с фирмой Epi, входящую в структуру Sony BMG, и эта корпоративная мощь не дала ребятам погибнуть в неизвестности. Их первый альбом разошелся тиражом в 700 тысяч, и получил двойной платиновый статус, поднялся на вершину хит-парада и удерживался там две недели в конце января -- начале февраля.

  Музыка Scouting for Girls      

С почетного первого места скаутов потеснила девушка Адель, полное имя Адель Лаури Блю Адкинс. Родилась 5 мая 1988 года на севере Лондона, в Тоттенхеме и, стало быть, на момент нашего о ней рассказа полного совершеннолетия еще не достигла. Адель — хороший пример того, как новая технология и пластиночная промышленность заботятся о новых талантах, пусть не бескорыстно, поскольку они этими талантами питаются, но при этом польза получается всем – и артисту, и народу, и слушателю. Еще в школе Адель начала выступать на самодеятельных вечерах, естественно, размышляла над имиджем. Пошла однажды в магазин грампластинок — посмотреть на обложки, набраться идей, наткнулась на диск Эллы Фитцжеральд и купила его -- ну, прическа понравилась. Пластинка валялась нерапечатанной, потом Адель устроила генеральную уборку, нашла ее и решила послушать. Как она теперь говорит, Элла на нее очень повлияла, хотя я, честно говоря, в пении Адели влияние великой Фитцжеральд не уловил. Слышна там Нора Джонс или Эми Уайнхаус. С последней все понятно – девушки учились в одном заведении. В 1991 году на юге Лондона, в Кройдоне, в рамках правительственной программы городских технических и специальных колледжей открылась Школа Исполнительских искусств и технологии. У нее были свои студии, концертный зал, балетные классы и так далее. Фонд пластиночной промышленности стал спонсором. Еще бы, не надо лазить по заплеванным клубам, раз в год пришел, отобрал лучших выпускников — и вперед. В Кройдонской школе учились Эми Уайнхаус, Кейти Мелуа, Леона Льюис, Кейт Нэш и другие ныне известные люди. Адель быть может там и приметили, но сразу в звезды не позвали. Я думаю, она недаром по пластиночным магазинам ходила свой имидж улучшать. Издалека в свои 20 она выглядит на 40, и только приблизившись, понимаешь, что она молода и свежа лицом. Есть некоторая проблема веса, но в наши дни среди английских девушек это так часто встречается, что стало почти нормой. Есть анекдот – составили список полезных человеку продуктов и в нем сосиски оказались ниже сигарет. Другими словами лучше покурить, чем позавтракать на завтрак сосиски. Человек, полный сосисок, смутно понимает — что то не так, и, если он сочиняет и поет, то и песни у него получаются с душевным надрывом. Рождается блюз разбитого сердца.

Альбом Адель называется Adele 19, он был на вершине списка в феврале. Певицу номинировали на премию «Грэмми» в четырех категориях, вручать их будут 8 февраля 2009 года, тогда и узнаем.

  Музыка Adele   Chasing Pavements   Adele 19

В конце февраля на первом месте был альбом Джека Джонсона Sleep Through the Static — «Сон под статический шум». Джек Джонсон для артиста — имя не самое подходящее, вроде Иван Петров, их много. В списке исторически известных Джеков Джонсонов есть знаменитый боксер, хоккеист, ковбой-бандит, блюзовый музыкант, актер, теннисист. Наш Джонсон носит свою фамилию с гордостью, отец его Джефф Джонсон — известный спортсмен, чемпион по серфингу. Папа и сына так воспитал, с пяти лет водил его на океанский пляж на Оаху, Гавайские острова, приучал ловить набегавшую волну. К 17 годам Джек собирался идти в профессионалы, но произошел несчастный случай — волной его ударило о камни, он выбил себе два передних зуба, попал в больницу, где ему наложили 150 швов и оставили на несколько недель лечиться. На гитаре он играл с 14 лет и в больнице от вынужденного бездействия начал размышлять о жизни, писать стихи и сочинять песни. Как он сам шутит, сильный удар по голове заставил его рано повзрослеть. После школы Джек поступил в Калифорнийский университет на кинофакультет, который успешно закончил. В университете завел разные музыкальные знакомства, результатом стала его первая пластинка Brushfire Fairytales — «Сказки Лесного пожара». Последний альбом Sleep Through the Static – пятый по счету, записан в Лос Анджелесе, в студии, которая целиком питается от солнечных батарей на большой плоской крыше. Пластинка поставила рекорд по скачиванию, за первую неделю ее купили в сети 139 тысяч слушателей. Заглавная песня Sleep Through the Static содержит поэтические намеки на протест автора против иракской войны.

  Музыка Jack Johnson      

В марте на первую строчку всплыла непотопляемая Эми Уайнхаус. Жизнь по ней бьет из всех орудий, а она, как гордый «Варяг», не сдается. А в марте так и вообще побеждала с триумфом. Шутка ли, отхватила сразу пять престижных премий «Грэмми», и это в 24 года! Надо срочно в Лос Анджелес, на красный ковер, а ее не пускают. Не дают визу, поскольку замечена в употреблении наркотиков. Американскую правительство печется о нравах народа и не хочет чтобы на него плохо влияли иностранные певицы. Из авторитетных источников известно, однако, 112 миллионов американцев от 12 лет и старше хотя бы раз в жизни попробовали наркотики, поэтому было ясно, что приезд британской девушки, пусть даже и курящей, мораль страны за пару дней не обвалит. В последний момент это поняли, но было поздно, Эми благодарила академию по видеосвязи из лондонского отеля. Фирма грамзаписи к такому повороту событий была готова, известный альбом Эми, Back to Black выпустили в шикарном варианте Де Люкс, он и вышел на первое место.

Восстановлением здоровья запутавшихся во вредных привычках занимаются реабилитационные клиники, которые в народе называют коротко Rehab. На пластинке Эми Уайнхаус есть хорошая авторская песня с таким названием, в которой выражено отношение артистки к местам медицинского заключения.

  Музыка Amy Winehouse   Rehab   

Во второй половине марта, две недели подряд, на первом месте была певица Duffy с альбомом Rockferry. Пластинка разошлась тиражом в 4 миллиона по всему миру, поэтому говорить о ней надо с уважением. Причина успеха, как я понимаю, в том, что Даффи умеет петь, не стараясь при этом быть знаменитостью, ведет себя естественно, даже скромно. Aimee Ann Duffy родилась 23 июня 1984 года в Уэльсе, там и росла. Валлийский язык у нее родной, а английскому училась, примерно как мы с вами. Это ей скоро пригодилось, поскольку родители разошлись и она с матерью и сестрами переехала в английское графство Пемброкшир. Мать вскоре вышла замуж, отчима звали Филип Смит. Филип оставил свою прежнюю жену, и та, снедаемая жаждой мести собрала три тысячи фунтов и заказала своего бывшего. Об этом узнали (может сам киллер сообщил), убийство не состоялось, а бывшей супруге за злодейский умысел дали три года. Детей полиция временно поместила в детский дом для безопасности. Даффи вспоминает об этом без удовольствия. Петь начала с раннего детства, с 6 лет, носила с собой записную книжечку, куда аккуратно заносила слова песен. Участвовала в школьном хоре, но ее оттуда попросили – очень голос громкий. В 15 лет решила вернуться на родину, убежала от матери и отчима к отцу в валлийскую глубинку, пела с местными группами. В 18 лет поступила в Университет, стала президентом студенческого союза. После лекции о выборе профессии откровенно рассказала о себе, попросила совета. «Садись на пособие, милая, и становись певицей» — сказал ей специалист. Что она и сделала. Путь был длинным и извилистым, он в конце концов привел к знакомству с гитаристом Бернардом Батлером из некогда популярной инди группы Suede. Он загрузил на айпод Даффи много правильной для нее музыки соул, а потом помог с материалом и записями. 23 ноября 2007 года она подписала контракт с фирмой A&M Records, известной нам по пластинкам Police, Procol Harum, Susanne Vega, S Club и десяткам других. 3 марта 2008 альбом Rockferry вышел в свет, остальное вы знаете. Чего вы, быть может, не знаете, так это цена за известность и славу. В сентября 2008 Даффи призналась что находится на грани нервного срыва, что серьезно собиралась стать затворницей. Ей страшно, когда люди узнают ее на улице, она боится, что созданный в СМИ имидж может повлиять на нее, как человека. К тому же надо сталкиваться сдругими артистами, а у них свой имидж. Была она как то на вручении премий, за кулисами повстречалась с Джонни Роттеном, бывшим Секс-Пистолетом. Только подошла поприветствовать, как Роттен схватил ее загорло, прижал к стене и говорит «ах ты сука такая» или даже кое что покрепче. Ну Роттена понять можно, ему надо марку держать, но девушке-то, девушке-то каково?

  Музыка Duffy      

Три недели в апреле законным чувством глубокого удовлетворения наслаждались американская REM (Rapid Eye Movements – «Быстрые Движения Глаз»). Шутка ли, в восьмой раз за свою многолетнюю рокенрольню карьеру добивались они заветного первого места в британском списке. Их альбом Accelerate – 14-й по счету. Понятно что при таком объеме креатива наступает усталость творческой железы. Открою вам небольшой секрет – их предыдущий щиск Around the Sun, он выходил в 2004 году, был неудачным в коммерческом смысле. Скажем, если бы я вдруг записал пластинку и она разошлась тиражем в 240 тысяч, я был бы на седьмом небе, но таки показатели для РЕМ – это провал. Вопрос стоял очень серьезно. Вокалист и автор большинства песен Майкл Стайп так прямо и сказал: «Если мы запишем еще один плохой диск – это конец». Конечно, угроза роспуска группы вряд ли может быть полезной для подстегивания творчества, но иные считают, что гитаристов, этих безответственных и взбаламошных людей, только так и можно приструнить, накрутить им хвост со скипидаром. Не знаю уж какой тут рецепт подействовал, только пластинка удалась, тираж ее был вполней приличным и мы можем вздохнуть с облегчением: РЕМ сами себя разгонять не станут.

  Музыка REM      

В конце апреля невесть откуда на первое место взмыла группа Kooks с альбомом Konk. Первое слово тонким знатокам знакомо, второе даже они не знают. У Дэвида Боуи есть знаменитый альбом 1971 года под названием Hunky Dory,что на сленге означает «все в порядке» а на этой пластинке – песня Kooks. Я упоминаю это обстоятельство, как иллюстрацию связи разных поколений рока, преемственность идей и прорастания нового из старого. Konk – это название студии звукозаписи, принадлежащей еще одному герою прошлого Рэю Дэвису, солисту легендарной английской команды The Kinks...

Думаю, мне тут надо остановиться, потому что в головах бедных слушателей от всех этих Кукс, Конк и Кинкс может возникнуть помутнение мыслей. Группа создалась в студенческие годы в южно-побережном городе Брайтон. Первыми их заметили скауты из отдела новых талантов фирмы «Верджин», с ними заключили трудовое соглашение, фирма даже пыталась зарегистрировать название, но выяснилось, что группа с таким названием уже есть, правда далеко, в Швеции, а шведский закон нам не указ, потому как их страна есть нейтральная и совершенно ото всех отдельная. Первая их пластинка Inside In/Inside Out вышла в 2006 году и дошла до второго места в Англии. То есть, для новой и неизвестной команды это очень неплохо. Секрет кроется в личности солиста Люка Причарда. Родился в семье музыканта, его отец выступал с группой 60-х Bob Pritchard and the Echoes. Он умер, когда Люку было три года, невольно оставив сыну в наследство кучу мызыкальных инструментов. В 8 лет он освоил свою первую песню Yellow Submarine, потом стал сочинять свое. После школы поступил в уже упомянутый колледж Исполнительских Искусств, где познакомился и на некоторое время крепко сдружился с Кейти Мелуа, ставшей потом знаменитостью. Потом учился в Брайтонском Институте Современной Музыки, где в 2003 году и создал свою команду The Kooks. Люк Причард – обаятельный юноша с высоким чувством внутренней секреции и здоровым пофигизмом, вроде молодого Лагутенко. Песни его упруги и пузырчаты. Народ их любит.

На этом я хочу проститься до завтра, мы продолжим подведение итогов ушедшего 2008 года.

  Музыка The Kooks      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015