РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

9 апреля 1982: Письма и заявки

Добрый вечер, друзья. Сегодня мы продолжим чтение ваших писем, начатое на прошлой неделе. Я, конечно, понимаю, что две одинаковые программы подряд - вроде как бы непорядок, но люди пишут, часто в нескольких экземплярах, на марки по новому повышенному тарифу тратятся, а то еще и с нарочным за тридевять земель отсылают - и вот оно, сердешное, то гужевой тягой, то паровозом, то еропланом добирается до нас. Такое письмо в дальний ящик бросить - рука не опускается. А письма какие? Вот кое-кто говорит: сами, мол, эти письма сочиняете. Да рази такое сочинишь?

Вот, например, письмо из Москвы:

"Здравствуй, Севушка. Это опять "Жульетта Миллз". Пишем тебе наше двадцать третье письмо номер сорок семь. Для начала отрецензируем твою первую передачу про Рика Уэйкмана. Запомни, Всеволод, что ЗАГЛАВНОЙ может быть только буква, роль же всегда ГЛАВНАЯ. Пожалуйста, следи за своей речью. Ведь ты принадлежишь не только себе, но и мировой культуре."

Оттого, ребята, и выражаюсь так замысловато, что слежу за своей речью. Про заглавную роль я вычитал в многотомном справочнике литературного русского языка, где на букву "З", на триста сорок второй странице написано: "Заглавный, -ая, -ое, относящийся к заглавию, заглавная буква, то же что большая. Заглавная роль - роль действующего лица, именем которого названа пьеса." Для примера приведен отрывок из записок Юрьева: "Давали шиллеровский "Дон Карлос", Дальский дебютировал в заглавной роли." Ну и так далее... Вообще, работая на радио, многие привычные слова приходится по-новому, по-научному выговаривать, помнить, как вы справедливо заметили, что принадлежишь не только себе, но и мировой.

"В целом передача тебе удалась, - продолжают ребята, - по всему видать, что учел наши руководящие рекомендации. Особенно нам пришлось по душе твое положение о том, что истинный талант в любой стране станет баянистом. В связи с этим хотелось бы поделиться некоторыми соображениями. Например: как мы обретаем своё творческое МЫ? В сложнейших антисанитарных условиях, Всеволод, волею судеб мы должны учиться в далеко не музыкальных колледжах, однако, авторитет свой не оброним."

К письму приложен клетчатый листок из тетради, на котором смелой рукой в конспективном плане начертана общая теория рок-н-ролла. Зачитаем несколько пунктов:

"1. генезис рок-н-ролла (от Кроманьонского периода до 1955 года).

2. Рок-н-ролл - форма выражения личности.

3. Рок-н-ролл - надежда молодежи всех стран.

4. Рок-н-ролл как идеология.

Темы семинарских занятий: почему Соединенные Штаты не смогли нести пальму первенства в рок-н-ролле? Проблемы развития рок-н-ролла в центральной и южной Америке, Что такое ЙЕ-ЙЕ-ЙЕ, Панк-рок - антологические и гносеологические корни феномена."

Судя по тому, что листок, вырванный из тетради, и общая теория, а также темы семинарских занятий сильно смахивают на конспект, осмеливаюсь предположить, что исторический труд был написан на политзанятии, а стало быть, время потрачено не зря. Письмо заканчивается словами:

"Прощай, до лучших времен, авось когда-нибудь столкнемся на Филиппинах, а до той поры почаще крути нам группы "Sparks", и "Cockney Rebel".

"Sparks" : "Young Girls"

Продолжается поток приветствий министрам и генералам НАТО, отдельные открытки из этого потока по недоразумению адресованы мне. Олег из города Пенза пишет мне тончайшим чертежным пером, латинской кириллицей:

"Хелло, Сева. Как меня слышно. Ты, конечно, читал "Комсомолку" от 27 января, касательно Би-би-си и "марша мира и протеста". Хочу сказать, что эта пропагандистская статья подорвала в моих глазах твой авторитет, ведь мои точно такие открытки доходили, но обратно ни твоего фото, ни заслуженных альбомов я не получил. Чтобы разгладить мою тоску проиграй для меня "Last Train To London" "Electric Light Orchestra". Представляю разгневанные лица перлюстраторов, обнаруживших мою открытку и негодующих, но хочется надеяться, номер пройдет. Ведь по данным прессы, 600 тысяч таких уже прошло, и набило им оскомину, и может, они мою филькину грамоту отбросят, не посмотрев на оборот - в кучу писем за границу. Прощайте, не скучайте и нам не давайте. Олег."

"Electric Light Orchestra" : "Last Train To London"

А вот письмо из Витебска от Сергея, Он пишет:

"Здравствуй, Всеволод, я долго слушал твои передачи, полный уверенности, что ничего хорошего нашей молодежи они не несут. Вы ловко играете на не сформировавшемся мировоззрении советских школьников, привлекая их дешевыми трюками в виде неудачных политических острот, угадаек с призами и т. д. Я полностью согласен с той частью слушателей, которые осуждают вашу деятельность. В своих передачах вы играете песни, прославляющие мир денег и наживы. Кто из вас включит в свою программу песню "Невидимое солнце", группы "Police". Ведь в ней поётся о том, как ваши английские солдаты топчут ирландскую землю, как затевают вражду между жителями этой страны? Разве осмелишься ты прокрутить песню группы "Whitesnake" "Black And Blue". Очень я хотел бы посмотреть на твое лицо, после того, как ты прочтешь мое письмо."

Дорогой Сережа, прочтя письмо, я посмотрел в зеркало - лицо улыбалось, глаза были понимающими, что ж касается английских солдат, так они для того и топчут ирландскую землю, чтобы вражда между ее жителями, католиками и протестантами, вражда, которая длится вот уж около трехсот лет - не заходила бы слишком далеко. А теперь осмелюсь прокрутить твою заявку - кстати, ответ на угадайку, "Невидимое солнце" группа "Police", ты прислал правильно.

"Whitesnake" : "Black And Blue"

А вот письмо из Москвы, написали его два друга Акакий и Иннокентий:

"Творческий привет, Сева. Письмецо это будет отправлено из Парижа, куда отправляется одна наша знакомая, так оно, пожалуй, надёжнее будет. Передачи твои слушаем давно и с интересом. Бывают получше, бывают похуже, но в целом, надо признать, сделаны они на хорошем уровне. Хотя есть, пожалуй, одно упущение. Как то в тени всё время остаются группы новой волны, а ведь среди них есть очень и очень занятные штуки, совершенно неизвестные у нас. Рассказал бы, например, о "Simple Minds", "Echo And The Bunnymen", "Nine Below Zero" и других очень кстати интересует нас группа "Heebeejeebees", выпустившая пародийную пластинку. Если не трудно, проиграй что-нибудь. Да, помнишь, ты рассказывал, что играешь на саксофоне в группе "Икарус". Так вот в газете "New Musical Express" наткнулись мы на сообщение, что ваша группа то ли выпустила, то ли собирается выпустить рождественский сингл, поздравляем. Кстати, каким тиражом он разошелся? К тому же если вы там ничего крамольного не вякнули, и выступали в нормальном человеческом облике, то глядишь, - лет через десять может покажут вас в новогодней музыкальной программе "Звезды зарубежной эстрады"."

На добром слове спасибо, только навряд. Сингл, или одиночную пластинку, на Рождество действительно выпустили с тайной целью - заработать денег. Но именно по этой причине ничего не заработали. Выбрали красивую песню про любовь, сделали гладкую оркестровку, чисто сыграли - чего вроде бы еще? Ан нет, публика не дура, позолота ей не нужна, подавай ей чистое золото. Впрочем, лучше я вам эту пластинку заведу. Слушайте сами.

Hugh Manson : "How About Us"

Да, но заявка Акакия и Иннокентия была совсем другая: группа "Heebeejeebees". Несколько слов о ней. Прежде всего - это группа пародийная, мишенью для своих, понимаете, насмешек она выбрала "Bee Gees", которых года три назад крутили по радио беспрестанно, как хор Пятницкого. "Bee Gees", как вы помните, написали музыку к фильму "Saturday Night Fever", с которого, собственно говоря и началась по всему миру диско-лихорадка. "Bee Gees" придумали также свою манеру - пели не своим голосом, а тоненьким фальцетом, вибрируя при этом с нехорошей страстью. В своих видеороликах "Bee Gees" любили появляться в этаких летных куртках образца первой мировой войны, с развевающимися по ветру шелковыми кашне и т.д. Вот эти то их штуки и высмеяли пародисты, доведя все художественные приемы "Bee Gees" до полного абсурда. В своем видеофильме они представали перед зрителем точь-в-точь как братаны Джибб - волосы, бороды, развевающиеся шарфики, но вот камера отъезжала и в кадре появлялся мощный вентилятор, который создавал всю эту псевдоромантику, - ослепительно синее небо оказывалось фанерным щитом, а высокий красавец - карапузом на табуретке. Трио, чувственно играя голосами, выводило слова песни "Meaningless Songs" in very high voices with a lots of violins.

"Heebeejeebees" : "Meaningless Songs"

Киевлянин Женя начал писать мне письмо еще в канун Нового года и, судя по датам, продолжал его в виде дневника до февраля. По поводу новогодней поп-программы он пишет:

"Конечно, Сева - нельзя за раз охватить всю рок-музыку за целый год, как нельзя объять необъятное. Однако твой энтузиазм, старина, максимально приближает мое, да не только мое представление об этом мятущемся, флуоресцентно-ярком, змееигривом феномене, о симбиозе темных и просветленных страстей, а также возвышенных и дремучих дум, об охрипшем лирикожелезном детище пятидесятых годов - о рок-музыке. Сколько раз рок убивали из угрюмого антипода гитары - револьвера (Леннон), сколько раз он сжигал сам себя на жертвеннике из ампул, таблеток и травки (Хендрикс, Джонс, Моррисон, Джоплин) и т.д. сколько раз он, подобно Икару устремлялся к Солнцу, обзаведясь собственными крыльями и другими летающими аппаратами - от дирижаблей и фантомов до ракет и просто частных Боингов! Он хипповал, панковал - и дрейфовал по задворкам. Он олицетворял, провозглашал, призывал, а, бывало, и блефовал. Знаешь, старина, я не оскорблю добрую память Бетховена и Бакунина, Джефферсона и Пейна, Ньютона и дедушки Фрейда, если предположу, что на площадях с их памятниками будут воздвигнуты памятники, пусть и поменьше - людям с гитарой наперевес и с микрофонами-лимонками в судорожно сжатых пальцах. Многая лета, рок-н-ролл!"

"Boomtown Rats" : "Someone's Looking At You"

Заявка Олега из города Сегежа, что в Карельской АССР, его заказное письмо под нумером 252 благополучно дошло.

Я хотел бы прочитать еще один отрывок из дневникового письма киевлянина Жени, запись сделана в начале января:

"Не хлебом единым жив человек - подумал я и пошел в кино, оставив не вынесенным мусорное ведро и располовиненный "Киевский" торт. Посмотрел шведско-австралийский фильма "АББА". Билеты нарасхват. В очереди - прогульщики и прогульщицы с папками и портфелями. Нафталиновая бабуля с авоськой - как сюрреалистическое вкрапление. Кстати, это вкрапление и предложило мне два билета - "подружка с мужем заболели." Фильм динамичный, сделан мастерски в высшей степени, краски, съемка из "под полы" - все ОКЕЙ. Ну вот а от самой "АББЫ" я всегда был не в восторге, каждому свое. Взял интервью у бабули: "Ну, как вам фильм?" - "Красиво поют. Но зачем же в трусах? Что же они делают, когда их не снимают? - представляю... Да и хлипкие они уж больно, кожа да кости. Куда их АББЕ до нашей БАБЫ" Это уж воистину."

Да, как сказал поэт - "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Девушкам из "Аббы" такое конечно слабо. Но, с другой стороны, к подобным крайним мерам им и прибегать не нужно, кони у них строевые, обученные, а изба так надежно застрахована, что гори она огнем - все свое назад получим.

Да-с, вот письмо из Казани:

"Здравствуй Всеволод, как жизнь молодая?! Как ты догадываешься, пишет тебе твоя верная радиослушательница Татьяна. Не знаю, получал ли ты предыдущие мои письма, но, к сожалению, ответа от тебя я не получала, а жаль. Неплохо было бы, если бы ты посвятил несколько передач группе "AC/DC". Проиграй, пожалуйста, что-нибудь из их репертуара. Всего хорошего!"

Всего хорошего и тебе Таня, слушай свою заявку:

"AC/DC" : "For Those About To Rock (We Salute You)"

Программа наша подходит к концу, как обычно в заключение сыграем вам очередную загадайку. Напоминаю, что ответ можно выслать в трехдневный срок по адресу: ВСЕВОЛОД НОВГ0РОДЦЕВ, ПОСТ ОФФИС БОКС 76, СТРЭНД, ЛОНДОН... Итак, я оставляю вас с музвикториной, прощаюсь до следующей недели, всего вам самого наилучшего...

"Bad Manners" : "Walking In The Sunshine"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015