РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

16 апреля 1982: Kiss

Добрый вечер, друзья. Сегодня, уступая настоятельным просьбам отдельных трудящихся, мы поговорим о молодежном вокально-инструментальном ансамбле "Поцелуй", или, по-иностранному, "Kiss". Поцелуй поцелую - рознь, но от данного поцелуя, звуковой мощностью в несколько тысяч ватт, спина ходит ходуном, колени клацают друг от друга, и сердце бьется через раз.

"Kiss" : "Let Me Know"

История создания "Kiss" относится к 1973 году, когда басист Джин Симмонс и гитарист Пол Стенли решили осуществить свою рок-н-ролльную задумку, и дали объявление о том, что они проводят прослушивание претендентов. В результате этих прослушиваний был отобран барабанщик Питер Крисс и гитарист Эйс Фрешли. Как вы сами понимаете, тяжелому року в 1973-м году было уже около десяти лет, до группы "Kiss" существовали сотни, если не тысячи подобных команд, и мы с вами сегодня не углублялись бы пытливым ухом в их творчество, если бы не упомянутая выше задумка. Однако, прежде, чем мы поговорим о ней, мне следовало бы легкой акварелью набросать вам историческую обстановку того периода -- понятно, в рок-н-рольном разрезе. С одной стороны, подходила к концу эпоха так называемого "глэм-рока", блистательного шикарного рока, среди героев которого можно назвать Марка Болана, Дэвида Боуи и других. Звезды блистательного рока не только шикарно выглядели, но при этом создавали образы, далекие от ложной мужественности бойцов с гаечным ключом наперевес, образы выспренние, томные и где-то даже женственные. Музыкальная пресса без стеснения называла их английским словом "андрогины", что в переводе на греческий означает "гермафродит" . Образы, задуманные группой "Kiss", следовали этой генеральной линии, но лишь с одной стороны. О другой стороне задумки в двух словах не расскажешь, а потому мы прервемся и предоставим слово участникам "Поцелуя".

"Kiss" : "Rock And Roll All Nite"

Итак, с одной стороны, группа "Kiss" собиралась продолжать славные гермафродитские традиции рок-н-ролла, а с другой - она привнесла в них новое, зловещее звучание. Для того, чтобы понять, о чем идет речь, нам придется сделать небольшое отступление. Когда-то, если верить сказаниям, в графстве Трансильвания - ныне Венгерская Народная Республика - жил граф Дракула. Имел этот самый граф нехорошую страсть - он любил пить кровь человеческую, причем не в переносном, а в прямом смысле. Былина утверждает, что граф Дракула стал впоследствии бессмертным: днем он спит в гробу с бархатной обивкой, а на ночь выходит на кровепой. Любимый его метод - вонзать длинный верхний третий зубик в сонную артерию жертвы и пить кровушку из дырочки, при этом жертва сама становится вампиром. Убить Дракулу можно, только пробив его насквозь осиновым колом во время сна. Боится он креста и чеснока, насчет других - серпа и молота - легенда умалчивает. Дракуле посвящены десятки, если не сотни фильмов, в которых с самого начала известно, чем он кончится, но все равно смотреть страшно интересно. Одним из поклонников Дракулы и был басист Джин Симмонс, некоторое время он был даже членом беспартийного общества "Count Dracula Society" ("Общество имени графа Дракулы"). Группа "Kiss" задумала для себя специальные комбинезоны в обтяжку и в грим. Джин Симмонс выбрал для себя, естественно, грим "летучая мышь", потому что именно в летучую мышь граф Дракула обычно превращается, проникая через форточки в квартиры трудящихся. Обувку Симмонс выбрал тоже непростую: в нью-йоркском театральном комбинате, в порядке индпошива, изготовили ему металлизированные драконовые сапоги выше колена. Голенище в них переходило внизу в голову дракона, оскаленные зубы которого образовывали шипы на манер легкоатлетических тапочек, увеличивая и без того немалый рост Джина Симмонса до двух метров с маленьким хвостиком.

"Kiss" : "Hard Luck Woman"

Как-то, лет этак -надцать назад, играл я на детских елках, одним из номеров там был танец "Лошадка" - две артистки эстрады, спрятавшись под попону, исполняли парнокопытный танец. На сцене места не было, танцевал на скользком паркете. Задней части, лошадиному крупу, было нелегко: приходилось танцевать вслепую, бедняжка поскользнулась и упала. "Это черт знает что, - сказала она потом возмущенно за кулисами, - это просто надругательство над искусством!" При воспоминании об этом мне всегда становится смешно - действительно, трудно всерьез выслушивать разговоры об искусстве от лошадиного крупа. Это я все к тому, что ребята из "Kiss", решив однажды идти дорогой рок-эстрады, или, даже если угодно, рок-цирка, шли этим путем до конца. Подобно оперным паяцам, подобно цирковым клоунам, перед каждым представлением они жирно размалевывали себе лица в придуманные маски, никогда не разрешая фотографам снимать их в естественном виде, они умышленно лишали себя собственных лиц, подчиняя свою личину общему надреальному сценическому замыслу - точь-в-точь, как те две эстрадных танцовщицы в лошадиной попоне.

"Kiss" : "Beth"

На костюмах и гриме, понятно, дело не остановилось. Концерты "Kiss" в музпечати иногда называли немецким словом 'blitzkrieg', что значит "молниеносная война", - может потому еще, что последние две буквы в названии "Kiss" пишут на манер эсэсовских знаков отличия. Тактика блитцкрига - задавить противника артподготовкой, ошеломить его боевой техникой, не дать ему опомниться, Боевая техника на рок-концертах "Kiss" применялась широко: пиротехнические взрывы, машины искусственного снега, милицейские - простите, полицейские - сирены и моргалки, гитары, выстреливавшие в зал ракеты, барабанные установки, вздымавшиеся ввысь, и, наконец, смертельный номер басиста Джина Симмонса - пожирание огня. Первые годы "Kiss" приходилось преодолевать серьезное сопротивление деятелей шоу-бизнеса, молодежь же наоборот, с огромным энтузиазмом поддерживала их. Эта же аудитория обеспечила продажу их первых альбомов: "Kiss" и "Hotter Than Hell" (Жарче, чем в преисподней"), каждый из которых разошелся тиражом приблизительно в четверть миллиона. После этого началась обычная цепная реакция - пластинки вербовали новых поклонников, новые поклонники увеличивали тиражи.

"Kiss" : "Hotter Than Hell"

К 1976 году поклонники "Kiss" стали формировываться в своеобразное движение: в так называемую "Kiss Army". Дивизионы этой армии самостийно возникали в разных странах мира, куда доходили пластинки "Kiss", либо куда они сами приезжали на гастроли. Судя по газетным репортажам, есть в этой армии и японские самураи, которые служат идее с известным всем восточным фатализмом. В 1976 году выходит пластинка "Destroyer" ("Истребитель"), еще через год - "Rock And Roll Over". Затем, в 1977 году, два альбома -- "Love Gun", что-то вроде "Любовная пушка", и пластинка "Kiss Alive" - запись с концерта. Совсем недавно вышла их последняя пластинка "Elder" ("Старший"). На сегодняшний день в послужном списке группы - пять так называемых платиновых альбомов, девять золотых альбомов и одна золотая сорокапятка, кроме того, участники записывали и индивидуальные пластинки, из которых четыре стали платиновыми и четыре золотыми, что говорит о том, что талант коллектива есть сумма отдельных талантов его участников.

"Kiss" : "Shock Me"

Популярность "Kiss", особенно на родине, в Соединенных Штатах, поднялась уже до уровня народного творчества, только нет на них акына, шоб воспеть. Но есть зато авторы детских комиксов, которые раньше рисовали Мики Мауса или Супермена, теперь создают истории в картинках про наших героев. При этом они как бы еще при жизни стали легендой, в что, в общем, понятно: сценические костюмы "Kiss" и их грим с самого начала делали их не личностями, а персонажами. Мысль о том, что благодаря своим полуцирковым трюкам группа "Kiss" стала одной из самых популярных групп десятилетия, приводит в уныние многих критиков, которые считают, что успех "Kiss" - один из симптомов упадка жанра в семидесятых годах. Но это, так сказать, все теории, а заседание, как сказал великий комбинатор, продолжается - жизнь идет своим чередом, давая теоретикам новые факты для переваривания. Подходы к ним в разных странах - разные: в одних теории строят вокруг фактов, а в других - если факты не подходят под теорию, то тем хуже для фактов. На этой глубокой мысли, заимствованной у классиков, мы и закончим сегодняшнюю программу. Говорилось в ней много, а сказано мало. И знаете почему? - потому что музыка "Kiss" и их, понимаете, вызывающий внешний вид, говорят сами за себя. Счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024