РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

21 мая 1982: Todd Rundgren - 1

Добрый вечер, друзья. На прошлой неделе, в программе по вашим письмам, Эдуард из города Кимры предложил, чтоб я взял интервью у какой-нибудь известной группы, что я с удовольствием постараюсь выполнить сегодня. Действовать мне придется правда, по принципу анекдота об армянском радио: правда ли что рабочий Иванов выиграл машину? - правда, только не рабочий, а профессор, не Иванов, а Мегреблян, не выиграл, а купил и не машину, а мотоцикл. Так и здесь: не интервью, а рассказ, не группа, а продюсер и беседу вел не я, а ребята с центрального "Би-би-си Радио Один". Итак, слушайте программу о мультиинструменталисте и продюсере Тодде Рандгрене.

"Nazz" : "Open My Eyes"

Группа "Nazz", 1969 год, песня "Открой мне глаза".

"Nazz" была первой группой с которой Рандгрен начал записываться и эта песня свидетельствует о том влиянии британской музыки, под которым группа находилась - нечто среднее между "The Kinks" и "The Who". В 1970 году, после трех долгоиграющих пластинок, группа "Nazz" распалась. К этому времени Тодд Рандгрен уже работал продюсером на фирме "Bearsville". Одна из его записей, сделанных в начале 1971 года была сделана с довольно необычным и странным ансамблем из Лос-Анджелеса, называвшим себя "Halfnelson" ("Полунельсон"). По мнению Рандгрена, это название подходило им гораздо больше, чем то, которое они придумали позднее - "The Sparks" ("Искры").

"Группа была такая сырая, потешная. Потом, когда они поехали в Англию, они вроде стали серьезными - правда серьезными они, как бы ни старались они быть не могут. Они, бывало, странные вещи делали. Впервые со мной связался их менеджер - не совсем менеджер, но вроде. Видимо это произошло из-за выпуска моей сольной пластинки. Не знаю - по какой причине люди хотят, чтоб я был продюсером их материала, но они связались со мной и прислали ленту. Очень она была странная, просто дальше некуда. Но я люблю странную музыку, мне нравится необязательно то, что находите так сказать, в главном русле. Я заинтересовался, встретился с ними. Ребята устроили настоящее представление - не просто играли песни на репетиции - а выступили по полной программе в смешных костюмах и прочее. Помню, перед подписанием контракта с "Bearsville Records", когда пришли люди их прослушать, они даже включили в выступление звуковые эффекты, вроде шума толпы на пленке и так далее. Малейшую деталь они могли отрабатывать часами. Да, тогда они всех очаровали. Мы выпустили их первый альбом. Он мало имел отношения к той музыке, которая тогда звучала, да впрочем и второй альбом тоже. Только после поездки в Англию и начала выступлений на публике их музыка начала как-то соотноситься с общим руслом."

"Эту песню они называли - "хэви метал", без выкрутас, простой рок - остальные песни были странные, с необычными словами. Мысль была такая - может, кто поймет и оценит, но ясно было, что немногие смогут понять и оценить, нужно было делать материал более доступный."

Рандгрен знал, что звукорежиссерская работа ему по плечу, но этого, конечно, было недостаточно. Удача пришла, когда он познакомился с Альбертом Гроссманом, организовывавшим тогда свою фирму грампластинок.

"Я собирался стать продюсером, когда уходил из группы "Nazz" - именно этим я хотел заниматься, потому что играть тогда мне не хотелось, - всякие на то были причины. Бывший менеджер группы однажды познакомил меня с Альбертом Гроссманом. Фирма его только организовывалась. Я привез из Филадельфии группу "American Dream", решено было заключить с группой контракт и я стал их продюсером. Все произошло сравнительно быстро и легко, потому что дело было в самом начале, в зародыше. Если бы фирма уже прочно стояла на ногах и ее структура сформировалась, возможно у меня ничего бы и не получилось."

Пребывание в группе "Nazz", не принесло Рандгрену музыкального удовлетворения - именно этим и объяснялось его желание стать продюсером. Однако дело вскоре приняло неожиданный оборот: Тодд Рандгрен стал продюсировать самого себя. Первым альбомом в 1970 году стал "Runt", затем пластинка "Todd Rundgren" и позже в 1972 году "Something/Anything?" ("Что-то/что угодно?"), песня с которого "I Saw The Light" ("Я увидел свет") вышла в американский список.

"Так уж получилось, что песню я написал за пятнадцать минут и в течение одного дня записал все инструментальные партии сам - со всех точек зрения это было очень просто. Быть может, поэтому песня и получилась удачной. Мне практически никаких денег в это вкладывать не пришлось."

Итак, в качестве звукорежиссера Рандгрен продолжал записывать свои сольные пластинки, а также группу "Utopia", в которой он принимал участие. С 1970 года по настоящий день выпущено 17 альбомов Рандгрена, вернее Рандгрена с группой "Utopia". О них мы поговорим позже. Однако - какие группы он продюсировал в начале 70 годов?

"В основном это были люди, искавшие чего-то нового. Я был в то время новомодным продюсером, мне было двадцать лет, или двадцать один год, что-то вроде современного панк-рокера... Я был под влиянием новых веяний - иногда получалось удачно, иногда - нет."

Одним из артистов, которых Рандгрен продюсировал в начале семидесятых годов был Джессе Винчестер. Говоря о его альбоме "Third Down, 100 To Go" ("Три забито, осталось 110"). Рандгрен вспоминает:

"Мне казалось, что в режиссуре этого альбома не хватало направленности, такое бывает... Когда записываешь свой первый альбом, то используешь материал, накопленный практически за всю жизнь, за много лет. Из него можно выбрать самое лучшее, сделать хорошую пластинку. А потом, через полгода, приступаешь ко второй пластинке - все надо повторить сначала - в том смысле, что за шесть-восемь месяцев представить такое же количество нового материала. Здесь уже многое начинает работать против тебя: что-то вроде депрессии, которую испытывают после рождения ребенка: трудно повторить то, что сам же сделал в первый раз. Кроме того, после первой пластинки от тебя ожидают чего-то большего и лучшего. Однако времени на то, чтоб придумать и развить идеи - нет. Кроме того, что касается текстов к песням, то автор за короткий период просто не успел ничего значительного пережить, что можно было бы отразить в песне. Приблизительно это и произошло при записи альбома Джессе Винчестера: материал не вызрел, не устоялся, поэтому и не хватало ощущения направленности в музыке. Я пытался сделать все, что мог, пытался сделать из пластинки рок-альбом. По-моему получилось неплохо, но в фирме грампластинок сочли, что стиль артиста не отражен должным образом."

В 1973 году Тодд Рандгрен был продюсером группы "New York Dolls", пластинка эта стала своего рода поворотной вехой для группы. Несмотря на то, что к тому времени "New York Dolls" существовали всего два года, их влияние на английские панк-группы, такие как "Damned", "The Clash" и другие, совершенно очевидно.

"В то время у нас возникло много трудностей, причем трудностей, не относящихся к звукозаписи, - трудностей в том смысле, что от группы ожидалось. "New York Dolls" были одной из первых групп, которые подхватила критика, критикам казалось, что группа - это их собственное детище, или, если бы мы играли, то мы б играли в группе такого типа. Ребята играли на таком уровне, что критикам было понятно. С моей же точки зрения это было лишь подражательство "Rolling Stones" с переодеванием в женское платье. Я согласился продюсировать группу, потому что знал, что скоро уеду из Нью-Йорка и времени осталось немного. Для меня это было новинкой, возможностью испробовать что-то новое. Если бы разные посторонние люди, критики в том числе, так сказать, не пытались участвовать в создании пластинки, она по-моему получилась бы намного лучше. Какие-то второстепенные вещи казались им важными, а самое главное ускользало из поля зрения. Например, они настаивали, чтобы альбом был готов к определенному времени. Нам он нужен к такому-то числу - говорили oни - а что при этом приходилось заказывать первую попавшуюся студию, подчас довольно скверного качества, - это менеджеров мало волновало. Затем, при смешивании звуковых дорожек присутствовали участники группы. Теперь любой продюсер знает, что этого делать нельзя, потому что басист слышит только свой бас, барабанщики - только свои барабаны, и все просят: сделай меня погромче! В результате ничего хорошего не получается. С другой стороны, руководство торопило - заканчивай все к трем часам! Потом, пытались сэкономить деньги при нарезке пластинки, в хорошую студию не пошли, а нарезали на устаревшем оборудовании фирмы "Mercury", от этого пластинка звучит еще глуше, чем она первоначально была записана. Обидно, проделана большая работа по записи, а в самой последней стадии посторонние люди, так сказать, выплескивают ребенка вместе с водой."

Беглого взгляда на послужной список Рандгрена-продюсера достаточно, чтоб понять, что им не двигали материальные побуждения. С другой стороны, нет особенного смысла работать над музыкой, которую почти никто не захочет слушать.

"Всегда надеешься на успех, но никогда я успех во главу угла не ставил - я всегда считал, что музыка - дело личного вкуса, поэтому большинство групп, которых я продюсировал, я выбирал из чисто музыкальных соображений - либо это было что-то новое, либо я считал, что работа принесет мне удовлетворение. Коммерческие соображения меня никогда особенно не волновали."

И все же пластиночная промышленность с удивлением узнала о том, что Рандгрен стал продюсером группы "Grand Funk Railroad".

"Я взялся за это, потому что это выдвигало для меня новые требования - отчасти из-за этого, а отчасти из-за того, что был уверен в успехе. Я знал, что пластинки все равно будут продаваться. Чего я не ожидал - так это того, что музыканты в ансамбле вовсе не были такими неотесанными, как их обычно представляли. Кроме того, поют они хорошо, играют с пружиной и самое главное - не тратят понапрасну ни своего, ни чужого времени: перед записью в студии они репетируют несколько месяцев, добиваются абсолютной слаженности. Кроме того, - у них нет навязчивой мысли, свойственной многим группам, о собственной важности - они предоставили мне полную свободу действий, в результате получилась очень успешная пластинка - очень успешная для всех."

Теперь, спустя 13 лет после первой пластинки - что, по мнению Рандгрена, является самым важным аспектом звукорежиссуры?

"Прежде всего, выбор материала, материал - это самое важное. Пластинка может звучать дерьмово, но если материал действительно хорош, в большинстве случаев она оторвется от земли. Поэтому самое главное - материал и отношение к исполнению. Важно, чтобы группа находилась в определенном настроении, в определенном умственном состоянии."

В отличие от многих других продюсеров, Рандгрен - активно действующий музыкант. Имеет ли какие-либо преимущество подобное раздвоение личности?

"Я считаю, что это мне помогло улучшить звукорежиссуру своих собственных альбомов. С каждым новым альбомом я чему-то учусь. Полезно также, когда музыканты предъявляют к тебе какие-то необычные требования. Например, басист добивается абсолютно чистого баса на пластинке, а мне, быть может, это и в голову не приходило: бас как играет, так и играет. И вот здесь в результате некоторой борьбы и удается получить этот самый сверхчистый бас."

На альбоме группы "Utopia" 1976 года - "Faithful" ("Преданный") Тодд Рандгрен воссоздал ряд классических композиций рок-н-ролла. Многие считали это бессмысленной затеей. Однако для Рандгрена ничего бессмысленного не существует.

"Я так сказать, рассмотрел классицизм в рок-н-ролле. Многие по новому интерпретировали старый материал, но мне, человеку, в общем, искушенному в технике звукозаписи было понятно, что пластинка - это не просто записанное исполнение песни, в этом участвует и звукорежиссура. Без этого песня не может стать классической. Например исполнение песни "Good Vibrations" на концерте не может сравниться с пластинкой. И не удивительно - на запись этой песни была потрачена масса времени и денег - что-то вроде 75 тысяч долларов на студийное время, и это только на одну песню. В этом смысле мне хотелось дать классическую интерпретацию, я просто иначе этих песен не слышу. Пластинка эта была задумана как своего рода дежавю, как если б вы включили радио в 1968 году."

Наше время подошло к концу, продолжение этой часовой программы вы услышите на будущей неделе, а пока - всего вам наилучшего.

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015