РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

5 ноября 1982: AC/DC - 2

Добрый вечер, друзья. Прежде всего, позвольте мне поздравить вас с надвигающимся праздником. Теперь об этом славном дне мне ничего больше не напоминает - разве что пианино "Красный Октябрь", которое один остряк называет "Черный Сентябрь" - видимо, из-за цвета полировки.

Сегодня мы продолжаем рассказ об австралийской группе "AC/DC", участники которой, как мы упоминали в первой программе, шотландцы, уроженцы города Глазго, глазговчане. Рассказ наш окончился 1976 годом, гастролями группы в Великобритании. Шумный успех и несколько скандальная слава в газетах докатилась и до родной Австралии: местные борцы за чистоту нравов начали нападки на "AC/DC", обвиняя их в том, что они разлагают подрастающее австралийское поколение своими нецензурными песнями. Следует напомнить, что 1977 год был взрывом панк-рока в Англии, и, за неимением австралийского эквивалента "Sex Pistols", шокировавших британскую публику, общественность Австралии втайне ожидала такого поведения от "AC/DC". Гитарист Мальколм Янг вспоминает, что они были приглашены на выступление по телевидению. С ними обходились вежливо, как с артистами. Но как только зажглись софиты и включились камеры, все переменилось. Ведущий программы представил их как одну из самых скандально известных рок-групп Австралии и попросил нас сказать что-нибудь неприличное. Янг вспоминает, что он такой инсценировкой был дико возмущен, и просто-напросто встал и покинул телестудию. Вдогонку за ним бросился режиссер программы, и, настигнув его в коридоре, сказал Янгу: "Замечательно! Не могли бы Вы еще раз с возмущением уйти из студии? В первый раз оператор не успел Вас поймать!" Вот, товарищи, какие штуки творятся на австралийском телевидении.

  Музыка AC/DC   Go Down   

Летом 1977 года "AC/DC" отправились в крупное турне по Соединенным Штатам. Начали они из Техаса, потом поехали во Флориду, не брезгая выступать в небольших и подчас неуютных залах. В Голливуде они выступили на открытом фестивале, пожертвовав деньги за концерт жертвам мускульной дистрофии. Мэр близлежащего городка вручил ребятам из группы ключ от города. Во время американского турне Ангус Янг впервые применил техническую новинку - беспроволочную гитару. Хоть беспроволочный телеграф был изобретен давно, понадобилось еще несколько десятков лет, чтобы додуматься до беспроволочного микрофона, который сейчас применяется широко, или - беспроволочной гитары. Преимущества очевидны: с обычной электрогитарой исполнитель ограничен проводом - он может отойти от усилителя только на длину провода, кроме того, на провод этот вечно кто-нибудь наступает, тоненькие проводки внутри рвутся и часто гитара замолкает в самом неподходящем месте. В таком случае на рок-концерте рабочий сцены стремглав выносит исполнителю запасной инструмент, уже настроенный, или быстро меняет провод. С беспроволочной гитарой всего этого опасаться не нужно, и Ангус Янг мог сколько угодно носиться по сцене или залу, выделывать любые пируэты или акробатические трюки. Ангус даже собирался, по приезде в Лондон, нанять грузовик, погрузить на него огромную звуковую аппаратуру, настроенную на его гитару, а сам бы он шел по лондонской Оксфорд Стрит с ромашкой в петлице и наигрывал бы на своей шестиструнке. Гитара передавала бы радиосигнал на усилитель, и аппаратура изрыгала бы все свои тысячи ватт на ничего не подозревающих граждан. То-то весело бы было!

  Музыка AC/DC   Let There Be Rock   

Короткие гастроли в Великобритании, которые состоялись осенью 1978-го года, проходили уже совсем в другой обстановке: "AC/DC" были широко известны. За две недели до гастролей вышел новый альбом "AC/DC" под названием "If You Want Blood You've Got It" ("Если хочешь крови - получай"). По названию видно, что пластинка эта была концертная, записанная живьем. Эстеты тяжелого металлического рока считают эту пластинку одной из лучших в своем роде, правда, некоторые циники распускали слухи, что пластинка эта не такая уж живая, что после записей на концертах, группа пошла в студию и кое-что дописала для большей густоты и навару. В частности, речь шла о вокальных партиях солиста Бона Скотта. Во время гастролей произошел любопытный инцидент. Бон Скотт перед концертом выскочил на улицу подышать свежим воздухом, дорогу назад преградил ему здоровенный верзила, нанятый администрацией для укрощения толпы. Верзила никак не хотел поверить что Скотт - певец из группы и, проявляя положенную ему бдительность, на сцену его не пущал. Полчаса умолял его Скотт, пока, наконец, верзила за несколько минут до начала не провел его за кулисы. Британские гастроли были концом большого всемирного турне, продолжавшегося более шести месяцев. Участники группы каждый вечер выкладывались на все сто процентов и, естественно, после полугода такой работы малость подустали. "Каждую неделю, - сказал тогда Малькольм Янг, - мы хотим послать все к черту, но что тогда мы делать будем? Если я не играю, то ночью спать не могу". Дело, конечно, не только в этом - просто участники "AC/DC" хотели быть самыми знаменитыми рок-музыкантами на белом свете, все пятеро поставили перед собой четкую цель: мировое господство.

  Музыка AC/DC   Sin City   

В 1979 году фирма "Atlantic" решила, что для группы настало время поменять звукорежиссера, вернее звукорежиссеров, поскольку до тех пор их продюсировали два человека - Джордж Янг, старший брат и Гарри Ванда. Решение это было принято в связи с тем, что группа по замыслу фирмы "Atlantic" должна была апеллировать к более широкому слушателю, а не только к поклонникам тяжелого металла. Решение это было связано с тем, что в Соединенных Штатах невозможно добиться успеха без поддержки радио, радиопродюсеры, в свою очередь, стараются избегать "грязных пластинок", то есть записанных либо непрофессионально, либо недостаточно чисто. Несмотря на популярность и музыкальность песен "AC/DC", по этим самым причинам пластинкам их трудно было пробиться на большое радио и, понимая это, фирма "Atlantic" решила внести в звук группы некоторую культуру. Получилось это не сразу - с первым звукорежиссером не сработались, имя его биографы скромно опускают, и новым продюсером "AC/DC" стал Mатт Ланг, который в прошлом продюсировал группы "City Boy" и "Boomtown Rats". Результатом этого сотрудничества стал альбом "Highway To Hell" ("Дорога в преисподнюю"). Бонн Скотт сказал про эту пластинку: "Основа - это, по-прежнему, тяжелый рок, но она более мелодична и Ланг сделал звук более насыщенным, быть может, можно сказать, более коммерческим". Английская газета "Sounds" в обзоре нового альбома написала: "Дилемма такова - хочет ли группа рисковать, пытаясь создать что-то новое и, быть может, восстанавливая против себя прежних верных поклонников, либо она выпускает старый апробированный материал, который, наверняка, будет хорошо принят? "AC/DC" - одна из немногих групп, которым удается сохранить необходимый баланс".

  Музыка AC/DC   Highway To Hell   

В следующем, 1979-ом году "AC/DC" приехали в Великобританию на выступление на стадионе "Уэмбли", где 18 августа собралось около 75.000 зрителей. Подобный же концерт состоялся на нюрнбергском фестивале, где в 30-е годы собирались фашистские молодчики Адольфа Гитлера. Осенью 1979 года - снова британские гастроли. В конце зимы 1980 года разразилось несчастье: группа находилась в Лондоне, работала над новым альбомом. 21 февраля, видимо, желая отпраздновать известный вам праздник, Бон Скотт с приятелем пошел в лондонский клуб "Music Machine". Я живу пo соседству и часто туда в свое время ходил. "Music Machine" представляет из себя театр конца прошлого века, третий и четвертый ярусы закрыты наглухо, на балконе размещается бар, продающий спиртное, перед высокой сценой - площадка для танцев, а задняя часть партера оставлена для лиц, желающих созерцать. Люди в "Music Machine" не разговаривают, поскольку это бесполезно: аппаратура лупит с такой силой, что когда пытаешься говорить, получается как в стихотворении Маршака: "Разевает щука рот, а не слышно, что поет". Выступали там по большей части группы тяжелого рока. Я говорю в прошедшем времени, потому что в прошлом году там на сцене случился небольшой пожар, клуб закрыли, а потом его купил Стив Стрейндж из группы "Visage", помещение полностью отремонтировали, переименовали его в "Camden Palace" ("Камденский дворец"), и теперь это - дискотека для сверхмодной молодежи. В "Camden Palace" я, по понятным причинам, не хожу. Но вернемся к нашему рассказу: Бон Скотт пробыл в "Music Machine" до трех ночи, регулярно совершая подходы к стойке бара. Друг его на расследовании сказал, что Скотт выпил не меньше семи двойных порций виски. Порция в баре - 24 грамма, стало быть семь двойных - это триста двадцать шесть граммов. Много это или мало - судите сами. По дороге домой Скотт заснул на заднем сидении машины, нести на руках его друг был не в состоянии и решил его оставить там, где он был - пусть, мол, проспится. Проведать Бона Скотта он пришел только на следующий день, после обеда - тот лежал на заднем сидении без признаков жизни. Друг в панике бросился в ближайший госпиталь, где доктора определили, что Скотт умер. Дежурный врач сказал: "Этот паренек - кузнец собственного несчастья". Дело в том, что Скотту ночью стало плохо, лежал он неудачно, на спине, и просто-напросто захлебнулся, научно выражаясь смерть наступила в результате механической асфиксии. Как и следовало ожидать, газетчики обрушились на Скотта, называя его алкоголиком и даже наркоманом, однако ребята из группы сказали, что хотя он действительно выпивал и до концерта и после, ни разу за всю свою работу с группой он не подвел товарищей. А работать приходилось много: двести пятьдесят концертов в одном только 1979 году. Один раз, правда, в аэропорту он сел не на тот самолет, да и то из-за того, что заговорился с симпатичной девчонкой. И уж никаким, конечно, наркоманом он не был. Биограф группы, Малькольм Доум, отмечает, что хоть и не хорошо о покойнике плохо отзываться, но все же, справедливости ради, следует отметить его недостатки. Как в смысле силы исполнения и мелодичности, стиль его оставлял желать много лучшего. Заметно это было, однако, только на пластинках, потому что на сцене он был живым звеном, связывавшим группу с залом. Ангус Янг был героем толпы, но Бон Скотт был, что называется, свой парень в доску. После концерта он с удовольствием выпивал вместе с поклонниками, он был один из них, и зрители его любили и уважали за простоту. Рок-н-ролл был для Скотта фантастическим миром, где серые будни не властвовали. Сам он сказал однажды: "Дед мой владел пекарней и, по желанию отца, меня готовили на смену. Так что, вполне возможно, что я бы пек хлеб, вместо того, чтобы зарабатывать его на сцене. Рок-н-ролл для меня и для нас - возможность выразить неудовлетворенность, наша музыка идет прямо от сердца".

  Музыка AC/DC   Back In Black   

Официальная замена Бону Скотту была объявлена в конце апреля 1980 года - им стал Брайан Джонсон из группы "Geordie". Выбор был признан удачным всеми - как публикой, так и критиками, особенно хорошо отзывались о голосе Джонсона. Агрессивный исполнитель на сцене, в личной жизни он, однако, совсем другой человек. Начать хотя бы с того, что он обожает играть в гольф, игру, с моей точки зрения сугубо буржуазную, и два дня в неделю проводит на стриженых лужайках. Джонсон обожает телевизор и любит слушать пластинки Бинга Кросби, Рей Чарлза и Хосе Фелисиано - что, как вы сами понимаете, от тяжелого рока довольно далеко. В апреле и мае 1980 года группа находилась в Нассау, где в студии "Compass Point" записывала их альбом "Back In Black" (Снова в черном"), своего рода траурную пластинку. Спустя 16 месяцев выходит следующий альбом - "For Those About To Rock", этот альбом записывался в Париже с тем же самым продюсером. Группа гастролирует меньше, пластинки выходят не так часто, как раньше, но есть, товарищи, все основания полагать, что международные мастера тяжелого музыкального проката и в будущем порадуют нас своим высоковольтным искусством. Мне же остается пожелать вам всего наилучшего, помните, что случилось с Боном Скоттом в день Красной Армии, не допустим этого, товарищи, в день седьмого ноября!

  Музыка AC/DC   For Those About To Rock (We Salute You)   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015