РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

25 февраля 1983: Ultravox

Добрый вечер, друзья. Наша сегодняшняя программа - тематическая, она посвящена группе "Ultravox", но прежде чем мы погрузимся в волшебные звуки - немного истории. Слушайте очередной выпуск рок-хроники.

22 февраля. В 1965 году в этот день на Багамских островах начались съемки второго фильма "Beatles" под названием "Help" ("Помогите").

Три года спустя, в этот день в 1968 году в свет вышла первая одиночная пластинка группы "Genesis".

23 февраля. В 1978 году в этот день американской группе "Eagles" ("Орлы") за их пластинку "Hotel California" было присуждено почетное звание пластинки года. Вручение наград ассоциации 'Грэмми', объединяющей всю огромную промышленность грампластинок Соединенных Штатов, - важное событие, вроде вручения золотых 'Оскаров' деятелям кино, оно широко освещается прессой, показывается чуть ли не по всем двадцати четырем каналам их заокеанского телевидения, однако наши "Орлы" на церемонию не явились, сочтя, что в ней слишком много "претенциозности" или по-нашему – показухи.

24 февраля. В этот день в 1967 году молодые австралийские музыканты-братья Джиб, назвавшие группу своими инициалами "Bee Gees", подписали контракт с менеджером Робертом Стигвудом, который заявил тогда прессе, что международный потенциал их, как исполнителей и как композиторов, невозможно переоценить. По-деловому оценил обстановку товарищ Стигвуд!

25 февраля. В 1975 году вышел альбом группы "Led Zeppelin" под названием "Physical Graffiti" - шестой по счету альбом группы. Считается, что на обложку этой пластинки ухлопали рекордное в истории рока количество денег. Напомню, что на этой обложке изображено здание со множеством окон, вместо окон сделаны прорези и сквозь них видны картинки на внутреннем конвенте, причем если внутренний конверт повернуть другой стороной, картинки в окнах тоже поменяются. Этот альбом был первой пластинкой выпушенной "Led Zeppelin" на их собственной фирме "Swan Song" ("Лебединая песня"), и я, честно говоря, не знаю - потому ли конверт оказался дорогим, что его сложно было сделать, или потому, что за организацию дела взялись сами музыканты. А ведь вы помните Крылова: "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать - пирожник!"

25 февраля - день рождения Джорджа Харрисона, гитариста из "Beatles". Он повстречался с Полом Маккартни и Джоном Ленноном в 1960 году в родном Ливерпуле.

26 февраля. В 1970 году в этот день вышла одиночная пластинка "Beatles" "Hey Jude" и в этот же самый день она стала "золотой", поскольку количество предварительных заказов сразу же превысило полмиллиона.

27 февраля. В тот день счастливый, банный, в нью-йоркский госпиталь привезли певца группы "Rolling Stones" Мика Джаггера. Люди, прослышав о его болезни, только отмахивались: "Опять, наверное, наркотиков объелся!" Но дело было совсем не в этом - у Мика было воспаление дыхательных путей. В больницу он приехал не один, а с любимой девушкой, изображавшей родственницу-сиделку, а в книгу регистрации записался как господин Мерседес, а подругу - госпожа Бенц. Вы уже догадались, что имена он позаимствовал с капота своего легкового автомобиля.

28 февраля. В 1966 году этот день обанкротился и закрылся ливерпульский клуб "Cavern", где начинали свою карьеру "Beatles".

28 февраля. День рождения гитариста Брайана Джонса, который до 1969 года играл в "Rolling Stones", а летом 1969 года утонул в своем бассейне.

На этом - конец рок-хроники этой недели, переходим к группе "Ultravox".

  Музыка Ultravox   "Reap The Wild Wind"   

"Пожнёшь буйный ветер", запись 1982 года.

Альбом "Quartet", с которого взята эта композиция, 7-й по счету долгоиграющий альбом группы, но наш рассказ надо начинать с самого начала еще за 3 года до первой пластинки, с 1974 года, когда барабанщик Уоррэн Кан, басист Крик Кросс, певец Джон Фокс назвали свою группу "Ultravox". Латинское слово "vox" означает "голос". Такое, скажем, выражение, как 'вокс попули' ('голос народа') до сего дня бытует в английском. Одна из первых популярных гитарных аппаратур в 60-х - 70-х годах называлась "Vox" и, мне помнится, остряки из ленинградского ансамбля "Поющие гитары" расшифровывали буквы V O и X, как "Владимирский опытный десятый". Латинское же слово "ultra" (ультра) означает крайнюю степень чего-то и, таким образом, 'ultravox' или 'ультравокс' можно перевести, как "сверхголос". Я бы сказал, что, судя по первым записям группы, название такое было несколько преувеличено. Первые пластинки появились в феврале 1977 года. Я говорю пластинки, потому, что 25 февраля вышел их первый альбом под названием "Ultravox", а за 3 недели до этого - отдельная одиночная пластинка с песней "Dangerous Rhythm" ("Опасный ритм"), ее-то мы сейчас и послушаем.

  Музыка Ultravox   "Dangerous Rhythm"   

"Опасный ритм" - первая одиночная пластинка группы "Ultravox".

Эта сорокапятка, как и последовавший за ней через 3 недели альбом были выпущены фирмой "Island". Фирма эта начала существование с одного энтузиаста Криса Блэкуэлла, который занимался импортом музыки рэггей с Ямайки. Именно фирма "Island" представила миру Боба Марли и теперь еще продолжает пропаганду негритянской, и, в частности, африканской музыки. Среди белых артистов фирмы такие люди, как Кэт Стивенс, Роберт Палмер и Стив Уинвуд. Короче, музыкальным достоинствам придается значение. "Island" не выпускала ни панк-рока, ни новой волны, ни позеров-футуристов. Из этих же соображений музыкального качества к работе над пластинкой "Ultravox" был привлечен молодой продюсер Стив Лилиуайт и Брайан Ино, в прошлом органист группы "Roxy Music" и автор нескольких собственных пластинок, закоренелый экспериментатор и неисправимый авангардист. Послушаем ещё одну песню с первого альбома, созданную этим товариществом. Она называется "Sex" ("Пол"). Она интересна тем, что в оркестровке прослеживаются элементы будущего "Ultravox" - яркая мелодия, упрятанная в глубине оркестровки поскольку выведение такой мелодии на первый план сразу бы превратило песню в некую опереточную арию, а также законченный текст, явно навеянный фрейдизмом и психопатологией. Вот несколько строк из этой песни в моём вольном переводе:

Мой пол - дворняжка на цепи,
Он грубый, нежный,
Мой пол - искра электротела,
Телa, что я хочу познать,
Мой пол - пор монолог, на флейте соло.

  Музыка Ultravox   "My Sex"   

"Мой пол" с первой пластинки "Ultravox".

Кстати на этой неделе я решил в библиотеке пластинок не заказывать. Во-первых, привозят только назавтра, да еще домой не возьмешь. Короче, пошел и купил в магазине, поскольку в бандероль все равно надо что-то вкладывать. Распаковав авоськи, я обнаружил, что этот самый первый альбом "Ultravox" в магазине существует только в виде японской перепечатки и поскольку его везли за тридевять земель, а главное потому что в Японии пластинки якобы печатают гораздо качественнее, цену за пластинку заломили астрономическую: чуть не в три раза больше - одиннадцать фунтов стерлингов, без одной копейки. На эти деньги можно купить пуд помидоров или пять кило сливочного масла, или, если угодно, залить целый бак бензина и ехать куда-нибудь верст четыреста, а то и все пятьсот. Так что, кому она достанется, тупой иголкой, пожалуйста, не играйте. Ну, да ладно, вернемся к нашему рассказу. Следующая пластинка под названием "Ha! Ha! Ha!" - что по-русски значит то же самое, вышла 14 октября 1977 года. Брайан Ино в ней уже не участвовал и одна из песен "Rockwork" ("Рок-механизм") вышла параллельно с альбомом в виде одиночной пластинки.

  Музыка Ultravox   "Rockwork"   

"Рок-механизм", запись 1977 года, песня со второго альбома "Ultravox".

11 сентября 1978 года выходит третья пластинка "Ultravox" под названием "Systems Of Romance" (помниться тогда мы ее обозревали в одной из наших программ). Появление пластинки не вызвало, однако, никаких качественных изменений в положении группы: кривая успеха шла, так сказать, параллельно оси ординат - не падая, но и не поднимаясь. О том, что Великобритания перенасыщена поп-музыкой, всем известно и вот, пытаясь как-то расшевелить обширный рынок за океаном, "Ultravox" отправились в 1979 году на гастроли в Америку. Фирма "Island" то ли не могла, то ли не хотела финансировать эту поездку, так что работать пришлось по принципу мелкой областной филармонии и перебиваться на то, что по кассе сняли. Возникли неизбежные трения, ясно стало, что хоть работа проделана и большая, дальше так дело не пойдет.

Американская поездка привела к двум коренным изменениям - во-первых, из группы ушел певец Джон Фокс, решив стать самостоятельной творческой единицей, а, во-вторых, ребята из "Ultravox" решили сменить фирму грамзаписи. Ситуация подобного рода вообще типична, если дело не идет - музыканты обвиняют компанию, что, мол, толкают слабо, надо, чтоб крутили пластинки по радио, рекламировали в газетах, тогда и покупать их лучше начнут, а компания естественно считает что, если музыка не дотягивает, как говорится, то никакой рекламой делу не поможешь. Винить компанию трудно, она ведь на хозрасчете, работает так сказать по щекинскому методу. Короче, решили ребята из фирмы "Island" уходить. Органист и скрипач Билл Карри предложил кандидатуру Миджа Юра, с которым он вместе писал и записывал песни. Мидж пришелся по душе, демонстрационные ленты показали разным компаниям и, наконец, фирма "Chrysalis" проявила интерес. Запись нового альбома велась в Лондоне, но на окончательное микширование и звукорежиссуру решили поехать в Германию под Кельн в студию немецкого продюсера Конни Планка и там, где, как сказал поэт, "немец-лавочник не раз уж открывал свой васистдас", под хорошее - я бы даже сказал, отличное - баварское пиво, не торопясь, намешали пластинку "Vienna" ("Вена") такую успешную, что заглавная песня с этого альбома поднялась на первое место в списке недели.

  Музыка Ultravox   "Vienna"   

Следующий альбом "Rage In Eden" ("Гнев в Эдеме", то есть "Гнев в райских кущах") не только смешивался, но и записывался в студии Конни Планка в Германии - в западной, надо сказать, Германии. На обложке пластинки прямо так черным по белому, вернее, золотом по красному и написано: "Ultravox, Гнев в Эдеме, Кельн, 1981 год". Оформлена пластинка работами немецких художников плаката и вообще от нее остается ощущение как от чего-то добротно-немецкого, даже музыка "Ultravox", проникнутая каким-то оперным пафосом, какой-то готической тяжеловесностью вычурности в стихах, напоминает мне какую-то театральную декорацию к вагнеровской постановке. "О, вид этого голоса. О, звук его, - поется в композиции "Голос", - О, форма и мощь его." С точки зрения здравого смысла все это чушь, поскольку голос ни вида, ни формы не имеет, но положенный на музыку, сей стих начинает обретать некий смысл, объяснить который я не в состоянии. Что-то вроде внутреннего голоса, который говорит: "А ты меня уважаешь?".

  Музыка Ultravox   "The Voice"   

"Голос" с альбома "Rage In Eden" ("Гнев в Эдеме").

Закончим мы рассказ с чего начали, с последней пластинки "Ultravox" под названием "Quartet". По признанию самих участников, подход к записи пластинки был другим: песни на этот раз сочиняли не в студии, как обычно, а наняли репетиционный зал и все идеи положили на пленку, потом послушали, ненужное отбросили и пошли в студию уже с готовым материалом. Несмотря на прекрасные отношения с Конни Планком было решено сменить продюсера, чтоб творчество не стояло на месте, чтоб вливались в него новые влияния. Дирекция "Chrysalis" предложила несколько вариантов, и ребята выбрали Джорджа Мартина, поскольку было интересно поработать с бывшим наставником "Beatles". Песней "Гимн" с последнего альбома мы и закончим наш рассказ, мне же остается пожелать вам всего наилучшего и проститься до будущей недели. Счастливо, ребята.

  Музыка Ultravox   "Hymn"   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015