РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

23 декабря 1983: Culture Club - 2

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с наступающим Рождеством Христовым, которое на западе 25 декабря отмечает все прогрессивное человечество. "Иисус Христос, - втолковывал бывало мне дедушка, - был первым на земле социалистом". Дед имел при этом в виду видимо то, что моральные кодексы строителей социализма и коммунизма почти полностью повторяют заповеди Библии. Полностью - да не совсем: место любви к ближнему заняла классовая ненависть, место милосердия - нетерпимость, а место веры во Всевышнего - современное идолопоклонство. "У социализма и христианства, - заметил как-то Владимир Буковский, - есть общее: и там и там хотят раздавать, только христиане - свое, а социалисты - чужое."

Сегодня мы продолжим рассказ о группе "Culture Club" ("Клуб культуры"), но сначала - очередной выпуск РОК-ХРОНИКИ:

19 декабря. День рождения в 1944 году в городе Ноттингеме в Англии Алвина Ли - одного из быстрейших гитаристов планеты, основателя группы "Ten Years After" ("Десять лет спустя"), впоследствии руководителя группы "Alvin Lee Band".

20 декабря. Певец Иан Андерсон и басист Глен Корник решили в этот день в 1967 году организовать группу "Jethro Tull". Название они взяли из книги, которую Андерсон нашел в домашней библиотеке своего менеджера. Книгу написал агроном XVIII века по имени Джетро Талл.

20 декабря. День рождения в 1947 году в Нью-Йорке Питера Крисса - барабанщика и одного из основателей группы "Kiss", покинувшего ее в 1980 году.

21 декабря. В 1968 году в Калифорнии была сформирована группа "Crosby, Stills & Nash", названная по имени ее участников. Одна из наиболее известных акустических супергрупп рока.

21 декабря. В 1970 году Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер были награждены "золотой" пластинкой за свою рок-оперу "Jesus Christ Superstar".

21 декабря. День рождения в 1940 году в городе Балтиморе в США Фрэнка Заппы - певца и мультиинструменталиста, основателя группы "Mother Of Invention" в 1964 году.

22 декабря. В 1978 году в этот день в группу "The Who" пришел новый барабанщик Кенни Джонс, заменивший погибшего за 4 месяца до этого Кита Муна.

22 декабря. В 1981 году в Лондоне состоялся так называемый рок-аукцион, на котором, например, свидетельство о браке Синтии Леннон продалось за 850 фунтов. Программка премьеры кинофильма "Help!" с автографами участников "Beatles" за 2.100 фунтов. А рекомендательное письмо, написанное ранним рок-н-роллистом Бадди Холли компании "Decca Records" за 2.000 фунтов.

22 декабря. День рождения в 1949 году на острове Мэн в Великобритании Робина и Мориса Гибб, сформировавших впоследствии со своим старшим братом группу "Blue Cats" ("Голубые кошки"), переименованную в "Bee Gees", когда семья переехала в конце 50-х годов из Великобритании в Австралию.

23 декабря. В 1966 году группа "Pink Floyd" впервые выступила в лондонском клубе "UFO", то есть "Неопознанный летающий объект".

23 декабря. День рождения в 1940 году в Вашингтоне в США Ёрми Кауконена - гитариста группы "Jefferson Airplane".

25 декабря. В 1967 году в этот день Пол Маккартни объявил о своей помолвке с молодой австрийкой Джейн Ашер. Однако через 6 месяцев помолвка была расторгнута и до венчания дело так и не дошло.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к рассказу о группе "Culture Club" ("Клуб культуры").

  Музыка Culture Club   Karma Chameleon   

Песня "Karma Chameleon" со второго альбома группы "Culture Club" ("Клуб культуры").

Итак, после короткого, но неудачного сотрудничества с группой "Bow Wow Wow" Мальчик Жора вернулся к разбитому корыту, как в переносном, так и в буквальном смысле. Был он тогда сквоттером, т.е. незаконно занимал квартиру нежилого фонда, постояльцев которой переселили для проведения капитального ремонта. Если сквоттеру удается проникнуть в такую квартиру и быстро сменить в ней замок на входной двери - он в безопасности, потому что взламывать дверь квартиры и вторгаться в чью-то частную жизнь по английским законам не принято - для этого нужно специальное решение суда, а это занимает немало времени и усилий. Зачастую местным райсоветам неохота возиться со сквотттерами и они дают им разрешение на жительство, лишь бы те платили земельную ренту. Нередко бывает, что, получив такую прописку, жильцы ремонтируют квартиры и благоустраивают быт. В одной из таких квартир и жил сквоттером Мальчик Жора. Однажды у него зазвонил телефон. Звонили из крупнейшей пластиночной компании "EMI" из отделения артистов и репертуара или сокращенно 'A&R'. Работа этих людей заключается в том что они приходят и говорят: "Алё, мы ищем таланты".

- Не хотите ли встретиться? - любезно предложил Жоре такой охотник за талантами.

- Зачем? - наивно ответил Мальчик Жора.

- Как зачем? - сказала телефонная трубка. - Ведь вы поете, не так ли?

- Нет, - ответил Жора, - я сейчас не пою. У меня и группы нет.

- Это не беда, - ответили по телефону, - можете и солистом стать.

На следующий день состоялась встреча. Жору накормили вкусным обедом в хорошем ресторане и представитель "EMI" молодой и симпатичный парень яркими красками расписал Жоре его светлое будущее. Разговор был не просто пустой беседой. Представитель был уполномочен предложить Жоре крупный денежный аванс. Напомним, что Жора обитал тогда в нежилом фонде и, может быть, обедал не каждый день. Несмотря на все это у него хватило духа лестное предложение отклонить.

- Я вспомнил тогда всех этих знаменитостей, - сказал впоследствии он, - которых вытянули наверх крупные компании. У меня и у многих других создавалось от них впечатление искусственности. Их сделали знаменитыми. Относиться к ним, как к живым, настоящим людям и раскрыть для них свое сердце я бы не мог. Согласиться на эти заманчивые перспективы означало бы избрать легкий путь. Нет, сказал я себе, я соберу группу и я буду играть.

  Музыка Culture Club   It's A Miracle    "It's A Miracle" ("это чудо"), песня с альбома 1983 года.

Итак, первым к кому обратился Бой Джордж был барабанщик по имени Джон Мосс. Джон Мосс родился в 1957 году, закончил частную школу, работал звукооператором, продавцом в магазине одежды, а позднее, когда стал музыкантом, играл с группами "Clash", "The Damned" ("Проклятые") и наконец с известной группой "Adam & The Ants" однако, до того, как она стала известной. Ко времени встречи с Бой Джорджем за плечами у Джона было 7 лет работы с разными коллективами. При встрече Бой Джордж сказал, что собирается создать группу под названием "The Sex Gang Children" ("Дети половой банды"), на что Джон Мосс немедленно ответил отказом.

- Меня, - сказал он, - вся эта нововолнистская чушь не интересует. Все это сплошное позерство, равнодушие и холодность чувств. Нам нужно, - сказал тогда Джон, - сердечное тепло, яркий свет. Я хочу, чтоб моей матери и младшей сестренке нравилась музыка, которую мы будем играть. На друзей мне наплевать. Меня совершенно не волнует, что будут думать обо мне 18-20- летние модные ребята. Я не собираюсь посвящать свою жизнь, - сказал Джон, - тому, чтобы угождать прихотям сегодняшней музыкальной моды.

Вспоминая об этой встрече, Джон сказал впоследствии, что в Мальчике Жоре он увидел то, что в нем самом не хватало.

- Я по своей природе, - сказал Джон, - человек консервативный. Из артистического хаоса, который есть у Джорджа, я могу что-то создать. Но когда такого хаоса нет и создавать не из чего, я чувствую, что творчески опускаюсь.

Итак, начало группе было положено. Вскоре к ним присоединился басист Мик Крэйг - выходец из вест-индской семьи, уроженец Лондона и сам из себя негр. Гитаристом после некоторых перетрубаций стал Рой Хэй - серьезный парень и хороший музыкант. Используя свои связи с компанией "EMI", Джорджу удалось заполучить несколько часов бесплатного времени в студии звукозаписи. После репетиций группа наконец приступила к концертам. Первое концертное выступление состоялось в октябре 1981 в одном из ночных клубов графства Эссекс. Послушать группу на одном из ее первых выступлений специально приехал представитель фирмы "Virgin Records". Через несколько дней он разыскал Мальчика Жору в магазине одежды, где тот работал и сказал ему, что компания заинтересована в издательских правах на музыку группы.

- Вы шутите. - Ответил ему Жора.

- Нет, - ответил представитель, - не шучу. Вы играете совсем неплохо.

- Да что вы, - возразил Жора, - мы просто никуда не годимся.

Таким вот образом было положено начало сотрудничеству с фирмой "Virgin". Пластиночная компания со своей стороны сочла музыку группы более интересной, нежели исполнителей этой музыки. Со своей стороны Мальчик Жора видимо был польщен, что его композиторские способности привлекли большее внимание, чем вызывающая внешность.

  Музыка Culture Club   Black Money   

"Black Money" ("Чёрные деньги") - песня с последнего альбома "Culture Club". Альбом, кстати, называется "Colour By Numbers" ("Цвета в числах").

Итак, наступил 1982 год. Группа продолжала упорно репетировать, время от времени добиваясь от одной из соперничающих фирм грамзаписи бесплатного времени в студиях. Под руководством более опытного Джона Мосса (барабанщика группы) ребята вели тонкую политическую игру, не отдавая предпочтения ни одной из заинтересованных компаний. Они как-бы включали их в капиталистическое соревнование, возбуждали деловой азарт. Демонстрационные ленты, которые они записывали в студиях, месяц от месяца становились все лучше. И вот, наконец, наступил момент, когда обе фирмы вытащили свои пухлые чековые книжки и предложили ребятам подписать контракты. Ребята встретились с представителями обеих компаний с тем, чтобы выяснить в каком плане компания видит будущее группы. Выяснилось, что фирма "EMI" предлагает значительно больше денег, но подход к делу фирмы "Virgin" устраивал ребят больше. "Лучше меньше да лучше" - процитировали ребята и подписали контракт с фирмой "Virgin". 21 мая 1982 года вышла их первая одиночная пластинка "White Boy" ("Белый мальчик"). Первая пластинка с песней "White Boy" ("Белый мальчик") по словам самого Мальчика Жоры была вовсе не о людях белой расы. Белый мальчик - это метафора определение человека неглубокого, с коротенькими мыслями. Когда группа только начала выступать, к ребятам приходили модные всезнайки и с апломбом заявляли: "Музыка у вас какая-то белая. Сейчас это не модно, сейчас нужны экзотические ритмы, музыка африканских племен." На что Бой Джорж обычно отвечал: "Мы - рок-группа и мы собираемся делать то, чего другие никогда еще не делали". Секрет рецептуры "Клуба культуры" был, в-общем, прост: сногсшибательная внешность и при этом простые, мелодичные, душевные песни доступные всякому, даже неискушенному слушателю. Лишь только после выхода третьей одиночной пластинки "Do You Really Want To Hurt Me?" ("Зачем ты хочешь меня обидеть?") пришел успех. Она поднялась на вершину британского списка и вся музыкальная печать страны внезапно нашла для себя новый объект внимания. МАЛЬЧИК ОН ИЛИ ДЕВОЧКА? - вопрошали крупные газетные заголовки. МАЛЬЧИК ЖОРА ОБРУГАЛ ФОТОГРАФОВ! - восклицала другая газета, а третья цитировала слова самого Жоры, который на вопрос о том, как он относится к сексу, то есть к половым сношениям, ответил : "Секс? Спасибо, не надо, я лучше стаканчик чаю выпью". В Мальчике Жоре британская печать, причем не только музыкальная, нашла то, чего ей не хватало несколько месяцев: испорченного мальчишку, баловника и шалуна, который в душе - простой хороший парень, семейный добрый человек и который, самое главное, за словом в карман не лезет. Цитаты Мальчика Жоры периодически появляются на страницах газет:

КОГДА-НИБУДЬ - сказал он - Я СТАНУ ОБЫКНОВЕННЫМ МУЖЧИНОЙ И БУДУ ПОКУРИВАТЬ ТРУБКУ У КАМИНА - газета "Daily Express".

Я НИКОГДА НЕ БЫЛ СЕКСУАЛЬНО ОЗАБОЧЕН. ДЛЯ МЕНЯ ЭТО - КАК ЖАРЕНЫЕ ОРЕШКИ, ПРИЯТНОЕ ЗАНЯТИЕ, НО НИЧЕГО ОСОБЕННОГО - "Sunday Times Magazine".

Я СЧИТАЮ СЕБЯ ВЫСОКОМОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И ПО ПОВОДУ СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛЮБВИ ПОНЯТИЯ МОИ - САМЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ. Я НИЧЕГО ТАКОГО В ЖИЗНИ НЕ СОВЕРШИЛ, ЧЕГО БЫ СТЫДИЛСЯ И ВСЕХ КОГО Я ЛЮБИЛ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО САМОЙ СМЕРТИ - журнал "Smash Hits".

Я ЛЮБЛЮ СМОТРЕТЬ НА КАРТИНЫ, - сказал Мальчик Жора, - НО НЕ ЛЮБЛЮ ПРЕТЕНЦИОЗНОГО ИСКУССТВА, Я ЛЮБЛЮ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОТРОГАТЬ, Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЕННУЮ ПРАВДУ, - СТАРЫХ ЖЕНЩИН С ВЫЩИПАННЫМИ БРОВЯМИ, В ЛЮДЯХ Я ЛЮБЛЮ НЕПОВТОРИМОСТЬ, ХАРАКТЕР, ДЛЯ МЕНЯ - ЭТО И ЕСТЬ ИСКУССТВО.

  Музыка Culture Club   Mister Man   

"Mister Man" ("Господин человек"), песня с последнего альбома группы.

Гитарист группы "Rolling Stones" Кит Ричард рассказал что когда группа была в Нью-Йорке, то Ронни Вуд (один из её участников) сидел и смотрел телевизор. "Он прибежал ко мне, - вспоминает Кит, - и потащил меня к телевизору приговаривая "ты просто должен посмотреть эту девчонку". Показывали группу "Клуб культуры" и там была эта личность, в юбке. Я сказал ему: "Рон, это не девушка, а парень, зовут его Джорж. И что вы думаете? Рон мне не поверил!" Газета "Daily Express" заявила на своих страницах, что Бой Джорж - самая возмутительная личность со времен Элтона Джона. Журнал "The Face" ("Лицо") написал, что в стране нет такой бабушки или таких внучков, которые не слышали бы о Мальчике Жоре. Сегодня он - популярен среди всех возрастов. А журналистка из газеты "Sun" написала: "Мне кажется, я знаю откуда Мальчик Жора черпает вдохновение в том что касается его внешности: он как две капли воды похож на Элизабет Тейлор!" Однако не все высказывания носят такой издевательский характер. Род Стюарт, например, заявил во всеуслышание, что он уже много лет не слышал голоса, настолько проникнутого интонациями музыки соул, а знаменитый продюсер Джорж Мартин, в свое время работавший с "Beatles", сказал, что среди нового поколения молодых исполнителей Бой Джорж - один из самых запоминающихся, голос его - лучше, чем у многих других и несомненно, - сказал Джордж Мартин, - у него есть будущее". Ну вот, на высказывании такого маститого авторитета, пожалуй, можно бы и поставить точку. Остается только надеяться, что из этих разноречивых высказываний и описаний на короткой волне вам удастся составить представление об этом нашем британском феномене. Наша программа на следующей неделе будет посвящена обзору уходящего 1983 года. Мне же остается попрощаться с вами, пожелать вам всего самого доброго и поздравить вас с Рождеством. Счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015