РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

5 октября 1984: Новые альбомы (Bob Marley, Iron Maiden, David Bowie, Jethro Tull, Kid Creole & The Coconuts)

Добрый вечер, друзья. Неумолимо наступают холода, потянулись за границу стаи перелетной птицы. Покидают они родину летнюю, летят на родину зимнюю, и какая из них настоящая - трудно разобрать. На свежих пашнях австралийщины и новозеландщины появятся скоро первые посланцы осени, рассядутся они по лугам и зазвучат до самозабвенья, радуясь тому, что наконец-то можно свободно почирикать. Наша сегодняшняя программа посвящена обзору новых долгоиграющих пластинок, но сначала - очередной выпуск рок-хроники:

5 октября. В этот день в 1962 году была выпущена первая одиночная пластинка The Beatles "Love Me Do". "Beatles" записали два варианта - в одном из них на барабанах играл Ринго Старр, а в другом - барабанщик был приглашенный, так сказать, музыкальный наймит, а Ринго только бил в бубен. Для пластинки отобрали второй вариант.

6 октября. В этот день в 1966 году наркотик ЛСД был объявлен в Калифорнии вне закона, откуда можно заключить, что до 1966 года принимать его можно было не опасаясь юридических последствий.

6 октября 1980 года бывший участник группы "Sex Pistols", Джонни Лидон, известный под своим сценическим псевдонимом Джонни Роттен (Иван Гнилой), получил три месяца тюрьмы за учинение драки в пивном баре города Дублина.

7 октября. В этот день в 1975 году кончилась долгая битва Джона Леннона с иммиграционными властями Соединенных Штатов. Американский суд постановил, что английский закон, по которому Джон Леннон имел судимость за хранение марихуаны, по американским понятиям справедливым признать нельзя и судимость его, поэтому, можно не признавать и, стало быть, можно выдать постоянное разрешение на жительство.

7 октября. В этот день в 1976 году британская пластиночная фирма "EMI" подписала с группой Sex Pistols контракт и выдала им аванс - 40 тысяч фунтов стерлингов. Вскоре вышла первая пластика – "Anarchy In The UK" ("Анархия в объединённом королевстве"). Контракт этот три месяца спустя был расторгнут, после того как группа крупно оскандалилась на нескольких пресс-конференциях, а во время живой телепередачи участники ее начали нецензурно выражаться. Выданный аванс возвращать не пришлось.

8 октября 1980 года ямайский певец и композитор Боб Марли поступил в один из госпиталей Нью-Йорка в бессознательном состоянии. Слухи о том, что у Боба Марли рак, были тогда официально опровергнуты, однако сейчас мы знаем, что слухи эти были верными.

9 октября 1975 года у Джона Леннона и Йоко Оно родился сын Шон Оно Леннон. Замечательным в этом событии было то, что 9 октября - день рождения самого Джона и сын, таким образом, стал подарком ему ко дню рождения. В 1978 году в этот день Йоко не стала посылать ему поздравительных открыток и телеграмм, она наняла самолет, который выполняя фигуры высшего пилотажа, написал в нью-йоркском небе дымовой шашкой: С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ ДЖОН! Число 9 было магическим для Леннона: 9 октября родился он сам, 9 октября родился его сын Шон, в 1980 году за несколько часов до наступления 9 октября он погиб у дверей своего дома в Нью-Йорке. На родине его, в Ливерпуле, уже было утро 9 октября.

9 октября - день рождения в 1944 году в Лондоне Джона Энтуисла, басиста и одного из основателей группы The Who.

Из последних новостей. Целый ряд ведущих английских рок-исполнителей и групп подключились к компании по борьбе с наркотиком героином. В Лондоне состоится большой благотворительный концерт, сборы с которого пойдут в фонд кампании, поп-звезды согласились носить на своих гастролях футболки с антигероиновыми надписями, кроме того, по всей стране будут расклеены лозунги со словами ГЕРОИН - ЭТО ПОЖИЗНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. По приблизительным оценкам, в Великобритании сейчас 115 тысяч наркоманов-героинистов.

Группа Black Sabbath ищет себе нового солиста-вокалиста, после того, как Иан Гиллан ушел во вновь сформированную группу Deep Purple. С предложениями обращаться в Лондон, по телефону 637-21-11.

И наконец: солист группы Police Стинг снимается сейчас в кино, он играет барона Франкенштейна, чудо хирурга, который после экспериментов в лаборатории своего замка создает верлиоку, собранного по кусочкам, монстра по имени Виктор. Этот Виктор должен был по ходу действия ударить барона огромной дубиной, но удар этот получился не понарошке, а настоящий - и Стинга отвезли в ближайшую больницу, где наложили на голову шесть швов.

Вот такой производственной травмой мы и закончим выпуск рок-хроники и перейдем к обзору новых альбомов недели.

  Музыка Bob Marley   Redemption Song   Legend-The Best Of Bob Marley & The Wailers

"Песня избавления", Боб Марли, песня с недавно вышедшего сборного альбома, в который вошли лучшие композиции Марли разных лет. Необыкновенная популярность этой пластинки сегодня, спустя более трех лет после смерти ее создателя, говорит о том, что музыка Марли до сих пор задевает за сердце, что она выдержала испытание временем и что ей, по-видимому уготовано место в музыкальной кладовой мировой культуры. Музыка рэггей вообще, и Боб Марли в частности, обозначили остров Ямайку на карте - подобно тому, как в свое время "Beatles" сделали захолустный Ливерпуль местом глобального паломничества. Марли был ребенком от смешанного брака - отец его был английский офицер - но эта национальная расплывчатость не только не помешала ему стать голосом черного поколения Ямайки, пропагандистом растафарианства, но и, в какой-то степени, помогло ему подняться над узко этническими рамками, сделать свое искусство наднациональным, общемировым. Говоря попросту, специфическая тема Ямайки подавалась в виде, понятном и приемлемом для всех остальных.

Английская группа "Iron Maiden" ("Железная дева") выпустила новую долгоиграющую пластинку "Powerslave" ("Раб силы"). Название это, 'раб силы', не следует понимать как "рабочая сила", поскольку ни строек, ни заводов не воспевают в своих песнях железнодевцы. Наши металлисты обратились на сей раз к теме древнего Египта, к пышности и великолепию его идолов и пирамид, к неисчислимым страданиям рабов, трудившихся методом бригадного подряда. Монументализм, жестокость, власть, смерть, блеск булата, вопль, обращенный ко Всевышнему - все эти темы естественно и органично находят свое выражение в творчестве "Железной девы". В музыкальном плане эта пластинка отличается от предыдущих композиционной раскрепощенностью; железнодевцы отошли на этот раз от опоки трехминутной формы, льют металл вольготно, свободно, и он течет, застывая на дорожках пластинки причудливыми узорами и изломами. Предлагаю вам послушать заглавную композицию "Powerslave" ("Раб силы"). Для примера прочитаю вам несколько строк из этой "рабсилы", переведенные, как обычно, моим трехэтажным ямбом:

Я ЖИЛ ВО ЛЖИ И СТРАХ БЫЛ МОЙ УДЕЛ
ВОКРУГ В МОЛЬБЕ ВСЕ БЫЛИ НА КОЛЕНЯХ
НЕСИТЕ ЖЕ ВИНО И КРОВЬ ТОМУ,
КТО БУДЕТ ПОСЛЕ.
ОН ЧЕЛОВЕК, ОН БОГ, НО СМЕРТИ НЕ МИНУЕТ.

  Музыка Iron Maiden   Powerslave   Powerslave LP

"Раб силы" или "Раб власти", группа "Iron Maiden" ("Железная дева"), запевала Брюс Дикинсон, он же автор композиции.

Дэвид Боуи всегда слыл великим хамелеоном рока. Начать хотя бы с того, что глаза у него - разного цвета. В начале семидесятых, не успевала публика привыкнуть к одному его образу и одному стилю музыки, как Боуи мгновенно менял свою творческую окраску - из хиппового юноши - в космического пришельца, из длинноволосого рокера - в элегантного молодого человека с оранжевым ёжиком и т.д. Сам Боуи объяснял такую изменчивость своей природной стеснительностью: он не мог быть самим собой на сцене, ему непременно нужно было одевать какую-то личину, какой-то образ - только тогда он чувствовал себя раскованно и безопасно. Дэвид Боуи, Марк Болан, Питер Габриель из группы "Genesis" и другие им подобные, были первые, кто экспериментировал с изобразительной, видовой стороной рок-музыки. Теперь, с появлением короткометражных видеороликов, сопровождающих почти каждую новую пластинку, открылись неограниченные возможности жонглирования образами, костюмами, сюжетами и визуальные эксперименты Боуи последнего десятилетия воспринимаются теперь чуть ли не как провидение будущего. Конечно, его уважают! Еще свежи в памяти картинки недавних роликов Боуи, каждый из которых вызвал немало разговоров в заинтересованных кругах - и вот выход нового альбома, новой одиночной пластинки и, конечно же, нового видеоролика. Творческая биография Дэвида Боуи, сознает он это или нет, строилась на принципах диалектики: каждый последующий этап отрицал этап предыдущий и вот теперь настало время отрицать отрицание: в последнем ролике Дэвид Боуи уже подтрунивает не только над самим собой, но и над всей системой образов-ширм, за которыми он раньше прятался. В связи с этим музкритик газеты "Melody Maker" Стив Сазерленд, обозревая новый альбом Боуи, пишет: "Что теперь хорошо, что плохо? Что правдиво, что притворно? Никто больше не знает, серьезные критики пожимают плечами и переходят на статьи о джазе, потому суждениям своим уж больше не доверяют.С приходом видео - легче не стало: посредственные пластинки становятся успешными с помощью ладно слепленных видеороликов и т.д. и т.п. И кто во всем этом виноват? Конечно, Боуи. Он первым отдалил себя от своих сценических образов настолько, что всякая их искренность пропала. Им можно восхищаться, но верить ему - нельзя. Он сделал поп-музыку банкротом, и когда, наконец, ему надоело переодеваться, он просто ушел со сцены, оставив нас в пустоте. Ну, что еще? Боуи был всегда мастаком многократного использования созданной им же самим легенды, - если ничего больше на ум не приходило, кого легче всего пародировать? Конечно, Боуи. Сдувается пыль с песни "Space Oddity" - и вот перед нами песня "Ashes To Ashes" ("Прах праху"). Получается "искусство об искусстве". Почему бы не сдуть пыль с песни "Прах праху" и сделать из нее ещё одну новую - так сказать "искусство об искусстве об искусстве", "пародия пародии". Выглядит это все прекрасно, но ни направлениями движения в этом нет никакого." Конец цитаты. С уважаемым музкритиком можно соглашаться или нет, однако и точку зрения Дэвида Боуи понять можно: ему уже перевалило за 35,а в эти годы не столько играют рок, сколько играют в рок, и на какие-то принципиальные новшества рассчитывать трудно - тем более, что Боуи все больше и больше работает в кино, подобно Антею от земли оторван, и живительные соки рока уж по корням не струятся. С годами пришла зрелость, преобладание разума над чувствами, желание перетасовать картинки прошлого, на что конечно наш Додик имеет полное право.

  Музыка David Bowie   Blue Jean   Tonight LP

Хотелось бы остановиться на новой продукции группы "Jethro Tull", на альбоме под названием "Under Wraps", т.е. буквально "Под чехлом". Действительно, на фотографии обложки - женская фигурка, покрытая с головой белым чехлом. Однако при прослушивании пластинки становится ясно, что за всеми песнями стоит единый замысел, что название пластинки - это, простите, идиома, и переводить его надо словом "Секретно". Иан Андерсон, певец и руководитель "Jethro Tull", никогда не писал стихов простых и одноплановых - его песни расплывчаты, намекчивы и рисуют нам картину туманными мазками. Итак, тема альбома - это, пожалуй секретные службы, радиостанции политической пропаганды, диверсанты, деньги, роскошь, арктическая тундра и т.д. Одна из песен, например, называется "Radio Free Moscow" ("Радио 'Свободная Москва'"). Здесь не только просто упоминание самой крупной и станции вещания на иностранных языках, но и некое лингвистическое передергивание, намек на американскую станцию "Radio Free Europe" ("Радио 'Свободная Европа'"). Только в одном названии - и ирония автора и его отношение к пропагандной войне в эфире, которую ведут сверхдержавы. Хочу предложить вам песню под названием "Nobody's Car" ("Ничейная машина").

ЕДЕТ ЗА МНОЮ ЧЕРНАЯ ВОЛГА,
МАШИНА НИЧЬЯ ТОВАРИЩ НИКТО СМОТРИТ ПРИСТАЛЬНО ДОЛГО,
СИДИТ У РУЛЯ ЧЕРНЫЕ БРОВИ НАД ДЫРКАМИ ГЛАЗ, И ЧЁРНЫ ОЧКИ
ТЫ ВИДЕЛ ТОТ ФИЛЬМ, ИЛИ КНИГУ ЧИТАЛ?
ЕСЛИ НЕТ, ТО ПРОЧТИ

  Музыка Jethro Tull   Nobody's Car   Under Wraps LP

И в заключение хотелось бы сыграть что-нибудь полегче. Вот новая пластинка группы "Kid Creole & "The Coconuts" ("Кид Креол и Кокосовые Орехи").В этой группе, вернее вокальном квартете, четыре человека - солист, сам Кид Креол, и три девушки, которые не только ему подпевают, но и непрерывно исполняют задорный синхронный танчик, поводя плавно тазобедренными суставами в такт музыке. Они-то и есть 'Coconuts' ('Кокосовые Орехи'). Песня, которую я хочу вам предложить, называется "Don't Take My Coconuts" ("Не забирай моих кокосовых орехов"). Эта песня была написана для американского кинофильма "Against All Odds" ("Против всех препятствий"). Случилось так, что режиссер этого фильма снимает свою следующую картину в Лондоне, это фильм на русско-американскую тему, в главной роли снимается известный танцовщик, художественный руководитель одной из ведущих балетных трупп Америки, в прошлом солист ленинградского театра имени Кирова. Когда, в свое время, он не вернулся из поездки в Канаду, то шутили, что конфеты "Мишка на Севере" будут называться теперь "Мишка на Западе". Понятное дело, в этом фильме никаких кокосовых орехов не будет, в средней нечерноземной орех помельче растет - но знаете, крепкие орешки попадаются: колют его годами, а расколоть-то и не удается. На будущей неделе мы вернемся к рассказу о группе "Status Quo", мне же остается пожелать вам всего самого наилучшего, оставляю вас с группой Kid Creole & The Coconuts, счастлио вам, ребята!

  Музыка Kid Creole & The Coconuts   Don't Take My Coconuts   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015