РОК-ПОСЕВЫ

9 августа 1985: Книга Джорджа Харрисона "I Me Mine" - 3

Добрый вечер, друзья. В эти международно-фестивальные дни, когда под звуки барабанной меди тысячи гибких физкультурников и физкультурниц рисуют своими телами разные картины, мне невольно вспомнилось и свое,так сказать телесное участие в международном прогрессе. Дело было в пионерском отряде, когда специально для сбора мы подготовили пирамиду: четверо мальчиков покрепче становились внизу, еще двое вставали им на согнутые колени, а на плечи тех двоих вскарабкивался самый щуплый мальчик и, изо всех сил стараясь не упасть, выкрикивал: "РУКИ ПРОЧЬ ОТ КОРЕИ!" - после чего пирамида рассыпалась. Мне и еще одному пионеру доверили обрамление: мы стояли, выгнувшись мостиком, справа и слева. В назначенный день пришли девочки из соседней школы, мы, конечно, волновались, но все прошло успешно: щуплый мальчик вскарабкался наверх, не упал, и успел выкрикнуть свои слова про руки и Корею, а мы изо всех вил выгибались в мостике, демонстрируя и свою солидарность. Девочки, правда, почему-то потом, глядя на меня, краснели и прыскали в кулак, и только после сбора выяснилось, что, поскольку мы были одеты в широкие сатиновые трусы, то выгибаясь в мостике, мы невольно демонстрировали гораздо больше, чем хотели. Помню, что было ужасно стыдно, и уж с тех пор телесного участия в подобных мероприятиях я больше никогда не принимал. Сегодня мы с вами продолжим чтение отрывков из книжки Джорджа Харрисона "I Me Mine" - "Я, меня, моё", но сначала - выпуск рок-хроники.

9 августа 1969 года актриса Шарон Тейт, жена кинорежиссера Романа Поланского, и еще четыре человека стали жертвой зверского убийства фанатической банды Чарльза Мэнсона, который впоследствии утверждал на суде, что он лишь выполнял тайные приказы "Битлз", которые ему удалось расшифровать в песнях их "Белого альбома".

10 августа - день рождения в 1947 году в Эдинбурге, в Шотландии, певца, гитариста и флейтиста Иана Андерсона, основателя группы "Джетро Талл".

11 августа 1968 года состоялось официальное открытие пластиночной фирмы "Битлз" под названием Apple Records.

15 августа 1969 года открылся исторический фестиваль в Вудстоке, на который собралось 450 тысяч человек.

Из последних событий: 17 августа состоится рок-фестиваль в Касл-Донингтоне и "Мелоди Мейкер" сообщает, что в дополнение к объявленным группам на фестивале выступят: ансамбль "Metallica" - самая тяжелая группа Калифорнии, группа "Magnum", группа "ZZ Top", английская группа "Marillion" и другие.

"Мелоди Мейкер" сообщает, что группа "Misty In Roots", исполняющая музыку реггей, группа с юга Лондона, только что вернулась из Москвы, где выступала на XII Всемирном фестивале молодежи и стьюдентов.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к книжке Джорджа Харрисона "I Me Mine", и для начала послушаем одну из его песен.

The Beatles : Taxman / Revolver LP

В прошлый раз мы остановились на знакомстве Харрисона с ситаристом Рави Шанкаром и его увлечении этим инструментом. Харрисон пишет: "Через несколько месяцев после знакомства с Рави и начала моих занятий, я вновь отправился в Индию, на этот раз с женой Патти. Мы пробыли там довольно долго - полтора месяца или больше. Там я начал делать упражнения йоги, потому что нужно было научиться сидеть и правильно держать ситар. Поначалу инструмент причинял мне невероятные неудобства. Страшно болели ноги - ситар имеет такую неудобную форму и такой размер! - поэтому для того, чтобы просто держать его, нужно специально заниматься. Сидеть нужно со скрещенными ногами, правая нога на левой, левая на полу ,инструмент лежит на правой пятке, правая рука лежит на корпусе ситара, а левая, перемещаясь по грифу, не должна его поддерживать. Поначалу я и держал инструмент левой рукой, и одновременно пытался играть. Но как только научишься сидеть и удерживать равновесие, напряжение с левой руки снимается. Заниматься надо с закрытыми глазами и знать позиции грифа наизусть, потому что если будешь пытаться вытянуть шею и посмотреть, куда ложатся пальцы, то тело мгновенно горбится и теряет осанку. Правая щипковая рука, или "мизра", необычайно важна, точно так же как и ее движение, так называемый "бол". Удар струны вниз называется "да", а щипок наверх называется "ра".Движение вверх-вниз называется "дири дири", так что существуют целые упражнения вверх и вниз по гамме: "да ра дири дири да дири да ра да ра дири дири да ра да" и так далее. Кроме того, в индийской музыке нужно подтягивать струны пальцами левой руки ,причем подтягивать точно до нужной высоты звука. Напряжение на пальцы - колоссальное, в общем, было чем заняться.

George Harrison - Give Me Love / Living in the Material World LP

С 1965 по 1968 год я занимался каждый день по два или три раза, каждый раз по часу. За эти три или четыре года я добился кое-каких успехов, самое интересное было, что до занятий ситаром я в жизни не брал уроков музыки. Ситарный период был для меня хорошим временем. Йога... Я вставал рано, как в Индии, принимал ванну, делал упражнения йоги, занимался медитацией, играл на ситаре, после этого завтракал --вместо того, чтобы вскакивать из постели и тут же выпивать чашку чаю или кофе. Эта дисциплина была для меня жизненно необходима, через нее я приобщился немного к культуре. В 1968 году в Нью-Йорке я встретился с Рави Шанкаром, и в беседах со мной он пытался выяснить - где же мои корни. Он спрашивал: "Твои корни - в Ливерпуле?" -- И я отвечал ему, что в Индии я чувствую себя как дома. Но, поразмыслив, решил, что, может быть, следует возвратиться к гитаре, потому что ясно было, что выдающегося ситариста из меня не получится. К этому времени я познакомился с несколькими сотнями ситаристов, все они играли потрясающе, однако Рави возлагал надежды только на одного из них, так что ,видите, уровень, которого должен достичь великий ситарист, возможно, выше, чем уровень классического музыканта в любой культуре. Я понял, что мне надо было бы начать лет на пятнадцать раньше. Тем не менее, это мне очень помогло в сочинении странных мелодий, также необычайно способствовало развитию ритмического мышления.

George Harrison -- Love Comes To Everyone / George Harrison LP 1979

Году, кажется, в 1971,- продолжает Харрисон,- когда я был в Лос-Анджелесе и записывал музыку к фильму "Рага", Рави Шанкар поделился со мной намерением дать концерт с большой аудиторией - так ,чтобы он мог собрать тысяч 25 долларов для голодающих в Бангладеш. Он спросил меня, не мог бы я ему чем-нибудь помочь, например, открыть концерт, или пригласить для этого киноактера Питера Селлерса - что-нибудь в этом роде. После этого он мне начал давать вырезки из журналов и газет, в которых описывалась война, бедствия, нищета, я начал осмысливать происходившее и подумал - пожалуй, мне надо бы помочь. Мы, как участники "Битлз", были воспитаны на взглядах, что если уж что-нибудь делаешь, делай это с размахом, если уж собирать средства, то почему бы не собрать миллион. Так я приступил к работе и целых три месяца сидел на телефоне, организовывая концерт для Бангладеш, пытаясь убедить разных людей, беседуя с Эриком Клэптоном и другими, которые в конце концов приняли в нем участие. Репетировали мы мало, со всеми участниками концерта была всего лишь одна общая полная репетиция, так что все организовывалось по кусочкам и с трудностями.

Затем, нужно было решать - когда проводить концерт. Индийский астролог определил для нас наилучший период и сказал, что это начало августа, потом дана была даже дата в августе, и в тот день нью-йоркский "Мэдисон Сквер Гарден" оказался свободным, мы наняли помещение и провели концерт -- вернее, два концерта: второй пришлось объявить, потому что первый полностью распродался. Нам повезло, все прошло довольно гладко и звучало все очень хорошо. Второй концерт особенно удался - освещение было хорошее, но вот кинофильм, который снимали люди Алана Кляйна, не получился: камера справа от сцены почему-то выдала пленку всю черную со всего лишь одной световой точкой в центре, еще одна камера была не в фокусе - что-то в ней сломалось, перед камерой слева висел огромный кабель, заслонявший вид -- так что качественная пленка была снята только камерой в оркестровой яме, и другой камерой, которую оператор держал на руках, но на ней не было синхронизирующих импульсов, поэтому в конце концов при создании фильма пришлось химичить: добавлять и вырезать. С менеджером Аланом Кляйном, занимавшимся организацией мероприятия, не все было оговорено четко. Так, он обратился в ЮНИСЕФ, организацию при ООН, после проведения концерта, а не до него, таким образом о том, что это было благотворительное мероприятие, заранее заявлено не было, и буквально со следующего же дня адвокатам Алана Кляйна пришлось сражаться с американским налоговым управлением, заявлявшим, что "концерт был организован с целью личной прибыли", так что собранные деньги держались замороженными на специальном счету, и потребовалось несколько лет, прежде чем средства были переданы по назначению. Но концерт привлек к себе колоссальное внимание и повлиял на ход событий. Даже сегодня ко мне подходят официанты в бенгальских ресторанах и говорят: "Мистер Харрисон, когда мы сражались в джунглях, приятно было знать, что кто-то о нас думает".

George Harrison -- Bangladesh

Харрисон пишет, что прежде чем решиться выпускать свою известную композицию "My Sweet Lord" - "Дорогой мой Господь", он неоднократно задумывался, потому что публикация такой песни была своего рода общественной декларацией веры. "Я знал,- пишет Харрисон, - что многие будут реагировать на нее по-разному, потому что многие люди боятся слов "Бог" или "Господь", по какой-то причине это вызывает у них злобу. Выпуская песню, я подвергал себя определенному риску, потому что после этого нужно было оправдывать ожидания людей,но в то же время я подумал - никто этого не говорит, надо, чтобы кто-нибудь заявил об этом. Я верил в то, что говорилось в песне -- и с какой стати быть неискренним с самим собой? Если во что-то веришь сильно, об этом надо заявить. Мне казалось, что "My Sweet Lord" получился хорошей записью. Я говорю "записью", потому что в пластиночной промышленности существуют песни и записи: мне казалось, что общее звучание записи не менее важно, чем слова или мелодия песни - важна сама атмосфера, мне хотелось показать, что "Аллилуйя" и "Харе Кришна" - это одно и то же. Я сначала записал голоса, поющие "Аллилуйя", и незаметно перешел на "Харе Кришна", таким образом песня эта как бы давала простой эквивалент мантры, то есть многократного повторения святых имен -- в рамках западной поп-музыки. Я знаю мотив, побудивший меня написать песню, и положительный эффект, ею произведенный, для меня намного превысил последовавшее потом судебное разбирательство.

Gorge Harrison - My Sweet Lord

Судебное разбирательство, о котором упоминает Джордж Харрисoн, произошло потому, что песня "My Sweet Lord" по мелодии оказалась похожей на другую песню, которая называлась "He's So Fine" и была записана за несколько лет до этого одной из негритянских вокальных групп. Харрисон пишет: "Я не отдавал себе отчета в сходстве между этими пеcнями, когда я писал, потому что мелодия была наполовину импровизирована и не выписана в деталях, так что когда пластинка появилась и ее стали играть по радио, люди начали об этом говорить, и тогда я подумал: "как же это я раньше не заметил?" Для меня ничего бы не стоило изменить несколько нот здесь, несколько нот там, не меняя общего ощущения пластинки. Как бы там ни было, автор песни "He's So Fine" затеял против Харриссона судебное дело. Судья, рассматривавший обвинение, постановил, что Харрисон невиновен в краже мелодии, но что налицо нарушение авторских прав, и указал истцу и ответчику через своих адвокатов связаться и выяснить уровень компенсации. Однако автора песни такое решение не устраивало, и он снова и снова подавал в суд, пока, в конце концов не умер. Тут бы делу и прекратиться, но на сцену вышла зловещая фигура бывшего менеджера "Битлз" и "Роллинг Стоунз", Алана Кляйна. Джордж Харрисон сказал о нем как-то: "Он, в сущности, хороший человек, только со странностями, он поступает по принципу - делай другим то, что они сделали бы тебе, только делай это первым!" После смерти автора песни "He's So Fine" Алан Кляйн за довольно крупную сумму приобрел права на эту песню, и, таким образом, права на продолжение судебного дела. Харрисон пишет: "Получалась какая-то скверная шутка: проведя много месяцев в судах и утрясая всякие имущественные иски группы "Битлз", он, в конце концов, видимо, заскучал: Алану Кляйну, наверное, стало грустно от того, что не с кем судиться". По велению суда, пишет Харрисон, на все авторские отчисления с песни "My Sweet Lord" был наложен арест, Алан Кляйн продолжал тяжбу, и Харрисон в отчаянье пытался отказаться от своей песни, отдать ее и все отчисления ,поскольку с его точки зрения положительный эффект песни был куда важнее авторства и всего крючкотворства, которое вокруг нее выросло. Однако адвокаты Харрисона сказали: "что вы, этого нельзя делать, это невозможно" - поэтому судебная эпопея тянулась несколько лет, пока Алан Кляйн, наконец, не оттягал какую-то огромную шестизначную сумму.

На этом мы прервем рассказ до будущей недели, я прощаюсь с вами, друзья, до будущей пятницы, желаю вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

George Harrison : What Is Life / All Things Must Pass LP

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015