РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

6 февраля 1987: Eric Clapton - 1

Добрый вечер, друзья. Сидели мы тут как-то коллективно за обедом и вспоминали свои прежние профессии. Были тут и бывший врач, и специалист по напряженному железобетону, манекенщица дома мод, штурман дальнего плавания, тренер по легкой атлетике, был даже человек без профессии, бывший бездельник и социальный паразит. "А вот моя первая работа, - сказала вдруг одна весьма элегантная дама, - была на резиновом заводе "Красный треугольник". Знаете когда галоши из пресс-формы вынимают, по краям у них такая бахрома. Вот эту лишнюю резину я и обрезала ножницами. Работа была тяжелая, я вскоре ушла, но в трудовой книжке поимела на всю жизнь запись: специальность - ОБРЕЗЧИЦА ВРУЧНУЮ." "Что ж вы с такой профессией в Лондоне-то сидите? - воскликнул тут один шутник, - вам бы в Израиль ехать надо! ОБРЕЗЧИЦА ВРУЧНУЮ! Да вас с такой специальностью там с распростертыми объятьями примут!" "Пошляк вы, милостивый государь," - холодно отрезала дама, вставая. Все понимали, что шутка была действительно пошлая, но почему-то все равно было смешно. Однако, не для шуток здесь мы собрались, а для дел серьезных. Мы начнем сегодня долгое сказание, серию тематических программ об одном из титанов, гигантов и великанов английского рока, гитаристе и певце Эрике Клэптоне. Музыкальная деятельность Клэптона охватывает около четверти века, с его именем связан целый период в истории английского рока, и до сегодняшнего дня Клэптон не сдает ни музыкальных, ни личных позиций - вот на этой неделе, например, в одной из газет появилось сообщение, что у Клэптона якобы был роман с итальянской актрисой Лори Дель Санто, что у нее родился сын и что со своей нынешней женой, Патти, которую Клэптон в свое время отбил у гитариста "Битлз" Джоржа Харрисона, он будет разводиться. Но - не будем заскакивать вперед, а начнем все по порядку, прослушав сначала, как обычно, очередной выпуск рок-хроники:

9 февраля 1982 года, 5 лет назад, Джордж Харрисон вручил организации "Юнисеф" чек почти на 9 миллионов долларов. Деньги эти были собраны с организованного Харрисоном концерта для Бангладеш - с записей этого концерта, трансляции по телевидению и пр., но сам концерт состоялся в 1971 году и одиннадцать лет потребовалось для того, чтоб преодолеть многочисленные юридические препятствия.

9 февраля 1940 года - день рождения певицы и композитора Кэрол Кинг, урожденной Кэрол Кляйн.

Солист группы "Франки едет в Голливуд" Холли, урожденный Уильям Джонсон, родился 9 февраля 1960 года в Хартуме, в Судане.

10 февраля 1944 года родился Донован, урожденный Теренс Лейтч, он родился в Глазго, в Америке в 1940 году в этот день родилась певица Роберта Флэк.

11 февраля 1935 года - день рождения Джина Винсента, урожденного Юджина Крэддока.

11 февраля 1963 года The Beatles, почти поголовно страдавшие от простуды и насморка пришли на запись в студию на улице Эбби Роуд и за двенадцатичасовую сессию записали весь свой первый альбом под названием "Please Please Me". В такие рекордные сроки долгоиграющих пластинок не записывают нигде, за исключением, быть может студии фирмы "Мелодия".

12 февраля. В 1935 году в этот день родился Рэй Манзарек, пианист группы "Doors" ("Двери"), он родился в Чикаго.

20 лет назад, 12 февраля 1967 года, Мика Джаггера и Кита Ричардса из группы "Rolling Stones" и подругу Джаггера Марианну Фейтфул арестовали в доме Ричардса в графстве Сассекс: в поисках наркотиков в дом ворвалась полиция, произвела обыск и арест. История эта тогда нашумела на весь мир.

Из последних новостей.

Газета "Sounds" пишет, что ирландская группа U2 ("У2"), которая обратила на себя внимание в мире после выступления в июле 1985 года на телефестивале "Live Aid", в будущем месяце выпускает новый альбом под названием "The Joshua Tree" ("Дерево Иисуса Навина") и после этого отправляется в большие всемирные гастроли.

Успех всемирного телефестиваля "Live Aid" вдохновил новую попытку такого рода, на 11 июля намечено проведение мероприятия под названием "One World Festival" - то есть "Фестиваль Единый Мир", в котором телемостом будут связаны разные страны. В Британии концерт состоится на стадионе "Уэмбли", он начнется с восходом и кончится с заходом солнца.

Тем временем, изобретатель всей этой идеи и организатор фестиваля помощи Африке, фестиваля "Live Aid", Боб Гелдоф, выпустил недавно долгоиграющую пластинку и собирался прокатить этот новый материал в гастрольной поездке по Англии и вот, на этой неделе "Melody Maker" сообщает, что гастроли эти не то чтобы отменили, но официально перенесли на осень, якобы из-за того, что они накладываются на выступления в Европе и Америке. Однако газета пишет, что не исключено, что настоящая причина этому - отсутствие интереса у публики и плохая предварительная продажа билетов. "Гелдоф - уважаемая и даже почитаемая фигура в рок-мире, - отмечает газета, - но это не значит, что люди будут ходить на его концерты."

Газета "Sounds" пишет, что американский певец Майкл Джексон вышел из совета директоров организации "США для Африки" - я, честно говоря, и не знал, что он в этом совете состоял - неизвестно, почему это произошло, но догадываются, что Джексон был недоволен неповоротливостью организации, и тем, что продукты голодающим в Африке распределялись медленно.

"Melody Maker" пишет, что в следующий вторник, 9 февраля, состоится вручение наград Британской пластиночной промышленности, которая в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. Награды будут выданы победителям в разных категориях, церемония будет транслироваться по телевидению на весь мир.

На этой неделе газета "Melody Maker" вышла с дополнительным 16-страничным приложением, которое целиком посвящено музыкальной выставке во Франкфурте, в Западной Германии. Выставка - международная, на ней представлены будут всевозможные инструменты, усилители, студийное оборудование, будут представлены нотные издательства и так далее. Самая большая делегация - из ФРГ - 330 фирм и компаний, на втором месте - британцы: 98 разных компаний, затем Франция - 89, потом Италия - 68 музыкальных фирм, и 56 разных американских компаний. В выставке принимает участие больше 30 стран, представлен даже Китай, Куба, Польша, Венгрия и Чехословакия. Советских стендов на выставке нет.

Журнал "Номер один" пишет, что в США собираются снимать телесерию о Фрэнке Синатре, молодого Синатру будет играть Дэвид Боуи, а пожилого Синатру поручили играть киноактеру Роберту Де Ниро. Дэвиду Боуи недавно исполнилось 40 лет, но что характерно – Роберт Де Ниро всего на несколько месяцев его старше, но, как замечает журнал "Номер один" - он гораздо лучший актер. Все мы знаем что Боуи - рок-музыкант и певец, но в фильме петь ему не дадут - он будет лишь шевелить губами под ранние записи Фрэнка Cинатры.

Газета "Sounds" пишет, что бывший певец группы "Van Halen" Дэвид Ли Рот, выступающий теперь с сольными концертами, собирается этой весной приехать в Великобританию. Ходят слухи, что он приезжает в сопровождении целой группы очаровательных культуристок и группы лилипутов. Пo словам самого Ли Рота: "Нет ничего лучше зрелища маленького счастливого человечка, выходящего поутру из своего номера рука об руку с высоченной стройной двухметровой блондинкой."

Вот на этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем и переходим к рассказу об Эрике Клэптоне.

  Музыка Eric Clapton   Layla   

Творчество Клэптона и его жизнь невозможно понять, не рассказав о ней с самого начала, не поняв, из каких душевных кирпичиков складывалась его личность. Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года. Матери его, Патриции Клэптон, было тогда 16 лет. Отец его по имени Эдвард Фрайер был канадским солдатом, оканчивавшим послевоенную службу в Англии. Он был музыкантом, играл на рояле в танцевальных оркестрах. Кроме того хорошо рисовал. В Канаде его ждала жена. Она ждала его всю войну и после демобилизации Эдвард Фрайер уехал к семье. Вскоре после рождения Эрика его мать познакомилась с другим канадским солдатом Франком Макдональдом, вышла за него замуж и, когда Макдональда перевели служить в Германию, уехала вместе с ним, оставив Эрика на попечение своих родителей. Следующая встреча матери с сыном произошла, когда Эрику было 9 лет. Все эти годы от него, естественно, скрывали, что он незаконнорожденный, но мальчик рос, задавался вопросами о своих родителях и в конце-концов бабушка рассказала ему правду. Бабушку он называл мамой, а дедушку отцом. При встрече с настоящей матерью 9-летний Эрик сказал, что знает правду, что она его настоящая мама. "Можно я буду называть тебя мамой?" - спросил он. Мать Эрика к тому времени уже имела двух детей от нового брака и муж ее главстаршина Макдональд был католиком строгих правил. Сам он знал о внебрачном ребенке жены, но от родных его это приходилось тщательно скрывать. Кроме того, Эрик был официально усыновлен своими бабушкой и дедушкой, поэтому мать Эрика Пат Макдональд не могла ни по закону, ни по моральному праву называться матерью и с болью в сердце вынуждена была своему сыну отказать. Ей самой это причинило немало душевной боли, но на 9-летнего Эрика Клэптона повлияло глубоко и надолго. Он замкнулся в себе и даже в отношениях со своими лучшими друзьями всегда была какая-то внутренняя дистанция. Эрик рос спокойным, вежливым мальчиком, по воскресеньям ходил с бабушкой и дедушкой в церковь, был крещен в протестантскую веру. Рос он в тихой и чистой английской деревне, где все знали друг друга, не любил спорта, увлекался рисованием, подростком стал интересоваться джазом. Особенно поразила его блюзовая музыка американских негров. В 16 лет он уговорил бабушку купить ему гитару и часами просиживал у своего магнитофона, пытаясь воспроизвести гитарные звуки своих любимых артистов. Надо сказать, что с деньгами в семье всегда было трудновато, так что гитару Эрику и магнитофон покупали в рассрочку. Все свои школьные годы он не оставлял рисования и в 16 лет был принят в кингстонский художественный колледж и начал щеголять по родной деревне в серых форменных брюках и бордовом пиджаке с эмблемой на кармане. Однако, каждую свободную минуту он играл на гитаре и даже стал брать гитару с собой на занятия в колледж. Через несколько месяцев от директора колледжа стали приходить письма с жалобами на успеваемость, вернее неуспеваемость Эрика, его пропуски занятий и непомерное увлечение музыкой. Письма эти действия не возымели и в конце первого курса Эрика Клэптона из художественного колледжа отчислили. Вся семья была, естественно, расстроена, рушились планы стать художником. Эрик собирался заниматься цветными оконными витражами, а о музыке, как о профессии, никто тогда как-то даже и не думал.

  Музыка Eric Clapton   Why Does Love Got To Be So Sad   

После отчисления из художественного колледжа, 17-летний Эрик некоторое время помогал деду, работая на стройке каменщиком и штукатуром. Дед был внуком доволен. "Парень старательный, - говорил он, - педант. Плитку кладет - залюбуешься." Шел 1962 год. На вершине известности в Англии были оркестры традиционного джаза (так называемый диксиленд), по радиоволнам плыл гортанный кларнет Акера Билка - музыканта настолько известного, что в детских магазинах продавали даже куклы 'Мистер Акер Билк'. Все сильнее утверждалась тем не менее музыка американских негров, так называемый ритм-энд-блюз. Чак Бэрри, Литтл Волтер, Бо Диддли, Биг Билл Брунзи и другие выдающиеся тогда, но полузабытые теперь имена. Здравствующая и доныне группа "Rolling Stones" начинала именно тогда, как одна из первых английских групп ритм-энд-блюза. Одной из малоизвестных представителей этого жанра в конце 1962 года - начале 1963 была группа "The Roosters" ("Петухи"). В ней одно время пел Пол Джонс (впоследствии участник группы "Manfred Mann"). И вот во время одной из частичных смен состава через друзей в художественном училище стало известно о некоем гитаристе, который часто играл в местном кафе блюз на акустической гитаре. К тому времени, когда состоялось знакомство и Клэптона пригласили в группу, он все с помощью той же мамы-бабушки обзавелся электрогитарой фирмы "Хофнер", которая по тогдашним временем стоила безумные деньги - 100 фунтов стерлингов (или 250 долларов). Группа "The Roosters" распалась месяца через 2, но она дала Клэптону первый опыт ансамблевой игры и работы на сцене. В середине 1963 года Клэптон познакомился с музыкантами из ритм-энд-блюзовой группы "Yardbirds", руководителем и соло-гитаристом которой был тогда Пол Самуэлл-Смит. Двойная фамилия через чёрточку отдаёт некоторым аристократизмом, достаточно вспомнить Щепкину-Куперник, Скворцова-Степанова или Карнович-Валуа – так и наш Самуэлл-Смит был из приличной семьи и вёл себя как человек высокоинтеллигентный. Незадолго до поступления в группу Эрик пришел послушать на один из концертов. Играли блюз и Самуэлл-Смит решил блеснуть и сыграл длинное соло. Эрик, сидя в зале, слушал внимательно и серьезно. По окончании концерта он подошел к Самуэллу и сказал:

- Я хочу попросить тебя об одном одолжении.

- Да, - сказал Самуэлл-Смит с готовностью, - постараюсь его выполнить. Что за одолжение?

- Не играй никогда больше соло на гитаре, - сказал ему Эрик.

Самуэлл-Смит уже тогда понимал потенциал Клэптона и пилюлю эту ему пришлось проглотить. Вскоре он перешел с гитары на бас. В то время группа "Rolling Stones" регулярно выступала в клубе "Crawdaddy Club", организованном неким Джорджем Гомельски (подозреваю, что он был некогда Жорой Гoмельским). Так вот, желая чувствовать себя на этой работе более уверенно, "Rolling Stones" неоднократно просили Гомельского заключить с ними контракт. Однако, тот отговаривался, утверждая, что бумажка лишь испортит отношения, как при заключении брака. Но вот в конце апреля 1963 года, когда Гомельски был в отъезде за границей, молодой человек по имени Эндрю Олдэм, работавший до того в административном штате группы "Beatles", пришел на выступление, увидел "Rolling Stones", уговорил их подписать с ним контракт. А еще через неделю привел их в студию и они записали там свою первую пластинку. Вскоре пластинка вышла в свет. К лету поднялась на 21 место в списке. "Rolling Stones" стали приглашать на радио и телевидение и вскоре Гомельскому пришлось искать им замену, а заменой "Rolling Stones" в клубе "Crawdaddy Club" стала группа "Yardbirds".

  Музыка Yardbirds with Sonny Boy Williamson   Bye Bye Bird   

"Bye Bye Bird" - композиция, которую группа "Yardbirds" записала с Сонни Бой Вильямсоном, певцом из США. Пластинка эта концертная. Записана она была в "Crawdaddy Club" в конце 1963 - начале 1964 года. Группа "Yardbirds" стала впоследствии очень известной, но Эрик Клэптон покинул ее через полтора года, как раз на пороге славы и больших заработков. Причем, покинул ее из чисто принципиальных соображений. Успех любой ценой его не устраивал. По собственным словам, он не хотел быть частью машины по производству хитов.

- Мне вовсе не хотелось, - сказал он, - выступлений по телевидению, с подмостков эстрады. И чем больше амбиций было у остальных участников, тем больше портилось у меня настроение.

Последней каплей стала компания менеджера Джорджа Гомельского за дисциплину. На доске объявлений он повесил меморандум, своего рода приказ, в котором говорилось о важности профессионализма, о необходимости превращения нечесаной группы музыкантов в спаянный рабочий коллектив. "Время - деньги, - говорилось в меморандуме, - за опоздание на репетиции я буду штрафовать. Если у Вас есть вопросы, обратитесь к руководителю группы Полу Самуэллу-Смиту или зайдите ко мне в кабинет." По словам Клэптона, этот меморандум стал для него переломным моментом. На следующий день он пришел к Гомельскому и сказал, что уходит.

- Что ж, - ответил Гомельски, - я не удивлен. Не могу, правда, сказать, что мы рады, но держать не будем. Желаю успеха.

Клэптону было 20 лет. Он был малоизвестным музыкантом и уход его из группы, отказ от успеха, популярности и денег с точки зрения здравого смысла был поступком не умным, однако решение это в будущем оказалось настолько правильным и несомненно одним из самых важных в его музыкальной карьере и жизни.

  Музыка Yardbirds   Take It Easy Baby   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015