РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

13 февраля 1987: Eric Clapton - 2

Добрый вечер, друзья. Не знаю как у вас, но у нас на прошлой неделе в новостях только и разговору было о том, что сто сорок советских правозащитников и диссидентов выходят из заключения на свободу и что дела еще ста с лишним человек рассматривают в соответствующих инстанциях. Мы видим, таким образом, что процесс отделения сладкого от горького, начатый в январе - продолжается. Но какое отношение - можете вы спросить - имеет это все к рок-музыке? Прямого отношения, быть может и нет, но согласитесь: если законы за нумером семьдесят и сто девяносто - умягчат или даже, Бог даст, вовсе упразднят - насколько расширятся возможности у сочинителей; в отечественном роке может появиться жанр, до тех пор отсутствовавший - жанр политпесни протеста, на Западе, как известно, очень распространенный. Нет, пожалуй выразился я неточно: жанр этот в отечественной музыке существует, и существует давно, не только песни - целые рок-оперы сочинены, только все они - импортного содержания, все написаны на заграничном материале, как будто бы дома ничего достойного внимания не происходит. Свой-то материал можно, как говорится, руками потрогать, а о загранице пишут большей частью понаслышке, заочно, вот и получаются такие произведения, о которых великий пролетарский писатель сказал, что мертворожденный ни ползать ни летать не может. Сегодня мы продолжаем начатый на прошлой неделе рассказ об Эрике Клэптоне, но сначала - очередной выпуск рок-хроники:

15 февраля. День рождения в 1959 году в Бирмингеме певца и гитариста Али Кампбелла из группы "UB40".

15 февраля. День рождения в 1960 году Мика Крэйга, басиста из "Culture Club".

16 февраля. День рождения в 1961 году Энди Тэйлора, гитариста из группы "Duran Duran".

17 февраля в 1968 году Джон Леннон, Джордж Харрисон и Донован вылетели в Индию, чтоб поучиться у индийского йога Махариши Махеш Йоги искусству трансцедентальной медитации.

18 февраля. День рождения в 1933 году Йоко Оно, она родилась в Токио.

19 февраля. День рождения в 1948 году Тони Иомми из "Black Sabbath".

19 февраля. В 1972 году Пол Маккартни выпустил пластинку с песней "Отдайте Ирландию ирландцам".

19 февраля. В 1980 году умер Бон Скотт, певец из "AC/DC".

20 февраля. В 1982 году американская певица Пэт Бенатар сочеталась браком с гитаристом и продюсером Нилом Жеральдо. Свадьба состоялась на гавайском острове Маои.

Из последних новостей.

Газета "Daily Mail" сообщила, что Боб Гелдоф приглашен на одну из главных ролей в голливудский фильм, в котором он будет играть роль немого ветерана вьетнамской войны.

Газета "Sounds" пишет, что продюсер Мартин Рашент, известный широкой публике по пластинкам группы "Human League", недавно был официально объявлен банкротом. Его фирма "Genetic Enterprise" прекращает существование с задолженностью в 700.000 фунтов стерлингов, т.е. более 1.000.000 долларов. По существующему в Англии, (да и вообще на Западе) законодательству, всякая компания, имеющая в конце своего названия слово 'Limited', (а таких подавляющее большинство), имеет лишь ограниченную финансовую ответственность. Это значит, что ее директорат долгов фирмы лично уплачивать не должен. Как пишет газета, студия звукозаписи Мартина Рашента находится в большом его загородном доме и штаб-квартира пластиночной фирмы расположена там. Однако, недавно Рашент разводился с женой и вот выплата по суду половины имущества, включая стоимость дома, и подорвало, очевидно, финансовое положение компании.

В Греции, если кто помнит, была такая группа - "Дети Афродиты", из которой впоследствии вышли певец Демис Руссос и пианист и композитор Вангелис. Несколько лет назад Вангелис написал музыку к фильму "Chariots Of Fire" ("Огненные колесницы"), за которую получил премию Оскара. Теперь, как пишет журнал "Number One" ("Номер Один"), некий Димитрий Димитриадес с острова Кипр подал на Вангелиса в суд, утверждая, что тот знаменитую тему из фильма украл у него.

"Melody Maker" мимоходом сообщает, что известный английский певец и сочинитель Хауард Джонс был вызван на днях в Нью-Йорке в полицейский участок для снятия отпечатков пальцев. Дело в том, что Джонс открывает в Манхеттене вегетарианский ресторан, и по американским законам должен, как владелец, зарегистрироваться в полиции и сдать в картотеку свои отпечатки.

В наших программах мы неоднократно упоминали группу The Housemartins ("Городские ласточки"), рабочих ребят из Гулля, ставших известными несколько месяцев назад. И вот, газета "Daily Mail" в прошлую среду не без злорадства сообщила читателям, что басист группы Норман Кук - никакой вовсе не Норман (это имя такое обычное, пролетарское), а зовут его Квентин. Это имя интеллигентское, выспренное, кроме того, дом его папы и мамы в графстве Сарри, в котором он вырос, оценивается в четверть миллиона. В этом, в общем то малозначащем событии, как в капле воды отражаются глубинные явления британской поп-музыки. Если, скажем, лет пятнадцать назад, во времена "Pink Floyd", "Genesis", "Jethro Tull" и им подобных не зазорно было быть образованным интеллигентом, то нынче подчас приходится выдавать себя за пролетария в первом поколении. Здесь, конечно, есть взаимосвязь с аудиторией группы "Housemartins" и музыкой, которую они исполняют.

Газета "Sounds" пишет, что на следующей неделе в свет выходят первые 4 альбома The Beatles на компактных или, как еще они называются, лазерных дисках. Пластинки выходят не в стерео, а в моноварианте, поскольку первоначально они были записаны и смикшированы именно так. Газета отмечает, что подготовка ленты к изданию пластинки и точное восстановление первоначального звучания заняли гораздо больше времени, чем некогда запись самого альбома. Известно, что вся пластинка "Please Please Me" была записана всего за 12 часов. К середине будущего, 1988 года на компакт-дисках выйдут все студийные альбомы "Beatles".

К концу 1986 года в каталоге компактных дисков было 8 тысяч наименований. Чистота звука на них практически та же, что при записи в студии, популярность их растет, и газета сообщает, что недавно японская электронная фирма "Toshiba" выпустила в продажу свою последнюю модель портативного переносного лазерного проигрывателя стоимостью в 120 фунтов, т.е. 115 рублей по официальному курсу. Музыкальная печать по обеим сторонам Атлантики отмечает, что японские электронные компании готовят пластиночной промышленности горькую пилюлю - на ближайший год намечен выпуск так называемых 'DAT' (Digital Audio Tapes) - кассетных магнитофонов с цифровой, компьютерной системой записи. При этом на ленту записывается не сам звуковой сигнал в его электрическом выражении, а миллионы комбинаций двоичного кода, это значит, что при перезаписи с одного такого магнитофона на другой потери качества нет вообще, поскольку перезаписывается не сигнал, а лишь его, так сказать, описание и поэтому домашняя перезапись пластинок может стать обычным делом. Положение такое очень беспокоит пластиночную промышленность, она бьет тревогу, в музпечати уже появилось на эту тему много статей. Этой самой пластиночной промышленности в Великобритании в этом году исполнилось 25 лет - имеется в виду Ассоциация Пластиночных Промышленников, BPI, и, как мы сообщали на прошлой неделе, девятого февраля, только не во вторник, как я сказал, а в понедельник, состоялось вручение наград лауреатам 1986 года. Лучшим альбомом была названа пластинка "Brothers In Arms" группы "Dire Straits". Пластинка эта более полутора лет не выходила из списка в разных странах мира. Лучшим продюсером был назван Дэйв Стюарт - гитарист и аранжировщик из группы "Eurythmics". Лучшим видеороликом была названа лента к песне Питэра Габриэля "Sledgehammer" ("Кувалда"). Лучшим международным артистом - американец Пол Саймон. Лучшей международной группой - калифорнийская группа "Bangles" - девушковая группа из США. Лучшей британской группой стал ансамбль из 5 братьев и сестер "Five Stars" ("Пять звезд"). Лучшей певицей была признана Кейт Буш. Лучшим английским певцом - Питер Габриэль. Лучшей английской одиночной пластинкой песня "West End Girls" ("Девушки Вест-Энда") в исполнении группы "Pet Shop Boys" ("Ребята из зоомагазина"). Однако, специальная награда была присуждена Эрику Клэптону. И вот, закончив на этом выпуск рок-хроники, мы перейдем к рассказу о нем.

  Музыка John Mayall & Bluesbreakers   All Your Love   

"All Your Love" группа Джона Майалла "Bluesbreakers" с участием Эрика Клэптона, 1966.

Но - мы несколько забегаем вперед, в прошлый раз мы остановились на том, как Эрик Клэптон покинул группу "Yardbirds", вслед за ним в группу был приглашен гитарист Джэфф Бек, который не так был одержим идеей блюза и лучше вписался в группу. Впоследствии "Yardbirds" стали своеобразной музыкальной теплицей гитарного таланта. За Джеффом Беком там играл Джимми Пейдж, будущий гитарист "Led Zeppelin". Сам руководитель "Yardbirds" Самуэл-Смит год спустя после ухода Клэптона тоже покинул группу и впоследствии стал продюсером, работая впоследствии со многими знаменитостями. Известие об уходе Эрика Клэптона в музыкантских кругах распространилось быстро и дошло до Джона Майалла, который в тот момент искал себе гитариста. Джону Майаллу тогда уже было за 30, он, отслужив в свое время в армии, поступил потом в художественное училище, где создал свою первую любительскую блюзовую группу. Решение пригласить Клэптона возникло после того, как Джон Майалл услышал одну из пластинок "Yardbirds", на которой Клэптон играл соло. Джон встретился с Эриком и предложил ему работу. Клэптон был в некотором сомнении.

- Ну что ты теряешь? - сказал ему Майалл, - ты блюзовый гитарист, а мы играем блюз.

Джазовые и блюзовые музыканты в те времена репетиций не признавали, так что на следующую игру Клэптона просто захватили по дороге. Поначалу все было хорошо, Клэптону нравилась уверенность Джона Майалла, его знание жанра, но через месяц-другой он заскучал, и в августе 1965 года заявил, что хочет отправиться в мировое турне с группой знакомых музыкантов. Собственно никакого такого турне запланировано не было. Просто группа приятелей решила поездить по белу свету, зарабатывая на жизнь выступлениями. Группу назвали "The Glands" ("Железы"). Первой страной избрали Грецию, но добирались туда так долго, что барабанщику пришла пора возвращаться домой. Замену ему пришлось подыскивать из местных талантов. В конце концов нашли ударника, который днем летал на самолетах местных авиалиний и из-за погодных условий часто опаздывал на игру на час, а то и на два. Играли в одном из ночных клубов Афин. Блюз для местной публики оказался музыкой неподходящей, но "Железы" выступали лишь для разогрева. Основной группой в этом клубе был ансамбль с местным греческим репертуаром. Ансамбль этот, однако, попал потом в автокатастрофу, несколько человек там убились до смерти, несколько угодили в больницу и "Железам" пришлось вытягивать ночную программу целиком. С администрацией клуба шли бесконечные скандалы, к тому же работали "Железы" нелегально, без разрешения и в конце концов возвращаться домой им пришлось, как в шпионском романе: с переодеваниями, оставляя вещи и усилители, чтобы не вызвать ни у кого подозрения. Вернувшись домой после этого "мирового турне", Клэптон позвонил Джону Майаллу и тот немедленно пригласил его вернуться, уволив при этом гитариста, пришедшего на замену. Во время отсутствия Клэптона в группе произошли изменения. В частности пришел новый басист по имени Джек Брюс, игравший до того в группе "Graham Bond Organisation". Согласно легенде, с приходом Джека Брюса в группе была проведена репетиция, единственная за весь период существования "Bluesbreakers". Через 3 месяца, однако, Брюс соблазнился новыми перспективами и ушел группу Манфреда Манна. По этому поводу Джон Майалл с досады написал песню "Double Crossing Time" ("Время для предательства"). Но эти несколько недель содружества с Джеком Брюсом произвели на Клэптона глубокое впечатление и заложили, как мы увидим позже, основу для будущего содружества этих двух музыкантов.

  Музыка John Mayall & Eric Clapton   Double Crossing Time   

Когда Джон Майалл и группа "The Bluesbreakers" пришли в студию фирмы "Decca" для записи своего вот этого первого альбома никто особых надежд на будущую пластинку не возлагал. Бюджет для записи выделили маленький, студию дали какую-то плохонькую с неважным оборудованием. Звукотехник был неопытный совсем. Музыканты на его технические взгляды было наплевать – например, он беспрестанно просил Эрика Клэптона включить свой усилитель на малую громкость, потому что звук от него тогда шел чистый, не искаженный.

- За уровень ты не беспокойся, - объяснял он Эрику, - уровень я здесь на пульте прибавлю, если надо.

Клэптона все это не интересовало. Он выставлял громкость, как на концерте - на полную мощность. Гитара его выла, усилитель искажал звук. Несчастный продюсер рвал на себе волосы.

- Сделайте, ради бога, гитару потише, - вопил он.

- Нет, - отвечал Эрик, - по-другому я играть не могу.

С тех пор - с 1966 года - сотни, если не тысячи пластинок вышли с гитарами, записанными с фузами, дистортароми и прочей магической аппаратурой, но на том первом альбоме с Джоном Майаллом Эрик Клэптон добился этого звука интуитивно вопреки существовавшим студийным нормам. Звукорежиссеру хотелось музыкальный чистоты - Клэптон играл с агрессией и грязью.

  Музыка John Mayall & Bluesbreakers   Have You Heard   

"Have You Heard" ("Слышали ли вы?"), 1966.

Через 3 недели после выхода в свет пластинки, совершенно для всех неожиданно, она вошла в первую десятку национального списка и продержалась там всю осень 1966 года, но к этому моменту Клэптона в группе уже не было. Если вам когда-нибудь попадется эта пластинка, обратите внимание на аннотацию критика Нила Слейвена:

"Многие недоумевали, - писал он, - почему Эрик покинул группу "Yardbirds" как раз на пороге ее большого успеха. Но Эрик должен был идти своим путем и путь этот привел его в группу "Bluesbreakers" и путь этот же несомненно в будущем поведет его куда-нибудь дальше."

Признаки этого "куда-нибудь дальше" можно было разглядеть еще в марте 1966 года, когда в одном из интервью Эрик сказал:

- Не думаю, что останусь здесь еще надолго. Музыка моя не английская, корни ее в Америке в Чикаго. Создавать блюзовую группу в Англии все-равно, что головой об стену биться. Самого меня в первую очередь интересует не гитара, ни звук, ни техника, а люди и воздействие на них музыки. Мне кажется, быть может это не скромно, что во мне есть какая-то сила и гитара это лишь средство для выражения ее. Дело здесь не в технике, а в человеке, который на этой гитаре играет. Через гитару я нахожу контакт с самим собой. Чувство очень и очень одинокое - это и есть блюз.

Такое, понимаете ли, блюзовое самосознание появилось у Клэптона не случайно - многие ходили на концерты Джона Майалла только из за того, чтоб послушать Клэптона - именно тогда на стенах и заборах стали появляться надписи 'Clapton is God' ('Клэптон это Бог'), из зала часто кричали 'Give God a solo' ('Дайте соло Богу'). Гитарному богу тогда был 21 год. Прежде чем двинуться дальше в нашей истории, мы должны будем сделать небольшое отступление. В то время существовала группа под названием "Graham Bond Organisation" , в которой играл басист Джэк Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер - оба были выдающимися инструменталистами и их ритм секцию можно было по праву назвать ударной. Но в жизни они друг другу ни в чем не уступали. Барабанщик Джинджер Бейкер был как бы музыкальным руководителем в группе и однажды после концерта он заявил Джеку Брюсу, что то по стилю группе не подходит и поэтому ему лучше уйти, то есть как бы уволил его. Невзирая на это, Джек продолжал приходить на концерты, и уволенным себя считать отказывался. Несколько дней спустя на одном из выступлений Джинджер Бейкер играл слишком громко, Джек повернулся и сказал ему "ш-ш-ш-ш". Бейкер стал бросаться в Брюса палочками, попал ему в голову, Джек Брюс, рассвирепев, кинул в него контрабасом. Бас сломался, дело дошло до драки на сцене. Концерт превратился в балаган. Знакомство Джинджера Бейкера с Клэптоном произошло, когда Бейкер играл несколько раз на замене. Клэптон и Бэйкер друг другу понравились настолько, что несколько недель спустя они начали поговаривать о создании своей группы.

- Я согласен при одном условии, - сказал тогда Эрик, не зная ничего о смертельной вражде, - если в группе будет басист Джек Брюс.

На первой встрече былую вражду решено было забыть и новая группа приступила к репетициям, пока втайне. Дело в том, что Бейкер по-прежнему играл с Грэмом Бондом, Брюс был в группе Манфреда Манна, а Эрик играл с Джоном Майаллом. Первыми о новой группе пронюхали газетчики и в июне 1966 года в газете "Melody Maker" появилось сообщение:

"Создается сенсационная новая группа при участии Эрика Клэптона, Джека Брюса и Джинджера Бейкера. В группе будет 3 музыканта. Вокалистом будет Джек Брюс".

Если учесть то, что "Melody Maker" расходится тиражом в полмиллиона, то вчерашний секрет наших героев превратился вдруг в секрет полишинеля. Джон Майалл был этим очень расстроен - и не только тем, что терял гитариста: после возвращения из Греции безденежный и бездомный Эрик Клэптон жил у Джона Майалла на правах члена семьи, и когда Эрик подал ему заявление об уходе с уведомлением за месяц, Джон Майалл не стал ждать этот месяц, быстро нашел Клэптону замену и заявил ему, что тот может катится на все четыре стороны. Название для новой группы появилось на первой же репетиции.

- Знаете кто мы? - Сказал приятелям Эрик, - 'We are cream' ('Мы все сливки')

И все сказали "Йеее". На дворе стоял июль 1966 года. Группа "Cream" - совершенно особый о отдельный период как в жизни Клэптона так и в истории британского рока, тема это серьезная, к ней нужно подойти основательно. Вот об этом то мы и поведем речь на будущей неделе, в следующую пятницу, а пока же, исчерпав очередную получасовку я прощаюсь с вами на короткой волне до встречи в будущую пятницу, в полночный час, когда на башне Большого Бена большебенные куранты пробьют девять раз, лишний раз подтверждая географическую аксиому о том, что к Востоку времени больше и что москвичи встречают восход солнца на три часа раньше жителей Лондона! На что я, как житель Лондона могу только заметить, что и заход для них наступит на три часа раньше.... Желаю вам всего самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Cream      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015