РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

27 февраля 1987: Eric Clapton - 4

Добрый вечер, друзья. В конце 1960-х английский город Брайтон на всю страну ославился массовыми драками молодежи. В побоищах участвовали так называемые "рокеры" и "модс", причем и те, и другие съезжались в Брайтон в пасхальные и прочие каникулы. Теме этой, кстати, посвящена одна из рок-опер группы "The Who" под названием "Quadrophenia". Теперь, 20 лет спустя, подобную же печальную известность приобретает ничем ранее не примечательный подмосковный городок Люберцы. Центральная печать уже писала о том, что "люберы" приезжают в столицу, чтобы коллективно бить панков, металлистов, брейкеров и прочих поклонников западной культуры. Однако, только этим дело не ограничивается. Издаваемый на Западе русскоязычный журнал "Страна и мир" в последнем номере публикует письмо двух инвалидов из Люберцов, которых эти натренированные крепкие молодые люди избили с нанесением тяжелых увечий. Журнал пишет, что одного из "люберов" отдали под суд, но наказания никакого не последовало, поскольку парень этот в военкомате был приписан к частям "спецназа".

На днях тут у нас зашел об этом разговор. Одни называли "люберов" продуктом военно-патриотического воспитания, говорили, что они накачивают себе мышечное мясо для уличных боев за чистоту идеалов, как в Мюнхене в 1933-м, но было и другое мнение. А именно - в любом обществе, где достигнута полная гласность, где люди свободно выражают свое мнение, спектр политических и прочих взглядов очень широк. Скажем, в Великобритании есть, с одной стороны, Троцкистская партия, Рабоче-Революционная, Коммунистическая партия, а с другой - партия Национальный Фронт, выступающая под лозунгом: "Англия - для англичан". И уж коли здесь, в Англии, вполне легально существует Национальный Фронт, то почему бы в Люберцах не быть "люберам"? Свобода ведь в обществе должна существовать для всех, а не для одной какой-то группы населения. Кроме того, не исключено, что действия "люберов" вызовут противодействие и помогут другим определить собственную позицию. Как бы в подтверждение этому доводу лондонская газета "Daily News" в минувшую среду опубликовала сообщение своего московского корреспондента о том, что в прошлое воскресенье вечером на Калининском проспекте около пятисот молодых людей вышли на демонстрацию против "люберов". Чувствуете, в воскресенье, да еще и вечером, а ведь, помнится, большинство демонстраций проводилось только в будние дни и только в рабочее время!

Сегодня мы продолжим наш рассказ об Эрике Клэптоне, но сначала, как обычно, очередной выпуск рок-хроники.

1 марта. В этот день в 1945 году родился Роджер Долтри, певец английской группы "The Who".

1 марта 1958 года - день рождения певца и гитариста Ника Кершоу.

15 лет назад, 1 марта 1972 года, Джону Леннону угрожала депортация из Соединенных Штатов, когда истек срок действия его въездной визы. Тяжба Леннона с американским правительством продолжалась несколько лет. В конце концов, он получил право на жительство.

2 марта. В 1942 году в Нью-Йорке родился Лу Рид - певец, участник группы "The Velvet Underground" ("Бархатное подполье").

В 1949 году в этот день родился ирландский гитарист Рори Галлахер.

4 марта 1948 года родился английский певец Шейкин Стивенс, настоящее его имя - Майк Барретт.

5 марта. В 1960 году Элвис Пресли, служивший в армии, демобилизовался в чине сержанта. Во времена Пресли в Соединённых Штатах существовала еще всеобщая воинская повинность.

6 марта. В 1944 году в этот день родился Дэйв Гилмор, гитарист "Pink Floyd".

Из последних новостей:

Газета "Melody Maker" сообщает, что в прошлое воскресенье в возрасте 59 лет (в других газетах возраст его меняется от 55 до 58 и далее), от сердечного приступа скончался известный поп-художник Энди Уорхол. Газета посвящает ему целую страницу, рассказывая о жизни и творчестве этого профессионального декадента. Уорхол стал известен после своей первой скандально нашумевшей выставки в Лос-Анджелесе в 1962 году, когда он выдвинул новую концепцию изобразительного искусства и избрал для своих картин обыденные предметы - долларовую бумажку или бутылку "Кока-колы", заставляя таким образом по-новому взглянуть на эстетику каждодневного. Вокруг Уорхола в Нью-Йорке сконцентрировалось культурное "подполье", это неофициальное объединение под названием "Factory" ("Завод") стало впоследствие влиятельным в культурных кругах Нью-Йорка. Со временем Энди Уорхол все меньше интересовался изобразительным искусством и вес больше - окружавшими его людьми. Он снимал их, и на отснятом материале монтировал свои фильмы. Американская рок-группа The Velvet Underground ("Бархатное подполье") вышла как раз из цехов уорхоловского "Завода". Впоследствии под его влиянием был Дэвид Боуи и Брайен Ферри из "Roxy Music". Уорхол по призванию был авангардистом и всю жизнь держался наипоследнейших тенденций. Ему также принадлежит известное изречение о том, что "в будущем каждый будет знаменит на 15 минут."

Газета "Sounds" пишет, что Rolling Stones в этом году могут выехать на гастроли без Мика Джаггера. Джаггер находится на острове Барбадос, где у него дом, и где он заканчивает работу над второй сольной пластинкой. Там же, на острове, совсем недавно кончилось судебное разбирательство против его подруги манекенщицы Джери Холл. В деле фигурировала бандероль с индийской коноплей, дело чуть не кончилось плохо, но все обошлось. Короче, Джаггер сказал, что в этом году на гастроли с "Rolling Stones" он ехать не хочет, но, как пишет газета, остальные участники группы засиделись и даже подумывают о том, чтоб начать турне без Джаггера, с каким-нибудь известным английским певцом.

Журнал "Number 1" ("Номер 1") сообщает, что норвежской группе A-ha предложили написать песню - музыкальную тему к новому фильму о Джеймсе Бонде, Подобную же песню к предыдущему фильму об Агенте 007 написала группа "Duran Duran".

И, наконец, лондонская газета "Daily News" в минувшую среду на первой полосе поместила фотографию мультиинструменталиста Стива Уинвуда и сообщение о том, что бывший участник "Spencer Davies Group", "Traffic" и других был награжден в Лос-Анджелесе престижной американской наградой "Grammy". Уинвуду сейчас 38 лет, из них музыкой профессионально он занимается более четверти века. Нас сегодня тоже интересует его творческая биография, относящаяся к 1969 году, потому что именно тогда Стив Уинвуд совместно с Эриком Клэптоном и Джинджером Бейкером создал группу "Blind Faith" ("Слепая вера"), о которой мы сегодня и собирались рассказать.

  Музыка Cream   Tales Of Brave Ulysses   

Еще до окончательного распада группы "Cream" осенью 1968 года Эрику Клэптону пришла мысль, что включение в группу пианиста-органиста могло бы повлиять на ее стиль. Могло бы, кроме того, внести равновесие не только в музыку, но и во взаимоотношения между музыкантами. Клэптон считал, что таким человеком мог стать Стив Уинвуд. Но, как мы знаем, этого не произошло и встреча Клэптона со Стивом Уинвудом состоялась только после распада группы "Cream". Несколько месяцев они просто ходили друг к другу в гости и музицировали. Потом к ним присоединился Джинджер Бэйкер. Бэйкер просто однажды появился в доме у Стива Уинвуда и сказал:

- Вам нужен барабанщик. Играю я очень прилично. Мало кто играет лучше.

Клэптон был поначалу против. И не только потому, что провел с Бейкером более 2 лет на гастролях и знал его характер. В новой группе ему нужна была новая музыкальная атмосфера. Кроме того, он понимал, что, если два музыканта из "Cream", т.е. две трети состава, войдут в новую группу, многим будет казаться, что эта новая группа лишь обновленный вариант старой. Несмотря на то, что репетиции держали в тайне, о новой группе вскоре прослышала музыкальная печать и, как критики, так и публика, казалось, заранее и безоговорочно решили, что новая группа в таком же составе ничем иным кроме как выдающимся явлением быть не может. Это вот и побудило Клэптона назвать новую группу "Blind Faith" ("Слепая вера"). После коротких обкаточных гастролей в Скандинавии "Blind Faith" дали свой единственный концерт в Великобритании в лондонском Гайд-Парке, где 7 июня 1969 года Клэптон с друзьями выступил бесплатно. На концерт собралось 150.000 человек. Пришли туда и многие рок-знаменитости, но по словам самого Клэптона, концерт удачным назвать было нельзя.

- Публика была к этому концерту готова, - сказал он, - а мы - нет.

Действительно, отрепетированного материала у группы хватало тогда всего на час, но со всех сторон просили, требовали, предлагали. В ход была запущена огромная организационно-гастрольная машина, которую сами музыканты были не в состоянии контролировать.

- Нашу администрацию обуяла жадность, - вспоминает об этом периоде Стив Уинвуд, - да и трудно их в этом винить. На нашем пути были рассыпаны миллионы, нужно их было только подбирать.

Настроение администрации было до какой-то степени понятно. Для них это была своеобразная битва за урожай. Долго они пестовали и растили, рыхлили и удобряли. И вот вымахала вдруг тучная нива и забренчала звонкою монетой. Началась денежная страда. Группа тогда, в принципе, могла заработать до 1.000.000 долларов в неделю. Железо было горячо, надо было его ковать, а уж до таких тонкостей, как эксперименты, длительные репетиции или поиски нового направления времени не было. Из-за недостатка материала, на концертах приходилось использовать композиции группы "Cream", тем более, что публика об этом часто просила. Однажды после концерта Клэптон сказал Стиву Уинвуду:

- Успех? Да, успех есть. Но нам вовсе не за то аплодируют. Это совсем не та группа, которую мы создавали.

После американских гастролей Клэптон заявил, что хочет записать сольную пластинку в Америке. И после его отъезда "Blind Faith" тихо распалась сама собой. 3 остальных участника вошли в состав группы "Airforce" ("Воздушные силы"), которую организовал Джинджер Бэйкер. Вскоре Стив Уинвуд оттуда тоже ушел в группу "Traffic" ("Уличное движение"). По его словам "Слепая вера" не состоялась потому, что на концертах все 4 ее участников преследовали каждый свою музыкальную цель. Любопытно, и это происходило с Эриком не в первый раз, что пластинка "Blind Faith" возглавила список популярных альбомов и читатели музыкальных газет избрали группу самой многообещающей группой года, в то время, как сама группа "Blind Faith" перестала существовать.

  Музыка Blind Faith   Presence Of The Lord   

Человек, имеющий талант к музыке, занимается ею по душевной необходимости. Успех - лишь побочный продукт этих занятий, а деньги - побочный продукт успеха. Уже в группе "Cream" Клэптон стал состоятельным человеком и, сменив множество квартир, решил наконец искать себе дом. На свое 24-летие он купил себе наконец в графстве Сарри поместье о 20 комнатах с 8 гектарами земельных угодий. Тогда в 1969 году поместье обошлось Эрику в 40.000 фунтов. Построен дом был в 1910 году в стиле итальянской архитектуры. У дома был вырыт декоративный пруд, при доме был плавательный бассейн и даже обсерватория. Эрик Клэптон за деньгами никогда не гнался и может быть даже их несколько презирал, но заимев, их тратил с удовольствием. Он купил себе спортивную машину "Ferrari", для своей подруги антикварный мотоцикл постройки 1929 года, как бы под стиль дому. Подруга эта 17-летняя девушка по имени Алис Ормзби-Гор была дочерью лорда Харлика, бывшего посла в Соединенных Штатах - Лорд Харлик был президентом Британского Совета Киноцензуры, организации весьма уважаемой. Итак, за какие-нибудь 3-4 года безвестный блюзовый гитарист без гроша в кармане превратился в рок-звезду и помещика. Сам Эрик это превращение пережил легко и естественно, но не со всеми было так. Дедушка и бабушка, воспитавшие Эрика, приехав в гости, попросту расплакались. Эрик принял их, как родных и купил им потом полуторамесячную путевку в кругосветное путешествие на океанском лайнере первым классом. У Эрика началась новая жизнь без расписаний и гастролей. Играть теперь можно было с кем угодно и когда угодно. Именно тогда Клэптон совершает поездку в Торонто, где он выступил с Джоном Ленноном и Йоко Оно в составе "Plastic Ono Band" на торонтском рок-фестивале. Договорились о выступлении всего за день и репетировать пришлось на борту самолета по пути в Канаду. В этот период Клэптон записывается с разными музыкантами: в частности с Джорджем Харрисоном на его известной тройной пластинке "All Things Must Pass". В это же время выходит первая сольная пластинка Клэптона, записанная в Америке. Называлась она просто - "Eric Clapton".

  Музыка Eric Clapton   Let It Rain   

В один из осенних дней 1970 года Клэптон зашел в один из лондонских музыкальных магазинов и увидел левостороннюю гитару "Fender Stratocaster" - такие инструменты изготавливают для тех, кто пишет и делает все левой рукой. В английских школах, кстати, писать правой рукой не заставляют. Так вот эта гитара, это зеркальное изображение обычного инструмента гитары для правшей (регуляторы на ней на другой стороне и порядок струн обратный). Такими инструментами пользуется, например, Пол Маккартни. Но ту гитару Эрик Клэптон купил для своего друга Джими Хендрикса, который тоже левша. В тот вечер он взял эту гитару на концерт, где рассчитывал встретиться с Хендриксом, но Джими Хендрикса там не было и на следующий день стало известно, что той ночью Джими Хендрикс умер. Полтора месяца спустя, во время гастролей в Америке с друзьями, из Англии пришло известие о том, что дедушка Эрика в больнице, подозревают рак. Клэптон тут же вылетел домой и вскоре после его приезда дед умер. Эти две смерти повлияли на Эрика. У него появилась отчужденность, потребность к самопознанию, одиночество и, главное - новые опасные привычки. По его собственным словам началось все это почти случайно.

- В начале 1970 года, - вспоминает он, - у меня дома жила целая группа американских музыкантов и приятелей. Мы, бывало, играли целыми сутками, а потом шли спать. Неважно день был или ночь. При такой жизни нужны стимуляторы. Мы пользовались слабыми наркотиками - марихуаной и кокаином. Но человек, доставлявший нам кокаин, все время в нагрузку совал нам такую же порцию героина. Ему, видите ли, нужно было от него избавиться. Я знал, что это опасно и героин не трогал. В конце концов этих пакетиков набралось целый ящик. Однажды я из любопытства попробовал. Мне понравилось. И последствия, в общем, были не такие уж тяжелые. Около года я нюхал героин время от времени. Постепенно привычка усиливалась. Начинал я с двух раз в месяц, а кончил тем, что мне он нужен был ежедневно.

Приятели один за другим уезжали из поместья и в конце-концов Эрик и подруга его Алис остались там одни. Жизнь теперь была подчинена одной проблеме - как достать героин и где раздобыть на него денег, поскольку даже получаемых Клэптоном крупных сумм не хватало на пагубное зелье. В доме звонил телефон, но на него никто не отвечал, на стук в дверь никто не откликался. Запершись наверху в одной из спален, Эрик Клэптон проводил в наркотическом трансе дни, недели и месяцы. За исключением концерта для Бангладеш, организованного Джорджем Харрисоном 1 августа 1971 года, на который Эрик Клэптон все же сумел приехать. В последующие 3 года его почти никто не видел. Самое страшное в наркотиках это то, что они вызывают изменение личности. Наркоман все меньше и меньше способен объективно оценивать окружающее, все меньше стремится вернуться к прежнему нормальному состоянию. Единственное что связывало Эрика Клэптона с реальным миром была музыка и отец Алис лорд Харлик (по словам Клэптона "человек благороднейшей души и абсолютный джентльмен") решил действовать с помощью гитариста из группы "Who" Пита Тауншенда. Во-первых, Тауншенд начал навещать Клэптона дома и пытался вовлечь его в музыкальные записи в домашней 8-дорожечной студии. Кроме того, в январе 1973 года была сделана попытка вовлечь Клэптона в благотворительный концерт, которому предшествовало 10 дней репетиций. Клэптон появился на концерте в самый последний момент, объяснив свое опоздание тем, что все его концертные костюмы стали малы и брюки пришлось расставлять в последнюю минуту. Опытные люди знали в чем дело: у наркоманов часто развивается повышенная потребность в сладком. Эрик поедал шоколад пачками и сильно располнел. Но возобновившегося интереса к музыке и встреч с музыкантами было недостаточно. Это не могло само по себе излечить Клэптона. Но все это создало в нем некую точку внутренней опоры и сделало возможным для лорда Харлика следующий шаг. Он убедил Эрика встретиться с доктором Патерсон, которая разработала собственный метод лечения наркомании. Но вот об этом, о том, как Клэптону - одному из немногих - удалось выкарабкаться из этой ямы и о всяких других любопытных подробностях его дальнейшей личной жизни мы будем рассказывать на следующей неделе, а пока, дорогие друзья, мне остается проститься с вами до будущей пятницы, до обычного полночного часа. Всего вам самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015