РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

14 апреля 1989: НОРИС - 1

Добрый вечер, друзья. В наших передачах по письмам звучит иногда слово НОРИС. Что это за НОРИС? Человек, с этим словом не знакомый, заглянув в поисках его смысла -- ну, скажем, в Большую Советскую Энциклопедию -- найдет там букву “но”, траву- нористи, найдет горную породу норич, найдет, наконец, писателя Норина, но НОРИСа он там не обнаружит. Что вполне естественно -- в минувшем январе НОРИСу исполнился всего год. Так что ни по долгожительству своему, ни по совокупности достижений, внимания энциклопедии он не заслуживает. Пока. Но кто знает, быть может в следующем издании НОРИС и займет по праву алфавитную прореху, встав рядом с писателем Нориным (Норин, кстати, псевдоним -- настоящая фамилия Хряпов). Но Норина с НОРИСом связывает только одно -- география. И тот, и другой происходят из Карелии. И если на норинский псевдоним, быть может, повлияла близость Норвегии, то НОРИС, мне кажется, имел ввиду совсем другие “НО”.

НОРИС, для тех кто не знает, расшифровывается как “Независимый Объединенный Рок-Информационный Синдикат”, до недавнего времени неформальная организация, созданная слушателями нашей передачи. Началось все это с полушутливого предложения Александра Федорова, жителя Карельского города Медвежьегорск, который в ноябре 1987 года написал. Зачитываю:”Слушай, Сева, есть идея! А не помогут ли мне в моих проблемах твои же слушатели, у нас в Союзе. Передай-ка в эфир, Всеволод Борисович, мой адресок. Пусть по нему напишут мне те, кто также как и я, в полночный час по- пятницам, знает лишь один способ досуга. Организуем мы тут, понимаешь, фан-клуб поклонников. Создадим очередное неформальное объединение. Я рад буду ответить всем -- и тем, кто, подобно мне, постоянно внимает твоим полночным лекциям и увлекается роком, и тем, кто готов по-простому сожрать меня лишь за то, что я вообще осмеливаюсь настраивать свой приемник на волну враждебного идеологического радиоцентра.” Адресок я тогда объявил: Карельская АССР, 186300, г. Медвежьегорск, главпочтамт, а/я 39. Федорову Александру... Тогда объявил, и теперь снова могу объявить: Карельская АССР, 186300, г. Медвежьегорск, главпочтамт, а/я 39. Федорову Александру… На Сашу обрушилась, как он сам писал, лавина писем. И на эту лавину ему пришлось отвечать своей лавиной. Не пять, не десять, не пятьдесят, даже не сто, а более семисот писем. Вот из этих-то почтовых страданий и родился НОРИС.

О трудовых буднях мы еще расскажем, а сейчас давайте обратимся к дошедшему до нас недавно хит-параду лучших песен и альбомов, определенному по анкетам НОРИС в январе-феврале 1989 года. В этом хит-параде два списка: “Лучших 20 альбомов”, и “Лучших 10 песен”. Альбомы я назову. Но песни, как более конкретные указания действия, мы и будем проигрывать. Начнем мы с номера 10, с группы Scorpions, с пластинки 1984 года Love At First Sting (Любовь с одного ужаливания), песня называется Still Loving You.

  Музыка Scorpions   Still Loving You   Love at First Sting LP

Рассказывая о НОРИС, я сказал вам, что это до недавнего времени неформальное объединение”. Что это значит? Лучше всего поясняет выдержка из недавнего письма Александра Федорова от 2 марта 1989 года. Зачитываю: ”Ну вот, Всеволод Борисович, кажись подходят к концу все наши мороки по оформлению и регистрации кооператива НОРИС, и его устава. Почти два месяца беготни по бюрократическим инстанциям, килограммы истраченных нервов в схватке с чиновничьей братией. Драться пришлось за каждую строчку в уставе. Теперь-то уж про нас точно можно сказать: заофициалились, забюрократились, обзавелись печатями и пышной канцелярией. Но ты, друг Сева, сам того желал, когда в своем письме, в прошлом году давал отеческий наказ - организовать все официально. Так уж если что, мало ли, меня ребята в других городах за это захотят разжаловать в рядовые - придется тебе, Борисыч, самому ехать сюда двигать дело дальше. Короче, дело теперь обстоит так: информационный музыкальный кооператив НОРИС начинает свою деятельность по выпуску музыкального бюллетеня и студии звукозаписи. Аппаратура- почти на нуле, пользуемся чужой. Пластиночный вклад пока не богат. Помещение под кооператив предстоит выбивать. А подоходный налог и страховой налог уже скоро придется уплачивать. Через год он увеличивается, так что нам теперь надо будет действовать исключительно на хозрасчете.

Ну, поскольку НОРИС теперь официальная организация -- будут устроены приглашения двум директорам: Александру Федорову и Виктору Зубову. Приглашения в Англию, в Лондон, для налаживания контактов по международной рок-информатике. Ну и кое-чего из аппаратуры прикупить…

Но вернемся к списку клуба. На девятом его месте -- Deep Purple, 1972-ой год. Альбом Machine Head, песня Smoke On The Water.

  Музыка Deep Purple   Smoke On The Water   Machine Head LP

Сегодня, когда НОРИС перестал быть самодеятельностью и перешел в разряд профессионалов -- я надеюсь, продолжая оставаться самодеятельностью в лучшем смысле этого слова -- можно оглянуться назад и вспомнить, что довелось и удалось пережить его организаторам и зачинателям. Вот отрывок из письма Саши Федорова от 31 августа 1988 года. Зачитываю: ”Сие послание карябаю под впечатлением одновременно и добрых вестей и не очень. Радует то, что не стоим на месте, движемся по пути прогресса и процветания нашего Рок-Синдиката. Печалит хотя и неизбежное, но нежелательное все же наличие всевозможных заморочек. В Ростовской области дали шороху ребята с вилами нашим синдикатчикам. Серьезность событий там произошедших сейчас уточняю и перепроверяю, чтоб не разводить здесь трепотни, основанной на слухах и пустопорожних страхах. Еще настораживает явно неблаговидная деятельность некоторых из наших же ребят. Кто-то очень не прочь подлить дегтя в наш рок-напиток. Ну да ничего удивительного -- недоброжелатели есть у всякого дела. Теперь информация о регионах НОРИС. С конкретными адресами служб связи пока надо погодить, но вот их цифры.

РЕГИОН-1: Волгоградская, Воронежская и Саратовская области
РЕГИОН-2: Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев и их области
РЕГИОН-3: Орел, Тула, Курск и их области
РЕГИОН-4: Харьков, Черкасск, Белгород, Винницк, Кировоград и их области
РЕГИОН-5: Донецкая область
РЕГИОН-6: Белоруссия
РЕГИОН-7: Ярославль, Вологда, Кострома, Владимир и их области
РЕГИОН-8: Брянска, Смоленск, Калуга и их области
РЕГИОН-9: Горький, Пенза, Рязань и их области. Йошкар- Ола
РЕГИОН-10: Киев, Житомир и их области. Ровно, Львов, Тернополь
РЕГИОН-11: Ленинград и область
РЕГИОН-12: Ростов-на-Дону и область. Краснодарский край
РЕГИОН-13: Москва и область
РЕГИОН-14: Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония)
РЕГИОН-15: Адресаты воинских частей
РЕГИОН-16: Одесса, Крым, Кишинев, Северодонецк
РЕГИОН-17: Уфа, Куйбышев, Ульяновск и их области. Набережные Челны
РЕГИОН-18: Свердловская область. Пермь, Барнаул, Новосибирск, Тюмень и их области
РЕГИОН-19: Калинин, Псков, Новгород и их области
РЕГИОН-20: Карельская АССР, Архангельская и Мурманская области.

Конечно, деталь эта мелкая, но с моей точки зрения -- деталь очень показательная. Организатор и вдохновитель ставит свой регион в списке последним номером. Но вот следующий номер в списке песен НОРИСа -- это восьмой. Группа King Diamond с песней No Present For Christmas

  Музыка King Diamond   No Present For Christmas   

Тревоги и волнения основателя НОРИСа можно понять: недоброжелателей было достаточно. Причем подчас недоброжелателей властно-упитанных, имеющих выход на страницы газет. Передо мной вырезка из “Орловской правды” за первое октября 1988 года. Статья занимает “подвал” страницы… Ну, тут нападки всякие на мою скромную личность, я это упущу… Зачитаю лучше абзацы о НОРИСе:”Вот, например, как планировалась первая акция НОРИСа: в обговоренный день обрушить на одну из центральных газет и центральное телевидение шквал писем-требований, о необходимости создания на ТВ специализированной рок-программы. “ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКЦИИ- ДОБИТЬСЯ СУЩЕСТВЕННЫХ СДВИГОВ, А НЕ МЕЛКИХ УСТУПОК В ВИДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЧАСТНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАЯВОК”. Вот так, вполне невинное увлечение современным музыкальным направлением становиться на рельсы социально-политические. А коли так, то готов уже вполне политический, в духе дня -- лозунг:”Гласность и перестройка должны помочь нам в этом праведном деле. Ударим роком по бюрократии. В нашем единстве и массовости- залог успеха.” А дяди за Ла-Маншем могут удовлетворенно потирать ладошки:”какая прелесть!” Сначала тысячи и тысячи писем в Останкино, а потом толпы самих членов НОРИСа у подножия телебашни. Впрочем -- нет, не толпы, а четкие колонны и шеренги. Потому что все организованно четко и строго -- по регионам, по службам со штаб-квартирой во главе. Так что не безвольная масса будет вымаливать рок-десерт, а организованные рок-дивизионы, под своими боевыми штандартами, двинутся на завоевание рок-просторов...”

Ну что, красиво? Впечатляет? Здорово пропечатали. Молодцы орловцы! А вот еще одна выдержка:” Как отметил на страницах “Правды” член Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ Чебриков, ассигнования на деятельность спецслужб не уменьшаются, а наоборот -- растут. Ну а то, что деятельность радиостанций , подобных Би-Би-Си, контролируются спецслужбами Великобритании и США -- это такая же аксиома, как то, что в основе рок-музыки лежит ритм.” Ну, во-первых, Чебрикову лучше знать насчет роста ассигнований на спецслужбы. Он, в конце концов, их председатель. А во-вторых -- это вовсе не аксиома, а теорема, причем теорема, которую вряд ли можно доказать. Иновещание Би-би-си финансируется Британским правительством, из государственной казны. Делается это совершенно открыто. Проводится через парламент. А размер фонда- секретом не является. Что ж касается спецслужб, то за 12 лет работы я не только их в глаза не видел, но даже в частных беседах не слышал, чтобы кто-нибудь что-нибудь об этом знал. Сценарии свои я сочиняю дома. Выхожу с ними в эфир без проверки. Ну, не знаю.

Вернемся к списку НОРИСа. На седьмом месте группа AC/DC. Пластинка 1979 года Highway To Hell, песня Touch Too Much.

  Музыка AC/DC   Touch Too Much   Highway To Hell LP

Но дела НОРИСа затронуты потом были и в центральной печати. В частности, была статья в “Комсомольской правде “. Вот что по этому поводу говорится в “Извещении НОРИСа “, за номером 5, от 31 декабря 1988 года. Извещение это вышло после статьи. Зачитываю: ”Многие из НОРИСменов откликнулись на статью в “Комсомольской правде“ от 23 ноября (“Таланты и чиновники“), и даже отправили в редакцию газеты свои письма, указывая на искажение истины, безосновательные нападки в адрес Севы. Мы, конечно, можем пару раз ударить в ладоши, одобряя заступничество за рок, с которым корреспондент Ю.Филинов выступил в этой же статье- это похвально. Но вот само слово “комсомольская“- это такой компромат, что испытываешь чувство брезгливости, каждый раз беря в руки эту газету… Так что нам не приходиться удивляться подтасовке фактов и прочим “старорежимным”приемчикам.“

Мнение у меня таково -- я не против нападок, свобода слова и существует для того, чтобы выражать свое мнение, каким бы воинственным оно не было. Речь идет о другом: о публичном праве на ответ. А пока такого внутри страны не представлено, то это уже, извините, не драка, а битье лежачего. А правила драки помните? До первой кровинки. И -- лежачего не бьют. Оставляю вас с номером 6 cписка НОРИСа, песней Led Zeppelin “Stairway To Heaven”(“Лестница в небо”)

  Музыка Led Zeppelin   Stairway To Heaven   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024