РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

23 ноября 1990: John Lennon - 7

Добрый вечер, друзья. Вот и подходит к концу еще один год, это значит, что все на свете, включая и жанр рок-музыки, станет скоро на год старше. Люди с будущим беззаботно смотрят вперед, а вот люди с прошлым невольно бросают назад ностальгические взоры. Ностальгия, как шутят здесь, теперь уж не та, что раньше, и кажется, что для рока в этой шутке есть доля истины. Влияние рок-звезд прошлого на умы, на общественные вкусы, устои и моды было куда заметнее - отчасти из-за новизны происходившего в молодежной культуре, отчасти оттого, что публика была еще неискушенной, невинной, и теперь, когда эта невинность потеряна невосстановимо, ее удивить гораздо труднее. В связи с годовщиной смерти Джона Леннона публикуется подборка фотографий и фактов, начиная с 1964 года. Битломания захватывает США, Гарольд Уилсон становится британским премьером, Мартин Лютер Кинг получает Нобелевскую премию Мира.

1965 год. "Битлз" награждены орденами Кавалеров Британской Империи, и в этом же году - кончина Уинстона Черчилля, отмена в Великобритании смертной казни, высадка американцев в Южном Вьетнаме.

1966 год. Леннон знакомится со своей будущей женой, Йоко Оно, его заявление журналистам о том, что "Битлз" не менее известны, чем Иисус Христос, вызывает мировой скандал, Англия - чемпион мира по футболу, председатель Мао Цзе Дун совершает пятнадцатикилометровый заплыв по реке Янцзы.

1967 год. "Битлз" под влиянием философии Махариши Махеш Йоги, они едут на встречу к нему в Уэльс, в это время умирает их менеджер Брайан Эпштейн, в этом же году впервые совершают пересадку человеческого сердца, в Англии появляется цветное телевидение, умирает кубинский революционер Че Гевара.

1968 год - Синтия Леннон, первая жена, подает на развод, Джон и Йоко публично заявляют о своей любви. В Америке президентом становится Ричард Никсон, от пули убийцы погибают Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди.

1969 год - Леннон и Йоко Оно женятся в Гибралтаре, на медовый месяц уезжают в Амстердам, где в люксе гостиницы Хилтон устраивают так называемый "бед-ин" - недельную демонстрацию борьбы за мир в постели. Леннон отсылает свой орден королеве в знак протеста против участия Великобритании в событиях в Нигерии - Биафре и поддержки Америки во Вьетнаме. Американские космонавты на луне, самолет Конкорд совершает свой первый полет.

1970 год - официально распадаются "Битлз", во Франции умирает президент Де Голль, в Англии - философ Бертран Рассел.

В 1971 году Леннон выпускает пластинку "Imagine". "Эта песня, - говорит он, - по сути своей - коммунистический манифест". Индира Ганди - президент Индии, в Америке умирает трубач Луи Армстронг.

1973 год - разлад между Джоном и Йоко, он на полтора года уходит из дома, ведет разгульную жизнь. Великобритания вступает в Общий Рынок, в Америке начинается Уотергейтский скандал. 1974 год - Леннон в Лос-Анджелесе, он выпускает пластинку "Walls and Bridges " - "Стены и мосты", она встречена критикой без энтузиазма. "В музыкальном смысле, - говорит Леннон,- в моей голове хаос". Мухаммед Али вновь становится чемпионом мира по боксу.

1975 год - Йоко Оно в возрасте 43 лет после нескольких неудачных попыток, наконец, рождает сына. Шон Оно Леннон появляется на свет в день рождения отца. Кончается вьетнамская война, Маргарет Тэтчер - лидер консерваторов.

1976 год - Леннон получает право на жительство в США, Джеймс Каллаган - британский премьер, самолет "Конкорд" начинает летать через Атлантику.

1977 год - Ленноны начинают скупать недвижимость по всей Америке, Йоко - деловой менеджер семьи. 1977 год - год Джими Картера и Леонида Ильича, умирает Чарли Чаплин, Бинг Кросби.

1978 год - роллс-ройс Леннона, раскрашенный психоделическими рисунками, пожертвован нью-йоркскому музею, польский кардинал Войтыла становится Папой Римским, в Израиле умирает Голда Меир.

1979 год - Джон и Йоко прерывают многолетнее молчание письмом в "Нью-Йорк Таймс". Маргарет Тэтчер становится Британским премьером, ирландские террористы убивают лорда Маунбаттена.

1980 год - в декабре у дверей своего подъезда Леннон погибает от руки поклонника, 25-ти летнего психопата Марка Чапмана. Леннону - сорок лет, после долгого перерыва он начал вновь сочинять музыку и выпускать пластинки. Тогда же, в декабре 1980 года, а именно 6 декабря, Джон Леннон и Йоко Оно дали большое трехчасовой интервью диск жокею молодежного радио BBC 1 Энди Пиблзу. Это интервью стало одним из последних общественных выступлений Леннона, потому что через два дня его не стало в живых. Вот этим-то уникальным лентам, сохранившимся в архиве Би-Би-Си, мы и посвящаем две последних программы.

  Музыка John Lennon   Imagine   Imagine LP

Краткое перечисление событий жизни Джона Леннона, сопряжение их с основными событиями на мировой арене неслучайно - это поможет нам понять риторический фон интервью, подтекст того, о чем в нем говорится. На ленте Би-би-си мы слышим голоса трех участников этого интервью - это сам Джон Леннон, жена его, Йоко Оно, и ведущий Радио Один - Энди Пиблз, однако отрывки из этого интервью пришлось, естественно, перетолмачить на русский, и в этом переводном варианте первоначальных участников придется изображать: ведущего Би-Би-Си будет озвучивать Алексей Леонид, Йоко Оно - Лариса Фейгина-Денисенко, а я буду читать за самого Леннона.

Интервью начинается с расспросов о жизни в Нью-Йорке, переходит к неизбежной теме первой встречи.

  Музыка John Lennon Interview      

Вед.: Надо бы, пожалуй, вернее - хотелось бы, освежить в памяти то, как вы встретились впервые...

Джон: Ну, это история длинная... Йоко приехала в Лондон, вернее, ее пригласила в Лондон группа художников, на некий Симпозиум по Разрушению в Искусстве. Она... в общем, ей организовали выставку, в галерее, как она называлась? Джон...

Йоко: Галерея "Индика"

Джон: Галерея "Индика". Так вот, Марианна Фейтфул...

Йоко: Джон Данбар

Джон: Да, Джон Данбар, бывший муж Марианны Фейтфул. Я туда заходил время от времени. То ли Джон позвонил мне, то ли они прислали мне брошюру, в общем, речь шла о некоей японке из Нью-Йорка, намечался хэппенинг, событие, она должна была выступать в мешке. "Мммм," - подумал я - "интересно, понимаете, -- секс и все такое..." Короче, я пошел, все было довольно забавно, потому что приехал я на крохотной машине "Купер Мини", но с шофером, а шофер - чуть не два с половиной метра ростом. Вот этот верзила вылезает из крохотной машины, открывает мне дверь, я вхожу. Это было за день до официального открытия...

Йоко: Я была в подвале, ну, я готовилась, к открытию...

Джон: На выставке - никого, ни в мешке, ни без мешка. На стенде экспонаты - несколько гвоздей, обыкновенное яблоко, какие-то непонятные предметы выкрашенные были, записочки на них приколоты. На экспонатах цены. Пришел Джон Данбар, водит меня, показывает. Я смотрю - что? Что такое? Ну, знаете, сто фунтов стерлингов за кулек с гвоздями? Это что, серьезно? А сколько яблоко? 200 фунтов. Я тут говорю...

Йоко: Между прочим, яблоко было свежее...

Джон: А, свежее, чудесно, спасибо большое. Двести фунтов за свежее яблоко? Я тут и говорю: это какое-то мошенничество, черт знает что. Спускаемся в подвал, какие-то люди лежат на полу. Данбар потихоньку пытается мне что-то всучить, ну, знаете - один из "Битлз", миллионер. Знакомит со странной на вид японкой, никаких мешков, ничего не происходит. Я-то думал - будет оргия, ну, понятно, в мешке, или, по крайней мере, что-нибудь такое, психоделическое, а тут все тихо, спокойно, я спрашиваю: что же тут у вас за хэппенинг, что за событие. Она подает мне маленькую карточку, на ней одно слово "ДЫШИ". Я говорю: как дышать, так? (Вздох) Она говорит: да, так. Осматриваюсь, вижу стенд, на нем молоток на цепи и куча гвоздей. Спрашиваю: может, мне гвоздь забить можно? 0на говорит: нельзя.

Йоко: Это было перед открытием, я не хотела, чтоб экспонаты трогали.

Вед.: Понятно

Джон: Джон Данбар отводит ее в угол и говорит: между прочим, это миллионер, знаешь кто такой, она же меня и не знала. В общем, подходит она ко мне и говорит: вы можете забить воображаемый гвоздь за пять шиллингов. Я ей отвечаю: за то, что я забью воображаемый гвоздь, я вам дам воображаемые пять шиллингов, идет? Тут-то, видно, мы друг на друга и обратили внимание, но настоящее сближение наступило нескоро, года через полтора или два.

  Музыка John Lennon Interview      

Вед.: Вы помните, какой у Вас тогда был умственный настрой, все ли ладилось в музыкальном отношении, были ли тогда довольны жизнью?

Джон: Какой год? 1966?

Вед.: 1966, конец.

Джон: Ну, надо бы вспомнить, что "Битлз" тогда выпускали, тогда ясно станет - какой был умственный настрой, потому что я все изменения помню только по песням.

Вед.: Известно по вашим собственным заявлениям, что во время съемок фильма "КАК Я ВЫИГРАЛ ВОЙНУ" вы уже хотели из "Битлз" уйти.

Джон: После последних гастролей "Битлз", пожалуй это было в 1965 году, тех самых, когда в Америке Ку-Клукс-Клан жег наши пластинки, ну, знаете - а меня выставляли каким-то сатанистом - после этих гастролей мы решили - хватит, в поездки больше не ездим. Я нервничал и вот тут-то и согласился сниматься в фильме, и поехал в Испанию на полтора месяца, просто... просто не знал, что еще делать. Если на гастроли не ездить - то что же делать? Без поездок как будто и жизнь кончается.

Вед.: Для Вас это много значило...

Джон: Не потому, что это мне уж так нравилось, просто не знал - что еще делать, что же делать целый день. На съемках фильма полтора месяца скука была ужасная, а уехать как-то страшно, я все сидел и думал - это конец, вместо будущего - одно пустое место... Тут-то я и задумался - в жизни без "Битлз" - чем же заняться? Так вот полтора месяца и продумал.

  Музыка John Lennon Interview      

Вед.: Вот мы сидим здесь, в Нью-Йорке, смотрим английские телевизионные программы - не появляется ли у вас мысли: эх, хорошо бы съездить домой да посмотреть?

Джон: Конечно, но Вы знаете, я обычно всем англичанам говорю ... Большинство англичан, которых я встречаю - экспатриаты, эмигранты, знаете, я много ездил, я был в Сингапуре, в Гонконге, в Кейптауне, в Иоганнесбурге, на востоке в разных местах, на Карибских островах, в Тихом океане, знаете, где Ноэль Кауард или Сомерсет Моэм - эти изветсные люди, писатели жили, в Сингапуре, это знаменитое место, отель "Ратлз" или "Рафлз", где все они собираются. Так что, как Черчилль сказал в свое время: "Неотъемлемое право англичанина - жить, где ему, черт побери, заблагорассудится!" И если меня какой-нибудь англичанин спрашивает: "Вы вот по родным местам разве не скучаете, не хотите вернуться", я отвечаю: а что, родные места куда-нибудь исчезнут? Когда я захочу туда поехать, там все будет на месте.

Йоко: Но в глубине души он такой англичанин, знаете... Вот, например, сегодня утром он наткнулся на книгу и вдруг... Ну, это, конечно, совпадение, потому что встреча с вами, Англия и все такое.... В общем, в этой книге он увидел фотографию Ливерпуля, так чуть не заплакал - ой, говорит, Ливерпуль, Ливерпуль....

Вед.: В июле 1969 года вышла песня "Дайте миру шанс", которую многие до сих пор считают классической, напомните нам, почему вы ее выпустили?

Джон: Сначала был Амстердам, первая постельная демонстрация, и по началу реакция на нее была, знаете... Смысл этой демонстрации был в рекламе мира, в противоположность рекламе войны, именно это, по сути дела ежедневно было в газетах и по телевидению - каждый день фотографии искалеченных тел, напалмовые бомбы, и мы подумали - надо дать газетам что-нибудь поприятнее, в общем, устроили эту демонстрацию, "бед-ин". Длилась она семь дней. Из-за того, что журналисты, пресса без конца задают вопросы - семь дней они могли задавать сколько угодно вопросов - без ограничения во времени, безо всяких секретов. Обычно, знаете, сначала приходят фотографы, потом они уходят и журналистам дают 10 минут на вопросы... Здесь можно было прийти, сидеть сколько угодно, выяснять в любых подробностях все о нас - кто мы такие и за что мы выступаем. И вот - Амстердам, отель "Хилтон", в огромном номере сидим мы в постели, как двое малых ребятишек...

Йоко: Дети цветов...

Джон: Ну да, дети цветов, на стенах плакаты, а репортеры друг друга локтями отталкивают - пробиваются поближе к кровати, они думали, мы в кровати что-нибудь делать начнем, у них мысли в этом направлении работали, короче, мы решили это снова повторить, попытались сделать это в Нью-Йорке, но американские власти нам не разрешили, они знали - что произошло в Амстердаме... В конце концов, устроили это в Канаде, в Монреале, и телевидение транслировало это в Америку через границу, и после того, как мы отвечали на все эти вопросы много, много, много, много, много раз, все это, в конце концов, и вылилось в строку "Дайте миру шанс". Мы не предлагаем готовой формулы, рецепта и никакой коммунизм, социализм или другой "изм" на это ответа не даст. Мы не можем дать какой-то план или формат, но задумайтесь просто - нет войны. Вот это, вкратце мы и хотели сказать, так что песню эту записали прямо в спальне монреальского отеля "Хилтон", по нашей просьбе в номер доставили восьмидорожечную машину, и там прямо все вместе и записали.

  Музыка John Lennon   Give Peace A Chance   

Вед.: Окидывая взглядом совместную деятельность Джона и Йоко - ноябрь 1969 года "Свадебный альбом". Какие мысли по этому поводу? Помните - брачное свидетельство, в пластинку был вложен символический кусок торта...

Джон: ... фотография куска торта. Просто мы как бы разделяли нашу свадьбу со всеми, кто хотел ее с нами разделить, от пластинки мы какого-то успеха не ожидали, у нас скорее была... потому мы ее и назвали - "Свадебный альбом". Ну, знаете - люди делают свадебные альбомы, которые они показывают родственникам, когда те в гости приходят. Ну а наши родственники это, как говорится, любители, поклонники, люди, которые следуют за нами, мы их, таким образом, как бы пригласили на свадьбу. А женились мы в Гибралтаре, на скале.

Вед.: Какая-нибудь особая причина? Почему именно в Гибралтаре?

Джон: В другом месте не получилось... Поначалу хотели жениться на пароме между Англией и Европой, это была, так сказать, романтическая часть, но когда приехали в Саутгемптон, на паром попасть не удалось - Йоко не английская подданная, и однодневную визу ей не дали. Кроме того, нам сказали - все равно с женитьбой ничего не выйдет, потому что у капитана больше нет права регистрировать брак пассажиров, ну тогда мы поехали в Париж, я позвонил другу и говорю: мы хотим жениться, куда можно поехать? 0н перезвонил, и говорит: единственное место - Гибралтар. Ну что, окей, поехали. В Гибралтаре все оказалось прекрасно, так называемые Геркулесовы столбы, которые в свое время символически называли "концом света"... Думали тогда, что за Геркулесовым столбами начинался неизвестный мир, так что он как бы был воротами во вселенную... В этом вот символическом смысле нам это понравилось, потому что скала легла в основу наших взаимоотношений.

John Lennon -- Love

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015