РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

14 февраля 1992: Guns N'Roses - 5

Добрый вечер, друзья. Работка у меня, доложу я вам - как у паяцев в одноименной опере Леона Кавалло: хочешь, не хочешь, а почтенную публику ежепятнично развлекай. Впрочем, чего жаловаться - сам себе такую работу придумал. Только вот бедная головка моя стала в последнее время даже во сне, сама по себе, какие-то сюжеты сочинять. Не знаю, проходите ли вы еще в школе Чернышевского с его снами Веры Павловны, но хочу предложить вам сны Всеволода Борисыча. Сон первый - приходит ко мне приятель, оперный критик, историк театра, человек сугубо непьющий. Мина у него при этом кислая, наверное, думаю, опять станет на безденежье жаловаться. А он мне тут и говорит: "Понимаешь, предложили сняться в рекламе Смирновской водки, хорошие деньги дают, что делать?" "Не знаю, - говорю, - но только водку ты ведь в рот-то не берешь? А если эта реклама по всем телевизорам пойдет - твоя ведь личность от водки станет неотторжима, ты ведь как бы лицом этой водки станешь! И вообще - как же это фирма "Смирнов" выбрала для такого дела явно непьющего человека?" "А ты думаешь, - отвечает мне резонно приятель, - будет лучше, если они в рекламу пьяницу с сизым носом вставят?" Приятель мой этот, кстати, об этом сне еще не знает ничего, и о такой возможности обогатиться даже и не подозревает. На следующей неделе я расскажу вам другой сон и поделюсь техникой их вызывания, а мы, тем временем, приступим к завершающей части рассказа об американской "Guns'N Roses", заглянув для начала в рок-хронику.

15 февраля. В 1967 году, 25 лет назад, в Америке был принят закон против музыкальных бутлеггеров, то есть пиратов, незаконно переписывающих музыку на продажу.

15 февраля 1957 года, 35 лет назад родился Джейк Ли, гитарист, игравший с Оззи Осборном, нынче - в группе "Badlands".

16 февраля - в 1954 году родился Дэйв Ломбардо из группы "Slayer".

17 февраля. 10 лет назад, в 1982 году умер известнейший джазовый пианист Телониус Монк, а в 1988-м в этот же день самоубийством покончил жизнь Александр Башлачев.

18 февраля - день рождения Йоко Оно Леннон, она родилась в Токио в 1933 году.

19 февраля, 20 лет назад, в 1972 году Пол Маккартни написал свою единственную политическую песню "Отдайте Ирландию ирландцам", которую тут же запретили, поскольку в ней, как официально было заявлено, "содержатся комментарии к делу, которое находится под королевским расследованием". Конец цитаты.

19 февраля 1980 года Бон Скотт, вокалист "AC/DC" умер в Лондоне от алкогольного отравления, задохнувшись, как говорится, рвотной массой блевотины, а в этот же день в 1948 году в Бирмингеме родился Тони Иомми, гитарист "Black Sabbath", а в 1954 году 19 февраля родился Франсис Бухгольц из группы "Скорпионы".

20 февраля - в 1946 году в Лос-Анджелесе родился Рэнди Калифония, гитарист, игравший с Джими Хендриксом, впоследствии - один из основателей группы "Spirit" и, наконец,

21 февраля 1943 года родился Дэвид Геффен, основатель корпорации "Geffen Records" в начале 80-х, фирмы, выпустившей, например, все играемые нами сегодня пластинки.

Музгазеты сообщают что "Guns'N Roses" приезжают в Англию на гастроли в июне и что, поскольку в прошлом году у них был полный аншлаг на стадионе "Уэмбли", - а там помещается 70.000 человек - то в этом году они подыскивают себе подходящую по размеру площадку. Газеты пишут, что бывший барабанщик "Guns'N Roses", Стивен Адлер, а о нем сегодня пойдет речь, создал в Лос-Анджелесе свою команду под названием "Road Crew" - что-то вроде "Гастрольная бригада".

"New Musical Express" сообщает также, что американец Принс объявил два дополнительных концерта в огромном выставочном павильоне в лондонском "Эрлз Корт", всего у него там будет восемь концертов, что есть рекорд, причем билеты на первые шесть представлений распродались быстрее, чем на концерты "Rolling Stones", Боба Дилана, "Dire Straits" или "Led Zeppelin" - таким образом рекорд как бы двойной.

Из Америки сообщают, что калифорнийский театр "Ла Джолла Плейхаус" ставит музыкальную пьесу по рок-опере группы "Who" "Tommy". Автор рок-оперы, Пит Таунзенд, сотрудничает с продюсерами театра.

Американский рок-вокалист Тэд Ньюджент, известный своими охотничьими подвигами, причем охотится он без ружья, а только со спортивным луком, - выпустил недавно книжку под названием "Кровавый след. Правда об охоте из лука". В книжке он поливает всех вегетарианцев и любителей животных, вроде Пола и Линды Маккартни, хотя, конечно в книге есть не только это: в ней содержатся более 120-ти подробно описанных охотничьих историй, а также рецептов того, что можно сделать из убитой на охоте мирной дичи.

Вот на этом мы рок-хронику, пожалуй, и закончим и перейдем к последней части пятисерийного рассказа о группе "Guns'N Roses".

Guns N' Roses" : "November Rain"

В прошлый раз мы остановились на первой серьезной потере личного состава в "Guns'N Roses" - на уходе из группы барабанщика Стивена Адлера. Несмотря на то, что он играл во многих концертах, участвовал в записях - например песни "Civil War" ("Гражданская война"), записанной для сборного альбома Джоржа Харрисона, который тот выпустил для сбора денег румынским сиротам - или музыки к фильму "Days Of Thunder" ("Дни грома"), даже в записях последнего альбома "Guns'N Roses" Стивен Адлер участвовал, но с ним пришлось распрощаться, потому что, по мнению товарищей по группе, наркотики разъели его характер, человеческую натуру настолько, что дело с ним было иметь больше нельзя. На замену ему пытались пробовать разных людей: приходил Адам Мейплз из группы "Sea Hags", потом одно время из английской "Pretenders" ("Притворщики") взяли барабанщика Мартина Чемберса: оба они играли хорошо, но вот как люди, как личности в команду вписывались слабо. Так вот и чесали себе затылок ребята, как картинный витязь на распутье, пока гитарист Слэш не сходил на концерт английской группы "The Cult" ("Культ"), которая заканчивала свои гастроли в бананово-лимонной Калифорнии. На этом концерте и обратил на себя внимание ударник Матт Сорум, его то и решили переманить к себе американцы. Надо сказать, что Матт Сорум упирался недолго, так как понимал, кто его приглашает. С другой стороны и для "Guns'N Roses" он стал важной находкой, потому что по их собственному признанию без подходящего барабанщика группа вскоре бы развалилась. Вторым пополнением стал Диззи Рид, клавишник, игравший в лос-анжелесской команде под названием "The Wild" ("Дикие"). Его чего-то стали выселять из квартиры, он позвонил своему приятелю, Экслу Роузу и тот неожиданно предложил ему работу. Новичков впервые обкатали 18 января 1991 года на огромном 200-тысячном стадионе "Маракана" в бразильской столице Рио-де-Жанейро на фестивале "Rock In Rio".

"Guns N' Roses" : "Reckless Life"

Только к весне 1991-го взялись "Guns'N Roses" за серьезную работу - запись масштабной пластинки, которая могла бы быть не только сопоставима со знаменитым их первым альбомом, но даже - где-то, в чем-то - его превзойти. Название "Use Your Illusion" ("Используй - или - примени свое воображение") появилось довольно рано. Оно было навеяно одноименной картиной художника Марка Костаби, которая запала в душу Экслу Роузу, подействовала так сказать на ЕГО воображение. Если вспомнить что и первый альбом был назван в честь картины, то можем заключить, что Эксл Роуз к изобразительному искусству неравнодушен, и, может статься, посети он отечественные хранилища живописи, то следующий сборник "Guns'N Roses" мог бы называться "Утро в сосновом лесу", "Сватовство майора" или "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Альбом "Use Your Illusion" можно сравнить с прорванной запрудой, которая перегораживала ток творческой мысли калифорнийских рокеров. Долго не выпускали они ничего оригинального, самородно-домотканного, но уж когда взялись за дело, то накопившаяся творческая вода пробила плотину и излилась обильно и широко. Судите сами - не просто альбом, даже не двойная пластинка, и не тройная, а - четыре диска, два двойных альбома, 31 композицию выдали "Guns'N Roses" для истомившихся от ожидания фанов.

"Guns N' Roses" : "Live And Let Die"

Пластинку эту ждали с нетерпением и нетерпение это искусно подогревалось через музыкальную печать невидимыми манипуляторами из пластиночной корпорации "Geffen". Дело дошло до того, что еще до выхода альбомов одних предварительных заказов на них было уже почти два миллиона. Пластинки эти еще никто не слышал, а критики провозглашали их уже краеугольным камнем и верстовым столбом 90-х годов. Получается таким образом, что на свободном рынке слава определяет спрос, а спрос поддерживает славу. Известность - вещь нематериальная, существующая в мозгу поклонников в виде неосязаемых желаний, пристрастий, склонностей, если угодно - в виде условных рефлексов или временных нервных связей - так вот, все это - зыбкое и неощутимое оборачивается в конце очень даже ощутимой кучей денег. Я всегда с легким недоумением размышлял про себя: вот, например, лежит у кого-то в коллекции старая ломаная гитара и стоит она сущую ерунду, пока не выясняется что на ней доподлинно играл, скажем, покойный Джими Хендрикс и - стоимость этой рухляди мгновенно возрастает в сотни, если не тысячи раз. Но ведь - гитара-то та же самая и лучше она ничуть не стала! Она просто переместилась из одного мнения в другое, из простой стоимости в стоимость прибавочную. И тут мы, дамы и господа, открываем для себя важный закон: если время, которое мы имеем, это деньги, которых мы не имеем, то мнения, которые мы имеем - это деньги, которые кто-то поимеет с нас! Эту истину впервые усвоили в Америке, где общественное мнение, репутация самым прямым образом связаны с успехом или неуспехом, с бедностью или богатством. Любопытная в этой связи появилась заметка в октябре прошлого года в журнале "Kerrang". "Бывший барабанщик "Guns'N Roses" Стивен Адлер, - говорилось в ней, - выступил с яростными нападками на своих бывших товарищей, утверждая, что его вышибли из группы за то, что он не боялся певца Эксл Роуза и часто спорил с ним. В своем интервью он утверждал, что из него сделали козла отпущения". ""Guns'N Roses" задерживали альбом "Use Your Illusion", - говорит он, - пластиночная фирма требовала соблюдения условий контракта и ребята, чтобы как-то оправдаться и выглядеть в этой истории получше - уволили меня." Адлер признал, что у него есть проблема с наркотиками. "Но, - добавил он, - тем же самым страдают певец Эксл Роуз и гитарист Слэш. А уж если говорить о задержках, - добавил он, - так они происходят из-за того, что Эксл не ходил ни на репетиции, ни на композиторские часы. В сочинении многих песен я принимал участие - продолжал Адлер, - в эти песни я вкладывал душу, я их выносил, а теперь мои барабанные партии исполняет кто-то другой. Что же касается увольнения, так это потому, что у меня одного хватило смелости спорить с Экслом, все остальные помалкивали, потому что боялись. На гастролях дело дошло до того, что Эксл ездил в автобусе один - никто с ним ездить не хотел, а другой гитарист, Иззи Страдлин - так вообще его избегал. Со всеми группами, с которыми мы работали, - продолжал Адлер, - "Motley Crue", "Aerosmith" и другие - у нас испорчены отношения. Из за кого? Из-за Эксла, он почти на каждом концерте на середине уходил со сцены. Увольнение нанесло непоправимый удар по моей репутации, мне предлагали работу в "AC/DC", а когда Эксл в своем интервью по "MTV" (музыкальному телевидению) заявил, что я наркоман и на барабанах играть разучился - "AC/DC" дали мне отлуп". Конец цитаты. Журнал "RAW" писал также, что Адлер подал в суд на "Guns'N Roses", требуя компенсацию за моральный ущерб, за деффамацию и за неполучение авторские, которые причитаются ему как соавтору песен на пластинках "Use Your Illusion I и II". И тут к открытому уже нами закону добавляется следующая его разновидность: мнение, которое высказали о Стивене Адлере - это деньги, которые он за это может поиметь!

"Guns N' Roses" : "Estranged"

Раз уж мы заговорили о рынке, о прибавочной стоимости мнения, о предложении и спросе - коротко об еще одной особенности американской жизни, в которой предложение заметно определяет спрос. По числу адвокатов и юристов на душу населения сегодняшнюю Америку можно сравнить лишь с числом партийных работников в Отечестве застойных годов. Разветвленная сложность американского закона приводит к тому, что подчас и шагу без юриста не ступишь, а прибыльность этой работы привела к чрезвычайному размножению крючкотворного семени. Дело до того дошло, что сейчас, затевая против кого-нибудь иск, уже не обязательно платить адвокату, достаточно предложить ему процент от будущей выигранной суммы - обычно половину. А уж при таком положении - судись не хочу, можно раскручивать любое дело: женщина может подать на начальника в суд за злоупотребление властью в сексуальных целях, если он позволил себе сомнительную шутку или не дай бог коснулся ее - или, подать на него же за потерю радости жизни, если он не сделал ни первого, ни второго. В атмосфере такого буйного расцвета прав человека у людей появилась опаска - опасаются всего и всех, страна как бы в состоянии легкого паралича и уверенно в ней себя чувствуют лишь кристально честные люди или раздолбаи вроде рокеров из "Guns'N Roses", которым все трын-трава. Они-то знают, что на каждое действие есть противодействие, что на каждый замок есть своя отмычка. Доказательств этому полно: на концерте в американском городе Ноблезвиль, Эксл обозвал публику "зэками из Аушвица", в Алпейн-Вэлли завел толпу до того, что она содрала дерн с лужайки и закидала им сцену, нанеся убытку более чем на сто тысяч. В Сент-Луисе концерт закончился массовым буйством и несколько представлений пришлось потом отменять чтоб собрать новый комплект аппаратуры, выступления в Далласе и Такоме были остановлены прямо посредине потому что в Эксла на сцену летели бутылки. Однако все это, как сказал поэт - только "танцы на грани весны" - за эту невидимую грань хитрые американцы не переходят, все им, кажется, нипочем. Даже недавний уход одного из главных песнеписцев, гитариста Иззи Страдлина, "Guns'N Roses" почти никак не заколебал. От первоначального квартета после этого осталось два человека - гитарист Слэш и певец Эксл Роуз - но пока этот двойственный союз сохраняется, внутри, между ними, как между полюсами всегда будет магнитное поле, а стало быть и электричество. "Я, - сказал про себя Эксл Роуз, - живу на лезвии ножа, а это, поверьте мне, очень опасное место". Что же касается Слэша, английского паренька смешанных кровей - отец его - выходец из Вест-Индских островов - то на недавнем интервью с журналом "Роо" выяснилось что он - до нежности застенчив, душевно любит музыку. "Главное, - сказал он в интервью, - это то, что мы все силы отдаем игре, а что о нас говорят? Только и слышно: наркотики, секс, раздоры... Все только и ищут - чего бы сказать о нас посквернее, а в такой обстановке думать о музыке, поверьте мне, нелегко."

Вот на этой прочувствованной и, я уверен, искренней ноте мы и простимся с "Guns'N Roses", ничего особенного им не пожелав, потому что они - искусные кузнецы собственного счастья. Вспоминается тут надпись в общественном английском туалете, где на стене над писсуаром было начертано: "Будущее - в наших руках!"

Итак, до встречи через неделю, всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Guns N' Roses" : "Dust And Bones"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015