РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

12 июня 1992: Paul McCartney and Wings - 1

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Лето в этом году выдалось урожайное: крутой волной идут фестивали, концерты, публикации, юбилеи. Свежий ветерок нашего неспокойного времени срывает с этой волны пену и брызги, швыряет в лицо, и важно при этом не утерять зоркости глаза, а утереться и разглядеть, отличить главное от второстепенного. Юбилей предстоящей недели - а более точно это будет четверг, 18 июня, - в Англии отмечают широко, всенародно. Жителям Петербурга, пожалуй, тоже напоминать о нем не надо, потому что Питер - земля битломанская, там дни рождения знаменитой рок-н-ролльной четверки помнят и отмечают регулярно. Но Питер - это не Россия, Россия широка, память в ней всего не держит. Так вот, я и напоминаю, что 18 июня исполнится 50 лет Полу Маккартни, самому успешному сочинителю-песеннику всех времен и народов, бывшему участнику "Beatles", музыкальной глыбе, рядом с которой в Европе толком до сих пор поставить некого. Такую дату пропустить нельзя, и потому я, с вашего позволения, отложив в сторону намеченные планы передач, посвящу нашему герою следующие четыре программы, заглянув, как водится, для начала в рок-хронику.

12 июня. Во время съемок своего второго фильма "Help", "Beatles" узнали, что они награждены орденами Кавалеров Британской Империи, которые до тех пор присуждались только героям войны. Многих настоящих героев это награждение крепко обидело и некоторые даже с возмущением вернули свои награды правительству. Произошло это в 1965 году.

14 июня. В 1961 году родился Бой Джорж - Мальчик Жора, восковая фигура которого была выставлена в лондонском музее Мадам Тюссо в 1984 году - но ненадолго: слава-то земная коротка!

15 июня. В 1941 году в Нью-Йорке родился Харри Нильсон, певец и сочинитель, писавший песни для групп "Monkees", "Yardbirds", "Blood, Sweat & Tears" и работавший также с Джоном Ленноном и Ринго Старром.

15 июня 1950 года родился Нодди Холдер из группы "Slade".

16 июня. 25 лет назад начался Монтеррейский поп-фестиваль в Калифорнии, на котором широкая публика открыла для себя Джими Хендрикса и Джанис Джоплин.

10 лет назад, 16 июня 1982 года, соло-гитарист из группы "Pretenders" ("Притворщики"), Джеймс Ханиманн-Скот умер в своей лондонской квартире после концерта. Смерть наступила от естественных причин, Ханиманну-Скотту было 25 лет.

16 июня 1954 года родился Сергей Курёхин, пианист и композитор, создатель "Поп-Механики".

18 июня, как я уже сказал - день рождения Пола Маккартни, по метрике - Джеймса Пола Маккартни, он появился на свет в Ливерпуле, и, наконец,

18 июня 1961 года родилась Алисон Мойе, английская певица обширных пропорций

Из последних новостей. Газете "New Musical Express" исполнилось 40 лет и десятки британских рок-звезд согласились пожертвовать свои песни и записать сборную пластинку для благотворительности.

Мы сообщали вам в свое время о продаже крупной английской пластиночной фирмы "Virgin Records" концерну "EMI" за какие-то жуткие деньжищи - чуть ли не миллиард долларов, так вот, новые владельцы, как пишут на этой неделе уволили на этой неделе из "Virgin Records" 80 сотрудников, а из 160 творческих единиц, которые находятся у фирмы на контракте - а это: певцы, певицы, группы и т.д. - оставляют только 84, т.е. половине артистов дали бессрочный отгул.

Из Америки сообщают, что у покойного Фредди Меркьюри объявилась 23-летняя дочь. Фрэдди никогда не был женат, но некая Кейси Меркьюри Пиден, утверждает теперь, что ее мать имела с покойным вокалистом "Queen" любовную связь, когда в 1968 году ездила в Лондон. Мисс Пиден приводит свою метрику, в которой написано, что отец ее - Фредди Меркьюри, 22 лет, студент из Лондона, Англия. Со своим отцом Кейси Меркьюри Пиден никогда не видалась, на девятилетие он подарил ей велосипед, а на окончание колледжа - серебряное ожерелье. Оба подарка были посланы анонимно. Кстати, концертная пластинка "Queen" "Live At Wembley" еще на прошлой неделе находилась на первом месте национального списка, опустившись нынче на почетную бронзовую позицию.

Но, давайте закончим рок-хронику и перейдем к рассказу о Поле Маккартни. И рассказ этот нам придется начать не как обычно -- с рождения, детства, школы, первых музыкальных опытов и так далее -- поскольку вся ранняя жизнь Маккартни принадлежит коллективу, принадлежит "Beatles". А "Beatles" только тронь. О-о-о, там столько материалу - за пятилетку не расхлебаешь. А потому мы ограничимся только творчеством самого Маккартни и его группы "Wings".

"Wings" : "Mull Of Kintyre"

Песня, навеянная любовью Маккартни к родной Шотландии, к родной волынке, к народному напитку виски и к народной мужской одежде килт - юбке, которую англичане (вернее шотландские патриоты) носят сверкая голыми коленками даже в ветер и стужу. "Что у шотландца под юбкой?" - гласит народная загадка и ответа на нее нет. Как мне пояснили специалисты, его просто быть не может. Одна лишь эта песня Маккартни обеспечила бы ее автору память потомков. Она уже прочно вошла в репертуар исполнителей народной музыки. А пластинка с ее записью поставила рекорд по тиражам. Однако, песня эта относится к 1977 году, то есть к самому концу существования группы "Wings". Мы же начнем рассказ с событий, которые привели к ее созданию. Главным был, конечно, раскол группы "Beatles" весной 1970 года. Трения в группе назревали давно, однако, последней каплей, переполнившей битловую чашу, стал спор о менеджере группы. Леннон, Харрисон и Ринго Старр поддерживали Алана Кляйна, крупнокалиберного музыкального дельца из Нью-Йорка. Маккартни резко возражал, считая его жуликом. Леннон, собственно говоря, с ним и не спорил.

"Посмотри," - говорил он Полу, - "сколько на него судебных дел заведено. Он должен быть талантливым администратором!"

Маккартни столь философского взгляда на жизнь не разделял. Партизанским методам в бизнесе предпочитал буржуазную добропорядочность и выдвигал кандидатуру своего тестя адвоката Истмана. После раскола участников "Beatles" вместе удерживали невидимые нити старого контракта. И, поскольку делами заправлял Алан Кляйн, выйти из-под контрактных обязательств полюбовно Маккартни не мог. Оставалось одно - добиваться официального роспуска группы и делить имущество по суду. Под имуществом я имею здесь фирму "Apple", принадлежавшую "Beatles", а также целую пластиночную империю, простиравшуюся по всему земному шару. Как выяснилось потом, Кляйн, воспользовавшись суматохой, перевел-таки на свой нью-йоркский счет пять миллионов долларов, якобы за свои административные услуги. Так что Маккартни на этот счет, в общем, оказался прав. Ну, да дело не в этом. Главное, что затевая судебное дело, Маккартни вынужден был судиться не только с Кляйном, но и с фирмой "Apple", то есть с остальными участниками "Beatles". И если началось все с того, что Маккартни хотел лишь свободы действий для себя, то кончилось тем, что бывшие друзья по группе были вовлечены в судебную разбираловку. Бульварные газеты, понятно, смаковали все скандальные подробности, подхватывая всякое замечание бывших соратников по поводу друг друга. Джон Леннон, например, сказал однажды: "Маккартни? Красивые песни пишет, хорошо баллады поет. Ну, он, в общем, как Энгельберт Хампердинк." Худшего оскорбления для Маккартни невозможно было придумать. Поскольку обольстительный Хампердинк со своими кружевными манжетами и бархатным голосом был тогда кумиром всех обывателей и эталоном музыкального мещанства. (Отлично пел, черт возьми.) Зиму 1970 года Маккартни провел в Шотландии на своей ферме, где он разводил овец, возился с детьми и, конечно, музицировал. На этой зимней даче у него были все музыкальные инструменты и усилители. А, кроме того, в одной из комнат стоял 16-дорожечный студийный магнитофон "Штудер" с блоками шумоподавляющих фильтров. Так что можно было наигрывать и напевать по очереди все инструментальные и голосовые партии новых песен. По весне, как озимые взопрели, у него в закромах лежало студийного материалу на целый, понимашь, альбом. Этот альбом и вышел в свет в апреле 1970 года за 2 недели до последней пластинки "Beatles" "Let It Be", он назывался просто "McCartney".

Paul McCartney : "Maybe I'm Amazed"

Maybe I'm Amazed - "Может быть, я поражен" с первой сольно-семейной пластинки Маккартни.

Я не случайно сказал "семейной", поскольку в записи ее приняла участие жена Маккартни Линда. Где-то я слышал выражение, что хорошая жена дается только очень хорошему человеку. Действительно, человек при выборе спутницы жизни раскрывает свою сущность. Одного влечет красота и всяческое элегантство. Другого -- положение и связи. Третьего (бр-р-р) вообще такое, чего и по радио не скажешь. А потом и получается: за что боролись, на то и напоролись. Для Джона Леннона и Пола Маккартни супруги их стали не только женами, матерями их детей и домохозяйками, но и неразлучными спутницами, участницами всех, даже самых казалось бы нелепых начинаний, преданными, но неназойливыми подругами. Начиная с первой пластинки "McCartney" Линда участница группы "Wings" во всех ее ипостасях. Родилась она 24 сентября 1942 года в семье адвоката. Училась в университете штата Аризона и тогда же по вечерам обучалась в школе художественной фотографии. В Нью-Йорке она начала карьеру фотографом в журнале и во время командировки в Лондон познакомилась там с Полом Маккартни. Вот эта-то трансатлантическая дружба росла и крепла, пока наконец зимой 1969 года в лондонском марилебонском ЗАГСе и состоялась регистрация. Как девушка из интеллигентной семьи, Линда умела играть на фортепиано. И вот выяснилось, что все эти гаммы и арпеджио были не напрасны. Во время домашних музицирований на даче она стала понемногу подыгрывать и подпевать своему маститому супругу (благо стесняться-то было некого). И вот так в деревенской глуши и в домашней тиши рождалась группа "Wings". В феврале 1971 года выходит первая одиночная пластинка новой группы "Another Day" ("Еще один день"). Музыка эта свидетельствовала о такой безмятежности и такой сытой домашней жизни, что Джон Леннон не стерпел. В одной из песен этого периода "How Do You Sleep" ("Как тебе спится") он говорит:

"Что прошлое твое - "вчера", А что теперь - "еще один лишь день".

Под словом "вчера" (как вы, может быть, догадались) Леннон имел ввиду известную песню Маккартни "Вчера" ("Yesterday"). В мае 1971 года в свет выходит второй альбом фермерского творчества Маккартни под названием "Ram" ("Баран"). Одна из песен этого альбома, выпущенная в Америке отдельной сорокапяткой поднялась там на вершину списка.

"Wings" : "Uncle Albert"

"Uncle Albert -- Дядя Альберт". Любопытно, что такой дядя у Маккартни действительно был. По трезвости он был - ну, обычный дядя, но по пьяному делу становился очень набожным, и читал вслух из Библии, заставляя окружающих слушать. Надо здесь сказать, что пластинка "Ram" записывалась уже не вдвоем, а втроем с барабанщиком Дэнни Сэйвеллом. Маккартни, видимо, решил, что от его игры на барабанах все-таки отдает любительщиной. Поиски барабанщика были нелегкими, поскольку Полу Маккартни нужно было найти ударника лучше, чем он сам, и при этом самому же в этом себя убедить. Такое, как вы понимаете, под силу только очень скромному человеку. Четвертым участником стал гитарист Дэнни Лэйн, который с 1964 по 1966 год играл в группе "Moody Blues", руководил своей группой "Danny Laine String Band". Потом был участником группы "Ginger Baker Airforce" и потом даже прожил год в цыганском таборе в Испании. Летом 1971 года вновь собранная группа приступила к записи альбома "Wildlife" ("Дикая природа").

"Я собрал "Wings", - сказал потом Маккартни, - "чтобы продолжать играть. Иначе мне пришлось бы переселиться в Шотландию и стать овцепасом. Не подумайте, что я против. Нет, мне это нравится. Но просто превращать это в профессию мне бы как-то не хотелось."

"Wings" : "Wildlife"

Пластинка эта вышла в свет в январе 1972 года и знаменовала собой конец первого периода. Было решено взять еще одного гитариста с тем, чтобы можно было выступать с концертами и ездить на гастроли. Гитаристом этим стал Генри Маккалок, который до этого играл в ряде групп. В частности выступал с английским певцом Джо Кокером. А также он участвовал в записи мюзикла "Jesus Christ Superstar". Обкатывать новый состав приходилось осторожно, не привлекая особого внимания музыкальных критиканов и газетчиков, для которых известного и признанного человека грязью облить - ну одно удовольствие. Первый концерт организовали в ноттингемском университете. Причем позвонили туда в студенческий совет всего за день. Подобным же бесшумным образом было заделано еще десяток концертов. А в июле 1972 группа укатила в длинные гастроли по 8 европейским странам. Здесь, пожалуй, следует упомянуть о январских событиях 1972 года. О нашумевшей единственной политической песне Маккартни "Отдайте Ирландию ирландцам". Дело в том, что 31 января в Ирландии в городе Лондондерри разгорелись беспорядки. Была вызвана полиция. Полицию забросали булыжниками и бутылками с зажигательной смесью так называемыми "Молотов коктэйл" ("Молотовскими коктейлями"). (Вот ведь никогда не знаешь, с чем войдешь в историю). Положение полиции, видно, стало совсем отчаянным, потому что был отдан приказ открыть огонь. Сколько было полицейских побито, никто не считал, но зато о 13 демонстрантах, погибших в тот день, сообщили все газеты. И 31 января в Лондондерри отмечают как "кровавое воскресенье". Сам Маккартни политических песен ни до, ни после того не писал. И его политическое кредо мне определить, в общем, трудно. Хорошая политическая песня по моему разумению должна быть искренней, прочувствованной и действительно выражать дух времени. Условно говоря, "Марш коммунистических бригад" с "Марсельезой" не сравнишь. Дух не тот, и времена не те. Короче, Маккартни написал тогда песню "Отдайте Ирландию ирландцам". Мне, помнится, в ирландском вопросе давно самому хотелось разобраться, и вот что выяснилось. Только католики в Ирландии считают себя истинными ирландцами, а протестанты для них пришельцы. А пришельцы эти говорят на том же языке и живут на той же ирландской земле лет этак 400. Вот и разбирайтесь, кому и что надо тут отдавать. Песня Маккартни была запрещена на радио Би-би-си, но другие станции ее играли. В Ирландии она поднялась на 1 место местного ирландского списка. Однако, ни в Англии, ни в Америке успехом не пользовалась. Что же касается мотивов, побудивших Маккартни написать ее, то мне кажется, что это надо рассматривать в свете его отношений с Джоном Ленноном. Если Маккартни - это прежде всего лирик, романтик, музыкант до мозга костей, то Леннон - это интеллектуал-самоучка, человек яркого общественного темперамента, поэт, и уж только потом музыкант. У Маккартни, так сказать, не было той идейной надстройки как у Леннона. С другой стороны у Леннона не было быть может той органичной и естественной музыкальности. Именно поэтому совместное их сотрудничество и было таким полноценным. После раскола "Beatles" Леннон с высоты своего интеллектуализма посмеивался над Маккартни. Даже, как вы помните, назвал его Энгельбертом Хампердинком. Вот тут-то и кроется, по-моему, разгадка, ибо всем нам в жизни кому-то что-то приходиться доказывать. Будь то друг, жена или, скажем, бодливая соседская корова.

Вот таким глубоким умозрением мы и закончим наш рассказ на 1972 году, рассказ о группе "Wings" и Поле Маккартни. Я прощаюсь с вами до будущей недели, всего вам самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Wings" : "Heart Of The Country"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015